УПРАЖНЕНИЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЗАДАНИЯМИ (VI КЛАСС)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Г. ЛАРИОНОВА

найти другие работы автора

Опыт показывает, что на этапе закрепления изученного в конце учебного года в VI классе следует включать в уроки по орфографии упражнения с комплексными заданиями, когда внимание учащихся сосредотачивается сразу на 3 - 5 орфограммах. Все это способствует систематизации знаний, обеспечивает преемственность в обучении и дает возможность повторить (уже на новом лексическом уровне) орфограммы начальной школы и V класса. Знания, навыки грамотного письма закрепляются через упражнения с комплексными заданиями. Именно они, на наш взгляд, составляют главное содержание учебной работы на этапе подготовки учащихся к итоговому контрольному диктанту за VI класс.

Тексты для упражнений с комплексными заданиями следует использовать небольшие, связные, недеформированные (т.е. без пропусков букв), интересные по содержанию, способствующие расширению кругозора шестиклассников и развитию их речевой культуры.

К сожалению, в действующих учебниках русского языка упражнений с комплексными заданиями совсем немного. Поэтому мы предлагаем ряд таких упражнений. Учитель может использовать их (полностью или частично) в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Задание 1. Спишите. Устно объясните правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. Найдите в тексте слово с разделительным мягким зна-

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

ком и сделайте его фонетический разбор. Скажите, как вы понимаете основную мысль данного текста.

Тропинка

Сельская школа стоит в березовой роще на грачином броду. Все лето в густой березовой листве кричат грачи, а потом смолкнут, упадет листва, и сквозь прутья проступит удивительная красивая тропинка, по которой дети в школу ходят. Какая она узкая, а на какую большую дорогу выходит. (В. Боков.)

Задание 2. Прочитайте стихотворение В. Степанова. Какова здесь роль метафор? Назовите все орфограммы в названии стихотворения. Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной в корне, объясните данную орфограмму.

Колокольчик

О чем колокольчик
Все лето звенел?
О том, что словами
Сказать не умел:
Как зорька росой
Умывалась ночной,
Как радугой дождь
Становился грибной.
Увяла трава,
И цветы отцвели.
Прощальную песню
Поют журавли.
Их песня похожа
На утренний сон,
И слышится в ней
Колокольчика звон.
Задание 3. Спишите. К какому типу речи относится текст? (Дайте аргументированный ответ.) Объясните графически выбор гласных в приставках выделенных слов, указав над словами их значение. Устно объясните, почему в прилагательных единственный и осенний пишется -нн- . Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне.

Цветок на клене

Вырос однажды на клене прекрасный цветок, один-единственный. "Какое чудо!" - радовался клен. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. "Принесешь семена, от них цветущие клены пойдут", - шептал он цветку. "Вот еще! - фыркнул однажды цветок. - Я и так хорош". И улетел с осенним ветром. С тех пор клен сам похож осенью на огромный цветок. (В. Коротов.)

Задание 4. Спишите. Почему в прилагательном ненадежный не написано слитно, а не раздельно? Выделенные слова разберите со составу. Как вы думаете, какое изобразительно-выразительное средство языка положено в основу данного стихотворения?

Характер у погоды очень сложный:
Изменчивый, крутой и ненадежный -
Приветливо вам утром улыбнется.
А вечером коварно надсмеется!
Она - хозяйка солнцу, ветру, тучам.
... Возьмите зонт с собой на всякий случай!
(А. Смоляр.)

Задание 5. Прочитайте. К какому стилю речи относится текст? (Дайте аргументированный ответ.) Почему выделенные слова с не пишутся слитно? Устно объясните правописание о-е после шипящих. Выпишите из текста глаголы на -ться, -тся и графически объясните орфограмму. Слова с разделительными ъ и ь разберите по составу и сделайте вывод об употреблении разделительных твердого и мягкого знаков.

Пираньи

В реках и озерах Южной Америки водятся некрупные, в среднем до тридцати сантиметров в длину, рыбы-пираньи. Чем же они прославились? Прожорливостью, острыми, как бритва, зубами и скверным характером. Пираньи нападают на все живое, что им встретится на пути: будь то рыба или оказавшееся в воде животное. В считанные минуты обжоры способны оставить от быка лишь голый скелет. Пастухи, которые перегоняют стада через реки, где водятся пираньи, поступают очень жестоко: они отдают на съедение пираньям одно из животных. И пока хищники расправляются с жертвой, работая зубами, как жернов, в стороне от этого места все стадо благополучно переправляется на другой берег.

Дикие звери оказались не менее сообразительными, чем люди. Чтобы напиться воды или перебраться через реку с пираньями, они начинают привлекать хищниц легким шорохом воды. И когда пираньи стаей устремляются на шум, звери по берегу перебираются в безопасное место, где пересекают реку.

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Неуживчивый характер пираний заставляет их часто ссориться и нападать друг на друга. Но некоторые люди рискуют держать этих рыб дома. Говорят, в неволе они теряют свою агрессивность и аквариумам не нужна никакая решетка. (Из журнала "Юный натуралист".)

Задание 6. Прочитайте. Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне. Запишите их, графически объясняя выбор букв. Какая орфограмма объединяет следующие слова: липкий, когти, ходьба? Напишите сжатое изложение.

Большой муравьед

Большой муравьед живет в тропических лесах и кустарниковых саваннах Америки. Что касается его внешних форм, то они не очень пропорциональны. Рот у муравьеда маленький, а язык длинный, как шнур, липкий и подвижный. Стоит ему только коснуться муравейника или термитника, как пища тут же налипает сама. Передние лапы муравьеда устроены так, что при ходьбе он опирается на суставы подогнутых пальцев, а два больших когтя растут таким образом, что они направлены как бы вовнутрь. Длина таких когтей достигает пятидесяти сантиметров. Ими муравьеды разбирают муравейники, а еще расчесывают свою шерстку. Так что такое расположение когтей очень даже устраивает муравьедов. (Из журнала "Юный натуралист".)

Задание 7. Спишите. Выделенные слова разберите по составу и назовите в них все орфограммы. Определите основную мысль текста.

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты,
папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю..."
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей
от жалости.
(И. Северянин.)

Задание 8. Прочитайте. Скажите, о ком рассказывают названия растений? С прописных или строчных букв следует писать названия растений и породы животных? (Приведите примеры.) Выпишите из текста прилагательные с суффиксами -ск- и -к-, графически объясните их правописание.

Названия растений

Многие названия растений, населяющих нашу планету, рассказывают об именах своих открывателей, напоминают о великих ученых, известных людях, коронованных особах. Например, растущий в Крыму кустарник цезальпиния с нежными, как у мимозы, желтыми цветами назван в честь итальянского ботаника XVI века Чезальпино; бугенвиллия - тропическая высокорослая лиана из Бразилии - по имени французского мореплавателя Бугенвиля; маттиола - в честь итальянского ботаника и врача Маттиола; гербера из Африки - по имени немецкого врача Гербера; георгин - в честь русского ботаника XVIII века Георги. (Е. Юдаева.)

Задание 9. В. Шленский в ироническом стихотворении "Из фольклора" разрушил фразеологизмы, созданные русским народом. Устно восстановите (с помощью любого фразеологического словаря или сборника пословиц, поговорок и крылатых выражений) целостность фразеологизмов. Графически объясните правописание в тексте сложного прилагательного. Почему в словах сверчок и мешок после шипящих пишется буква о?

Заурядное дело случилось у нас.
Ворон ворону выклевал правый глаз.
Пес с волками по-волчьи решил не выть.
За иголкой не стала тянуться нить.
Подливать перестали масло в огонь.
И испортил борозду старый конь.
Шило спрятали в рваный-прерваный мешок.
А сверчок позабыл, где его шесток.
Задание 10. Спишите. Устно объясните правописание собственных имен существительных. Почему глагол жемчужиться в одном предложении пишется с мягким знаком, а в другом - без мягкого знака? Разберите по составу прилагательное самовлюбленный и существительное искусство. Назовите в них все орфограммы. С помощью любого толкового или этимологического словаря объясните значение слова кокошник.

На Руси с давних времен был широко распространен жемчуг речной. В бассейне Онежского озера и Заонежья, на Волге, около Ярославля, в притоках Амура добывали его искатели-жемчужники. Крупный, круглый,

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

ровный жемчуг называли скатным. В русском языке существовал глагол жемчужиться. "Она жемчужится", - так говорили о самовлюбленной спесивой девушке. В XVI-XVII веках в России было распространено искусство шить жемчугом кокошники. (Из журнала "Русская речь".)

Задание 11. Прочитайте стихотворение В. Суслова "Как работает слово". Объясните смысл выделенных фразеологизмов. (В случае затруднения обратитесь к любому словарю-справочнику по русской фразеологии.) Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями. Объясните графически правописание гласных в окончаниях глаголов.

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры здесь можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово "вода".
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло...
О смелом мы вправе сказать наперед:
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А гуси и утки сухие всегда;
Заметили люди: как с гуся вода.
Случилось с тобою - ты правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал?
Лентяй отдыхает, а время идет -
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
- Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
"Довольно лить воду, ты дело давай!"
Работать впустую! Ты скажешь потом:
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: "В стихах-то вода!"
Задание 12. Спишите, заменяя цифры словами. Устно объясните правописание мягкого знака в числительных. В выделенных прилагательных обозначьте суффиксы. Графически объясните правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе. Почему слова неядовитые и неволя пишутся с не слитно?

Удавы

Эти неядовитые змеи водятся в Европе, Азии и Южной Америке. Среди них есть карлики - кубинский земляной удав 30 сантиметров длиной - и настоящие гиганты, такие, как обыкновенный удав - 5 - 6 метров или анаконды - более 8 метров. В неволе змеи совсем теряют аппетит, например, мадагаскарский удав не питался 4 года. Раз 7 в год они линяют. Удавы не откладывают яйца, а рожают живых детенышей, которые сразу переходят к самостоятельной жизни. (Из журнала "Юный натуралист".)

Задание 13. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится и почему? Расскажите о различии в употреблении глаголов надевать и одевать. Выпишите прилагательное с -нн- в суффиксе, произведите его фонетический и морфологический разбор.

Душегрейка

Сейчас устаревшим словом душегрейка называют порой женскую теплую кофту без рукавов. В прошлом же им (а также словом душегрея) называли короткую (чуть ниже талии) сборчатую, расширенную книзу женскую одежду без рукавов. Она чаще всего была на лямках, застегивалась спереди на пуговицы и носилась на роспуск. Она надевалась обычно на сарафан. Душегрейки были суконные, ситцевые, шелковые, с вышитым узором, бархатные, на меху - в зависимости от вкуса, но прежде всего от достоинства их хозяек. (Из журнала "Русская речь".)

Задание 14. Спишите. Выделенные слова разберите по составу. Назовите в них все орфограммы. Как вы понимаете значение устаревших существительных облучок и ямщик? (В случае затруднения обратитесь к любому этимологическому словарю.)

В народной песне поется:

Скоро, скоро тройка станет,
Ямщик спрыгнет с облучка.
Красна девка в очи глянет
И обнимет ямщика.
Красная - вовсе не значит "краснощекая, румяная", а "красивая, красавица". Слово девка в нашем понимании несет оттенок пренебрежительности, но раньше это было не так. Девка (от дева) стоит в том же ряду, что и девица, девушка. (Из журнала "Русская речь".)

Задание 15. Спишите. Графически объясните правописание мягкого знака

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

в словах данного текста. Почему в существительном удач после шипящей мягкий знак не пишется. Устно объясните слитное и раздельное написание не и ни со словами. Определите основную мысль текста.

Не хвались удач похвальбой,
не кичись по жизни гульбой,
не тревожь никого мольбой,
оставайся самим собой.
Если сердце бьет вперебой,
если боль вздымает дыбой,
не меняйся ни с кем судьбой -
оставайся самим собой!
(Н. Асеев.)

Задание 16. Прочитайте. Что нового вы узнали о динозаврах? Спишите, заменяя цифры словами. Разберите по составу выделенные слова. Какой частью речи они являются? Найдите сложные существительные и прилагательные и графически объясните их правописание.

Знаете ли вы?

1) Что само слово "динозавр" (по-гречески "ужасный ящер") впервые применил доктор Ричард Оуэн в 1841 году.

2) Что чемпионом-тяжеловесом среди известных динозавров является ультразавр, чьи останки были впервые обнаружены в 1979 году. По некоторым оценкам он весил 130 тонн.

3) Что самое крупное яйцо динозавра было найдено во Франции. Оно было величиной с мяч для регби.

4) Из всех когда-либо живших на Земле животных у стегозавров был самый маленький мозг по отношению к общему весу тела. При 2-тонном весе и 6-метровой длине ящера его мозг был величиной с грецкий орех. (Из журнала "Древо познания".)

Задание 17. Прочитайте. Отгадайте загадки. Скажите, каким словам здесь придается новое переносное значение. Выпишите существительные с непроверяемой безударной гласной в корне, разберите их по составу. Найдите прилагательное, которое пишется с двумя буквами нн, объясните графически орфограмму.

Три сестрицы,
три струны
побежали вдоль страны.

А у них -
стальные ножки
и бетонные сапожки. (Электролиния.)

У родителей
и деток
вся одежда
из монеток. (Рыба.)
Задание 18. Спишите. Устно объясните правописание сложных существительных. Найдите в тексте слова с чередующимся гласным в корне и объясните графически орфограмму. Почему выделенные слова пишутся с не слитно? Определите, к какому типу речи относится данный текст и почему.

Хищные растения

Хищные растения считаются чудом природы. Обитая в местах с недостатком питательных веществ в почве, они выработали уникальную для растительного мира стратегию выживания - способность ловить и "поедать" живую добычу. Эти растения питаются чаще всего мелкими насекомыми, поэтому их еще называют насекомоядными. Только ловушки- кувшинки из-за своих больших размеров могут ловить крыс и мелких птиц. Растут они, как и ловушки-рачевки, как и пузырчатки, на мелководье. У них небольшой росток-черенок, который разделяется на две уходящие под воду трубки. (Из журнала "Юный натуралист".)

Задание 19. Спишите. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Являются ли они формами одного слова? Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне, устно объясните их правописание. Какие выразительные средства языка вы здесь встретили?

Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья. (А. П. Чехов.)

Задание 20. Прочитайте и отгадайте загадки. Расскажите о правописании мягкого знака на конце и в середине числительных (проиллюстрируйте свой ответ примерами из данных загадок, а также своими собственными примерами).

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Запишите отгадки и объясните в них все орфограммы.

1) Заплету плетень в семьдесят семь рядов, выше сел и городов. (Колокольня.) 2) Триста шестьдесят пять галок, пятьдесят два сокола. Двенадцать орлов, сошка золотая, макушка сухая. (Дни, недели, месяцы.) 3) Под одним колпаком семьсот казаков. (Маковка.) 4) Восемьдесят поросят на колышке висят. (Связка лука.) 5) Стоит хлевец, в нем пятьсот овец. (Подсолнух.)

Задание 21. Спишите. Укажите антонимы. Устно объясните их написание. Графически объясните правописание -тся-, -ться- в глаголах.

Приходят дожди, и уходят дожди.
Но солнцу ли к нам не добраться?
Влюбленное в землю светило, гляди
На то, как хлеба колосятся!
(А. Фатьянов.)

Задание 22. Спишите. В наречии удивительно обозначьте корень и устно объясните правописание в нем безударного гласного. Разберите по составу существительное подосиновики. Определите способ образования данного слова. Графически объясните правописание приставки при- в глаголе прибавлялось.

Грибов в нашем лукошке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников. (В. Бонч-Бруевич.)

Задание 23. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Устно объясните написание слов с прописной буквы. Почему слова гренландский, северное полушарие пишутся со строчной буквы? Спишите. Графически объясните правописание одной буквы н в выделенном слове.

Усатые киты - одни из самых больших животных нашей планеты. В их число входит крупнейший обитатель Земли - голубой кит. Из всех усатых китов у горбача самые "грубые" роговые пластины - китовый ус, а у гренландских китов эти пластины самые большие. Длина роговых пластин полярного кита (крупнейшего из гренландских) достигает четырех метров. Горбач игрив, проворен и достаточно силен, чтобы выпрыгивать из воды. В Антарктике он питается крилем, в водах северного полушария охотится за рыбой - треской и анчоусами. (Из журнала "Древо познания".)

Задание 24. Спишите. Объясните, как образованы выделенные существительные. Найдите в тексте слова с чередующейся гласной в корне. Объясните графически орфограмму. Обратите внимание на название текста: почему жук-скакун пишется через дефис? Какие виды жуков вы встречали летом в поле или на огороде? Что вы о них знаете?

Жук-скакун

Славные имена у жучишек: точильщики, пилильщики, бомбардиры. Усачи, долгоносики, карапузики. Или этот вот: скакун полевой! Скакун так скакун: ты ладошкой его, а он - хоп! И подскочил. И в траве затерялся: попробуй разгляди зеленого на зеленом! Лучше не ищи. Только зря глаза проглядишь. (Н. Сладкое.)

Задание 25. Прочитайте. Что обозначают слова и словосочетания, которые написаны с прописной буквы. Расскажите о правописании собственных и нарицательных имен существительных. Выпишите сложные прилагательные. Разберите их по составу. Устно объясните правописание гласных после ц .

Коренные народы Северной Америки некогда населяли весь континент, живя в гармонии с природой.

Первобытные люди появились в Северной Америке за тридцать пять тысяч лет до нашей эры, перебравшись из Сибири в те времена, когда ее еще соединял с Аляской сухопутный перешеек. Пришельцы расселились по всей Северной и Южной Америке, приспосабливаясь к новым условиям и формируя различные племена. Приход в Новый Свет европейских поселенцев оказал губительное влияние на их традиционный уклад жизни. (Из журнала "Древо познания".)

стр. 56


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. Г. ЛАРИОНОВА, УПРАЖНЕНИЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЗАДАНИЯМИ (VI КЛАСС) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016744&archive=1206184559 (дата обращения: 19.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии