СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА "ВЕСЬ ДЕНЬ ОНА ЛЕЖАЛА В ЗАБЫТЬИ..."

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. М. Кривенкова

Структурный анализ лирического произведения

Выразительное чтение - одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно- эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик, как правило, передает лишь настроение стихотворного произведения, а не его мысль. Подобные искажения мы можем наблюдать и на уроке, и на многочисленных конкурсах чтецов: школьники восторженно декламируют, например, "Медного всадника" А. С. Пушкина и абсолютно с той же эмоциональной окраской читают "Необычайное приключение..." В. В. Маяковского. Но разве в этих двух произведениях авторами заложена одна и та же мысль? Нет. Тогда возникает вопрос: как работать со стихотворным произведением, как прочитать его так, чтобы не только не потерять ниточки мысли автора, а, напротив, передать ее движение, ее развитие? В этом нам может помочь структурный анализ лирического произведения, который используется в работе актерских и режиссерских факультетов. Суть его заключается в последовательной построчной проработке стихотворения, а именно:

1) безынтонационно читаем текст, определяем главную тему и мысль;

2) читаем и разбиваем на части (стихотворный текст тоже подразумевает деление на составные части: вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку);

3) разбираемся, какую смысловую нагрузку несет на себе каждая часть; какую роль каждая часть играет для раскрытия главной мысли автора;

4) расставляем паузы, смысловые ударения, определяем ритмическую картину, зоны повышения и понижения интонации;

5) пробуем прочесть, учитывая проделанную работу, но все еще не интонируя;

стараемся "протянуть" мысль от начала и до конца стихотворения.

Проанализируем, например, стихотворение Ф. И. Тютчева "Весь день она лежала в забытьи...". Это стихотворение относится к "Денисьевскому циклу" любовной лирики поэта. Здесь Тютчев рассказывает об умирающей женщине, которая была близка ему, Автор говорит о том, как много испытаний приходится человеку перенести в своей жизни и самое тяжелое из них - это потеря любимого человека. В такую минуту он просит помощи и поддержки у Бога, как у силы вечной, стоящей выше жизни и смерти.

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

Во вступительной части мы знакомимся с умирающей женщиной, которая весь день до начала описания лежала в забытьи:

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.

Несмотря на это, автор рисует печальный, но вместе с тем светлый пейзаж:

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Обратим внимание на эпитеты, которые он употребляет: "теплый", "летний", а особенно выражение "весело звучали", будто автор намекает нам на то, что должно произойти что-то знаменательное.

И действительно, в завязке девушка возвращается к жизни, это становится событием стихотворения:

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму...

Автор пишет: "... прислушиваться к шуму..."; к какому шуму? Что за звуки слушает девушка перед смертью? Может быть, это звуки мира, которых мы не замечаем, но которые становятся богатством для человека умирающего, и он старается запомнить каждый звук и сохранить его в памяти как можно дольше ? Или это похоже на прощание с миром живых? Об этом мы можем судить из третьей части - развития.

Девушка не просто слушает, она слушает заинтересованно:

И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...

Не зря автор употребляет дважды эпитеты: "...в сознательную думу..." и " ...Сознательно она проговорила...". Здесь поэт, идя на усиление, вероятно, хочет обратить наше внимание на то, что девушка понимает и принимает течение жизни и свою смерть как ее часть. Мы не видим в ней протеста, страха или жалости к себе, свои последние минуты жизни она посвящает признанию в любви к миру, из которого вынуждена уйти:

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как вес это я любила!"

Интересно, что переживания лирического героя в строках: "...Я был при ней убитый, но живой..." - составляют полную противоположность чувствам героини, что как нельзя лучше характеризует глубину потери человека: он жив физически, но часть его души умирает вместе с любимой.

Кульминацией становится признание героини в стихе: "... О, как все это я любила!", в котором она говорит о себе в прошедшем времени, как о ком-то уже переставшем существовать.

В развязке нам становится понятно, что для лирического героя его возлюбленная была женщиной исключительной, способной любить и дарить любовь:

Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!

Мы чувствуем, что лирический герой не может смириться с потерей, его переполняют чувства, с которыми он не в силах совладать один, и тогда он обращается к Богу в последней надежде облегчить свои страдания:

О Господи! ...и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

Теперь перед нами встает следующая задача: расставить паузы, логические ударения, отметить зоны повышения и понижения интонации, определиться с ритмической структурой стихотворения. Для облегчения работы введем небольшую систему знаковых обозначений;

- безынтонационно;

- повышение интонации;

- понижение интонации;

- логическая пауза;

- смысловое ударение.

Следующий этап работы заключается в выделении отдельных фрагментов текста как опорных пунктов в развитии мысли автора, например: "...Весь день она лежала в забытьи...", затем "...И медленно опомнилась она...", потом "...И долго слушала - увлечена...", наконец, "...Сознательно она проговорила...:/ "О, как все это я любила!", и в завершение - "...О Господи! ...и это пережить...".

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

Сразу следует отметить, что знаки препинания на последнем этапе работы мы расставляем не с точки зрения грамматической структуры текста, а руководствуясь логикой мысли автора, принятой в данном контексте обсуждения.

Прочтем текст еще раз, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий. Для этого мы выбираем неспешный ритм повествования "от третьего лица", обозначаем несколько логических ударений:



В завязке картина действия меняется, ритм становится все четче, отрывистее, затем постепенно нарастает, ускоряется с каждой новой строчкой, создавая необходимое напряжение. Интонация все настойчивее уходит на повышение; знаки препинания здесь отсутствуют:



Логическую запятую мы ставим лишь в начале следующей строфы, и, хотя мысль не закончена, перечисление уже достигло своей высшей точки. В кульминации ритм замедляется, паузы помогают сделать акцент на главном:



Последнее четверостишие можно условно разделить надвое: в первой части динамику переживаний автора возможно передать за счет "рваного" ритма, который, сталкиваясь с логическими запятыми, создает атмосферу тревожности; почти отсутствуют знаки препинания:



Во второй части ритм приобретает медленный характер после эмоционального обращения "...О господи!"; мы не ставим точки, поскольку автор не приходит в успокоение, напротив, он ждет ответа, помощи. Выдерживаем долгую паузу, учитывая интонационное повышение в конце этой фразы.

В двух последних стихах сосредоточено мощное эмоциональное переживание поэта, в конце каждой строки он предпочитает иным знакам препинания многоточие как символ недосказанности. В этой ситуации интересно сработать на контрасте: передать насыщенность чувств через некую отстраненность повествования за счет минимума средств эмоционально-художественной выразительности, среди которых отсутствие логических ударений, интонационных повышений, использование логических пауз:



В конце работы ученики могут ответить на вопросы, связанные с текстом, например:

1) Что хотел сказать автор этой строфой?

2) Какое словосочетание или эпитет является ключевым в раскрытии мысли в строфе, в стихотворении?

3) С помощью чего автор добивается необходимого настроения в произведении?

4) Может ли один стих содержать несколько смысловых ударений? Обоснуйте свой ответ.

Если учащиеся овладеют навыками структурного анализа лирического произведения, они легко смогут проследить движение мысли автора в любой поэтической форме.

стр. 34

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. М. Кривенкова , СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА "ВЕСЬ ДЕНЬ ОНА ЛЕЖАЛА В ЗАБЫТЬИ..." // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017836&archive=1206184559 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии