ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. И. ИСАЕВ

Финно-волжская этноязыковая группа

Марийцы, самоназвание мари, марий ("человек, мужчина"), устаревшее черемисы - коренное население Республики Марий Эл (324,4 тыс. чел.), компактно живут также в Башкирии (105,5 тыс. чел.), Татарии (19,5 тыс. чел.), Удмуртии (9,5 тыс. чел.), а также в Нижегородской, Свердловской и Пермской обл. Общая численность - 670,3 тыс. чел. (1989). Относятся к субуральскому типу уральской расы (европеоиды с некоторыми монголоидными чертами). Верующие - православные.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные.

По утверждению специалистов, древнемарийский этнос формировался в I тысячелетии н.э. в Волго-Вятском междуречье, и его ядром послужили финно- угорские племена. Значительную роль в этом процессе сыграли контакты с тюркскими племенами. Интенсивные взаимосвязи марийцев с русскими начались после включения марийцев в состав России (1551 - 1552). Массовая христианизация в XVIII-XIX вв. привела к значительному изменению духовной культуры марий-


--------------------------------------------------------------------------------

Начало очерков М. И. Исаева см.: "Русская словесность", 2001, N 6, 7; 2002, N 1 - 8, 2003, N 1 - 3.

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

цев, усвоению, в частности, празднично-семейных обрядов, характерных для православия и русского населения. Новый этап преобразования духовного облика марийцев наступил после Октябрьской революции и получения своей автономии (1920), которая в 1936 г. из области была преобразована в АССР, а в 1992 г. превратилась в Республику Марий Эл в составе РФ.

Язык марийцев формировался и развивался в тесном контакте с некоторыми тюркскими языками (с VIII в.) и русским языком (с XIII в.), что не могло не сказаться на его строе и лексике. Однако основные свои финно-угорские черты марийский язык сохранил. Диалектное членение марийского языка представлено четырьмя наречиями: луговым, горным, восточным и северо- западным. На базе первых двух выросли два литературных языка - лугово- марийский и горно-марийский.

На становление письменности марийцев большое положительное влияние оказала первая грамматика "Сочинения, принадлежащие к грамматике черемысского языка" (1775). Первыми книгами на марийском языке явились Катехизис (1803) и Евангелие (1821).С самого начала марийская письменность строилась на базе кириллицы. С 1930 по 1932 г. была принята попытка перевести ее на латинскую базу. В 1938 г. была принята новая орфография с использованием русской графики.

Литература

Смирнов И. Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. - Казань, 1889; Козлова К. Н. Очерки этнической истории марийского народа. - М., 1978; Архипов Г. И. Марийцы IX -XI вв. К вопросу о происхождении народа. - Йошкар-Ола, 1973; Коведяева Е. И. Марийский язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. 3; Андучанов Ю. В. Марийский язык // Государственные языки в Российской Федерации. - М., 1995.

Мордва - народ в РФ, коренное население Мордовии. Численность - в РФ - 1073 тыс. чел., в Мордовии - 313,4 тыс. чел., в Башкирии - 31,9 тыс. чел., Татарстане - 28,9 тыс. чел., Чувашии - 18,7 тыс. чел., а также в Самарской (116,5 тыс. чел.), Пензенской (68,9 тыс. чел.), Ульяновской (61,9 тыс. чел.), Нижегородской (36,7 тыс. чел.), Саратовской обл. (23,4 тыс. чел.), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс. чел.), Казахстане (30 тыс. чел.), на Украине (19,3 тыс. чел.), в Узбекистане (11,9 тыс. чел.).

Мордва - одна из самых широко расселенных по стране национальностей. Она состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание), каждый из которых имеет свой язык: эрзя - мордовский- эрзя, или эрзя-мордовский, эрзянский, и мордовский-мокша, или мокша-мордовский, мокшанский. Мокша расселены преимущественно в западных и южных районах Мордовии; эрзя - в восточных районах Мордовии.

Мордовцы относятся к переходным формам большей европеоидной расы, у части мордвы - мокши замечается слабая монголоидная примесь.

Верующие мордовцы - православные; крещение мордвы завершилось в середине XVIII в. и явилось следствием присоединения ее к России.

Мордовцы являются потомками финно-угорских племен, населявших во второй половине I тысячелетия до н.э. Волго-Обско-Сурское междуречье. Истоки деления на две группы племен (эрзянских и мокшанских) восходят к первой половине I тысячелетия н.э. Первое упоминание мордвы ("морденс") встречается у готского историка Иордана (VI в.). В древнерусских летописях этноним мордва встречается с XI в. Процесс формирования мордовской народности наблюдается в начале II тысячелетия (на базе древнемордовских племен).

Мордовские языки (эрзя и мокша) образуют особую подгруппу финно- угорских языков. Они характеризуются большим количеством переходных и смешанных говоров. Памятники письменности на разных мордовских диалектах известны с конца XVII в. (на кириллице и латинице), а с середины XVIII в. вся письменность строится на русской графической азбуке.

Литература

Мордва: Историко-этнографический очерк. - Саранск, 1981; Феоктистов А. П. Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков (Ранний период). - М., 1976; Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. - СПб., 1910.

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

Пермская этноязыковая группа

Коми-зыряне (устаревшее русское название), самоназвание коми- морт ('коми-человек'), коми-отир ('коми-люди'), коми-войтыр ('коми-народ') - коренное население Республики Коми (291 тыс. чел., 23,3% населения Республики Коми), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской обл., Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты- Мансийском автономных округах. Общая численность коми-зырян - 344,5 тыс. чел. Родственные народы - коми-пермяки и удмурты. Имеется несколько субэтнических групп, из них основные: ижемцы, удорцы, печорцы, вымичи, вычегодцы, сысолъцы, лузцы. Относятся к ительменскому и беломорскому типам беломорско-балтийской расы большой европеоидной расы. Верующие - православные, есть старообрядцы.

Предки коми-зырян сформировались как этнос в X -XIV вв. Тогда же начали испытывать русское влияние, результатом чего, в частности, стала их христианизация и создание письменности (древнепермской) в конце XIV в.

Коми в своей основной части были присоединены к России еще в XV в., и до XVIII в. консолидируется их этническая территория, а сами они превращаются в народность.

В 1921 г. была образована Коми автономная область, преобразованная в 1936 г. в АССР, в 1991 г. - в Коми ССР, а с 1992 г. - в Республику Коми.

Язык коми-зырян относится к пермской подгруппе финно-угорской группы лингвистической уральской семьи. Имеются диалекты: присыктывкарский, нижневычегодский, среднесы-сольский, лужско-летский, верхнесы-сольский, верхневычегодский, печорский, ижемский, вымский, удорский.

До Октябрьской революции 1917г. коми-зырянская письменность существовала на базе трех диалектов: ижемского, среднесысольского, нижневычегодского. Новая, общенародная письменность появилась после 1918г. на базе русского алфавита; с 1920 г. начал применяться так называемый молодцовский алфавит (система значительно измененных русских букв). В начале 30-х гг. письменность была латинизирована, а в конце 30-х гг. - снова переведена на русскую графическую основу.

Литература

Белитцер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. - М., 1958; Народы России: Энциклопедия. - М., 1994; Лыткин В. И. Коми-зырянский язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. З.

Коми-пермяки - коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс. чел.), Пермской обл. РФ. Живут также в Красновишерском р- не Пермской обл., в Афанасьевском р-не Кировской обл., в Алтайском крае, в Казахстане. Общая численность в СНГ - 152,1 тыс. чел. До XX в. их называли "пермяками", этим этнонимом их называют местные русские и поныне (русские прежде употребляли и такие названия, как "пермь", "пермяк", "пермитин", "пермичи", "пермяне").

Коми-пермяцкий язык имеет близкое родство с коми(-зырянским) и удмуртским. Имеет четыре наречия: северное (косинско-камское), южное (иньвенское), верхнекамское и коми-язьвинское. Литературный язык начинает становиться с XVIII в., в его основе лежит кудымкарско-иньвенский диалект, в который включены некоторые звуки с целью сближения двух основных наречий - северного и южного (графика кирилловская).

В советское время (1918) алфавит несколько реформирован по типу русского. С 1920 по начало 30-х гг. использовался так называемый молодцовский алфавит (система значительно измененных букв русского алфавита). В начале 30-х гг. письменность была латинизирована. С конца 30-х гг. утвержден алфавит на основе русской графики,

Литература

Белитцер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. - М., 1958; Лыткин В. И. Коми-пермяцкий язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. З; Баталова P.M. Коми-пермяцкий язык // Государственные языки в Российской Федерации. - М., 1995.

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

Удмурты, самоназвание удмурт или удморт (устарелое - вотяки) - народ РФ, численность - 714,8 тыс. чел. (1989), из них в Удмуртии - 496,5 тыс. чел., Татарии - 24,8 тыс. чел., Марийской Республике - 2,5 тыс. чел., в Пермской (32,8 тыс. чел.). Кировской (23тыс. чел), Тюменской (7,1 тыс. чел.), Свердловской обл. (23,6 тыс. чел.). Удмурты живут также на Украине (8,6 тыс. чел.), в Узбекистане (2,7 тыс. чел.), Белоруссии (1,2 тыс. чел.).

Удмурты относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Большая часть верующих - православные, меньшая придерживается традиционных верований. На современном этапе спецификой удмуртской религии является наличие особо сложных форм синкретизма, где переплетаются элементы христианства и ислама с фрагментами несистематизированных научных знаний, или "полузнаний".

Истоки этногенеза удмуртов восходят к так называемой ананьинской археологической культуре (VIII -III вв. до н.э.), имевшей значительные контакты со скифо-сарматским этнокультурным миром. Во второй половине 1- го тысячелетия н.э. формируется древнеудмуртская этноязыковая общность (в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятки и ее притоков). Наиболее раннее упоминание об удмуртах находят в арабских источниках (XII в.), а в русских - лишь в XIV в., под названием арян, арских людей. Самоназвание удморт впервые появляется в 1770г. (у Н. П. Рычкова).

В 1489 г. удмурты вошли в состав Великого княжества Московского. С этого времени влияние на культуру и язык удмуртов русской культуры и русского языка становится все более значительным.

В 1930 г. образована Вотская (с 1932 г. Удмуртская) автономная обл., с декабря 1934 г. преобразована в автономную республику, с 1991 г. - Удмуртская Республика.

Удмуртский язык имеет два наречия: северное (говоры бассейна р. Чепца, притока Вятки, и язык особой этнической группы бесермян) и южное (группа говоров южной территории Удмуртии, а также завятские и закамские говоры).

Первые письменные записи языка относятся к 1730-м гг. Первая научная грамматика удмуртского языка создана в 1775 г. (переиздана в 1975 г.). Письменность для удмуртов появилась в XVIII в. на базе кириллицы.

Литература

Материалы по этногенезу удмуртов: Сб. - Ижевск, 1982; Пименов В. В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. - Л., 1977; Тепляшина Т. И. Удмуртский язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. З; Тепля шина Т. Н. Удмуртский язык // Государственные языки в Российской Федерации. - М., 1995.

Угорская этноязыковая группа

Манси (в различных диалектах - маньси, маньсь, моаньсь, мэньши, мэнчи - означает "человек", самоназвание, восходящее к древнему этнониму, родственному самоназванию венгров - мадьяр. Устаревший этноним "вогулы", видимо, восходит к названию одной из рек, протекающих по территории манси - Вагиль, Вогулка, Вооль). Манси родственны хантам. Антропологически они неоднородны - представлены субуральским и собственно уральским типами уральской переходной расы. Верующие манси - православные.

Численность манси - 8474 чел. (1989); их количество за последние шесть десятилетий медленно, но постоянно возрастает (1926 - 5754 чел., 1959 - 6449 чел., 1970 - 7710 чел., 1979 - 7563 чел.). Вместе с тем столь же постоянно падает процент лиц, владеющих мансийским языком как родным (1959 - 59,2%, 1970 - 52,4%, 1979 - 49,5%, 1989 - 37,1%). Это значит, что набирают темпы ассимиляционные процессы (как, кстати, и у других малочисленных народов Севера).

Манси как этнос образовались в итоге слияния племен уральской неолитической культуры и угорских индоиранских племен, продвигавшихся в II- I тысячелетиях до н.э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Контакты с русскими у манси имели место с XI в. и значительно усилились после русской колонизации и присоедине-

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

ния Сибири к России (XVI -XVII вв.). Манси в XVII в. формально обращены в христианство.

В 1923 г. манси вошли в Тобольский административный округ Уральской обл. В 1930 г. был создан Остяко-Вогульский (с 1940 г. - Ханты-Мансийский) национальный (с 1977 г. - автономный) округ.

Язык манси входит в группу обско-угорских языков, в нем существует четыре основных диалекта: северный, восточный (или кондинский), западный, южный (или тавдинский). Письменность для манси была создана в 1931 г. на основе латинской графики, а в 1938 г. она была переведена на русскую графическую базу. В 1980 г. осуществлена незначительная реформа письменности - введены диакритические обозначения долготы гласных.

Литература

Соколова З. П. К происхождению современных манси // Сов. этнография, 1979, N6; Ромбандеева Е. И. Мансийский (вогульский) язык. - М., 1973; Хелимский Е. А. Мансийский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Ханты, самоназвание ханши, хандэ, кантэк (старое название - остяки) - малочисленный народ Сибири общей численностью 22,5 тыс. чел. (1989); сосредоточены в основном в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. чел. - 52,8 % всех), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. чел. - 32,2 %) автономных округах и Томской обл. (804 чел. - 3,6%).

Относятся к уральской переходной расе.

Среди хантов выделяются три этнографические группы: северная, южная и восточная.

Формирование хантыйского этноса происходило длительный период (начиная с середины 1 -го тысячелетия).

До 1930 г. у хантов не было своей государственности, а в 1930 г. был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Консолидация всех трех групп хантов происходит в последние полстолетия, чему во многом способствует наличие общей государственности.

Различают два основных хантыйских диалекта - западный и восточный, которые делятся, в свою очередь, на говоры.

Письменность хантов появилась после Октябрьской революции 1917 г. сначала на базе латиницы (1930), затем - кириллицы (1937).

Литература

Соколова З. П. Ханты // Вопросы истории. - 1971. - N 8; Хелимский Е. А. Хантийский язык // Красная книга языков народов Российской Федерации. - М., 1994.

Саамская этноязыковая группа

Саамы (устаревшее лопари) - коренное население Скандинавии (Лапландии) и Кольского п-ова; состоит из нескольких сильно различающихся территориальных групп. Самоназвание у саамов России - саалш, Финляндии - сяемм, Швеции - саалшиэ, саалшэ, Норвегии - сабме.

На территории бывшего СССР общая численность саамов с 1926 по 1989 г. увеличивалась, но незначительно - с 1717 чел. до 1890 чел. Из них в РФ проживает 1835 чел. За пределами нашей страны количество саамов значительно больше: в Норвегии - 200 тыс. чел., Швеции - 17 тыс. чел., Финляндии - 4 тыс. чел.

В антропологическом отношении саамы неоднородны. У большинства наблюдается лапоноидный тип большой европеоидной расы. Верующие в Скандинавии - лютеране, в РФ - православные.

По свидетельству различных источников, на рубеже II- I тысячелетий предки саамов населяли широкий ареал, включающий северные районы Скандинавии, Кольский п-ов, значительную часть Финляндии и Карелии, бассейны рек Северная Двина и Онега. Однако впоследствии они были постепенно вытеснены и частично ассимилированы продвигавшимися на Север карелами.

Первые контакты саамов с русскими восходят к XII в., а с XVI в. начинается христианизация саамов. Многовековые контакты саамов с русскими, карелами и финнами привели их к значительной ассимиляции. И в настоящее время различные группы саамов потеряли многие эт-

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

нические черты; пользуются своим родным языком лишь частично (от 60 до 40%).

Саамский язык представляет особую ветвь финно-угорской лингвистической семьи, проявляя значительную близость к прибалтийско-финским языкам. Делится на два наречия: западное (диалекты на территории Норвегии, Швеции и части Финляндии) и восточное (часть диалектов на территории Финляндии и РФ).

Литература

Керт Г. М. Саамский язык: Фонетика, морфология, синтаксис. - Л., 1974; Керт Г. М. Саамский язык // Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско- финские, саамский и мордовские языки. - М., 1975; Хелимский Е. А. Саамский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994; Харузин Н. Н. Русские лопари. - М., 1890.

Самодийская этноязыковая семья

Эта семья включает четыре родственных народа Сибири: нганасанов, ненцев, селькупов, энцев.

Нганасаны, самоназвание ня ('человек'), в дореволюционной литературе - авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды-тавгийцы. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) авт. округе Красноярского края РФ. Расселены двумя группами: в Хатангском р-не (вадеевские нганасаны) и на территории Дудинского горсовета (авамские нганасаны). Численность - 849 чел.

Нганасаны относятся к байкальскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. Традиционные верования - анимизм, характерен также культ матери природы.

Нганасаны считаются потомками неолитических охотников на дикого оленя, которые представляли собой самое северное тундровое население Евразии. По данным археологии, первые жители полуострова имели тесную связь с населением бассейна р. Лены (среднее и нижнее течение), откуда они проникли на Таймыр 6 тыс. лет тому назад.

С начала XVII в. уже существует связь населения данного региона с Россией. Появляются зимовья с небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-охотников. Считается, что нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII - начале XVIII вв. Для социального прогресса нганасанов большое значение имели торговые отношения с русскими: в русских зимовьях происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья, порох, свинец.

Язык нганасанов (нганасанский, тавгийский, тавгийско-самоедский) входит в число самодийских языков, в северосамодийскую подгруппу, считается самым северным автохтонным языком Евразии, на нем говорит около 800 чел. (1979). Делится на два говора - авамский и вадеевский. Нганасанский язык наиболее близок к тундровому диалекту энецкого языка. В 1980-е гг. разрабатывалась письменность на основе русской графики.

Литература

Золотарева И. М. Антропологическое исследование нганасан // Советская этнография. - 1962; Попов А. А. Нганасане // Материальная культура. - М.; Л., 1948. - Вып. 1; Попов А. А. Нганасаны. -Л., 1984; Терещенко Н. М. Нганасанский язык. - М., 1979; Хелимский Е. А. Нганасанский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

стр. 72

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. И. ИСАЕВ, ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016180&archive=1206184559 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии