ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ КЛАССОВ И ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. IX КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Д. БЕДНАРСКАЯ

В IX классе на уроках русского языка учащиеся изучают синтаксис сложного предложения, текста, способы передачи чужой речи. Программа предусматривает систематизацию, обобщение и углубление сведений по стилистике и синтаксической синонимии, культуре речи, знакомство с некоторыми общими сведениями о языке.

Основное внимание уделяется функциональному аспекту изучения сложного предложения: последовательно отмечается роль синтаксических единиц в речи и тексте, многозначность сложного предложения, многомерная реализация его потенциальных возможностей. Сложное (и простое) предложение представлено в тексте, так как именно структура предложения организует тип речи. Характер синтаксических конструкций нередко ярче, чем лексика, свидетельствует о стилистической принадлежности текста, поэтому при анализе текстов проводится системное повторение синтаксиса простого предложения (главные члены, состав, осложненность).

Многие задания имеют интегративный и развивающий характер, заставляют размышлять, формируют умения наблюдать и сопоставлять различные факты языка и речи, подыскивать нужный синтаксический синоним в зависимости от речевой ситуации и коммуникативных целей, осознавать смысловые оттенки в значении сложного предложения, служат формированию, закреплению и автоматизации пунктуационных навыков. В центре внимания остается совершенствование и орфографической грамотности. Повторение синтаксиса простого предложения и орфографических правил проводится в процессе анализа текстов и выполнения комплексных заданий.

I четверть

18 + 9 = 27 часов

В I четверти учащиеся знакомятся с общей характеристикой сложного предложения и его союзных типов в их синонимических отношениях. Основные темы курса "Синтаксис простого предложения" повторяются параллельно с изучением сложного предложения.

Урок 1. Основные типы сложных предложений. У. пар. 234. С. з. 313, 314. Н/д з. 324, подчеркните обособленные члены предложения в простых предложениях. РТ- 1,2.

Понятия о типах сложного предложения, об отделительных (конца предложения), разделительных и выделительных знаках препинания являются повторением и обобщением большого эмпирического и теоретического опыта, который начал формироваться у школьников уже в V классе. Теоретический материал, изучаемый на уроке, является одновременно и новым, и знакомым. Новое в нем - лингвистическая основа, общее понятие о системе сложного предложения, о синонимии сложного и простого предложений.

(p) Трансформируя предложения с одинаковым лексическим составом, школьники ощущают специфику синтаксического значения сложного предложения, самого абстрактного языкового значения в грамматике.

Работа со схемами должна восстановить в памяти алгоритм анализа сложного предложения.

Названия типов сложных предложений учащиеся уже знают. На уроке они учатся давать точные определения основных типов сложного предложения.

Урок 2. Сложносочиненные предложения. Союзы и значения сложносочи-

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

ненных предложений. У. пар. 235. С. з. 315, подчеркните обособленные члены предложения в частях сложных предложений, объясните пунктуационные правила; 316, 317 (устно), 319 (устно). Н/д: з. 320, 321. РТ - 3, кроссворд 1.

Цель урока - систематизировать в целом уже известный материал. Синонимические ряды сочинительных союзов пополняются. Новый и очень трудный вследствие его большой отвлеченности материал касается значения сложносочиненного предложения (можно пользоваться принятой в вышей школе аббревиатурой ССП). Учащиеся учатся анализировать разделительную функцию запятых в ССП.

Порядок синтаксического разбора помогает выстроить систему и план изучения темы. Пункты разбора подробно анализируются и тут же применяются при анализе ССП на доске.

В з. 315 предлагаются для анализа предложения, состоящие из трех частей, соединенных бессоюзной (синонимичной сочинительной) и сочинительной связями. Такие предложения не вызывают затруднений, но сразу вводят изучаемые ССП в систему многокомпонентных сложных предложений и в текст. Из заданий 315, 316 можно выбрать для анализа по два предложения.

Списки сочинительных союзов даны на полях, их надо заучить дома, чтобы свободно ориентироваться в типовом значении ССП.

(р) Задания 317, 318, 319, на первый взгляд, просты, но они активизируют мысль учащихся. Работу можно организовать в микрогруппах, использовать соревновательную мотивацию.

Трудность определения грамматического значения ССП заключается в том, что это значение представляет несколько семантических уровней. Самый абстрактный (типовой) уровень определяется по синтаксическому значению сочинительного союза. Другие уровни, более конкретные, оформлены морфологическими и лексическими средствами. Например, в предложении 2 задания 315: Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве - типовое значение - соединительное, однако соединительный союз ни - ни имеет еще и отрицательное значение, кроме того, соотношение форм глаголов- сказуемых создает более конкретное значение одновременности.

Таким образом, синтаксический анализ сложносочиненного предложения является ярким примером дифференцированного методического подхода к изучению лингвистического явления: учитель выбирает тот уровень синтаксического анализа, который доступен классу, от элементарного до углубленного.

Домашнее задание продолжает работу в классе. Одновременно с изучением нового материала учащиеся повторяют много орфограмм, в том числе довольно сложных (правописание союзов не только, но и; тоже, также и т.п., правописание частиц и приставок не и ни, правописание корней с безударными гласными и т.д.).

Урок 3. Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в простом предложении, осложненном однородными сказуемыми. С. з. 322 - 324. Н/д.: з. 328. РТ -4, 14, 15.

Урок посвящен сопоставлению двух сложных пунктуационных правил. Подобная работа велась ранее, но сейчас подкрепляется теоретической базой. Функция запятых в обеих структурах одна - разделительная.

(p) После проверки домашнего задания учащиеся выполняют задания 322 и 323. При работе с з. 324 полезно составить схемы каждого предложения, распределив их на доске в два столбика.

На этом уроке и последующих полезно предлагать учащимся анализировать части сложных предложений как простые предложения. Перед таким синтаксическим разбором учитель должен дать установку: простые предложения, формирующие части сложного предложения, не имеют собственной коммуникативной характеристики, поэтому не нужно указывать, какие они по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Урок 4. Повторение и закрепление. С. з. 326, 330, найдите неполные предло-

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

жения, объясните постановку тире в неполных предложениях; 329 (устно). Н/д.: з. 329. РТ - кроссворд 2, з. 8, 11.

(p) Урок целиком посвящен осознанному конструированию ССП и текста. Подробно обсуждаются варианты ответов в з. 326, комментируются знаки препинания и орфограммы. Текст можно не списывать, ограничиться составлением схем, предложенных учащимися.

На второй половине урока анализируется миниатюра М. М. Пришвина (з. 329). Дома девятиклассники продолжают работу со сложносочиненными предложениями в соответствии с порядком синтаксического разбора (с. 133).

Урок 5. Повторение и обобщение. С. з. 318, 331 (охарактеризуйте составные именные сказуемые), 332 (подчеркните обособленные члены предложения, прокомментируйте пунктуацию), 333. Н/д.: з. 334 (охарактеризуйте составные именные сказуемые), 335. РТ - 5, 23, 24.

(p) Одновременно с конструированием идет работа по закреплению навыка различения двух сложных пунктуационных правил "Запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении" и "Союз в простом предложении с однородными сказуемыми" (з. 331 -333).

Для домашней работы выбираются задания, закрепляющие пунктуационные навыки путем списывания (на уроке предпочтительны более активные формы работы).

Урок 6. Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении. С. з. 336, 337, 339 (1 - 3), охарактеризуйте составные именные и составные глагольные сказуемые. Н/д.: з. 340. РТ - 6, 7, 20, 21.

(p) Подробно разбираются трудные случаи пунктуации в ССП с общим членом, относящимся ко всем соединенным частям (з. 336, 337). Составляются схемы предложений, сначала коллективно под руководством учителя, потом самостоятельно.

Учащиеся рассматривают многокомпонентные сложные предложения, включающие сочинительную и подчинительную связь, с ведущей сочинительной связью. Подробно анализируются схемы многокомпонентных ССП в учебнике (с. 340 - 341). Коллективно составляется схема первого предложения из з. 339.



Составление схем и анализ многокомпонентных ССП продолжается дома.

Урок 7. Пунктуация в многокомпонентном сложносочиненном предложении. С. з. 339 (4 - 5), охарактеризуйте составные именные и составные глагольные сказуемые; 338, определите виды односоставных предложений в частях сложных; 341. Н/д.: з. 343. РТ - 10, 12, 24 (1, 2).

После анализа составленных схем многокомпонентных сложных предложений составляются и анализируются схемы предложений в з. 339, 338. Урок завершается словарно-орфографическим диктантом с комментарием орфограмм.

Урок 8. Правописание сочинительных союзов и омонимичных им форм. С. з. 342 (1), 344, подчеркните обособленные члены предложения, объясните постановку знаков препинания. Н/д.: з. 342 (2); подготовиться к сочинению "Живое слово дороже мертвой буквы". РТ - 23, 24, 27.

(p) Учащиеся вспоминают сочинительные союзы и омонимичные им местоимения с предлогами, местоименные наречия, записывают их на доске в два столбика. Каждый случай правописания подробно анализируется. Учитель помогает вспомнить приемы разграничения омонимичных форм: опущение частицы же, замену местоимения то местоимением это, союзов тоже и также союзом и. Текст в задании 344 можно не списывать.

Урок 9. (p) Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему "Живое слово дороже мертвой буквы".

Сочинение можно заменить анализом стихотворения И. Бунина (з. 345). РТ - 8, 9, 25, 26.

Урок 10. Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчинен-

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

ных предложений. У. пар. 237. С. з. 346, 347. Н/д.: з. 348, 349. РТ - 30, 31.

Анализируется порядок синтаксического разбора СПП (с. 147 сборника заданий). Задание 346 представляет полный алгоритм анализа.

(p) Девятиклассники подбирают синонимичные сложносочиненные предложения к сложноподчиненным, составляют их схемы.

Урок 11. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. У. пар. 238. С. з. 350, 351, 354. Н/д .: з. 353. РТ - 32, 38.

На этом уроке необходимо сформировать представление о том, что знание подчинительных союзов, умение видеть их в предложении имеет и практическое, и теоретическое значение. Видеть подчинительный союз - значит ощущать сигнал: "ставь перед союзом запятую". Сильному ученику подчинительный союз сигнализирует и о значении СПП, так как именно в подчинительном союзе часто выражается это синтаксическое значение. Нужно изучить таблицу на с. 343 учебника и дополнить ее союзами хотя, несмотря на то что, составив собственную таблицу подчинительных союзов, систематизированных не по структуре, а по значению.

Значения подчинительных союзов

Изъяснительные
что, чтобы

Временные
когда, пока, едва, с тех пор как, прежде чем

Причинные
потому что, так как, ибо

Целевые
чтобы

Условные
если, ежели, коли

Уступительные
хотя, несмотря на то что

Сравнительные
как, словно, будто, точно, как будто

Следственный
так что


Учащиеся должны четко осознать структурную и семантическую разницу между союзами и союзными словами. Функцию союзного слова можно легко выяснить, если трансформировать придаточное предложение в самостоятельное вопросительное. Союзное слово в составе придаточного предложения допускает такую трансформацию, союз не допускает. Например: Зима спросит, что летом припасено. Ср.: Что летом припасено? Отец сказал, что вернется поздно. Трансформация невозможна.

Тщательно, не торопясь надо отработать алгоритм обозначения связи частей сложноподчиненного предложения (з. 350). Вводится понятие "указательное слово". Урок завершается работой со схемами (з. 354).

Урок 12. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. У. пар. 239. С. з. 356, укажите предложения с вводными словами; 354. Н/д.: з. 353. РТ - 33, 34.

Это одна из самых сложных тем. Выполняя з. 356, учащиеся осваивают алгоритм обозначения связи частей СПП:

1) подчеркнуть грамматические основы;

2) обозначить овалами союзы, союзные слова, указательные слова; 3) доказать, что подчинительная связь осуществляется союзом или союзным словом, подчеркнуть союзное слово как член придаточного предложения; 4) указать, к чему относится придаточное предложение: к слову, словосочетанию или ко всему главному предложению в целом, обозначить опорное слов крестиком; 5) если в главном предложении есть указательное слово, определить, каким членом главного предложения оно является, и подчеркнуть его.

При наличии указательного слова вид придаточного предложения определяется не по союзу или союзному слову, а по функции указательного слова (значение придаточного и всего сложноподчиненного предложения соответствует тому, каким членом главного предложения является указательное слово). Девятиклассники формулируют и записывают правило: "значение указательного слова и придаточного предложения совпадают" (или другую формулировку: "каким членом главного предложения является указательное слово, такое значение имеет придаточное предложение").

Например, в предложении 8 указательные слова являются обстоятельства-

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

ми степени (как весело, ярко), значит, и придаточное предложение имеет значение степени.

Урок 13. Особенности присоединения придаточного предложения главному. У. пар. 240. С. з. 352, 360, охарактеризуйте составные глагольные сказуемые; 380. Н/д.: з. 355, определите виды односоставных предложений в составе сложных. РТ - 35, 36.

Задания предлагают самые разнообразные примеры соединения придаточных предложений с главными. Учитель обращает внимание на трудные случаи постановки запятых при расчлененных составных союзах: потому что - потому, что; оттого что - оттого, что и т.д. - в процессе выполнения з. 360. При наличии времени можно выполнить словарно- орфографический диктант (з. 380).

Урок 14. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. У. пар. 241. С. з. 357, определите вид односоставных предложений в 1-м предложении; 359. Н/д.: з. 358. РТ -37 (1 - 3).

Однородное подчинение оформляется пунктуационно так же, как и однородные члены предложения. На это сходство можно обратить внимание в начале урока, сопоставив схемы конструкций. При работе с каждым предложением важно строго следовать алгоритму обозначения подчинительной связи и давать общий анализ предложения, опираясь на составленную схему. Домашнее задание ориентирует учащихся на самостоятельную лингвистическую работу с художественным текстом. Оно может быть дифференцированным: найти, выписать и проанализировать от одного до пяти предложений.

Урок 15. Сложноподчиненные предложения с неоднородным подчинением. У. пар. 241. С. з. 361, охарактеризуйте составные именные сказуемые; 362 (2).Работа со схемами. Н/д.: з. 366 (2,3,6). РТ -37 (4 - 6). Учащиеся знакомятся со вторым видом подчинительной связи, анализируют материалы учебника, подробно обозначают алгоритм предложений из задания 361.

Примечание. Значения предложений на уроках 14 - 15 указывать необязательно, но это доступно учащимся, так как они уже познакомились со значениями подчинительных союзов, узнали правило о влиянии значения указательного слова на значение придаточного предложения.

Урок 16. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением. У. пар. 241. С. з. 362 (выбрать предложения с последовательным подчинением: 1, 4, 5), 363, 364. Н/д.: з. 365, 366 (остальные предложения), определите виды односоставных предложений в составе сложных. РТ - 36, 38, 22.

Предложения для анализа довольно сложны, поэтому алгоритм их разбора должен быть четко выдержан. Должен действовать принцип: лучше меньше, да лучше.

Учащиеся знакомятся с трудным пунктуационным правилом: запятая при сочетании двух подчинительных союзов. Выполняя задание 364, они формулируют правило: при сочетании двух подчинительных союзов запятая между ними ставится, если второй союз одиночный, и не ставится, если второй союз двойной (включает часть то).

Урок 17 - 18. (p) Изложение с предварительным анализом текста.

Эта форма работы актуальна в классе, так как готовит учащихся к экзаменационному изложению. На 1-м уроке производится подробный комплексный анализ теста по плану, на 2-м учащиеся пишут изложение.

В руках у меня небольшая книжка. Это первый сборник стихов, изданный при жизни поэта. И последний - менее чем через год он погиб. В нем напечатано, что сам Лермонтов считал наиболее значительным и совершенным в своем творчестве, и значение этого сборника как авторизованного издания неоценимо.

Перелистывая, пробегаем заголовки, читаем знакомые строки. Все эти стихи стали хрестоматийными, но как они здесь живо звучат! Какой-то особой притягательностью обладают прижизненные издания. Посланцы издалека, они передают нам живую весть о своем времени...

Кто первым развернул эту книгу? Кем он был? Говорила ли ему что-нибудь фамилия на обложке? Наверное, в девяти из десяти слу-

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

чаев это было так, потому что имя Лермонтова повторялось в то время всей читающей Россией. В памяти читателей оно связывалось не только со стихами, которые он печатал в "Отечественных записках", но, прежде всего, с его стихотворением, которое ходило по рукам в январские дни 1837 года.

В короткой жизни Лермонтова есть одно мгновение, которое переоценить невозможно. Неизвестно, как сложился бы его дальнейший путь, если бы не роковой выстрел, прогремевший на всю Россию и до сих пор отзывающийся болью в каждом сердце. Стихотворение Лермонтова "Смерть Поэта" звучит ответным выстрелом не только по убийце, но и по тем, кто направлял его руку. Стихи переписывались и размножались в десятках списков и повторялись из уст в уста. Близкий друг Лермонтова Святослав Раевский, сосланный за распространение лермонтовских стихов, подчеркивал позже: "Стихи были отражением мнений не одного лица, но весьма многих..."

Начиная с этих дней, соединивших имя поэта Лермонтова с памятью Пушкина, новая поэтическая звезда все выше поднимается над горизонтом. Но жить Лермонтову остается всего четыре с половиной года, и в этот предельно короткий срок, отпущенный ему судьбой, он создал свои величайшие творения.

В это время появляются в печати его новые стихи. Они действительно новые, потому что мало кто знает, что Лермонтовым уже написано более двухсот стихотворений и около двадцати поэм, которые он держит пока вдали от глаз публики. Стихи "Смерть Поэта" подняли его на огромную высоту, и он стремится оправдать доверие читателей, и впрямь читатель получает один шедевр за другим. Из прежде написанного появляется на свет немногое, и только то, что он считает лучшим.

Еще при жизни Пушкина Лермонтов отправляет к нему в "Современник" первое стихотворение, которое он считает достойным публикации. Но пока оно лежит в наборе, происходят трагические события, кончившиеся смертью Пушкина и ссылкой Лермонтова, и поэтому "Бородино" появляется на свет, когда его автор уже находится на Кавказе. Читатель в первых же строках стихотворения, в знаменитом "Богатыри - не вы!" угадывает ту же осуждающую мысль, которой проникнуты стихи "Смерть Поэта". Первое напечатанное стихотворение молодого поэта не противоречило складывающемуся в глазах читателя образу, но дорисовывало его, добавляя новые черты. (С. Наровчатов.)

Текст раздается учащимся. Проводится его анализ.

1. Определите тему теста. Озаглавьте его. Что нового вы узнали о М. Ю. Лермонтове?

2. Сколько смысловых частей в тексте? Докажите, что это смысловые части. Совпадают ли они с абзацами? В каждой смысловой части укажите ключевое предложение и составьте цитатный план. Сколько простых и сколько сложных предложений в каждой смысловой части? Произведите синтаксический разбор сложных предложений. Прокомментируйте знаки препинания в сложносочиненных предложениях, затем в сложноподчиненных предложениях. (Можно записать на доске схемы предложений, вызывающих наибольшие затруднения.)

3. Определите стиль текста. (Публицистический.) Укажите синтаксические особенности публицистического стиля. (Присоединительные члены предложения, оформленные как отдельные предложения; определенно-личные предложения, объединяющие автора с читателем; восклицательные предложения; сгущение вопросительных предложений; употребление прямой речи и цитирования.) Прокомментируйте знаки препинания при прямой речи и цитации.

4. Повторение. Укажите определенно-личные предложения. Прокомментируйте знаки препинания при обособленных членах предложения: обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, вводных конструкциях. Укажите трудные с орфографической точки зрения наречия, объясните их правописание.

Напишите подробное изложение по плану, пользуясь рабочими материалами.

Урок 19. Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные. У. пар.пар. 242, 243. С. з. 367, 368, 369. Н/д.: з. 370, охарактеризуйте составные именные сказуемые в простых предложениях; 371, охарактеризуйте составные именные и составные глагольные сказуемые. РТ - 40,41.

Учебник предусматривает синтез традиционной семантической классификации сложноподчиненных предложений, по которой грамматическое значение придаточных предложений соотносится с семантикой членов простого предложения, и детального структурно-семантического анализа средств связи в сложноподчиненном предложении.

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

Цель урока - показать, что придаточное подлежащное всегда предсказывается указательным словом в главном предложении, стоящим в позиции подлежащего. Задание 368 содержит образцы фразеологизированных конструкций кто - тот.

(p) Завершается работа конструированием предложений по предложенным схемам (задание 369).

Урок 20. Сложноподчиненные предложения с придаточными сказуемными. У. пар. 244. С. з. 376, 377, 378 (1, 2 письменно, остальное устно). Н/д.: з. 379, охарактеризуйте составные именные сказуемые. РТ - 43, 44.

Анализируем схемы, данные в рамке на с. 159. Подробно обсуждается алгоритм обозначения подчинительной связи, данного в образце к заданию 376.

(p) По этому образцу выполняются (выборочно) задания 377 и 378.

Урок 21. (p) Сочинение-рассуждение "Как проживешь, так и прослывешь".

На уроке обсуждается проблема, план ее раскрытия, аргументы и их последовательность, подбираются крылатые выражения, представляющие собой СПП с придаточными подлежащными и сказуемными. Работа начинается с выполнения з. 375. Учащиеся дописывают сочинение дома.

Урок 22. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. У. пар. 245. С. з. 381, охарактеризуйте составные именные сказуемые; 382, 385. Н/д.: з. 383. РТ - 52.

Знакомимся с союзными словами, данными в рамке на с. 161. Союзные слова где, когда и др. делают придаточное определительное многозначным (синкретичным): к определительному значению добавляется пространственное (места) или временное. На этом уроке в процессе анализа предложений из заданий учащиеся повторяют правило отличия союзов от союзных слов: наличие союза не дает возможности, переделать придаточное предложение в независимое вопросительное предложение; союзное слово - относительное местоимение (или местоименное наречие) превращается в вопросительное местоимение (или местоименное наречие).

Подробно обсуждается алгоритм обозначения синтаксической связи в з. 381.

(p) Употребление самого частотного союзного слова который вызывает трудности. Во-первых, это выбор формы союзного слова (з. 382), во-вторых, выяснение, каким членом придаточного предложения оно является. Типичная ошибка: учащиеся считают его определением, доверяя лексическому облику. Однако который чаще всего бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством в придаточном предложении. Выбирая нужную форму союзного слова (з. 382), учащиеся подчеркивают все члены предложения в придаточных предложениях. Дома они выполняют аналогичную работу.

Урок 23. Повторение. Союзы и союзные слова. С. з. 384, 386, 387, 388. Н/д.: з. 393. РТ -53.

(p) Урок посвящен конструированию СПП с придаточными определительными. Учащиеся заменяют простые предложения синонимичными сложноподчиненными (з. 384), составляют предложения с союзными словами какой (з. 386), чей (з. 387) в разных формах, работают с союзным словом что. Кстати, осознать что как союзное слово девятиклассникам бывает трудно, поэтому полезно заменять его союзным словом который (з. 388).

Выполняя домашнее задание, девятиклассники готовятся к следующему уроку, так как предложения в задании 393 имеют двойное (синкретичное) значение.

Урок 24. Сложноподчиненные предложения с двойным (синкретичным) значением. С. з. 389, 390 394 (1, 2). Н/д.: з. 395, определите виды односоставных предложений в составе сложных. РТ - 53, 54.

Проверяя домашнее задание, учитель обращает внимание девятиклассников на то, что структура предложения предполагает два вида зависимости: Мать еще раз взглянула на пустое место, (где) должна была построиться коммуна, и вдруг зарыдала (М. Бубеннов). Придаточное относится к существительному на место, которое является обстоятельством места в

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

главном предложении; задаем вопрос к придаточному определительному: на место какое? Лексически существительное место обозначает место, пространство, которое можно конкретизировать вопросом куда"?, поэтому придаточное определительное имеет еще и значение места.

Так же разбираются одно-два предложения из второй части задания 393. Пришло время , (когда) история позволила вашему поколению шагнуть через десятилетия. (В. Каверин.) Задаем вопрос от подлежащего время, выраженного существительным: время какое? Значит, это придаточное определительное. Но существительное время лексически обозначает время, которое может быть конкретизировано. Придаточное присоединяется союзным словом когда (возможна синонимическая замена придаточного независимым вопросительным предложением), поэтому придаточное предложение имеет еще и временное значение. В домашнем задании 395 содержатся определительно- дополнительные (по другой классификации определительно-изъяснительные) СПП: Сейчас я холодею от мысли, (что) могло быть иначе. (Д. Рубина.). Придаточное предложение зависит от существительного: от мысли какой? и является определительным. Однако существительное мысль имеет не только значение отвлеченной предметности, но и содержит значение действия как процесса, образовалось от глагола мыслить, поэтому возможен второй вопрос: мысль о чем?, выражающий значение зависимого объекта-дополнения. Многие отглагольные существительные в роли опорных слов в главных предложениях предопределяют двойное значение придаточных предложений утешение какое? и в чем?; ощущения какого? и чего?; воспоминаний каких? и о чем?; надежда какая? и на что? и т.д.

(p) Разнообразные приемы конструирования помогут учащимся понять грамматическую природу появления двух синтаксических значений в СПП.

Урок 25. Повторение. Подготовка к контрольному диктанту. С. з. 391, 392, 396, 394 (3 - 5). Н/д.: з. 394. РТ - 34.

Ар Продолжается работа, привлекающая разные виды и приемы конструирования сложноподчиненных предложений с придаточными определительными: воссоздание главного предложения по придаточному, придаточного по заданному главному, анализ теста и его редактирование, конструирование предложений по схемам.

Дома учащиеся вновь обращаются к схемам з. 394, составляют другие предложения.

Уроки 26 - 27. Контрольный диктант и его анализ.

Кайры

Кайра за лето откладывает всего одно яйцо, и высиживают его оба родителя по очереди: одна кайра улетает кормиться в море, другая греет яйцо. Каждая пара возвращается каждый год на тот же птичий базар, на ту же скалу, и даже яйцо откладывает на тот же каменный карниз, на котором оно лежало в прошлом году.

Если весна затяжная, кайра не дожидается, когда растает снег. Она складывает перепончатые лапы, откладывает яйцо, и оно лежит на лапах, как в корытце, а сверху обогревается теплым пухом.

Яйцо большое, в два раза больше куриного, и похоже на грушу или на ваньку- встаньку. На тупом конце скорлупа тоньше, а на остром - намного толще и тяжелее, и поэтому яйца кайр почти никогда не скатываются вниз.

Яйца голубоватые или зеленоватые, как морская волна, и все разрисованы черными точками, коричневыми мазками, как будто кто-то кисточкой в краску макал, рисовать пробовал.

Через месяц вылупляются серенькие птенцы. Они покрыты жестким пухом, чтобы ветер не раздувал и птенец не мерз на голых скалах. Первое время мать не отходит от птенца и своим телом закрывает его от холодного ветра.

Кайрята очень прожорливы. Иногда родители принесут детенышу такую крупную селедку, что птенец с полселедки проглотит, а хвост из раскрытого клюва торчит, и все равно он селедку съест. Бывает, другой птенец начинает вырывать рыбину изо рта и сорвется со скалы вниз. (Г. Снегирев.) (205 слов)

Грамматическое задание.

1-й вариант. Произведите синтаксический разбор первого сложносочиненного и первого сложноподчиненного предложений.

2-й вариант. Произведите синтаксический разбор второго сложносочиненного и второго сложноподчиненного предложений.

стр. 70

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Д. БЕДНАРСКАЯ, ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ КЛАССОВ И ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. IX КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016853&archive=1206184559 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии