ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. И. ИСАЕВ

найти другие работы автора

Саамская этноязыковая группа

Ненцы, самоназвание ненэц или хасава ("человек"), в русской дореволюционной литературе самоеды, юраки. Живут в Ненецком автономном округе (около 6,5 тыс. чел.), Лешуконском, Мезенском и Приморском р-нах Архангельской обл. (около 0,8 тыс. чел.), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (21 тыс. чел.) и Ханты-Мансийском автономном округе, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (2,4 тыс. чел.).

Среди ненцев выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, которые различаются по фамильно-родовому составу, речи (диалекту) и некоторыми особенностями культуры.

Лесные ненцы живут в Пуровском и Надымском р-нах Ямало-Ненецкого автономного округа, в Сурутском и Бело-яровском р-нах Ханты-Мансийского автономного округа. Общая численность ненцев - около 35 тыс. чел.

В религиозных воззрениях господствует вера в духов, считающихся хозяевами неба, земли, рек, явлений природы. Среди части ненцев с середины XIX в. получило распространение православие.

Ненецкий язык относится к северосамодийской подгруппе. Различают два наречия - тундровое и лесное, которые некоторые ученые склонны считать самостоятельными языками.

Письменность у ненцев существует с 1932 г., первоначально на латинской графике, затем, с 1938 г., - на основе русской графики. Литературный язык сформировался на базе большеземельского говора тундрового наречия.

Литература

Васильев В. И. Проблема формирования северосамодийских народностей. - М., 1979; Хомич Л. В. Ненцы. - М.; Л., 1966; Хелимский Е. А.

Ненецкий язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Селькупы (устар. остяки, остяки-самоеды), отдельные территориальные группы селькупов пользуются самоназванием селькуп, шелькуп (северная группа), чумылькуп (центральная группа), тюйкум (ныне не сохранившаяся группа у р. Чулым). Эти названия обозначают "таежный человек" или "земляной человек".

Живут в Томской и Тюменской областях (Ямало-Ненецкий и Ханты- Мансийский авт. округа) и Красноярском крае. Численность - 3,6 тыс. чел.

Относятся к уральской переходной расе; отмечается европеоидная примесь. Верующие - православные. Крещение произошло в начале XVIII в.

Селькупским языком владеет примерно половина селькупов, остальные в качестве родного показали в 1989 г. русский язык.

Для селькупов письменность была создана в 1930-е гг. (на основе латинской, затем русской графики). Однако, по существу, она осталась невостребованной, и с середины 1950-х гг. фактически не использовалась. Этому в значительной мере способствовало и то обстоятельство, что селькупский язык имеет довольно сложное диалектное членение - одних основных наречий четыре: северное, центральное, восточное и южное, которые дробятся, в свою очередь, на говоры. Носители разных наречий и говоров часто не понимают друг друга.

Литература

Дебец Г. Ф. Селькупы (антропологический очерк). - М., 1947; Соколова З. П. Селькупы // Вопр. истории. - 1973. - N3; Хелимский Е. А. Селькупский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Энцы, самоназвание эннэчэ ("человек"), прежнее название хантыйские самоеды, карасинские самоеды, енисейские


--------------------------------------------------------------------------------

Начало очерков М. И. Исаева см.: "Русская словесность", 2001, N 6, 7; 2002, N 1 - 8, 2003, N 1 - 4.

стр. 78


--------------------------------------------------------------------------------

самоеды - коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 чел.); общее число - 209 чел. (оценка, так как во время переписей они записываются ненцами и нганасанами).

Относятся к уральской переходной расе. Верующие - православные.

Как самостоятельный этнос энцы сформировались в районе Берингова моря более пяти тысячелетий назад. Первые контакты с русскими относятся к XVII в.

Энецкий язык относится к северосамодийской подгруппе самодийской группы уральских языков.

Письменности энцы не имеют, хотя проект письма был составлен в 1986 г.

Литература

Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. - М., 1970; Болина Д. С., Хелимский Е. А. Энецкий язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Палеоазиатские народы и их языки

Палеоазиатские народы рассматриваются как некая общность, исходя из выдвинутой учеными в середине XIX в. гипотезы, согласно которой все эти народы являются потомками коренных обитателей Сибири. Их языки составляют четыре генетически не связанных друг с другом группы: чукотско- камчатские, эскимосско-алеутские, енисейские и юкагиро-чуванские, а также изолированный нивхский язык.

Литература

Языки и письменность палеоазиатских народов // Языки и письменность народов Севера. - М.; Л., 1934. - Ч. 3; Мещанинов И. И. Палеоазиатские языки // Известия АН СССР. Сер. Лит. и яз. - 1948. Т. 7. - Вып. 6; Вдовин И. С. История изучения палеоазиатских языков. - М.; Л., 1954; Палеоазиатские языки // Языки народов СССР. - Л., 1968. - Т. 5.

Ительмены (дореволюционное название камчадалы), самоназвание ительмень, итэнмьи (буквально "тот, кто существует; местный житель"). Живут на востоке п-ова Камчатка, Тагильском р-не Корякского автономного округа и в Магаданской обл. РФ. Численность - 2429 чел. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. К приходу русских на Камчатку (конец XVII в.) ительмены составляли основное население полуострова и распадались на пять территориальных (племенных) групп: бурин, суаччю-ай, кыхчерен, личнурин и кулес. Общая численность в то время - 12 - 15 тыс. чел. В первой трети XVIII в. наблюдается деформация общественного устройства, чему способствовали многочисленные брачные связи ительменок с казаками и русскими промышленниками. Формированию нового быта и культуры способствовало также крещение ительменов в 40-е гг. XVIII в.

К концу XVIII в. насчитывалось 23 тыс. камчадалов-ительменов, которые по существу представляли собой субэтнос русского народа, т.е. особую этнографическую группу, основу которой составляли потомки обрусевших ительменов. Процесс обрусения ускорился после Октябрьской революции 1917г.

Современный ительменский язык (т.е. язык западного побережья п-ова Камчатка) представлен двумя диалектами: северным (седанским) и южным, наиболее распространенным среди ительменов.

В 1932 г. у ительменов была введена письменность на латинской графике. Ею пользовались несколько лет, потом она перестала функционировать. Вторая попытка установить письменность (но уже на базе русского алфавита) у ительменов была предпринята в 80-е гг. В 1988 г. был издан букварь, а затем школьный ительменско-русский и русско-ительменский словарь и учебник для 2-го класса. В 1993 г. ительменский букварь был переиздан. Современная ительменская письменность базируется на южном диалекте; алфавит был утвержден Министерством просвещения РСФСР в 1988 г. Ительменский язык в настоящее время преподается в I - IV классах начальной школы.

Литература

Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. - М.; Л., 1949; Володин А. П. Ительменский язык. - Л., 1976; Володин А. П., Жукова А. Н. Ительменский язык // Языки народов СССР. - М., 1968. - Т. 5; Володин А. П., Халоймова К. Н. Словарь ительменско-русский и русско-ительменский. - Л., 1989. - 4400 слов.

стр. 79


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

М. И. ИСАЕВ, ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016963&archive=1206184559 (дата обращения: 14.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии