ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА "БЕДНАЯ ЛИЗА" В IX КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. А. Калганова

найти другие работы автора

Повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" после значительного перерыва вновь введена в школьные программы. В методике прежних лет накоплен определенный опыт ее изучения. Обычно обращалось внимание на незамысловатость сюжета, на правдивые стороны в переживаниях героев и на уход автора от правды в изображении крестьянского быта. Идея связывалась со словами "и крестьянки любить умеют", подчеркивалось, что Карамзин показал губительные последствия сословного неравенства. Все это, безусловно, следует иметь в виду при изучении повести.

Вместе с тем нужно подвести учащихся к пониманию той далекой эпохи XVIII в., когда наряду с произведениями писателей-классицистов к читателю пришли повести нового литературного направления - сентиментализма. Ведь восприятие повести читателями-школьниками наших дней во многом иное, чем современниками Карамзина.

Слово "сентиментальный" в современном языке имеет два значения:

- излишне чувствительный, слащавый; такой, которым легко растрогаться. Словарь отмечает у слова пренебрежительный оттенок в этом значении. Слова "сентиментальный", "чувствительный", "слезливый" осознаются как синонимы;

- второе значение слова - основанный на принципах сентиментализма как литературного направления, сложившегося в России во второй трети XVIII в., например, сентиментальная повесть.

В те времена сентиментальность понималась как чувствительность в положительном смысле, восприимчивость, способность откликнуться всем сердцем и душой на происходящее, умение сострадать людям. Слово пришло из французского языка во все европейские языки (sentiment - "чувство").

Сентименталисты, как и классицисты, были просветителями, однако они считали, что не просвещение людей, а воспитание культуры их чувств принесет плодотворные результаты, сделает общество совершеннее, поможет побороть людские пороки.

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

Литература этого направления действительно повлияла на читающих людей и в Европе, и в России. Герои произведений стали предметом поклонения, им сочувствовали, как реальным людям, им подражали и в поведении, и в одежде, стремились попасть в те места, где они жили. Читателей привлекали внутренний мир героев, движения их души, смелость и откровенность автора, не стесняющегося своих слез - признака чувствительности.

В русской литературе наиболее популярной сентиментальной повестью стала "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792). Она имела большой успех у читателей. Так как автор точно назвал место действия, то Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, стали местом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе, как и автор, "слезы нежной скорби".

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: "Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным" 1 .

Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что ее рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создал жизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает в себе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются. Вспомним, герои в произведениях классицистов наделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера. У них зачастую были говорящие имена и фамилии.

- Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувству-. ст и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.

- Что рассказал об Эрасте автор? Это "довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил:

скучал и жаловался на судьбу свою".

- Что привлекло Эраста в Лизе? "Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение, переселялся мысленно в те времена (бывшие и небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали.

Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. "Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям", - думал он и решился - по крайней мере на время оставить большой свет".

- Что говорят об Эрасте Лиза и ее матушка?

"У него такое доброе лицо, такой голос..." - восхищается девушка. Так же воспринимает его и матушка Лизы: "Да как же нам называть тебя, добрый барин?" Автор говорит о своем герое, как о добром, но легкомысленном человеке. А какая черта характера скрывается за словами, сказанными о нем: "...думал только о своем удовольствии"? Конечно,


--------------------------------------------------------------------------------

1 Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. М., 1998. - С. 435.

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

это эгоизм. В то же время Эраст понимает, что мужчина должен нести ответственность за судьбу любимой женщины. Он думает; "Не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив".

Карамзин отмечает, что на Эраста оказала влияние буколистическая поэзия 2 , распространенная в литературе классицизма и сентиментализма. Причем нельзя не отметить иронического отношения автора к буколистической, или пасторальной, поэзии. Жизнь добродетельных поселян Карамзина проходит в трудах: "Отец Лизин... любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь". Лиза продавала в городе свое рукоделие и цветы, ухаживала за больной матерью.

Встреча с красивой девушкой-поселянкой, продающей ландыши, отвечала настроению Эраста. Эти цветы явились олицетворением ее чистоты, скромности, неяркой красоты и беззащитности. Эраст стремится купить ландыши за большую цену. Так возникает тема денег, герой хочет купить вместе с цветами и расположение к себе девушки. Читатель убеждается, что в характере героя сочетаются противоречивые черты.

- Как показано возникшее чувство любви Лизы к Эрасту?

Внутренний мир героев раскрывается в их речи, жестах, поступках, в авторских описаниях их переживаний, а также с помощью пейзажа. Так, не встретив на следующий день после знакомства Эраста, обещавшего покупать у нее цветы всегда, Лиза бросает ландыши в реку со словами: "Никто не владей вами!" В этом поступке героини, имеющем символическое значение, раскрываются и сила чувства, и состояние ее души. Представляя Эраста матушке, Лиза "раз пять повторила сие имя, как будто бы старалась затвердить его". Жесты Лизы передают и волнение, и радость, и смущение. Например, слушая, что Эраст будет приходить к ним каждый день, "она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою". Природа всегда находится в соответствии с состоянием души Лизы. Но осознание свершившейся трагедии заставляет ее ощутить разлад с природой: "Ах, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива и общая радость природы чужда твоему сердцу".

- Как ведет себя Эраст во время свидания?

"Он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку <...> Ах! Он поцеловал ее. <...> Милая Лиза! Я люблю тебя! <...> Ей (матушке) не надобно ничего сказывать <...> Старые люди бывают подозрительны".

- Как ведет себя Лиза во время свидания?

"Она бросилась в его объятия - ив сей час надлежало погибнуть непорочности! <...> Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих <...>".

- Как относится автор к ее поступку?

"Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?"

- Как сама Лиза воспринимает случившееся? Как связаны природа и состояние ее души?

"Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. "Эраст, Эраст! - сказала она. - Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!"

- Как стал относиться Эраст к Лизе? "Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы - одними ее любви исполненными взорами - одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, - а кто знает сердце свое, кто размышлял о


--------------------------------------------------------------------------------

2 Буколистическая поэзия (от rp. Bukolos - пастух, bukolikos - пастушеский) - один из видов античной поэзии, основными жанрами которой были пасторали, идиллии и др., где воспевалась счастливая жизнь сельских жителей: пастухов, рыбаков, земледельцев, танцующих и поющих, не знающих трудов и забот. Такую поэзию и литературу называют также пасторальной.

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

свойстве нежнейших его удовольствии, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы".

Покинувший "большой свет", увлекшийся красивой поселянкой, Эраст предусмотрительно ничего не обещает Лизе, забывает о своей ответственности за ее судьбу. Он советует ей ничего не рассказывать матушке об их отношениях. Лиза слушает Эраста "с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем". Она "не могла отнять у него руки, не могла отворотиться, когда он приближался к ней с розовыми губами своими... ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!.. Но я бросаю кисть...". Как отмечают исследователи творчества Карамзина, этот эпизод будто нарисован красками на основе метафор "огонь любви", "любовь сжигает сердца". Охлаждение Эраста наступило потому, что девушка утратила для него прелесть новизны. Привычка к городской жизни взяла свое. Его пылкие речи сменяются холодной расчетливостью, он предлагает Лизе сто рублей за ее искреннюю любовь. Так тема денег возникает и при первом, и при последнем свидании Эраста с Лизой.

Эраст не смог жить среди простых, искренних людей. Городская цивилизация развратила его, убила его природную доброту, сделала расчетливым (женится на богатой вдове). Он не сдержал своего намерения "не употребить" любовь Лизы во зло.

Вполне возможно, что Карамзин использовал характерные для классицизма говорящие имена. Имя Эраст напоминает имя древнейшего бога греческой мифологии Эрота, который сначала считался олицетворением стихийного созидательного начала в природе, богом весны, он господствовал над нравственным миром людей и богов. Позже Эрот становится олицетворением любви, посланником Афродиты. Золотые стрелы его лука поражают без промаха смертных и богов и зароняют в их сердца чувство любви, приносящее радость, счастье, страдание и даже гибель. Постепенно сложилось представление о существовании множества эротов. У римлян эротам соответствовали амуры, или купидоны. Так имя героя помогает автору создать его образ.

Лиза переживала первую любовь. Она верила в искренность чувств Эраста. Жизнь среди природы, в постоянных трудах сохранила естественность ее чувств, предать которые было жестокостью. Перед объяснением с Эрастом Лиза видела, что "молодой пастух на берегу реки гнал стадо, играя на свирели". Она "устремила на него взор свой и думала: "Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое... Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!" Так, вновь звучат пасторальные мотивы, не сбывшиеся в реальной жизни. Карамзин показал столкновение городского и сельского мира. По убеждению автора, добродетельная жизнь простых людей есть основа духовного здоровья общества.

Позиция автора близка национальным традициям многих народов: мать заботится о дочери, беспокоится о ее судьбе, но она доверяет ей. В связи с этим уместно проследить, как складывались отношения Лизы и матери, кто нарушил доверительные отношения: дочь или мать? Что из этого вышло? Что заставляет старых людей быть "подозрительными", как сказал Эраст? Есть ли различие между подозрительностью и жизненным опытом?

Следует отметить, что эта традиция, сохраняя понятие непорочности как состояния души и тела, стояла на страже не только нравственного, но и физического здоровья общества.

- На основании чего можно утверждать, что за свершившееся ответственны оба героя? Как наказан Эраст?

"Эраст до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!"

Безнадежная любовь, чувство обиды, досады и вины перед матушкой создали в душе Лизы сильный накал - "страшнейшее сердечное мучение". В сознании девушки возникает мысль о самоубийстве как единственной возможности преодолеть возникшее противоречие между ее любовью и нелюбовью к ней другого человека. Она не права в своем безумном поступке: православная религия считает жизнь величайшим благом, поэтому самоубийство - большой грех. И с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо, это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Надо сказать, что не вся читающая публика после выхода в свет повести принимала ее восторженно. Были скептические и юмористические отзывы, даже эпиграммы:

Ну можно ль поступить безбожнее и хуже,
Влюбиться в сорванца и утопиться в луже.

***

Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста.
Топитесь, девушки: в пруду довольно места!3

В словах "Теперь, может быть, они уже примирились!" выражена мысль Карамзина о несовершенстве земной жизни, о том, что счастье и гармония возможны только на небесах. Поэтому на земле люди достойны сострадания, даже если они совершили трагические и непоправимые ошибки.

Почему трагическая история бедной Лизы выходит за пределы ее эпохи и заставляет задуматься читателя и наших дней?

* Задания и упражнения.

- Напишите статью для школьной литературной газеты на тему: "Речь автора и героев в сентиментальной повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

- Сравните образ героини в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" и в его же стихотворении "Выбор жениха".

Выбор жениха

Лиза в городе жила,
Но невинною была;
Лиза, ангел красотою,
Ангел нравом и душою,
Время ей пришло любить...
Всем любиться в свете должно,
И в семнадцать лет не можно
Сердцу без другого жить.

Что же делать? где искать?
И кому люблю сказать?
Разве в свете появиться,
Всех пленить, одним плениться?
Так и сделала она.
Лизу люди окружили,
Лизе все одно твердили:
"Ты прельщать нас рождена!"

"Будь супругою моей! -
Говорит богатый ей. -
Всякий день тебе готовы
Драгоценные обновы;
Станешь в золоте ходить;
Ожерельями, серьгами,
Разноцветными парчами
Буду милую дарить".

Что ж красавица в ответ?
Что сказала? да иль нет?
Лиза только улыбнулась;
Прочь пошла, не оглянулась.
Гордый барин ей сказал:
"Будь супругою моею;
Будешь знатной госпожою:
Знай, я полный генерал!"

Что ж красавица в ответ?
Что сказала? да иль нет?
Генералу поклонилась,
Только чином не пленилась;
Лиза... далее идет;
Ищет, долго не находит...
"Так она и век проходит!.."
Ошибаетесь - найдет!

Лизе суженый сказал:
"Чином я не генерал
И богатства не имею,
Но любить тебя умею.
Лиза! будь навек моя!" -
Тут прекрасная вздохнула
И сказала: "Я твоя!"


--------------------------------------------------------------------------------

3 Русская литература от былин и летописи до классики XIX в. Энциклопедия для детей. - М., 1999. - С. 293.

стр. 27


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Т. А. Калганова , ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА "БЕДНАЯ ЛИЗА" В IX КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017750&archive=1206184559 (дата обращения: 23.11.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии