МАТРЕШКА. ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ: КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. И. НОВИКОВА

найти другие работы автора

Есть игрушки, которые являются отражением души народа, аккумулируют в себе народные представления о красоте, о национальных ценностных ориентациях. Возьмешь такую игрушку в руки - и чувствуешь: "здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" К их числу относятся хранящие тепло живого дерева богородские игрушки, яркие, праздничные дымковские глиняные фигурки. А вот - матрешка. Матрена. Матрешечка. Или уважительно - Матрена Ивановна. Неважно, что "дед" ее - сердитый узкоглазый японец, даже сами японцы признают, что матрешка - символ русского характера, символ русской души, соединяющая в себе базовые русские ценности: материнство, семью, русскую соборность, единство, душевное тепло, покровительство и трогательную заботу о близких.

Как важно, чтобы ребенок не прошел мимо этих игрушек в детстве, подержал в руках, поиграл, полюбовался... А если - прошел? Если с детства был окружен пластмассовыми красавицами Барби? Тоже неплохо. Но наши национальные игрушки должны быть детям знакомы. И познакомить с ними детей можно на уроках развития речи, если организовать работу так, чтобы соединение языка, культуры и личности ребенка не было искусственным, механически привнесенным в процесс обучения и, как следствие, отторгаемым учащимися. Происходит такое органичное соединение благодаря созданию на уроке культурологического фона.

Под культурологическим фоном мы понимаем использование на уроках специального языкового, наглядного, раздаточного материала, гармонично сочетающегося с формальной стороной изучения языка и речи, отражающего феноменальные стороны духовной культуры русского народа.

Основные способы создания культурологического фона в предлагаемом вниманию читателей уроке следующие:

- ориентация содержания урока на национальные ценности этноса;

- такая организация работы, при которой происходят восстанавление и накапливание фоновых знаний учащихся (знаний, характерных для жителей нашей страны, вызывающих сходные ассоциации и представления), а именно: рассказ учителя о традиции использования дерева для изготовления игрушек, об одной из главных ценностей русского народа - большой и дружной семье, о народных представлениях о красоте (лицо, косы, фигура), о традиционной крестьянской одежде, о чертах характера людей, запечатленных в игрушке;

- рассредоточенная подача фоновых сведений о матрешке в процессе всего урока;

- актуализация некоторых культурных ценностей, отраженных в языке и сохраненных языком. В ходе урока учитель обращает внимание школьников на особенности слов "опростоволоситься", "Матрена - матрешка", "красный" в значении "красивый";

- дифференциация домашнего задания, дающая возможность творческим учащимся почувствовать себя продолжателями народных традиций.

Оборудование: иллюстрации, фотографии матрешек; матрешки, изготовленные мастерами народных промыслов; контуры-заготовки матрешек на бумаге.

Ход урока

Вступительная беседа.

* Любите ли вы играть в игрушки? (Да, любим.)

* Какие игрушки ваши любимые?

* Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумываемся о том, что игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни.

Известен такой факт: русский царь Николай II имел немало различных игру-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

шек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

Известный русский художник Александр Бенуа посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.

В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека будут серьезные неприятности.

А как вы думаете, если ребенку все время покупать игрушки, представляющие собой злобных монстров, военную технику, оружие, то вырастет из него добрый, отзывчивый человек? (Наверное, нет. Он будет таким же злым, как и его игрушки.)

* Мы с вами на уроке будем говорить об игрушках. О каких? Попробуйте догадаться, разгадав загадки.

Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее "родственники": дед этой игрушки - японец, а отец - русский художник. Родилась она в мастерской под названием "Детское воспитание". Игрушка эта не простая, а с сюрпризом... Если вы еще не догадались, о какой игрушке пойдет речь, то вот последняя загадка:

Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти куколку четвертую...
Прячется в ней пятая куколка пузатая,
А внутри пустая, в ней живет шестая...
Итак, о какой игрушке пойдет речь? (О матрешке!)

* Расскажите, что вы знаете о матрешке? (Учащиеся могут знать некоторые сведения об этой игрушке из уроков изобразительного искусства. Они рассказывают то, что им известно.)

Учитель может дополнить ответы учеников или обобщить их рассказы:

* Русские люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие людей в быту, украшали вышивкой, резьбой, росписью. С любовью сделанное деревянное блюдо под кистью мастера становилось редкой драгоценностью, а простой холст смотрелся не хуже заморской парчи. Народная культура накопила в течение столетий величайшие богатства.

В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму - божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри - несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась художнику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам.

На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: "Да это же настоящая Матрена!" Так ее и назвали - Матреной, а ласково - Матрешечка, Матрешка. Имя было закреплено за игрушкой не случайно: в крестьянских семьях оно было очень распространено.

В 1900 году игрушку отвезли на выставку в Париж, где наградили наших мастеров бронзовой медалью. Сегодня мы не воспринимаем название матрешки как имя собственное. За сто лет оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным. И пишется оно с маленькой буквы.

Сейчас каких только матрешек не встретишь! Идея игрушки-сюрприза так понравилась художникам, что они зачастую изготавливают матрешки-шутки. Есть матрешка, которая изображает художника В. А. Серова и его друзей, одетых в турецкие костюмы. Есть матрешка, на которой изображены герои произведений Н. В. Гоголя. Есть матрешки - Кутузов и Наполеон с их генералами. Есть и матрешки, изображающие российских политических деятелей, есть - герои на-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

родных сказок. Но это матрешки-шутки. Настоящие матрешки - мама- красавица, доченьки-помощницы: кто с серпом, кто с лукошком, кто с ведром, а также девчушки поменьше: малышка в слюнявчике и младенец в пеленках.

Наша задача - рассмотреть эту удивительную игрушку и подготовиться к сочинению-описанию.

Работа над типом речи - описанием.

* Что мы знаем о таком типе речи, как описание? Как вы понимаете задание: описать предмет? (Надо написать о том, какой предмет в целом и каковы его отдельные части.)

* По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? (По его композиции и специальным вопросам, которые можно к этому тексту задать.)

* Какая композиция характерна для описания? (Вначале предмет характеризуется в целом, а затем описываются отдельные его части.)

* Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет? (Какой предмет? Какова его форма? Какого он цвета? И т.д.)

* Я попробую проверить, насколько хорошо вы можете применять свои знания. Внимательно прослушайте текст и постарайтесь определить, является ли он описанием предмета.

Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой чурки и отдает жене-художнице. Жена кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и еще раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И - достает яркие краски... (По Н. Г. Юриной.)

(Это описание, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка.)

Собирание рабочих материалов.

Рассматривая матрешек, отвечая на вопросы учителя, дети записывают в тетради рабочие материалы.

* Можно ли сказать о матрешке, что это обычная игрушка? (Нет, эта игрушка не обычная. Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие, самобытная.)

* Из чего изготавливаются матрешки? (Из дерева).

* Чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть.)

* На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны. Подержите матрешку в руках. Что вы чувствуете? (Игрушка теплая!)

* В чем особенность конструкции матрешки? (Несколько куколок, одна меньше другой, вкладываются друг в друга.)

* Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки.) Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу. Матрешка - не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.

* Какие цвета характерны для наших игрушек? (Яркие, теплые цвета. Много разных цветов.)

* Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок? (Во время праздников.)

* Какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет.)

Верно. Слово "красный" раньше означало "красивый, хороший". Говорили: "красная девица" - красивая девица, "красный угол" - самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках.

* Какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение.)

* Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Почему еще? (У матрешек улыбающиеся, приветливые лица, и мы, глядя на них, тоже в ответ улыбаемся.)

* Попробуйте описать лицо игрушки. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые.)

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

* Такая внешность не случайна. Вспомните: как описываются русские красавицы в народных сказках? (О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые.)

* А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса.) Существует и по сей день такая поговорка: "Коса - девичья краса".

* У некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней женщины - две.)

* Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек.) Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной.

* Почему голова матрешки всегда в платочке? (Раньше женщине неприлично было показываться на людях без головного убора.)

Это тоже особенность древнерусской культуры. Считалось позором "опростоволоситься", т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово опростоволоситься! (Это означает - "опозориться")

Обычай остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова "опростоволоситься".

* Какие украшения мы видим на матрешках? (Одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой.)

* Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки? (Фигурка куколки толстенькая, округлая.) Это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.

* Можем ли мы по внешности определить, какой характер у матрешки? ("Русская матрешка добрая, сердечная, веселая, открытая, нежная, ласковая". "Характер ровный, спокойный". "Она очень приветливая, улыбчивая".) В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера - доброта, доброжелательность, открытость, приветливость.

* Рассмотрите одну из представленных семеек матрешек. Матрешка, хоть и игрушка, но не бездельница. Каждая, кроме самых маленьких, что-то делает. Опишите выбранную вами семейку. ("В моей семейке матрешек все куколки - мамины помощницы. Они собираются на праздничное чаепитие. Матрешку-маму художник нарисовал с хлебом и солью в руках, который она держит на вышитом полотенце. Дочки-матрешки помогают накрывать на стол. Одна держит в руках желтый пузатый самовар. У другой расписной чайник для заварки. У третьей в руках связка баранок. Маленькие матрешки несут на стол мисочку с медом, блюдечко с конфетами".)

* Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою "изюминку", ее отличие от других в семейке. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные!

* Описывая матрешку, мы использовали слова куколка, фигурка, глазки, платочек... В чем особенность этих слов? (Все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

* Что помогают передать эти суффиксы? ("С их помощью мы показываем наше отношение к описываемой игрушке, показываем, что она нам нравится". "Мы также показываем, что все, о чем мы говорим, маленькое, игрушечное".)

У школьников в тетрадях после беседы остаются следующие рабочие материалы:

Матрешка - своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная.

Конструкция : состоит из не скольких куколок, которые вкладываются одна в другую.

Материал : изготовлена из дерева, сохр а ня ет , его жи вое тепло.

Цвета : яркие, теплые краски; создают о щу щение пра зд ника.

Лицо : кругл ое ; глаза боль ши е, выр а зительные; ре сн ицы че рные, длинные, изогнутые; брови дугой, щеки рум ян ые, гу б ки алые.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Фигура: округлая, женств енн ая.

Одежда: косынка или пл ат оч ек , фартук (передник), русская рубашка, с а р а фан; украш ен а г и рляндами с цветами, бутонами, нарядной вы ши вкой.

Характер: спокойный, радо стн ый; излучает покой, домашн ее тепло; добрый, ласковый, нежный.

Учитель обращает внимание пятиклассников на написание трудных слов.

* Мы не только собрали материалы к сочинению, но и многое узнали о нашей древней национальной культуре. Что нам помогла узнать матрешка? ("Мы узнали о том, как возникла в России эта игрушка". "Мы узнали о том, что конструкция игрушек не случайна. Несколько игрушек - это символ дружной, крепкой семьи". "Еще мы узнали, что игрушки изготавливались из дерева не просто так, а потому, что это была одна из народных традиций: использовать для игрушек природные материалы". "Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины".)

* Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку. А теперь давайте подумаем над очень серьезным вопросом. Мы давно уже не покрываем головы платочками - ходим простоволосыми, не носим просторные русские сарафаны и рубахи, а передник сохранился разве что в виде кухонного фартука. Коса - девичья краса - теперь редкость. Редкостью стала и многодетная семья. Да и фигуры у нас уже не такие, как раньше: сейчас все стремятся быть стройными и худенькими. Зачем нам с вами знать все то, о чем мы говорили в ходе урока? ("Мы должны знать не только то, что есть сейчас, но и то, что было раньше, так как это наша история и культура". "Мне кажется, что каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи своих предков".)

* Достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы работать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.)

Составление плана сочинения.

Учитель записывает на доске неполный вариант плана:

Матрешка - игрушка необычная

1.Своеобразие русской матрешки. 2.Национальная русская игрушка:

а)...

б)...

в)...

г)...

3. Игрушка, ставшая символом России.

* Любое сочинение включает в себя три части. Какие? (Вступление, основная часть и заключение.)

* В какой из них мы напишем о своих впечатлениях от матрешки в целом? (Во вступлении.)

* В какой опишем частные признаки игрушки? (В основной части.)

* Посмотрите на наш план, частные признаки игрушки пропущены. Давайте все вместе их восстановим.

После проделанной работы план основной части приобретает следующий вид:

а) конструкция матрешки и цветовое решение игрушки;

б) внешность куклы и особенности ее одежды;

в) черты характера, которыми наделил игрушку художник;

г) семейка матрешек.

Устное сочинение-описание матрешки.

* Теперь, когда у нас есть собранные рабочие материалы, план и необходимые знания о матрешке, попробуем устно проговорить текст сочинения. (Возможно, что рассказывает сочинение не один ученик, а несколько, по различным пунктам плана.)

"Взрослые придумали множество самых разнообразных игрушек для детей и каждый год создают все новые и новые игрушки. Но среди них выделяется необычная игрушка, которая радует многие поколения детей. Это красавица- матрешка.

Особенность матрешки в том, что она состоит из нескольких игрушек, которые вкладываются одна в другую. Сложишь вместе - одна игрушка, расставишь по порядку - целых восемь! Сделаны игрушки русскими мастерами-умельцами из дерева. Держать такую игрушку в руках приятно - она теплая, живая, так как сохраняет тепло древесины, из которой была изготовлена.

Матрешки обычно раскрашивают яркими красками, используя насыщенные тона: красные, жел-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

тые, ярко-синие. Многообразие и яркость красок создают ощущение праздника и радостное настроение.

Игрушка эта показывает нам, как выглядела древнерусская красавица, потому что в матрешке отражены русские представления о женской красоте. Матрешки, как правило, круглолицые, с румяными щечками и алыми губками. Глаза большие, выразительные, ресницы черные, длинные, брови дугой.

Фигурка матрешки округлая, женственная. В этом тоже отразилось представление народа о женской красоте. В народе ценились женщины дородные, то есть полные, статные, величественные. Именно такая матрешка.

Традиционно матрешку "одевали" в просторную русскую рубашку с яркой национальной вышивкой по воротнику и рукавам. Сверху - сарафан и передничек. На голове обычно косынка или платочек. Мастера никогда не рисовали матрешку простоволосую, ведь по народным представлениям женщина не могла показаться перед чужими людьми без головного убора. И сарафан, и платочек мастера расписывали по-своему. Кто нарисует яркие горошины, кто украсит одежду букетами или гирляндами цветов.

Рисуя матрешкам лица, художники старались передать характеры матрешек. Все куколки добрые, спокойные, улыбающиеся. Смотришь на них - и хочется улыбнуться в ответ.

Матрешки в семейке только на первый взгляд одинаковые. А присмотришься и видишь, что они отличаются друг от друга и взглядом, и чертами лица, и возрастом. Вот одна из семеек матрешек. В этой семейке несколько поколений. Матрешка-бабушка держит в руках спицы. Она вяжет носки и смотрит весело на остальных матрешек. Матрешка-мама вышивает. Художник нарисовал ее с пяльцами в руках. На материале видна вышивка: яркая веточка рябины. Три сестрички постарше поют и танцуют. Личики у них разрумянились, в руках - кружевные платочки. У самой маленькой в руках игрушка - крошечная матрешка.

Матрешка - не простая игрушка. Это национальная русская куколка, которая символизирует материнскую заботу, покровительство, защиту всем маленьким и слабым. Это своеобразный игрушечный символ России, который нам напоминает о том, какими были наши далекие предки, что они ценили, чем восхищались. И мы, хотя и очень изменились, должны сохранять то лучшее, что было в русской культуре, и передавать по наследству своим детям".

Домашнее задание: написать сочинение "Матрешка - игрушка необычная".

* Поскольку не у всех перед глазами дома будут матрешки, то трудно будет описать семейку игрушек. Поэтому можно взять заготовки матрешек, придумать свою семейку, нарисовать ее, учитывая те народные традиции, о которых мы говорили, и описать именно эту семейку. Попробуйте почувствовать себя настоящими продолжателями народных традиций! (Это задание учащиеся выполняют по желанию.)

стр. 49


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. И. НОВИКОВА, МАТРЕШКА. ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ: КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016681&archive=1206184559 (дата обращения: 14.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии