СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. А. ПЕЧЕНЕВА

Одно из важнейших умений, формируемых в процессе изучения морфологии, - умение осознанно, а значит, дифференцированно подходить к отбору языковых средств, ориентируясь при этом на такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Осознание этих качеств речи учащимися возможно только в процессе планомерной целенаправленной работы под руководством учителя.

В методике русского языка всегда последовательно проводилась идея о необходимости представить в обучении языковые средства и грамматические категории с указанием условий их употребления в речи, их всесторонних связей с контекстом (см., например, работы Е. А. Быстровой, А. И. Власенкова, Т. К. Донской, А. В. Дудникова, М. М. Разумовской, А. В. Текучева, Н. М. Шанского, Л. П. Федоренко, Т. И. Чижовой и др.). В связи с этим особое значение приобретает система заданий, которая формирует у учащихся умение целесообразно употреблять морфологические единицы в собственной устной и письменной речи.

Традиционно считается, что грамматика занимается правилами, которые определяют морфологическую, синтаксическую, семантическую структуру и их взаимодействие. Однако коммуникативная ориентированность лингвистики на нынешнем этапе ее развития и понимание речевой деятельности как одного из видов творческой деятельности человека в значительной степени расширили толкование грамматики, которая трактуется как свод правил, касающихся организации речевой деятельности.

Расширенное понимание грамматики дает основание и грамматическую норму трактовать шире, нежели просто правильное стандартное формообразование. Коммуникативный аспект, т.е. те закономерности, которые касаются вопросов: как? где? когда? с кем? протекает общение, втягивает в сферу нормативности, помимо правильного формообразования, и семантику грамматической формы, и вопросы употребления, допустимости, функциональной оправданности, уместности тех или иных грамматических средств в определенной коммуникативной ситуации, в конкретном типе текста.

Таким образом, работа по совершенствованию речевой культуры в целом и предупреждению грамматических ошибок в частности включает в себя обучение правилам отбора языковых средств и построению речевого высказывания в разных ситуациях общения с разными коммуникативными целями. Такое коммуникативно-прагматическое понимание работы над нормой и качествами речи выдвигает на первый план проблему обучения школьников осознанному осмыслению того, что для данной ситуации общения является более или менее предпочтительным, образцовым или не- образцовым, обязательным или необязательным и т.п.

Все это свидетельствует о том, что работа над качествами культуры речи при изучении морфологии - это целенаправленный процесс совершенствования речевой деятельности школьников, включенный в общую систему развития связной речи.

Соединение в одном процессе изучения грамматической теории и совершенствования культуры речи школьников возможно на базе речевых упражнений. Речевые упражнения - это упражнения, в процессе выполнения которых реализуется комплексный подход к анализу языковых средств, органично осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с речевым развитием школьников. В соответствии с изучением морфологии, на наш взгляд, это упражнения с заданиями на:

* осмысление выразительного речевого потенциала морфологических единиц;

* исследование возможностей лекси-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

ческой и грамматической синонимии морфологических средств на основе текста (выдвижение гипотез о коммуникативных намерениях автора при выборе варианта языкового выражения в случаях возможной лексической и грамматической синонимии);

* обоснование уместности и целесообразности использования тех или иных морфологических единиц в высказывании и тексте;

* анализ морфологических средств связности текста;

* анализ негативного текста как следствия недостаточного осмысления таких качеств речи, как правильность, точность и уместность и т.п.

Как видим, речевые упражнения направлены на отработку основного коммуникативного умения - оформлять связное высказывание, целенаправленно, уместно и правильно выбирая морфологические средства языка. Такие упражнения можно использовать на каждом уроке по изучению лингвистической теории. Выполняя их, учащиеся "открывают" новые свойства грамматических категорий, получают возможность изучать не только их общие, но и некоторые частные значения, которые реализуются в текстах с различной смысловой и стилистической окраской. В плане развития коммуникативных умений можно отметить, что на базе речевых упражнений учащиеся:

* приобретают навыки работы с соотносительными морфологическими средствами языка;

* анализируя оттенки значения, передаваемые теми или иными грамматическими формами или конструкциями, учатся пользоваться богатством морфологических средств русского языка;

* рассматривая взаимозаменяемые, либо вариантные, либо возможные грамматические формы и конструкции, готовятся к осознанному целенаправленному отбору морфологических средств языка в соответствии с коммуникативными целями и типологической спецификой пересказываемого или моделируемого текста.

Такая целенаправленная работа учителя поможет изменить стереотипы, складывающиеся, когда выразительные возможности частей речи осознаются учащимися только на семантическом уровне, что значительно обедняет их словарь, ведет к однообразности словоупотребления.

Обосновывая сказанное, приведем примеры речевых упражнений, которые можно использовать при изучении именных частей речи (для удобства пользования они даны в форме тестовых заданий).

Имя существительное

1. Сопоставьте варианты выражения сравнения. Есть ли среди них такой вариант, который кажется вам не очень удачным? Отметьте его.

1. а) Вдали тонкой змейкой блеснула река; б) Вдали, как тонкая змейка, блеснула река.

2. а) Вспорхнул ветерок, пронесся волной по прибрежной осоке и улегся в камышах; б) Вспорхнул ветерок, пронесся, как волна, по прибрежной осоке и улегся в камышах.

3. а) Осенняя листва покрывает землю, как золотой ковер; б) Осенняя листва покрывает землю золотым ковром.

2. В скобках укажите синонимические падежные конструкции имен существительных. Обозначьте падеж.

1. Придворный календарь не попадался ему на глаза, иногда по целым месяцам ( ). 2. Иван Кузьмич! Что ты зеваешь? Сейчас рассади их по разным углам... (). 3. Это случилось несколько времени перед прибытием моим ( ) в Белогородскую крепость... 4. Иван Кузьмич в присутствии жены ()... прочел нам воззвание Пугачева, писанное каким-то полуграмотным казаком.

(А. С. Пушкин "Капитанская дочка")

3. Подчеркните метафоры-существительные.


--------------------------------------------------------------------------------
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок...
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять.
(М. Ю. Лермонтов "Смерть поэта")

Кругом меня цвел божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов.
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

4. Подчеркните неудачно употребленные имена существительные, нарушающие такие качества речи, как уместность и точность.

1. В течение зимнего сезона не слышно звона футбольных мячей. 2. Горная цепь протянулась на десятки километров. 3. Искорки любви к своему делу выросли в волны истинного подвижничества. 4. Кругом бескрайнее море зелени.

5. Отметьте предложение, в котором уместно и точно употреблено слово "плеяда".

1. В конце XIX в. в русском оперном искусстве блистала плеяда великих артистов. 2. В комедии "Ревизор" Гоголь изобразил плеяду чиновников- казнокрадов.

6. Подчеркните неудачно употребленную (-ые), на ваш взгляд, метафору (-ы).

1. Около волжской пристани были горы арбузов и дынь. 2. Ему (Ломоносову) чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком поморцем, не носившим ошейника крепостника. 3. Воинам пришлось идти под градом пуль.

7. Используя прием олицетворения, подберите к данным ниже глаголам неодушевленные имена существительные.

Воет ______________

Грустит ______________

Вспоминает ______________

Поют ______________

8. Устраните избыточность слов: подчеркните лишние имена существительные.

1. Маша Троекурова отдалась своим чувствам и переживаниям. 2. Образцы деловых бумаг вывешены для обозрения и ознакомления. 3. В работе не было оригинальности, своеобразия.

Имя прилагательное

1. Замените (где возможно) сочетание "сущ. + сущ." грамматическим синонимом "прил. + сущ."

Нора лисицы ________________

Величина комнаты ________________

Окраины города ________________

Капли дождя ________________

Содержание письма ________________

Дверь балкона ________________

2. Значение сочетаний одинаково (1) - неодинаково (2). Поставьте соответствующие цифры.

а) Описание торжества - торжественное описание ( ); б) рассказы охотников - охотничьи рассказы (); в) белье из полотна - полотняное белье ( ); г) стакан чаю - чайный стакан (); д) нападение зверя - зверское нападение ( ); ж) песня лебедя - лебединая песня ().

3. В скобках вставьте соответственно буквы, обозначающие имена прилагательные, уместные в данных предложениях.

1. В повести "Тарас Бульба" Гоголь дал ( ) картину украинской степи. 2. Тургенев в рассказе "Бежин луг" нарисовал ( ) портреты деревенских мальчиков. 3. В том же рассказе Тургенев передал () диалог мальчиков. 4. Главный герой в повести "Тарас Бульба" изображен в резких () чертах, а) красочный, б) чудесный, в) рельефный, г) яркий, д) картинный, е) прямой, ж) живописный, з) живой.

4. Устраните лексическую избыточность: зачеркните неуместно употребленные синонимы-прилагательные.

1. Картины были очень различны и весьма разнообразны. 2. Эта мысль не была оригинальной и своеобразной. 3. Была полная беззвучная тишина. 4. Помещики предстают перед нами как невежественные малограмотные люди.

5. Подчеркните перифразы - одно из средств языковой выразительности, слова или сочетания слов, заменяющие названия предметов описанием их признаков (например: дождь - небесные слезы).

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
(Н. А. Некрасов)

Выходила, песню заводила.
Про степного сизого орла,
стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла...
(М. Исаковский)

Почуяв серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон
на драку.
(И. Крылов)
6. Подчеркните прилагательные в сравнительной степени, уместно выбирая простую или сложную форму.

1. Футболисты волновались при мысли о встрече с... командой (сильнее, более сильной). 2. Голоса и смех в соседней комнате делались... (громче, более громкими). 3. Сестре хотелось купить воротник с... (пышнее, более пышным) мехом. 4. В метании диска мой друг..., чем я (опытнее, более опытен). 5. Дождь становился... (сильнее, более сильным). 6. Мы выбрали корзину с... фруктами (спелее, более спелыми).

7. В предложениях подчеркните словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость.

1. На улице лил большой дождь. 2. В разговоре он допустил сильную ошибку. 3. Грехи мои тяжелые! 4. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

8. Укажите (поставьте вверху цифру), с какой стороны: 1) звук; 2) цвет; 3) запах; 4) впечатление от предмета - характеризуют предмет прилагательные:

Трава: зеленая, душистая, весенняя, высокая, нежная, бархатистая, изумрудная, свежая.

Дождь: звонкий, теплый, монотонный, мелкий, весенний.

Снег: белый, колючий, мягкий, голубой, мокрый, серебристый, пушистый.

Местоимение

1. Подчеркните предпочтительный вариант.

А) 1. Девочка позвала нас к (ней, себе). 2. Вдруг я услышал (мое, свое) имя. 3. Я обвиняю (меня, себя) в несдержанности.

Б) 1. А я не только впредь не трону здешних стад, но (сам, самый) за них с другими грызться рад. (Крылов) 2. Впереди ехал (сам, самый) Пугачев. 3. В это (само, самое) время ко мне подбежали друзья.

В) 1. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам. 2. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции. 3. Мы ходили на прогулку в (каждую, всякую, любую) погоду.

Г) Я быстро бежал и споткнулся обо (что-нибудь, что-то). 2. (Кто-то, кто- нибудь) открыл окно, и в комнату ворвался свежий ветер. 3. Сестра принесла из библиотеки (какую-то, какую-нибудь) интересную книгу.

2. Зачеркните (где необходимо) лишние местоимения и знаки препинания.

1. Царица, она была завистливая и злая. 2. Ребята оглянулись, и они увидели незнакомого человека. 3. Рыба не клевала, и они решили уйти домой. 4. Девочка спрятала сумку под куст, и она побежала за красивой бабочкой. 5. Поезд опаздывал, и он в который раз нетерпеливо посмотрел на часы. 6. Незнакомец вынул револьвер, осмотрел его и сунул его в карман.

3. Вставьте подходящие по смыслу местоимения.

1. Футбольная команда пополнилась молодыми игроками. В ____________ составе есть и опытные спортсмены. 2. Молодежь города приняла участие в состоявшемся митинге. ____________ защищал свои права. 3. Вокруг нарядной елки собралась детвора.

4. К ____________ в гости пришел румяный Дед Мороз.

4. Оставьте неопределенные местоимения, учитывая замечания в скобках.

1. Мне нужно ____________ проверить (говорящий знает, что нужно проверить).

2. Пусть ____________ передает записку в президиум (любой из присутствующих).

3. К командиру поскакал ____________ с донесением (неизвестно, кто). 4. Хотелось бы ____________ побеседовать (говорящий знает, с кем).

5. Возьмите в овал номера предложений, в которых неуместное употребление местоимений создает двусмысленность.

1) Метелица увидел черноголового пастушонка. Он решил помочь ему. 2) Кузьма

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

не спал несколько ночей подряд. Он беспокоился за брата. 3) Репортаж был напечатан в местной газете. Он вызвал большой интерес. 4) Участники школьного драмкружка показали свой спектакль рабочим совхоза. Они остались довольны встречей. 5) Авиаконструктор разработал проект машины нового типа. На выставке она вызвала всеобщий интерес.

6. Местоимение это указывает на предмет (1), ситуацию (2). Поставьте над ним соответствующую цифру.

1. Злой тоской удручена, к муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!" - "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето? " - говорит ей муравей. 2. "Всесильный царь! - сказал мужик, оторопев, - я старостою здесь над водяным народом, а это старшины, все жители воды, мы собрались сюды поздравить здесь тебя с твоим приходом". 3. Спасибо, кум, зато по совести моей, поешь ты лучше райской птички, на всех ссылаюсь в этом я. (И. Крылов)

7. Вставьте в скобки цифры, соответствующие местоимениям он, она, они (1) или тот, та, те (2).

1. Отец подарил Косте интересную книгу, которую... и не раскрывал. 2. Гаврик был круглый сирота. Отца своего... совсем не помнил. 3. Когда еще была жива бабушка,... обязательно два раза в год белила мелом хибарку. Дед ворчал на внука, когда... бывал невнимателен.

ОТВЕТЫ

Имя существительное

1. Вспорхнул ветерок, пронесся, как волна, по прибрежной осоке и улегся в камышах.

2. 1. Месяцами (Т.п.). 2. В разные утлы (В.п.). 3. До прибытия (Р.п.). 4. При жене (П.п.).

3. Светоч, (торжественный) венок, звуки (чудных) песен, наряд растений, следы небесных) слез, кудри (виноградных) лоз.

4. В течение зимнего сезона не слышно звона футбольных мячей. Искорки любви к своему делу выросли в волны истинного подвижничества.

5. В конце XIX в. в русском оперном искусстве блистала плеяда великих артистов.

6. Ему (Ломоносову) чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком поморцем, не носившим ошейника крепостника.

7. Воет (ветер). Грустит (дорога). Вспоминает (детская). Поют (провода).

8. 1) или чувствам, или переживаниям, 2) или для обозрения, или для ознакомления, 3) или оригинальности, или своеобразия.

Имя прилагательное

1. Лисья нора, городские окраины, дождевые капли, балконная дверь.

2. Одинаково (б, в), неодинаково (а, г, д); ж - двояко.

3. 1) В повести "Тарас Бульба" Гоголь дал (б, г, ж) картину украинской степи. 2) Тургенев в рассказе "Бежин луг" нарисовал (г, в, б, а) портреты деревенских мальчиков. 3) В том же рассказе Тургенев передал (з, г) диалог мальчиков. 4) Главный герой в повести "Тарас Бульба" изображен в резких (в, г) чертах.

4.1) очень различны / весьма разнообразны; 2) не была оригинальной / своеобразной; 3) полная; 4) невежественные / малограмотные.

5. Архангельский мужик, степного сизого орла, серого забияку.

6. 1. Футболисты волновались при мысли о встрече с... командой (сильнее, более сильной). 2. Голоса и смех в соседней комнате делались... (громче, более громкими). 3. Сестре хотелось купить воротник с... (пышнее, более пышным) мехом. 4. В метании диска мой друг..., чем я (опытнее, более опытен). 5. Дождь становился... (сильнее, более сильным). 6. Мы выбрали корзину с... фруктами (спелее, более спелыми).

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

7. 1. На улице лил большой дождь.

2. В разговоре он допустил сильную ошибку. 3. Грехи мои тяжелые! 4. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

8. Трава: зеленая (2), душистая (3), весенняя (4), высокая (4), нежная (4), бархатистая (4), изумрудная (2), свежая (4, 3). Дождь: звонкий (1), теплый (4), монотонный (1), мелкий (4), весенний (4). Снег: белый (2), колючий (4), мягкий (4), голубой (2), мокрый (4), серебристый (2), пушистый (4).

Местоимение

1. А) 1. Девочка позвала нас к (ней, себе). 2. Вдруг я услышал (мое, свое) имя.

3. Я обвиняю (меня, себя) в несдержанности.

Б) 1. А я не только впредь не трону здешних стад, но (сам, самый) за них с другими грызться рад. 2. Впереди ехал (сам, самый) Пугачев. 3. В это (само, самое) время ко мне подбежали друзья.

В) 1. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам. 2. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции. 3. Мы ходили на прогулку в (каждую, всякую, любую) погоду.

Г) Я быстро бежал и споткнулся обо (что-нибудь, что-то). 2. (Кто-то, кто-нибудь) открыл окно, и в комнату ворвался свежий ветер. 3. Сестра принесла из библиотеки (какую-то, какую-нибудь) интересную книгу.

2. 1. Царица была завистливая и злая. 2. Ребята оглянулись и увидели незнакомого человека. 3. Рыба не клевала, и они решили уйти домой. 4. Девочка спрятала сумку под куст и побежала за красивой бабочкой. 5. Поезд опаздывал, и он в который раз нетерпеливо посмотрел на часы. 6. Незнакомец вынул револьвер, осмотрел его и сунул в карман.

3. 1. Футбольная команда пополнилась молодыми игроками. В ее составе есть и опытные спортсмены. 2. Молодежь города приняла участие в состоявшемся митинге. Она защищала свои права. Вокруг нарядной елки собралась детвора. К ней в гости пришел румяный Дед Мороз.

4. 1. Мне нужно кое-что проверить. Пусть кто-нибудь передает записку в президиум. К командиру кто-то поскакал с донесением. Хотелось бы кое с кем побеседовать.

5. 1. Метелица увидел черноголового пастушонка. Он решил помочь ему. 2. Участники школьного драмкружка показали свой спектакль рабочим совхоза. Они остались довольны встречей.

6. 1. Злой тоской удручена, к муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!" - "Кумушка, мне странно это (2): да работала ль ты лето? " - говорит ей муравей.

2. Всесильный царь сказал мужик, оторопев, - я старостою здесь над водяным народом, а это (1) старшины, все жители воды, мы собрались сюды поздравить здесь тебя с твоим приходом".

3. Спасибо, кум, зато по совести моей, поешь ты лучше райской птички, на всех ссылаюсь в этом (2) я. (И. Крылов)

7. 1. Отец подарил Косте интересную книгу, которую тот и не раскрывал. 2. Гаврик был круглый сирота. Отца своего он совсем не помнил. 3. Когда еще была жива бабушка, она обязательно два раза в год белила мелом хибарку. Дед ворчал на внука, когда mom бывал невнимателен.

стр. 48

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. А. ПЕЧЕНЕВА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206015986&archive=1206184559 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии