Я И МОЙ ЯЗЫК (О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ В ШКОЛЕ)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. В. Боброва

найти другие работы автора

В настоящее время мы наблюдаем тенденцию к изменению направления образовательного процесса в школе. Выдвигается на первый план задача воспитания человека.

Какой вклад могут внести учителя родного языка в становление личности учеников, воспитание их патриотами? Давайте изменим взгляд на процесс обучения, или, другими словами, сделаем предметом изучения не систему языка- речи, а человека, овладевающего языком и речью.

Для этого учителю необходимы знание особенностей восприятия языка-речи и правильная организация процесса обучения.

Учителю важно знать, что, обучая родному языку, мы не просто учим тому, чем ребенок неосознанно владеет с детства, а формируем его языковое сознание, или, иначе говоря, строим языковую картину мира.

Главным элементом системы языка и одновременно языкового сознания является слово. Поэтому, говоря о слове, мы говорим и обо всей системе языка, об устройстве всего языкового сознания. За словом стоят не только отдельные предметы, процессы, свойства, но и представления людей об этих феноменах внешнего мира, а также эмоции, которые вызывает у человека его взаимодействие с миром, другими людьми, с самим собой.

Языковое сознание можно представить как память о разнообразных предметах, процессах, свойствах, ситуациях, представлениях, оценках и эмоциях людей.

Такова внутренняя структура "образа мира", который есть у каждого носителя языка, но он может оставаться неосознаваемым в течение всей жизни,

Один из путей воспитания личности культурного человека - осознание своего "Я", окружающего мира и своего места в этом мире. Осознание собственного "Я" возможно в процессе понимания собственного текста, или, другими словами, понимания значений используемых в собственной речи слов. Это довольно сложный процесс и требует специального научения, первой ступенью которого является обучение пониманию речи собеседника.

Всякий процесс понимания высказывания включает в себя и речевую, и мыслительную деятельность. Создание такой ситуации возможно на уроке- коммуникации, который сублимирует две модели коммуникации, такие, как "Я - Он", и "Я - Я", пользуясь терминами Ю. М. Лотмана. Коммуникационная система "Я - Он" обеспечивает передачу некоторого объема информации. Как замечает исследователь, сообщение и содержащаяся в нем информация в этом случае остаются неизменными, а в системе "Я - Я", при общении с самим собой, сообщение переформулируется и приобретает новый смысл, приводит к перестройке самого "Я". Дело в том, что в коммуникационной системе "Я - Он" адресант передает сообщение адресату, а сам остается неизменным, а в системе "Я - Я" сообщение передается самому себе, и если сущность личности трактовать как набор социально значимых кодов, то в этот момент как раз и происходит изменение этого набора.

Каждый учитель знаком с первой коммуникационной системой, на уроке это может быть беседа с учениками по определенной теме, а обучению учащихся рефлексии - второй модели коммуникационной системы - в нынешней школе не уделяется должного внимания. Рассмотрим пример использования двух коммуникационных систем на уроке формирования грамматического по-

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

нятия "Общекатегориальное значение глагола как части речи" в VI классе. В школьном учебнике для V-IX классов В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой о глаголе говорится следующее:

"Понятие о глаголе.

Глагол называет действия предметов. Почти в каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предмета характеризует предмет.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

А. Пушкин

Известный русский писатель А. М. Толстой писал: "Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе".

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: "Глагол - это речь человека, разумный говор, язык".

Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т. д.).

Глагол, как и другие части речи, характеризуется следующими признаками: 1) общим грамматическим значением; 2) морфологическими признаками; 3) синтаксическими признаками.

Общее грамматическое значение глагола - это действие.

Глаголы называют различные действия:

1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и

ДР.;

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;

4) действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;

5) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки глагола - изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

Синтаксические признаки глагола - в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Например, в предложении Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (А. Пушкин) глаголы гуляет, подгоняет являются сказуемыми и согласуются с подлежащим ветер в ед. ч.

Глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями, образуя словосочетания. Например: Темные быстро над морем. Как неслись? (быстро неслись); неслись где? над чем? (неслись над морем)".

Прочитав это определение, мы получили информацию о словах, относящихся к глаголу как части речи.

Очень долго мы, учителя, оставались в плену иллюзии, что подробное определение того или иного понятия, данное в учебнике, позволяет сформировать представление о лингвистических категориях у учеников. Но практика показывает, что наши ученики не всегда умеют читать, тем более самостоятельно организовывать учебную деятельность.

Прочитав это определение, ученик может спросить себя, что мне делать с этой информацией, где ее применять, зачем она мне нужна, как она пригодится в жизни?

Если мы обучаем ученика системе языка, то далее мы применяем полученные сведения на практике, если же целью нашего обучения является сам человек и его мировосприятие, то зазубривания полученных фактов недостаточно. Задача учителя - организовать процесс мыследеятельности учащихся, нацеленный на понимание полученной информации.

Для этого, читая название параграфа, определяем тему, цель предстоящего разговора, уточняем представления, которые сложились у нас в процессе обучения в начальной школе. Затем переходим к чтению первой фразы параграфа: "Глагол называет действия предметов. Почти в каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предмета характеризует предмет". Информация, содержащаяся в первом предложении, нам известна, а во втором содержатся некие новые сведения, которые еще предстоит понять и проверить.

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

Возьмем любой текст из школьной программы по литературе, например стихотворение А. К. Толстого;



Организуя беседу с учениками, узнаем, о чем или о ком говорится в этом тексте. Ответом после первичного чтения может быть слово колокольчики. Да, речь идет о цветах, но если внимательно вчитаться, то главную роль в этом тексте играет человек, который скачет на коне и топчет эти цветы. Таким образом, мы выяснили, что предметом речи являются цветы, а основной темой разговора - человек и его переживания.

Но на уроке русского языка основная наша задача - определение языковых значений и их роли в смысловой организации текста. Поэтому следующим этапом работы является выделение слов, называющих предметы, которые совершают какое-либо действие (пользуясь общепринятой терминологией - ищем подлежащее), подчеркиваем их одной чертой. Выпишем эти слова: колокольчики, конь, я (человек). Определив лексическое значение каждого из этих слов, тем самым мы опишем предмет (с точки зрения лингвистики) или построим сенсорный образ (с точки зрения психолингвистики). Колокольчики - травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, похожими по форме на маленькие колокола. Конь - это лошадь. Я - человек, рассказчик, от чьего имени ведется повествование. Теперь обратим внимание, какими словами автор характеризует действия этих предметов: колокольчики - глядят, звенят, качают головой, клянут; конь - несет, топчет, бьет; человек - рад не топтать, рад промчаться, не может удержать, летит, взметает, не знает. В беседе выясняем, могут ли колокольчики глядеть, покачивать головой, ругать кого-либо. Оказывается, не могут; автор переносит на неживые предметы действия человека. Звенеть могут колокольчики, но только не цветы, цветы на ветру могут шелестеть, покачиваться. Мы представили себе цветы, когда описывали значение слова колокольчики, далее наша "картинка" расширяется, мы видим, что цветы - живые, они могут действовать как человек, они обращаются к человеку, только ничего не говорят вслух. Мы только что охарактеризовали предмет, но не со стороны его качества, а с точки зрения того, что он умеет делать. Продолжим эту работу дальше. Конь несет, то есть мчится, топчет цветы, ударяет по ним своим копытом. Мы можем представить себе молодого резвого скакуна, который несется по полю. На коне сидит человек, он и рад бы остановить лошадь, но не может этого сделать, не может удержать уздой бег неукротимый, человек обращается к цветам, природе, чтобы она его пощадила, простила, потому что он ничего не может поделать, это не в его силах. Человек бессилен перед природой, не может понять происходящего, не может остановить бег, вот только чего? Конечно, с конем наш герой мог бы справиться, видимо, здесь речь идет о другом. Но не будем углубляться в герменевтический анализ текста и описывать картину окружающего мира глазами А. К. Толстого, перед нами стоит конкретная лингвистическая задача. Мы охарактеризовали предметы с точки зрения их действия.

Следующим этапом работы учителя на уроке будет организация рефлективной деятельности учащихся. Ученики,

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

вспоминая последовательность своих действий на уроке, должны понять, за счет чего расширилось их первичное представление, что они для этого сделали. Анализ слов, называющих действия выделенных нами предметов речи, позволил получить характеристику этих предметов с точки зрения производимых ими действий.

Мы можем выделить новое знание, полученное учащимися на этом уроке. Изучая тему "Имя прилагательное", мы говорили о том, что слова этой части речи обозначают признак предмета, называют особенности, присущие именно этому предмету. Сегодня мы узнали, что предмет может характеризоваться и с точки зрения его действия. Так как частью речи, называющей действие предмета, является глагол, можно сделать вывод, что грамматическим значением этой части речи будет название процессуального признака предмета. Возвращаемся к нашему учебнику, теперь нам становится понятна и вторая фраза о характеристике предмета глаголом. Далее мы продолжаем знакомиться со статьей учебника и обращаем внимание на перечисление названий различных действий глагола. Зададим себе вопрос, каким предметам свойственно то или иное действие, какой предмет оно характеризует. Выясняем, что большинство глаголов характеризует деятельность человека, его состояние. Действия, называющие перемещение и положение в пространстве, могут быть свойственны как человеку, так и всем другим существам и предметам на земле: дождь идет, самолет летит, дерево стоит, бревно лежит и др. При переосмыслении действия, свойственные человеку, могут характеризовать и неживой предмет.

Таким образом, мы не просто выяснили, каково грамматическое значение глагола, а еще постарались понять, как человек видит окружающий мир, какими характеристиками наделяет он предметы вокруг себя. Мы раскрыли смысл использования автором глаголов в речи.

Следующим важным этапом урока является создание коммуникативной ситуации, где автором высказывания становится сам ученик. Он пишет свой текст на тему: "Какова, на мой взгляд, роль глаголов в речи?", "С какой целью автор использует глаголы в стихотворении" или "Что я понял сегодня на уроке", "Что нового я узнал сегодня". В этот момент происходит разговор ученика с самим собой. Он обучается внутреннему монологу и культуре оформления собственных мыслей. Запись или проговаривание своего текста помогает начинающему автору взглянуть на собственное произведение отчужденно, как на еще один текст, который требует понимания. Это именно та часть урока, когда происходит обучение, с одной стороны, навыкам общения с самим собой, когда важным становится момент отслеживания собственного роста, личностного изменения, а с другой стороны, умениям лингвистически точно передавать собственную мысль, чтобы быть понятым.

Конечно, глубина восприятия текста зависит от возраста ученика, степени его общего развития, приобретенных навыков анализа речевого высказывания. Но обучение в том и заключается, чтобы приучить школьников внимательно относиться к словам, к своей собственной речи.

Литература

Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста. - Калинин, 1989.

Волков В. В. Введение в психолингвистику. - Ужгород, 1994.

Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.

Лотман Ю. М. Избранные статьи. - Таллин, 1992.

стр. 41


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

С. В. Боброва , Я И МОЙ ЯЗЫК (О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ В ШКОЛЕ) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017908&archive=1206184559 (дата обращения: 24.04.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии