Синтаксис сложного предложения. Контроль знаний. IX класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. М. Зотова

Материалы к уроку.

Заключительной частью изучения грамматики русского языка в средней школе, как известно, является курс синтаксиса. Центральное место в нем занимает учение о предложении как основной единице связной речи. Девятиклассники замечают, что более начитанные из них, хорошо владеющие речью, скорее и лучше усваивают грамматические понятия, успешнее занимаются по всем учебным предметам. Это связано с высоким уровнем развития у них логического мышления. Учащимся необходимо владение богатым словарным запасом, умение им пользоваться и глубокое понимание грамматического строя русского языка. Простое запоминание грамматических правил еще не приводит к умению и навыкам быстрого оперирования ими. Для достижения высоких результатов
необходимы длительные тренировки и многочисленные повторения операций. Поэтому для изучения такой важной для развития речи и общего умственного развития учащихся темы, как синтаксис сложного предложения, явно недостаточно двух учебных часов в неделю.

К окончанию средней школы ученик должен научиться управлять своей речью согласно грамматическим законам, правильно строить предложения разнообразных конструкций, имея в виду различные виды логических и синтаксических связей в них. Он должен уметь формулировать развернутое связное высказывание как в устной, так и в письменной форме.

Этому, безусловно, способствует система упражнений: синтаксический разбор, построение схемы сложного предложения, выделение связей между его частями, построение предложений по заданной схеме и т.д.

Но вот материал изучен и, кажется, закреплен; приближается выпускной экзамен. И ученикам, и учителю хочется узнать: каков же результат их совместных усилий? Не осталось ли еще "слабых мест"? Не упущено ли что-то отдельными учениками?

Очень заманчиво для фронтальной проверки провести обычную контрольную работу. Но ребята чувствуют в себе большие силы, и хочется дать им возможность этим воспользоваться. Поэтому вместе с учителем они начинают подготовку к итоговому зачету.

Она состоит из двух этапов.

На первом анализируются части текста из произведений авторов, изучаемых в курсе литературы IX класса. Ученики получают индивидуальные задания: им следует выделить в тексте все сложные предложения, указать их вид и виды синтаксических связей в них. Затем ребята, работавшие с текстами одного автора (а это могут быть и разные произведения), должны сделать коллективный вывод о том, какие именно выразительные средства и принципы построения сложных предложений характерны для речи данного автора.

Наиболее подготовленные ученики, слушая сообщения товарищей, делают сравнительный анализ языка художественных произведений двух-трех авторов.

На втором этапе учащимся дается задание самостоятельно выбрать из любого художественного произведения предложение, которым наиболее ярко можно проиллюстрировать их знания о синтаксисе сложного предложения. Его нужно выписать на тетрадный лист, составить схему, охарактеризовать синтаксические связи в нем. Это же предложение без всяких знаков препинания выписывается на карточку с указанием автора текста. Эта карточка и станет билетом, по которому кто-то из учеников другого класса будет сдавать зачет (синтаксический разбор предложения с предварительной расстановкой в нем знаков препинания).

Вот как выглядит пример такой работы.

Молодые 1 казаки ехали смутно и удерживали слезы, так 2 как боялись отца, который 3 , со своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя 4 старался этого не показать.

(Н. В. Гоголь)



Сложноподчиненное союзное предложение с последовательным подчинением.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

При подготовке карточки к зачету каждому ученику приходится просмотреть большое количество источников, прежде чем он определится с выбором предложения. Казалось бы, в таком предложении при его разборе самим учащимся не должно быть допущено ни одной ошибки. Но, к сожалению, это не всегда так: азартное желание создать трудности товарищу побеждает зачастую здравый смысл, и выбор падает на предложение, в котором выбирающий не со всем может справиться сам. Ребята решают поставленную задачу с большим увлечением, они советуются с родителями, с друзьями, спрашивают, у какого автора можно найти предложения "позаковыристей". Иногда пытаются вникнуть даже в научные издания.

Вся эта работа заставляет сопоставлять знания грамматики и литературы, учит логическому мышлению, умению формулировать собственную точку зрения и аргументированно доказывать ее правильность.

Такая форма проведения зачета дает возможность трижды оценить и при этом скорректировать знания учеников (анализ кусочка текста определенного автора; самостоятельный выбор сложного предложения и его синтаксический разбор; сдача зачета - расстановка знаков препинания в предложении и его синтаксический разбор). При проведении зачета используются различные методы обучения: анализ языка (наблюдение, грамматический разбор), активное, самостоятельное использование учащимися своих творческих возможностей. В этом случае подбор материала не будет механическим, он становится осознанным, в значительной мере творческим, сопровождающимся анализом текста. Эта работа способствует развитию у ребят навыков выразительного чтения и выразительности устной речи. Не последнюю роль играет и тот интерес, с которым ученики готовятся к зачету.

С течением времени карточек с яркими, интересными, разнообразными примерами, выбранными учениками из литературных источников, у учителя становится все больше, а зачетная работа все увлекательнее. Можно привести множество удачных примеров предложений, подготовленных учащимися для такого зачета. Вот некоторые из них.

"Петя должен был знать что он в лесу в партии Денисова в версте от дороги отбитой у французов около которой привязаны лошади что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю что большое черное пятно направо караулка и красное яркое пятно внизу налево догоравший костер что человек приходивший за чашкой гусар который хотел пить но он ничего не знал и не хотел знать этого".

(Л. Я. Толстой)

"Старуха пошла копаться и принесла тарелку салфетку накрахмаленную до того что дыбилась как засохшая кора потом нож с пожелтевшею костяною колодочкой тоненький как "перочинный" двузубую вилку и солонку, которую никак нельзя было поставить прямо на стол".

(Н. В. Гоголь)

"Я думаю моя дорогая сестра что его заслугой в ваших глазах является то что он помешал победителю отрезать мне голову хотя победитель этого очень хотел так как сорвал с меня маску когда я был без памяти и узнал меня".

(А. Дюма)

"У человека должны быть любимые произведения к которым он обращается неоднократно которые знает в деталях о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение".

(А. П. Чехов)

При необходимости зачет можно осложнить дополнительными заданиями. Например, подчеркнуть в разбираемом предложении все определения или дополнения; разобрать одно из слов по составу или сделать его фонетический разбор; разобрать то или иное слово как часть речи и т.д. Выпускники девятого класса должны обладать всеми необходимыми для выполнения таких заданий знаниями.

стр. 52

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. М. Зотова , Синтаксис сложного предложения. Контроль знаний. IX класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205415343&archive=1206184559 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии