ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Ю. К. Кузнецова

Конспект урока по литературе в XI классе

Цели урока:

1) проследить эволюцию взглядов поэта на тему России;

2) определить ее роль в творчестве Александра Блока;

3) нравственно-патриотическое воспитание учащихся;

4) совершенствование умения анализировать литературное произведение.

1. Вступительное слово. "Стоит передо мной моя тема, тема о России..." (А. Блок)

Лирика А. Блока - явление уникальное в русской культуре. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом "пути". На эту ее особенность указывал и сам А. Блок.

Тема родины, России - сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. "Это все - о России", - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща. Однако наиболее целеустремленно он обратился к воплощению этой темы в период реакции. В письме Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: "Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь..."

2. Образ России в раннем творчестве поэта ("Гамаюн, птица вещая")

"Россия здесь не государство, не национальное целое, не отечество, а некое соединение, постоянно меняющее свой внешний образ, текучее... и, однако, не изменяющееся в чем-то самом основном... Наиболее близко определяют это понятие слова: "народ", "народная душа", "стихия", но каждое из них отдельно все-таки не исчерпывает всего музыкального смысла слова "Россия".

С самого раннего творчества Блок не часто, но обращался к реальной жизни и истории России. С этого он, собственно, начал свой путь, осмыслив картину Виктора Михайловича Васнецова "Гамаюн" как образ России, идущей вперед сквозь иго татар, голод, казни...

Первое стихотворение, которое юный Блок счел достойным публикации - "Гамаюн, птица вещая" (1899), уже было "о России" и содержало не столько описание картины Васнецова с элементами стилизации славянского фольклора, воспоминания о татарском иге, опричнине, Смутном времени, сколько темное еще и для самого автора пророчество о "судьбе России", а отчасти и о судьбе блоковской музы:

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...

Россия ранней лирики - идеальная, полусказочная, более всего связанная с "детским" Пушкиным и Аксаковым, с легендой о Глубинной-голубиной книге, с теремом Царевны, еще напоминающим декорации к операм Римского-Корсакова.

Истинный образ "блоковской России" начинает формироваться в творчестве Блока 1905- 1906 годов.

3. Формирование образа "блоковской России" в творчестве 1905 - 1906 гг. ("Осенняя воля", "Русь")

В годы революции тема современности, родины, России, народа глубоко осознается поэтом, придавая новое направление его творчеству.

В 1905 г. он пишет стихотворение "Осенняя воля".

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

Чтение стихотворения наизусть, комментарий учащихся.

Поэт пытается понять грядущее родины, определить свое место в ее истории, приобщиться к народной жизни "тысячеокой" России с ее тайной мистической душой, непостижимой внутренней силой.

Чтение стихотворения "Русь" наизусть, комментарий.

Блок остро ощущает "углубленное и отдельное чувство" связи с родиной.

"Разгулялась осень в мокрых долах..." - писал поэт с проникновенной любовью о "нищей и родной Руси" в стихотворении "Осенняя воля". Но образ Руси у Блока еще мифологизирован. Русь - это таинственная страна с ее дебрями, ворожбой, колдунами и демонами:

Ты и во сне необычайна... "Русь"

В такой трактовке образа России сказывалась связь Блока с концепциями "народной души" символистов, их интересами к народной демонологии, проявившимися в то время в поэзии К. Бальмонта, прозе А. Ремизова, музыке Лядова, Стравинского, живописи Врубеля. Расставаясь с прошлым, с образами ранней поэзии, Блок еще не может изжить чувства "незнания о будущем".

4. Расширение понятия "Родина" ("На железной дороге")

"Родина" для Блока - понятие широкое, поэтому он посчитал возможным включить в цикл "Родина" (вершинный цикл всего творчества Блока) стихотворения и сугубо интимные ("Посещение", "Дым от костра струею сизой..."), и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой "страшного мира" ("Грешить бесстыдно, непробудно", "На железной дороге").

Чтение наизусть стихотворения "На железной дороге", комментарий.

5. Слияние темы родины и народа ("Родина", 1908)

В эпоху меж двух революций, под знаком потрясений, пережитых страной, в русской литературе главной оказалась проблема исследования русского национального характера. Тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников эпохи - и реалистов, и модернистов. Относится это и к Блоку. Но если для некоторых писателей Россия тех лет - воплощение неразумных начал бытия: косности, невежества, дикости, голода, нужды и пьянства ("Деревня" Ив. Бунина, сб. стихотворений А. Белого "Пепел"), то Блок избежал подобных крайностей в описании русской жизни. У него в стихотворениях 1908 года тема родины и народа стала воплощением спасительной для его лирического героя любви к родному краю.

Чтение наизусть стихотворения "Родина", комментарий.

Любовь к родине у Блока особенная. Обычно русская гуманистическая и патриотическая лирика ориентировалась в этой теме на Некрасова с его сыновним отношением к родине ("Не может сын глядеть спокойно / на горе матери родной, / Не будет гражданин достойный / К Отчизне холоден душой"). Блок привносит в нее необычно интимное начало - "О, Русь моя! Жена моя!..". Но при этом его чувство лишено какой бы то ни было умильности или прекраснодушия, оно различает в ней и "прекрасные черты", и "разбойную красу"; его потрясают ее слезы и "плат узорный до бровей", но слышит он и "острожную песню ямщика".

Эта двуликость, двойственность в народном характере, соединение в нем и верности заветам христианских догматов, и всегдашней готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту, которые равно привлекают поэта, осмысливается им как залог обретения спасительной судьбы: "Пускай заманит и обманет, - / Не пропадешь, не сгинешь ты..." Из этого вырастает понимание Блоком русской Революции.

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

6. Цикл "На поле Куликовом..." (1908)

Способность России определять и отстаивать свою судьбу, свою волю с воодушевлением утверждается поэтом в том же 1908 году в цикле "На поле Куликовом". Однако это произведение не только историческое, поэт славит ратный подвиг русичей в XIV в., но не менее важна для него проекция грандиозной битвы на современность.

В примечании к прижизненному изданию цикла Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

Чтение наизусть и комментарий стихотворений цикла "На поле Куликовом".

7. "Рожденные в года глухие..."

Слова Блока о символическом значении Куликовской битвы отозвались в его тогда же написанных работах - драме "Песня судьбы" и статье "Народ и интеллигенция". Последнее название и формулирует главную проблему, над которой мучительно и напряженно размышлял поэт в эти годы. Революция резче, чем прежде, обозначила разрыв между массой народа и относительно немногочисленной русской интеллигенцией, образовавшейся в процессе исторического развития страны. Преодолеть этот разрыв, найти путь к соединению своей судьбы с судьбой миллионов простолюдинов - цель и стремление лучших интеллигентов России, от лица которых говорил Блок. В современности, которая чревата неизбежным историческим катаклизмом, каждый должен выполнить свою святую обязанность - посвятить себя благу Отечества, как герой Блока - участник Куликовской битвы.

Кроме того, в 1907- 1908 гг. в романтизме Блока появляются новые качества активного романтизма. От созерцательно-пассивного отношения к жизни в духе мистических жалоб Жуковского он под воздействием революционных событий эпохи приходит к утверждению нового принципа творчества - протеста, борения, сопротивления; не случайно в эти годы особенно близким ему становится мятежный Лермонтов.

Изменится и облик лирического героя блоковской поэзии. Это не жрец, не теург, а человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается неразрывная связь личного с общим, дух эпохи:

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего,

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят Царствие Твое!

8 сентября 1914

Такой характер восприятия мира и себя в мире с наибольшей очевидностью проявился в стихах А. Блока о России.

стр. 37

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Ю. К. Кузнецова , ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017871&archive=1206184559 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии