УПРАЖНЕНИЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЗАДАНИЯМИ (VII класс)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Г. ЛАРИОНОВА

найти другие работы автора

В конце учебного года, на этапе повторения изученного, следует включить в уроки русского языка упражнения с комплексными заданиями по закреплению изученных в V-VII классах орфограмм, так как в VII классе заканчивается основной курс орфографии. Упражнения с комплексными заданиями помогут систематизировать новые и ранее изученные орфограммы, а также закрепить следующие умения: видеть орфограммы в связном недеформированном тексте, классифицировать их при подчеркнутом внимании к морфемам, обосновывать написанное, определять вид орфограммы на слух.

Данные упражнения содержат материал для отработки орфограмм, изученных в VII классе (правописание причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц)

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

и в предыдущих классах. Все упражнения имеют коммуникативную направленность, что способствует развитию связной речи учащихся. В основу составления упражнений с комплексными заданиями положены следующие методические принципы: 1) принцип органического единства ранее изученного материала с вновь изучаемым (что дает учащимся возможность отработать до навыка уже имеющиеся умения и освоить под руководством учителя новые); 2) принцип систематического сосредоточения в поле зрения учащихся определенной группы орфограмм.

Упражнения с комплексными заданиями формируют "определенные языковые умения, навыки сравнения и оценки фактов языка, воспитывают орфографическую зоркость, развивают чувство языка, способствуют общему развитию учащихся" (М. М. Разумовская).

Однако в некоторых школьных учебниках русского языка таких заданий крайне мало. Поэтому мы предлагаем ряд упражнений с комплексными заданиями, которые могут быть использованы учителем полностью или выборочно (в зависимости от уровня подготовки учащихся).

В подборе текстов учтена вариантность орфограмм, их лингвистическая неоднородность. По содержанию тексты понятны учащимся, отражают их интересы, способствуют расширению кругозора 12- 13-летних подростков.

1. Прочитайте. Найдите метафоры. Какова их роль в данном тексте? Устно объясните написание н и ни в прилагательных и причастиях. Определите значение частицы ни. Выпишите одно наречие и разберите его по составу.

Я стоял на вершине пологого холма. Передо мной то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило горячо и тускло. Но там, за рожью, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Все притаилось. Все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы. Попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.

Смутно было на душе. И вот сорвалась буря. Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный. Мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака. Все закрутилось, смешалось. Захлестал, закачался отвесными столбами ливень. Запахло серой. (По И. Тургеневу.)

2. К какому стилю речи относится данный текст? (Дайте аргументированный ответ.) Выпишите слова с орфограммами в корне: а) непроверяемая безударная гласная; б) чередующаяся гласная. Устно объясните правописание суффиксов причастий. Какими частями речи являются выделенные слова? Объясните их образование и написание.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно- ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони. (Е. Носов.)

3. Спишите. Определите, к какому типу речи относится текст. Устно объясните раздельное написание не с именем существительным и дефисное написание прилагательных. Докажите, что слово навстречу в данном тексте является производным предлогом. Разберите по составу выделенные слова. Какими частями речи они являются?

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ноч-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

ных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. (Е. Носов.)

4. Прочитайте стихотворение Р. Рождественского. Как бы вы его озаглавили и почему? Дайте характеристику (с морфологической точки зрения) слову чтоб. Какова роль многократного повторения данного слова в раскрытии основной мысли текста? Устно объясните образование и правописание наречия вдаль.

Человеку надо мало:
Чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
друг - один
и враг - один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете мама.
Сколько нужно ей жила...
Человеку надо мало:
после грома - тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь - одну.
И смерть - одну.
Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И - межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности, немного.
Это, в общем-то, пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал...
Человеку мало надо.
Лишь бы кто-то дома ждал.
5. Прочитайте стихотворение Л. Дьяконова "Февральская сказка". Найдите здесь изобразительно-выразительные средства языка. Какова их функционально-стилистическая роль в данном тексте? Спишите. Почему слово расстояние пишется с двумя буквами с? Выделенные слова разберите по составу, укажите, какими частями речи они являются. Каково значение приставки пре- в глаголе преобразило"?

Еще мороз... Еще до лета
Сто дней... И птицы не поют...
А сколько счастья - сколько света
В избушке с окнами на юг!
Как много яркого сияния
Прошло сквозь пыльное стекло!
Через какое расстояние
До сердца солнышко дошло!
Дошло! Сверкнуло! Озарило!
Расцеловало! Обожгло!
И все вокруг преобразило,
Как будто впрямь уже тепло!
6. Прочитайте. Какое впечатление производит на вас картина Н. Ярошенко "Всюду жизнь"? Устно объясните правописание н и нн в причастиях и прилагательных. Почему слова тогда-то и какие- то пишутся через дефис? Выпишите слова с орфограммами: " О - е после шипящих и ц ", "Ы - и после ц ". Графически объясните их правописание.

По профессии Николай Ярошенко был военным инженером. Но его страстным увлечением стала живопись. Он писал жанровые сцены, портреты, пейзажи. Однажды на железнодорожной станции увидел поезд, а в его составе - арестантский вагон. Тогда-то художнику и пришла мысль написать картину, которую он назвал "Всюду жизнь".

Люди за железной решеткой прильнули к окну. Среди взрослых узников и маленький ребенок. Его держит мать - женщина с окаменевшим от горя лицом. Малыш улыбается тому, как птицы под окном налетают на брошенную им еду. Воробьи и голуби - станционные птицы. Птицы - на свободе. А ребенок вместе с узниками - в вагоне для арестантов. В этом контрасте и заключена вся острота, вся боль изображенной сцены. Это - печальная сцена. Ярошенко сочувственно относится к своим персонажам, хотя они и совершили какие-то проступки.

Полотно "Всюду жизнь" так глубоко трогает душу, что не случайно стало одним из самых известных в творческом наследии художника. (М. Безрукова-Долматовская.)

7. Прочитайте. Назовите все орфограммы в выделенных словах. Устно про-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

изведите морфологический разбор слова более. Письменно перескажите текст, озаглавив его.

Николай Петрович Богданов-Вельский, рассказывая о себе, непременно подчеркивал: "Я ведь от земли". Будущий художник родился в сельской местности, в Смоленской губернии. Годы, прожитые с деревенскими жителями, навсегда оставили в его душе глубокий след.

Героев своих произведений Богданов-Вельский искренне любил. Среди них - немало крестьянских детей. Одну из картин он так и назвал "Крестьянские мальчики". В рубахах-косоворотках, закатанных штанах, босые, стоят они у цветущего куста. Летнее яркое солнце освещает все вокруг. Лица мальчишек серьезны. С нескрываемым усердием они позируют мастеру.

Но самые излюбленные сюжеты художник черпал из жизни учеников народной сельской школы. "Сочинение" - лучшая из картин живописца. На ней крупным планом изображен крестьянский мальчик. Он сидит за партой, лицо задумчиво. Ученик как бы проговаривает мысли, которые потом запишет на бумаге. После появления этой картины ее автор получил звание академика живописи. А было в ту пору ему немногим более тридцати лет. (М. Безрукова-Долматовская.)

8. Прочитайте. Что означает выражение ударить по рукам! Выпишите из текста причастия, разберите их по составу и назовите орфограммы в суффиксах. Найдите в тексте слова с приставкой и частицей не, объясните их правописание.

Николай Васильевич Неврев занимает одно из видных мест в русской живописи. Его картины посвящены темам историческим и бытовым. Был он и прекрасным портретистом. Особый успех у современников выпал на долю картины "Торг. Сцена из крепостного быта". Когда писалась картина, крепостное право было только что отменено и память о нем еще была жива.

На картине две группы участников. Главная - на переднем плане. Это помещик, продающий свою крепостную, покупатель и девушка, застывшая в покорном отчаянии. Идет позорный торг. Вот-вот он состоится, и обе стороны - и покупатель и продавец - "ударят по рукам", как говорили в старину, - и судьба несчастной будет решена.

На заднем плане, в дверях, - другая группа. Это люди, сострадающие девушке. Может быть, среди них и родные, они озабочены ее судьбой.

Полотно разоблачительно по своему характеру: такой "милый" помещик живет среди картин и книг, а в душе - варвар. Не случайно тема эта задела сердца московской публики, и автор быстро приобрел известность. А картину отметили специальной премией. (М. Безрукова-Долматовская.)

9. Спишите. Устно объясните правописание н и нн в выделенных словах. Когда в прилагательных пишется суффикс -ск-? (Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста и собственными примерами.) Разберите по составу существительное москвичом. Какая здесь орфограмма в окончании? Что означает слово провинция"? Как пишутся существительные на -ция?

Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Щвейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

Лучше всего художнику удавались пейзажи, особенно зимние и весенние. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошадки. В картинах Юона - целая поэма о жизни русской провинции. (Е. Алленова.)

10. Прочитайте. Какие еще картины К. Ф. Юона вы знаете? Устно объясните написание слов с большой буквы. Одной ли частью речи являются выделенные слова? Произведите их морфологический разбор. Поставьте ударение в наречии одновременно (постановку ударения проверьте по любому орфоэпическому словарю).

В 1906 году Юон поселился в небольшом городке Сергиев Посад, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. Это большой монастырь, целый город в городе, со множеством церквей, древним Успенским собором с пятью куполами и

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

высокой нарядной колокольней, построенной в XVIII веке. В дни церковных праздников на богомолье в лавру съезжались тысячи людей.

Юон много раз изображал этот монастырь в своих картинах. В картине "Троицкая лавра зимой" мы видим дорогу с вереницей саней, пеструю праздничную разряженную толпу, играющих детишек. Эта картина - одновременно и пейзаж, и изображение быта - бытовой жанр. (Е. Алленова.)

11. Выпишите из текста сложные существительные и объясните графически их правописание. Почему в слове издавна на конце пишется буква а? Устно объясните, что обозначают слова, написанные с большой буквы. Расскажите, какой вид народного творчества близок вам и почему.

Славный город Великий Устюг

Городом-музеем или городом-заповедником называют этот небольшой старинный северный городок, что раскинулся по берегу реки Сухоны. Издавна славится он своей архитектурой, белокаменными храмами, монастырями да красивыми купеческими особняками, а еще - и это, пожалуй, самое главное - своими мастерами, которые преуспели во всех видах народного искусства: в резьбе по дереву и в художественной обработке металла, в керамике и в ткачестве, в вышивке и в кружевоплетении...

Все, что производят эти чудо-мастера, и не перечислить! Лучшие их творения показывают на выставках в других городах России и за рубежом.

Особый восторг у посетителей выставок вызывают нарядные ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения из золота и серебра, покрытые эмалью. Эмаль раньше называлась финифтью, ее знала еще Древняя Русь, но и сегодняшние мастера любят этот вид искусства за красочность, цветовую гамму, за то, что изделие с годами не тускнеет, а сохраняет первоначальную свежесть. (Из "Детской деловой газеты".)

12. Прочитайте. Найдите в тексте сложные слова и устно объясните их правописание. Почему так же пишется здесь раздельно? Какой частью речи является зависимое слово в словосочетании заслуженной славой? Разберите по составу деепричастие возвещая. Выпишите выделенные прилагательные и объясните графически правописание их суффиксов. Расскажите, какими народными промыслами славится ваша земля.

В лесном северном краю всегда славились мастера резьбы по дереву. Из дерева вырезали посуду, домашнюю утварь, прялки. Для храмов и монастырей изготовляли многофигурные композиции, фигуры Христа, апостолов, святых. Лицам придавали черты своих односельчан. Фигуры раскрашивали.

Славились устюжские мастера и берестяным кружевом. Это орнаментальная резьба по бересте.

Там, где выращивали лен, все женщины умели ткать. В каждой семье был ткацкий стан. Девочек с раннего возраста приучали ткать простое льняное полотно. Узорное ткачество сохранилось и развивается и в наше время так же, как кружевоплетение.

Заслуженной славой пользовалась и устюжская керамика. Своеобразной рекламой горшечникам служили глиняные игрушки-свистульки: кони, всадники, медведи, птицы. Ребятишки бегали по базару, возвещая свистом о приезде гончаров.

Да, хороша, славна устюжская земля!

А еще она славится тем, что там живет Дед Мороз! (Из "Детской деловой газеты".)

13. Выпишите выделенные слова и разберите их по составу. Какой частью речи является каждое из них? Устно объясните правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Найдите в тексте сложные существительные, графически объясните их правописание. Видели ли вы дымковские игрушки? Какое впечатление они производят на вас?

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые - дымковские. Их изготавливают в Дымкове под Вяткой. Еще в XIX веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник "свистунью". Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.

Изготовить даже простую маленькую свистульку - большое искусство а дымковские игрушки - большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают "тесто", из которого лепят фигурки,

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее; деревянной палочкой-пичужкой прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратиками настоящего золота. (Е. Алленова.)

14. Прочитайте и озаглавьте текст. Устно объясните: почему выделенные прилагательные пишутся со строчной буквы? Графически объясните слитное и раздельное написание не со словами. Разберите по составу существительное получеловек-полуконь.

Знаменита своими игрушками деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые - это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера!

На севере России, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужичков-гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и коренастые фигуры. Особенно интересен каргопольский Полкан, или Китоврас, - получеловек-полуконь, древний персонаж славянских мифов.

Курские, абашевские, липецкие игрушки - какие же они разные! В каждом городе, в каждой деревне мастера придумывают свои игрушки, не похожие на другие. (Из журнала "Эскиз".)

15. Прочитайте стихотворение Е. Винокура. Какова его основная мысль? Спишите. Устно определите, какой частью речи являются выделенные слова, объясните их написание.

Художник, воспитай ученика,
Сил не жалей его ученья ради,
Пусть вслед твоей ведет его рука
Каракули по клеточкам тетради,
Пусть на тебя он взглянет свысока.
Себя на миг считая за провидца.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
16. Спишите. Графически объясните написание н и нн в наречиях на -о, -е и прилагательных. Устно объясните образование выделенных наречий.

Какова роль эпитетов в данном стихотворении?

Небо журавлиное, холодное,
Мокрая осенняя земля.
Жизнь у птиц болотная, отлетная...
Вы вблизи видали журавля?
Выглядит он сирым горемыкою,
Чуть смешным... Нелегок топкий быт.
Но вдали прощальное курлыканье
Скорбно и возвышенно звучит.
(П. Панченко.)

17. Прочитайте стихотворение Л. Татьяничевой. Как вы думаете, быть гордым хорошо или плохо? Устно объясните раздельное написание не и ни. Графически объясните написание безударных личных окончаний глаголов. Почему в слове раскрылены пишется одна буква н? Сделайте фонетический разбор наречия легче.

Гордые

Гордым легче.
Гордые не плачут
Ни от ран,
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат.
О любви, как нищие, не молят.
Широко раскрылены их плечи,
Не гнетет их зависти короста...
Это правда -
Гордым в жизни легче,
Только гордым сделаться -
Не просто.
18. Прочитайте. Согласны ли вы с мнением писателя С. Михалкова? К какому типу речи относится данный текст и почему? Выпишите слова с приставкой и частицей не, графически объясните их правописание. Выделенные слова разберите по составу и укажите, какой частью речи они являются.

Есть люди, о которых говорят: "Это человек слова!" Значит, на такого человека можно положиться - он выполнит свое обещание без напоминания.

Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили - забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на не-

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

здоровье или на другую причину. Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

Мы довольно часто совершаем такие мелкие "предательства", не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

"В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми" - думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.

Как же стать таким человеком?

Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.

С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас. (С. Михалков.)

19. Прочитайте стихотворение И. Лиснянской. Как бы вы его озаглавили? Что вы вложили в свое название стихотворения: тему или идею? Назовите все орфограммы в выделенных словах. Спишите.

Пусть не на что мне опереться.
Но разве не чудно, скажи,
Смеяться от чистого сердца
И плакать от всей души?
Задумано все безупречно.
И тем эта жизнь хороша,
Что счастье, как сердце, не вечно
И горем бессмертна душа.
20. Прочитайте. Устно объясните написание приставок не- и ни-, а также -н-, -нн- в причастиях, прилагательных и наречиях на -о, - е. Письменно перескажите данный текст.

С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике недлинной улицы, возле берега Тарусы при впадении ее в Оку. Дом обычный для Тарусы. Небольшой дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застекленная беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. В беседке Константин Георгиевич любил работать. В ней уютно, тихо. Только чуть слышно, как журчит вода на каменных перекатах.

Здесь над береговым обрывом жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом. В эти часы у него рождались новые мысли и темы. В окрестностях Тарусы писатель нашел то, что любил больше всего на свете, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу природу. О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

В доме скромно и просто. Никакой роскоши, только необходимое. Самое интересное здесь - рабочий кабинет писателя с окном в сад. Окно большое, обращенное к реке, к полям. В кабинете никакой покраски, запах дерева, много света. (По М. Ростовцеву.)

21. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите краткие прилагательные, разберите их по составу. Устно объясните слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи, а также правописание я и нн в прилагательных. В действительном причастии настоящего времени объясните написание гласной буквы в суффиксе. Объясните значение выделенного слова. (В случае затруднения обратитесь к любому толковому словарю.)

В юном сердце должна жить святыня. Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава должно быть незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека.

Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души - вот в чем высокая цель воспитания. Очень важно быть настоящими людьми - подлинными гуманистами, готовыми отдать все силы для того, чтобы в мире никогда не было порабощения человека человеком, несправедливости, произвола. Истинный гуманизм проявляется во всем: и в труде, и в душе человеческой, и на поле боя. (По В. Сухомлинскому.)

22. Прочитайте. Какой частью речи является в данном тексте слово вокруг? Выпишите в столбик слова с проверяемой безударной гласной и проверяемой согласной в корне, рядом с ними укажите проверочные слова.

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Назовите изобразительно-выразительные средства языка, которые вы встретили в данном тексте.

Есть такое растение - высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей.

Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Это очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Этот цветок выделяет из себя теплоту, и вокруг него стоит теплый воздух. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож:, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок! (К. Паустовский.)

23. Спишите. Устно объясните образование и написание выделенных слов. Графически объясните употребление разделительного мягкого знака. Разберите по составу слова обнаженный и лимонный. Почему в них пишется нн? Какова роль эпитетов в данном стихотворении?

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя - скитанья
Да радость одиноких дум! (И. Бунин.)
24. Прочитайте. К какому стилю речи относится этот текст и почему? Какой частью речи является здесь ли? Выпишите все наречия и разберите их по составу.

Человек может быстро обогатить удобрениями истощенную почву, однако он не в силах создать ее заново. Эту титаническую работу способна выполнить только природа. И делает она это неторопливо, основательно, спокойно. Как ты ее ни торопи, как ты ей ни помогай, она не хочет считаться ни с ускорением темпов общественной жизни, ни с растущими потребностями человечества в продуктах питания, ни с приростом населения, ни с наступающим дефицитом земной площади. На восстановление слоя почвы всего в два с половиной сантиметра при хорошем и постоянном растительном покрове природа затрачивает до тысячи лет. (В. Чивилихин.)

25. Прочитайте стихотворение А. Кухтикова. О чем оно? Назовите в стихотворении изобразительно-выразительные средства языка. Какова их роль в тексте? Устно объясните орфограммы в корнях выделенных слов. Спишите. Разберите по составу слова небо, тихо, словно, отражало, медленно.

Памяти Грина

Небо было синее, как море.
Море было синее, как небо,
Потому что небо отражало.
Чайки в море падали, как волны.
Волны в небо бились, словно чайки,
Тихо солнце на воду садилось,
Опускалось медленно на волны.
Старый день за кромку горизонта
Уплывал на алых парусах...
стр. 53


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. Г. ЛАРИОНОВА, УПРАЖНЕНИЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЗАДАНИЯМИ (VII класс) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017307&archive=1206184559 (дата обращения: 14.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии