ОПАСНОСТЬ ВАНДАЛИЗМА. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ. VIII КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

найти другие работы автора

Предлагаю вниманию коллег урок развития речи в VIII классе - изложение с элементами сочинения на нравственную тему.

1. Чтение текста.

Дело было так. Сначала они залезли ночью по пожарной лестнице через окно второго этажа в зал лечебной физкультуры реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. В Твери этот центр создан недавно. С ограниченными возможностями - так говорят о парализованных. Центр помогает этим ребятам восстанавливать здоровье.

А они очень весело провели время в зале лечебной физкультуры. Ели, пили, катались на велотренажерах, на тренировочных тележках с ручным управлением, купались в бассейне. Уходя, не забыли кое-что помельче рассовать по сумкам и карманам. А что не смогли унести - уничтожили. Изломали велотренажеры, искорежили тележки, все прочее оборудование, очень дорогое, раздобытое устроителями центра с большим трудом. Они о чем- нибудь думали, когда громили и крушили все подряд? Хотели досадить медикам и тренерам? Поиздеваться над больными ребятами? Или поступили так без всякого смысла?

А в Сочи подростки уничтожили фонтан "Сказка", плеснули чернилами в лицо беломраморному Пушкину. Вандализм - это разрушение культурных ценностей. Вандалу свойственна ненависть ко всему прекрасному. Но, очевидно, от ненависти ко всему прекрасному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Ко всему, во что другой человек вложил и ум, и талант, и труд.

Нельзя сказать, что это у нас новое явление, вызванное сегодняшним неустройством жизни. Это у нас происходит уже давно.

Не успеет выйти на линию первый вагон пригородной электрички, глядишь, уже кто-то порезал обивку сиденья. Маляры покрасили забор - не пройдет и месяца, как он уже весь изукрашен названиями популярных музыкальных групп, эмблемами футбольных команд.

А подъезды наших домов? О чем думал человек, который выламывал двери? Почему непременно надо разбить лампочку, взломать почтовые ящики, поджечь лежащие там газеты, разрисовать изнутри лифт, набросать в него объедков и окурков?

А детские игровые площадки? Неужели надо ставить милиционера, чтобы не ломали все эти лестницы, песочницы, качели?

Но ведь противно видеть день за днем, уходя из дома и возвращаясь, выломанные двери, разбитые лампочки, изгаженные лифты. Все это унижает наше человеческое достоинство и достоинство ребят, живущих в домах, обезображенных вандалами.

На одном из московских кладбищ были подожжены венки на могиле знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова. В газетах писали, что это кощунство было совершено какими-то недоброжелателями Озерова. За что- то ему мстили. А оказалось, что это сделали случайно забредшие на кладбище подростки. Просто так, от нечего делать. Просто венки попались им на глаза. Просто они заметили, что венки подсохли, и захотелось проверить, загорятся или нет.

И больше они ни о чем не думали.

(И. Стрелкова.)

2. Беседа по тексту.

- При повторном чтении выпишите слова, характеризующие действия подростков-вандалов. (Залезли, ели, пили, катались, рассовали, уничтожили, изломали, искорежили, громили, крушили, уничтожили, порезал, изукрашен, выламывал, разбить, взломать, поджечь, разрисовать, набросать.)

- Какую характеристику несут эти слова? Как можно охарактеризовать поступки детей? (Это варвары, не имеющие за душой ничего святого. Глаголы характеризуют их поступки с отрицательной стороны.)

- Можно ли одним глаголом назвать поступки этих подростков? (Это можно сделать с помощью глагола уничтожишь.)

- Какое слово для характеристики этих людей подбирает автор? (При затруднении можно прочитать предпоследний абзац.) (Кощунство.)

- Что означает это слово? Обратимся к толковому словарю. (Кощунство - оскорбительное отношение к чему-либо, всеми почитаемому.)

- Какой пример самого кощунственного поступка приводит И. Стрелкова? (Вандализм в реабилитационном центре - самый кощунственный поступок, потому что дети и подростки этого центра не могут за себя постоять, они обделены судьбой и нуждаются в защите и опеке.)

- Есть ли какое-то объяснение такому поведению подростков? Как автор освещает этот вопрос? (В тексте много вопросительных предложений, которые звучат риторически и обращены ко всем нам.)

- Выпишите вопросительные предложения, которые заставляют нас задуматься над причиной таких поступков. (Читаются абзацы.) Выделите в этих предложениях ключевые слова. (Они о чем-нибудь думали? Хотели досадить, поиздеваться? О чем думал...?)

- Что, по мнению автора статьи, самое страшное в поступках этих "героев"? (Они действовали необдуманно, ради развлечения. Итог размышления звучит в предложении "Или поступили так без всякого смысла".)

- В чем автор статьи видит опасность вандализма? (Бессмысленные поступки могут привести к беде непоправимой.)

- Как эта мысль усиливается в предпоследнем абзаце? (Неоднократно повторяется "просто", "просто так".

И вывод - "от нечего делать".)

- Какое значение имеет последнее предложение текста? (Оно звучит выводом, грустным и предостерегающим. От безделия, бездумья человек способен пойти на преступление.)

- Как мы можем сформулировать основную мысль и озаглавить текст? (Вандализм очень опасен, он связан с бездуховностью человека. Он является причиной бездумных поступков и бессмысленной жизни. Озаглавить можно "Опасность вандализма".)

- К какому стилю и типу мы отнесем этот текст? (Это публицистическая статья. Это рассуждение на тему вандализма.)

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

- Назовите приметы публицистического стиля. (Использование риторических вопросов. Лексика морально-этической тематики: человеческое достоинство вложили ум и талант, польза, искусство... Использование односоставных и безличных предложений.)

3. Лексическая работа.

- Подберите синонимы к словам: сотворено (создано, сделано), устроители (организаторы), популярные (известные), достоинство (гордость), недоброжелатели (враги), кощунство (святотатство), бесчеловечность (варварство).

4. Орфографический диктант.

Сначала, ограниченные возможности, реабилитационный, парализованные, велотренажеры, тренировочные тележки, бассейн, рассовать, ненависть, прекрасное, искусство, сегодняшнее неустройство жизни. Популярные группы, комментатор, подожжены.

5. Итоги. Выяснение авторского отношения к поднятой проблеме. Чувствуем ли мы авторскую позицию? Как она раскрывается? Что можно сказать об авторе этой статьи?

Перед нами не равнодушный соглядатай, а активный борец.

Автор с негодованием пишет о примерах вандализма. Свою позицию выражает в оборотах "противно видеть", "неужели надо ставить милиционера", "унижает наше человеческое достоинство".

- Каково твое отношение к поднятой проблеме? В чем ты видишь ее остроту? Можешь ли ты высказать свое отношение к поступкам подобных вандалов? Напиши изложение, выразив свое отношение к поступкам подростков и к поднятой проблеме.

стр. 51


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Н. А. ЗАЙЦЕВА, ОПАСНОСТЬ ВАНДАЛИЗМА. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ. VIII КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016711&archive=1206184559 (дата обращения: 19.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии