СЛОВО Н. А. НЕКРАСОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В X КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. ТИХОВА

Понимаю тех, кто испытывает недоумение: зачем изучать отдельно на уроках русского языка стиль и язык поэта, если на это обращается внимание на уроках литературы?.. Это же так естественно - изучать художественное произведение в единстве формы и содержания!

Мы хотим предложить особый аспект заявленной темы: систематическое изучение языка и стиля поэта на уроках русского языка после знакомства с его творчеством на уроках литературы. Данные современной антропоцентрической лингвистики, изучающей языковую личность, в том числе языковую личность школьника 1 , позволяют сделать важные дидактические выводы: для формирования языковой и коммуникативной компетенции старшеклассника необходимо такое воздействие на его личность, чтобы стихия массовой культуры, зарубежного влияния, "вненациональность" значительного числа средств массовой информации, влияющие на подростка, не смогли подавить в нем "общерусский тип" (Ю. Н. Караулов), смоделировать вненациональную личность. Для этого нужно представить учащимся языковой идеал - носителя русского языка, близкого им по восприятию объективной картины мира, социальных условий капиталиста-

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

чески развивающейся России, наделенного качествами, которые особенно затребованы в современных условиях: любовью к Родине и народу, гражданственностью, высокой моралью; писателя, чье словесное творчество помогло бы развивать у учащихся эстетический вкус, языковое чутье, культуру речи, автора таких прецедентных текстов 2 , важных для развития языковой личности, которые показали бы лучшие качества русского литературного языка, его гибкость в выражении грамматических значений; необозримый и стилистически емкий словарь; лаконизм и четкость, музыкальность и красочность речи. Таким носителем современного русского языка без всяких поправок на "историчность" является Н. А. Некрасов.

Изучение языка и стиля его произведений - именно на уроках русского языка! - обосновывается также спецификой процесса познания; по мнению современных психолингвистов, в ходе обучения родному языку "происходит два процесса: 1. Освоение, осознание и преобразование речевого опыта ребенка под влиянием изучаемых знаний о родном языке; 2. Наполнение и конкретизация знаний о языке материалами речевого опыта" 3

Для систематического изучения языка и стиля Н. А. Некрасова существует основательно разработанная литературоведческая и лингвистическая основа. Некрасовскому стилю и языку посвящены десятки исследований. Но работ, посвященных изучению языка и стиля Некрасова на уроках русского языка, совсем немного. Неоспоримо, что обращение на уроках родного языка к безукоризненным художественным образцам есть одно из средств создания развивающей личность языковой среды.

Технологическая система работы над языком и стилем писателя может включать в себя формирование знаний и умений как в каком-либо одном содержательном направлении (например, осознание индивидуального стиля поэзии Некрасова), так и в нескольких направлениях одновременно.

Предлагаем методические материалы по одному из содержательных направлений: формирование представлений учащихся о взаимодействии языка художественной литературы с разными типами и стилями народно- разговорной речи в сочетании с некоторыми другими.

Упражнение 1. Прочитайте рассуждения известного исследователя поэзии Ю. М. Лотмана о специфике стиля поэзии Н. А. Некрасова. Ответьте на вопрос: в чем видит автор специфику стиля некрасовской поэзии? Прочитайте текст еще раз, составьте цитатный план к указанной в вопросе теме. Выпишите из текста непонятные вам литературоведческие и лингвистические термины. Установите их значение, пользуясь материалами для справок и контекстом. Выборочно перескажите текст, раскрывая предложенную тему.

Непосредственное читательское восприятие стиля Некрасова неразрывно связано с ощущением простоты, разговорности, "прозаичности". Подобная читательская репутация, закрепившаяся за творчеством поэта в сознании многих поколений, не может быть случайной - она отражает сознательную авторскую установку, стремление поэта выработать стиль, который воспринимался бы как непосредственный, сохраняющий живые интонации разговорной речи.

Еще в 1922 году Б. М. Эйхенбаум указал на наличие в поэтике Некрасова сознательного неприятия норм "высокой" поэзии предшествующего периода: "Часто Некрасов прямо демонстрирует свой метод отступления, контрастно противопоставляя системе старых поэтических штампов свои "грубые слова или подчеркивая прозаичность своих сюжетов и образов".

Поэзия Некрасова рассчитана на читателя, живо ощущавшего поэтические нормы "романтического", пушкинского и послепушкинского стилей, на фоне которых делаются эстетически активными пласты, до Некрасова не включающиеся в поэзию...

Читатель, утративший восприятие поэзии русской романтической школы начала XIX века, не воспринимает и новаторство Некрасова. Наличие двух несовместимых систем, каждая из которых внутри себя вполне органична, и их, вопреки всему, совмещенное использование составляют специфику стилевой структуры Некрасова.

(По книге Ю. М. Лотмана. Анализ поэтического текста)

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

Материалы для справок: 1. Борис Михайлович Эйхенбаум - известный советский литературовед, чьи суждения об особенностях поэтики Некрасова сегодня приняты многими исследователями его творчества. 2. Поэтические штампы - устоявшиеся, часто используемые многими поэтами словесные образы: высокие помыслы, горячие сердца, унылые мечтанья, грядущее темно, душа мрачна и т.д. 3. Сюжет - система событий художественного произведения. 4. Романтический стиль - стиль, свойственный романтизму. В данном случае - просто возвышенный стиль. 5. Романтическая школа. Имеется в виду принадлежность художников к романтическому художественному методу. О специфике его смотри: Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. Составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М, 1978.

Упражнение 2. Вспомним одно из ранних стихотворений Н. А. Некрасова:

P> Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!" (1850)

Наш современник, критик В. Турбин написал об этом стихотворении: "Это газетная поэзия; это стихи, так сказать, в номер: репортер побывал на Сенной площади и уже через час, примостившись на краю стола, на обрезках гранок набросал стихи".

- Согласны ли вы с мнением критика?

- Для ответа на этот вопрос сначала оцените свое состояние после чтения стихотворения. Что вас взволновало, факты (каковы они?) или образы, картины? (какие? Сенной площади, молодой крестьянки, музы?).

- Выпишите языковые средства, обеспечивающие "репортажность".

- Где, когда и как в стихотворении состоялся переход от "газетности" к поэтичности? Как под влиянием поэтичности изменилась "газетность" ?

- Какую роль в воссоздании поэтического образа сыграла "прозаичность" текста?

Опираясь на состоявшиеся рассуждения, письменно сформулируйте свое мнение. В его обосновании можете также использовать следующие сведения.

1. Б. Эйхенбаум назвал Некрасова "поэтом-журналистом".

2. Из воспоминаний Н. А. Некрасова: "... чуть ничего не болит, на душе спокойно, приходит Муза и выворачивает ее вверх дном... начинается волнение, скоро переходящее границы всякой умеренности, - и прежде чем успею овладеть мыслью, хорошо выразить ее, катаюсь по дивану со спазмами в груди, пульс, виски, сердце бьют тревогу".

3. Точка зрения Ю. М. Лотмана, представленная в тексте предыдущего упражнения.

Упражнение 3. Прочитайте фрагмент научно-учебной статьи профессора Ю. В. Лебедева, земляка Н. А. Некрасова, исследователя его творчества, нашего современника. Определите тему и основную мысль. Ответьте на скрытый в подтексте фрагмента вопрос: что стало источником мироощущения Н. А. Некрасова? Установите: какую роль в понимании подтекста играет образ дороги? Какую - композиционное построение отрывка статьи? Какие произведения поэта вы вспомнили, читая текст?

"Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть - великое благословение... Опять бесконечная тянется дорога, та страшная, которую народ прозвал "проторенной цепями", и по ней, под холодной далекой луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие", - так писал о творчестве Н. А. Некрасова русский поэт начала XX в. К. Бальмонт.

Стихотворением "В дороге" Некрасов начал свой творческий путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков-правдоискателей он его закончил. Когда на закате дней Некрасов пытался написать автобиографию,

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

его детские впечатления вновь сопровождала дорога: "Сельцо Грешнево стоит на Ярославско-Костромской дороге, называемой Сибиркой, она же Владимирка; барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, было постоянной пищей нашего детского любопытства"... С незапамятных времен дорога вошла в жизнь ярославско-костромского крестьянина. Скудная земля Российского Нечерноземья часто ставила его перед вопросом: как прокормить растущую семью? Суровая северная природа заставляла мужика проявлять особую изобретательность и отправляла крестьянина на заработки. По расквашенным осенним, заметенным зимним дорогам шли мужики на поиски заработка в Ярославль, Кострому, Петроград, Москву. Занимались плотницким ремеслом, определялись каменщиками, штукатурами, занимались резьбой по дереву, ювелирным искусством. Бродили по дорогам портные, лудильщики, шерстобиты, гоняли лошадей лихие ямщики, странствовали по лесам и болотам зоркие охотники, продавали по селам нехитрый товар коробейники. Когда же начинало пригревать солнышко, собирал отходник свой нехитрый инструмент и с легким сердцем, звеня трудовыми пятаками, отправлялся домой, на родину. Звала к себе земля...

Проанализируйте синтаксис и пунктуацию в высказывании К. Бальмонта. Запишите под диктовку, потом проверьте по тексту упражнения.

Упражнение 4. Пользуясь знаниями из области литературы, материалами предыдущего упражнения, а также предложенными ниже опорами, составьте письменное рассуждение: правомерно ли утверждение, что творчеству Н. А. Некрасова свойственна настоящая народность?

Опоры для рассуждения:

I. Содержательная. Выбери 3 подходящие основные доказательства:

- народность не сводится только к фольклорным языковым элементам;

- одну из сторон народности составляют национальный колорит и особенности языка;

- "истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа" (Гоголь);

- в творчестве писателя изображаются важные для народа проблемы, явления жизни и характеры;

- творчеству писателя свойственно изображение жизни в свете передовых идеалов эпохи;

- произведения отличаются широтой охвата явлений жизни, глубоким проникновением в них, высоким мастерством и художественной силой их изображения.

II. Структурная. При построении рассуждения пользуйся следующей схемой:

Основная мысль: Творчество Некрасова отличается (не отличается) настоящей народностью.

Доказательства:...

Вывод:...

Упражнение 5. По мнению известного языковеда Н. М. Шанского, "...язык Некрасова впитывал все, что было интересного в народной речи, что помогло в лепке образа, создании картины действительности". Но все это не просто осознать современному читателю. Необходимо вдумываться в значения диалектных и устаревших слов, грамматических форм, чтобы понять без искажения мысль поэта.

Собственно диалектизмов и устаревших слов в произведениях поэта, по мнению исследователей, не очень много. Три четверти из них были привнесены автором в литературу из живых народных говоров. Большинство позже вошло в нормативные словари. Проведем лингвистическое исследование с тремя из них.

Задания:

I. Найдите диалектизмы по предложенному толкованию: 1) "род длинного экипажа" (Словарь русского языка. 1885 г.);

2) "...наверняка, обязательно, несомненно" (Словарь русского языка. 1885 г.);

3) "подкладка, подбой у крестьянской рубахи, от плеч по спине и груди до полупояса" (В. Даль. Словарь живого великорусского языка).

И. Установите, пользуясь словарем Ожегова: какое из слов так и не стало частотным в употреблении и поэтому в указанный современный словарь не вошло? Какие являются частотными, но имеют новое лексическое значение?

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

Материал для исследования:

1. А если и случалося, / Что жил помещик в городе, Так умирать наверное / В деревню приезжал. 2. Вынесет сам его Яков, уложит, / Сам на долгуше свезет до сестры. 3. Идем домой понурые... / Два старика кряжистые / Смеются... Аи, кряжи! / Бумажки сторублевые / Домой под подоплекою / Нетронуты несут! ("Кому на Руси..."). 4. Сам на душе ничего не имеет, / Что вчера сжал, то сегодня и сеет: / Ныне не знает, что завтра сожнет, / Только наверное сеять пойдет ("Саша").

Упражнение 6. Прочитайте фрагменты из произведений Н. А. Некрасова. Какие особенности употребления предлогов, свойственные народной речи, вы заметили? Запишите авторский вариант и современный. Укажите падежи существительных.

А. 1. Поехала в лес по дрова ("Мороз..."). 2. С полоски своей заповедной / Сберешь урожай ("Мороз..."). 3. И вывел из младенчества / По пятому годку ("Кому на Руси..."). 4. У дядюшки у Якова / Хватит про всякого ("Дядюшка Яков"). 5. Вынесет сам его Яков, / Сам на долгуше свезет до сестры ("Кому на Руси...").

Б. 1. Стадо у леса у темного бродит ("Мороз..."). 2. Бабы сохнут с горя с этого... 3. За рекой за Костромой. 4. До деревни до твоей... 5. По всему по свету славится... ("Коробейники").

В книге Н. С. Ганцовской "Особенности Костромских говоров" указывается, что на территории Костромской области до сих пор чрезвычайно часто употребляется предлог "по" с именем в именительном падеже со значением цели. Какой из некрасовских примеров отражает до сих пор существующую особенность костромских говоров?

- Какая из установленных вами особенностей употребления предлогов свойственна произведениям народного творчества? Приведите примеры ее использования в фольклоре.

Упражнение 7. Современный читатель часто бывает дистанцирован от некрасовского текста эпохой, бытом, социальным укладом жизни. Но некрасовская поэтическая речь способна сблизить нас со временем поэта, чувствами, мыслями и переживаниями автора и его героев.

Чтобы убедиться в этом, прочитайте вслух IX главку поэмы "Мороз, Красный нос". А потом проведите лингвистический эксперимент: соотнесите данные ниже предложения из современной разговорной речи с содержанием плача родных по Проклу и запишите к образцам современной речи поэтические строки Некрасова. Сделайте вывод о том, какие особенности синтаксического и фразеологического строя речи некрасовского текста сближают нас с автором и его героями. Какую роль они играют в тексте ? Чего добивается автор благодаря использованию названных вами особенностей народно-разговорной речи?

1. И вот все завершено. 2. Незачем, нет смысла бороться с тоской. 3. И что нас волновало, мы высказали в своих длинных, эмоциональных речах. 4. Мы пристально бы за тобой наблюдали. 5. Мы слушали бы каждое твое слово.

- В некрасовских примерах установите синтаксические функции фразеологизмов, помня о том, что они могут быть и отдельными членами предложения, и грамматической основой, и частями сложного предложения.

Упражнение 8. Прочитайте фрагменты поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" и установите, прав ли исследователь мастерства поэта К. И. Чуковский, утверждавший, что "они построены таким образом, что читатель все время остается в сфере народно-поэтического восприятия мира".

Направления рассуждения: какие это типы речи? Какое ключевое слово является центром языкового образа? Как он создается? Сравните со справочным материалом.

1. Недаром зиму долгую снег каждый день валил. Пришла весна - сказался снег! Он смирен до поры: Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда ревет.

2. Горох, что девку красную, кто ни пройдет - щипнет.

3. Замок - собачка верная: Не лает, не кусается, а не пускает в дом!

4. Проснулось эхо гулкое... никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал, без тела - а живет оно, без языка - кричит!

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

5. Из дурака, родименький, И горе смехом прет.

6. Уж налились колосики. Стоят столбы точеные, головки золоченые.

Справочные материалы

Пословицы: 1. Из дурака и плач смехом прет. 2. Горох да девка - завидное дело. 3. Горох в поле, что девка в воле, кто ни пройдет, всяк щипнет.

Народные загадки: 1. Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда ревет.

2. Без тела - а живет оно, без языка - кричит!

3. На поле Ногайском, на рубеже татарском стоят столбы точеные, головки золоченые.

- Запишите некрасовские строки под диктовку или по памяти. Проверьте по авторскому тексту. Объясните.

Упражнение 9. Многие исследователи языка Н. А. Некрасова указывают на то, что в его стихах встречается несметное количество слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами. И они есть как в "крестьянских", так и не "крестьянских" стихах поэта.

I. Восстановим ряды этих слов, образовав от данных "некрасовские" варианты - однокоренные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -еньк-, -ьшьк-, -ешеньк-, -ехоньк-, -охоньк-, -ушк-, -юшк- и др. Запишите, обозначая суффиксы и обосновывая выбор гласной в суффиксе и окончании.

1. Хлеб, забота, дума, ребята, кума. 2. Поляна, площадка, душа, нога. 3. Волосы, полоса. 4. Круглый, усатый, пузатый. 5. Тихо, скоро, рано, ровно, тайно.

П. Прочитаем фрагменты текстов из произведений Некрасова, где употреблена восстановленная нами лексика, и установим:

- В каких случаях уменьшительно-ласкательными суффиксами придают положительную субъективную оценку?

- В каких случаях исследуемая лексика не несет положительной эмоциональной оценки, а является нейтральной?

- В каких случаях - служит средством сатирического изображения характера?

1. - Вот и мы! Здорово, старая! Что насупилась ты, кумушка! Не о смерти ли задумалась? Брось! Пустая это думушка! Отбою нет от думушки; Эх! Жизнь моя!., увы!.. Зачем женили, кумушки, меня так рано вы! ("Говорун"). 2. Каждый день встаю ранехонько, Достаю насущный хлеб... так мы десять дет ровнехонько бились волею судеб. Ох, времечко! Скорехонько летишь ты, хоть без крыл, Уж двадцать лет ровнехонько, Как в Питере я был. 3. Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигарочкой во рту. Крестьяне разом бросились, к дороге, сняли шапочки, низенько поклонилися, повыстроились в ряд и тройке с колокольчиком загородили путь... ("Кому на Руси..."). 4. Ты прости, прости, полянушка! ("Орина, мать солдатская"). 5. Как писаный был Демушка! Краса взята у солнышка... ("Кому на Руси..."). 6. Заснул старик на солнышке, скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед! Я клубышком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку - Да поздно было звать! ("Кому на Руси...").

Упражнение 10. Прочитайте отрывки из причитаний народной плакальщицы Ирины Федосовой. Запишите их. Установите стихотворный размер. За счет какого приема словообразования удлиняется строка? Передают ли в плаче слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами экспрессивное значение?

Я без ветрышка, горюша, нынь шатаюся,
На работушке, победна, призымаюся...
Сколько живуци без милоей семеюшки,
Я со этой великой со кручинушки,
Я бы выстала на гору высокую,
Со обиды пала в водушку глубоку бы...
- Сравните стихотворные размеры федосовских плачей и плача Матрены Тимофеевны, приведенного в предыдущем упражнении (6-й пример). Что общего? Чем они различаются?

- Обобщите свои наблюдения над мотивацией использования в поэзии Некрасова большого количества слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В качестве вывода закончите предложенную К. Чуковским формулировку: "Чем же объяснить, что народные песни (а вместе с ними и "крестьянские" стихотворения Некрасова) изобилуют такими формами, как ноженьки, шеюшки, шапочки, Ванюшки?.. Как мы видим, дело здесь отнюдь не в оттенках смысла. Логических оснований для этой уменьшительности нет, ибо эта уменьшительность мнимая. Функция подобных суффиксов

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

совершенно иная:.........Здесь коренная, исконная форма народной русской поэзии. И ей следует Некрасов" 4 .

Сравните свои выводы с текстом К. И. Чуковского.

(В тексте К. Чуковского после слов "Функция подобных суффиксов совершенно иная:..." следует: "... их требовала раньше всего определенная система стиха. Ритм произведений народной поэзии в большинстве случаев требовал, чтобы эти концевые слова имели не меньше трех слогов, причем ударение должно быть поставлено на третьем слоге от конца: матушка, батюшка, зимушка, пташечка. Эти дактилические окончания - неотъемлемая принадлежность русского фольклорного стихотворного ритма, и почти все былины, все причитания и великое множество песен, то есть сотни тысяч народных стихов, украшены этими дактилями".)

Упражнение 11. Прочитайте предложения. Найдите примеры устаревших и диалектных грамматических форм. Запишите соотносительные пары авторских и современных нормативных выражений. Укажите грамматические признаки нормативных форм.

1. Привычная дума поэта / Вперед забежать ей спешит: / Как саваном, снегом одета / Избушка в деревне стоит ("Мороз..."). 2. Купишь дом многоэтажный, / Схватишь крупный чин - /И вдруг станешь барин важный, / Русский дворянин ("Колыбельная"). 3. Знать, любить не рука / Мужику-вахлаку да дворянскую дочь ("Огородник"). 4. Кто же охоты собачьей не любит, / Тот в себе душу заспит и погубит ("Псовая охота"). 5. За мужем за заступником / Я дешево отделалась. 6. Только расписана спинушка, / Да за рубахой не знать ("Кому на Руси..."). 7. Не ветер гудит по ковыли, / Не свадебный поезд гремит, - / Родные по Прокле завыли, / По Прокле семья голосит ("Мороз...").

Упражнение 12. Взаимодействие некрасовского текста с народно- поэтической речью реализуется на всех языковых уровнях. И поскольку оно сразу замечается, читатели иногда делают наивный вывод, что Некрасов якобы непосредственно переносил в поэзию реальную речь в ее разговорных формах и так писать очень просто, особого таланта не нужно. Против такой позиции выступает один из выдающихся исследователей поэзии Ю. М. Лотман. Он пишет: "На самом деле стиль Некрасова отличается большой сложностью. Кажущаяся простота возникла как определенный художественный эффект". А для его создания необходим огромный талант.

- Прочитайте фрагмент поэмы "Кому на Руси жить хорошо...". Озаглавьте. Определите его основную мысль. Какие приемы народно-поэтической речи создают художественный "эффект простоты" некрасовской поэзии? Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Проверьте свои записи по авторскому тексту.

Всех пристальней всех радостней
Прослушал Гришу Пров:
Осклабился товарищам
Сказал победным голосом:
Мотайте-ка на ус!
Так, значит, и "Голодную"
Теперь навеки по боку?
Эй други Пой веселую!
Клим радостно вскричал.
Пошло, толпой подхвачено
О крепи слово верное
Трепаться: "нет змеи
Не будет и змеенышей!"
Клим Яковлев Игнатия
Опять ругнул: Дурак же ты!
Чуть-чуть не подрались!
Дьячок рыдал над Гришею:
"Создаст же бог головушку!
Недаром прорывается
В Москву, в новорситет!"
А Влас его поглаживал:
"Дай бог тебе и серебра
И золотца, дай умную
Здоровую жену!
"- Не надо мне ни серебра
Ни золота, а дай господь
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!"

--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Дисс. докт. филол. наук. - Л., 1984; Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987; Аниськина Н. В. Языковая личность современного старшеклассника: Автореферат дисс. канд. филол. наук. - Ярославль, - 2001.

2 См.: Аниськина Н. В. Указ. соч. - С. 14.

3 Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - 1997. - N 1. - С. 38.

4 Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. - М., 1971. -С. 580 - 581.

стр. 42

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. ТИХОВА, СЛОВО Н. А. НЕКРАСОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В X КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206015940&archive=1206184559 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии