ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ Е. И. НОСОВА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. И. Петрухин, Е. П. Петрухина

найти другие работы автора

Е. И. Носов - явление уникальное в нашей литературе: большой русский писатель, классик современной литературы, человек удивительной мудрости, человечности, доброты...

Его произведения хорошо известны в России и за ее пределами. Многие рассказы включены в школьную программу.

На уроках русского языка целесообразно использовать миниатюры и этюды, позволяющие раскрыть единство содержания и формы, т.е. провести филологический анализ текста.

К каждому тексту предлагается ряд заданий. На уроке внеклассного чтения учащиеся отчитываются о проделанной работе и под руководством учителя выполняют те задания, которые вызвали у них затруднение.

Малая родина

Вот пишут: малая родина... Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?

По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле...

Задания

Какое место на земле вы считаете своей малой родиной?

Почему в самом начале этого отрывка из текста так много вопросительных предложений? Можно ли эти предложения назвать риторическим вопросом?

Почему следующее предложение после вопросительных начинается с вводного слова "по-моему" ?

Как вы понимаете в тексте значение слова окоем? Подберите к нему однокоренные слова и запишите их.

Как вы понимаете значение слова первореальность ? Каким способом оно образовано?

Найдите в тексте определения к этому слову. Какой частью речи они выражены и почему?

Почему Е. И. Носов использует слово с приставкой воc- (восчувствованная)?

Почему в тексте автор использует старославянское слово око вместо слова глаз?

Как вы понимаете метафору "душа удивилась, обрадовалась и возликовала"?

Найдите в толковом словаре значение слова лазурный и сделайте лексический разбор данного слова.

Продолжите предложение "Для меня малая родина - это..." Сделайте синтаксический разбор получившегося предложения.

О счастье

Один мудрец на вопрос, что такое счастье, ответил, что счастье - это быть искренним. Так неожиданно на первый слух! Ведь принято считать, что счастье в труде, в нужности людям.

Но, поразмыслив, приходишь к согласию: и в труде нужно быть искренним, иначе труд станет обузой.

И людям ты нужен лишь тогда, когда искренен с ними.

Задания

К какому стилю и типу речи относится текст? Ответ аргументируйте.

Определите по толковому словарю значение слова искренний. Однозначно ли оно? Подберите к нему синонимы и антонимы.

Как вы понимаете слова "...и в труде нужно быть искренним, иначе труд станет обузой..."?

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Определите происхождение слова обуза (по этимологическому словарю) и подберите однокоренные слова к нему.

Определите способ образования существительного нужность.

Выпишите из текста числительные, определите их разряд.

Какой частью речи является слово лишь в последнем предложении?

Найдите в тексте составные сказуемые, попробуйте заменить их простыми глагольными. Равноценна ли такая замена?

Как бы вы ответили на вопрос: что такое счастье?

Вышивание крестом

Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги. Слово - тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо, как и шелковую нить, определить на цветность - не слишком ли бледно или наоборот - ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?

Слово к слову, крестик к крестику - и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера...

Задания

К какому стилю и типу речи принадлежит текст?

Какой основной художественный прием использует автор текста? Найдите в тексте сравнительные обороты.

Как вы понимаете значение слова цветность? Составьте словарную статью к данному слову. В случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем.

Найдите в тексте сложное слово, определите способ образования.

Выпишите слова с орфограммой "Одна и две буквы н в разных частях речи". Выпишите словарные слова.

Найдите предложения, где тире ставится по правилам пунктуации. Обозначьте в них главные члены предложения. Укажите предложения, где тире выступает в качестве авторского знака.

Определите происхождение слова холст (воспользуйтесь этимологическим словарем).

Подберите к слову творила омоним, составьте с ним словосочетание или предложение.

Поразмышляйте над словами автора о произведениях подлинного искусства.

О поэзии

Настоящая поэзия мне всегда представлялась хорошо прожаренным ржаным сухарем. И пусть вас не пугает это сравнение. В отличие от сырой буханки хлеба из него выпарено все лишнее, оставлено лишь сухое концентрированное вещество. Да, о сухарь иногда ломают зубы и дерут рот. Но какая же это поэзия, которую, как размазню, заглатывают не жуя! Зато не забыть аромата, когда разжуешь кусочек! И дымом, и домом, и полем, и Русью, и вольной волей повеет от каждой его кротки... Истинный талант редок и будет редкостью вовеки, и потому он имеет значимость всенародной ценности.

Лес велик, бессчетно в нем деревьев, кустарников и всяких кустов и трав. Каждое из этих растений по-своему прекрасно и полезно. Но в том-то и дело, что их много, потому они своим сообществом и составляют лес. А вот женьшеня в этом лесу может оказаться всего один корешок. Или вовсе не оказаться. Видимо, и здесь, в лесу, природа позаботилась о том, чтобы избежать пресыщения и не дать каждому лопуху мнить себя корнем жизни.

Задания

На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? Найдите предложение (или предложения), которое связывает эти части.

Какой художественный прием использован автором?

Определите значение следующих слов: концентрированное, размазня. В прямом или переносном значении использованы они в тексте?

Выпишите имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Выпишите слова, которые пишутся с двумя буквами н, определите их принадлежность к той или иной части речи.

Выпишите несколько слов с приставками, объясните написание приставок.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Выпишите качественные имена прилагательные, образуйте от них степени сравнения.

Составьте словарную статью к слову аромат.

Определите особенность произношения слова поэзия.

Напишите сочинение-миниатюру на тему "Кого из современных авторов можно считать истинным талантом".

стр. 60


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

В. И. Петрухин, Е. П. Петрухина , ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ Е. И. НОСОВА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018094&archive=1206184559 (дата обращения: 25.04.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии