Русский язык.
Проблемы и размышления.
"Удивительным свойством наградила человека природа, дав возможность свои мысли и чувства, свое неповторимое "я" выражать с помощью речи, слов, звуков. Вторая сигнальная система по праву считается наивысшим и наисовершеннейшим приспособлением человека. Неудивительно ли, что акустическая волна, или же звук человеческого голоса, несет в себе все оттенки и нюансы мыслей, чувств, желаний этого человека, что эта волна достигает слуха другого человека, и содержание становится доступным его восприятию и пониманию?!
Для человека, вступающего в речевое общение, инструментом, музыкально оформляющим любое его высказывание, является он сам. Речь - это "озвученный" в живом общении словесный текст. Голос или располагает собеседника, или служит помехой приятному общению. Как это замечено К. Станиславским, плохому скрипачу не нужен "страдивариус". Его чувства передаст и простая скрипка. Но Паганини "страдивариус" необходим для передачи всей утонченности и сложности его гениальной души. Инструмент не должен фальшивить и искажать передаваемое чувство. Так и в речи: чем содержательнее внутреннее творчество, тем выразительнее должен быть голос. Выразительность звучания нашего голоса может быть сформирована. Привычка играет большую роль в творчестве. Она фиксирует творческие завоевания. Она, как писал С. Волконский, трудное делает привычным, привычное легким, легкое красивым.
Важнейшим несловесным средством речевого взаимодействия является интонация. На ранних ступенях культуры из наивной и непосредственной, звучащей так, как будто мир полон одушевленных сил, интонации рождался мифологический образ, заклинание, молитва. Именно в интонации говорящий соприкасается со слушателем. Ироническая интонация несет отрицание прямого логического смысла слова. Интонация соединяет объективно-мыслительную и субъективно-экспрессивную стороны речевого акта. В живой речи КАК человек произнес часто превращается в то, ЧТО он сказал. На первое по важности место выходят тон, сила, темп, т.е. музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью. Речь - та же музыка. Музыкальные качества голоса дают возможность говорить о бифункциональности речевого творчества, так же как и певческого искусства. Отличие состоит в том, что в двухосновной структуре пения обе составляющие (вербальная и мелодическая) художественны. В произносимом слове семантика доминирует над экспрессией. В музыкальном же слове основным смыслом является не логическое значение, а выражаемая эмоция. Эмоциональная выразительность является основной исконной функцией интонации.
Интеллектуальное переживание не сможет проявить себя, если голос неблагозвучен и невыразителен, а интонация вяла, однообразна, формальна. Произнесенная мысль получает свою реальную жизнь именно в звуке нашего голоса и предназначается для восприятия и понимания чужим сознанием. "Слово действительно существует только тогда, когда произносится", в определенном смысле "без тона нет значения" 1 , - считал А. А. Потебня. Живое слово насыщено изнутри особой энергией. В разных обстоятельствах одно и то же звучит приветливо или сурово, ласково или строго, насмешливо или виновато и т.п. Диапазон интонаций можно считать беспредельным. Всякое движение сердца имеет свой звуковой оттенок. Голосом своим "управлять должен ритор по состоянию и свойствам предлагаемой материи", - писал Ломоносов в "Крат-
стр. 43
--------------------------------------------------------------------------------
ком руководстве к риторике...". Он учил, что надлежит произносить "радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую... гневным тоном" 2 . Но обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться; чувство, как отголосок мгновенного состояния души, всегда ново, самонаблюдение разрушает его.
Интонация в целом является непроизвольным ответом на речевую потребность. "Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой" 3 . Слова, подобно напряженным струнам, считал А. Ф. Мерзляков, издают тон, соответствующий силе внутреннего сердечного сотрясения, порыва. Таким образом, интонация как форма отнюдь не формальна. Интонация передает намерение и настроение говорящего, по повышению или понижению тона мы понимаем отношение к предмету разговора и к собеседнику, в красноречивой паузе читаем подтекст, в изменении тембровой окраски угадываем оттенки эмоционального состояния. Интонация открывает далекие перспективы смысла, она рождается как результат проявления конкретного намерения, задачи, речевого действия.
В жизни мы говорим то, что нужно, что хочется сказать ради какой-то цели, необходимости, ради "подлинного, продуктивного и целесообразного словесного действия" (К. Станиславский). Речь - это всегда активность, хотение, поступок, мотивируемый намерениями и желаниями. Это действие каждый раз уникальное и неповторимое, оно включает в себя такую же уникальную и неповторимую интонацию. Интонация рождается в неразделимом единстве интеллекта, эмоции, воли. Модуляции голоса - это единый экспрессивный поток, отзыв страсти. Еще в трактате Аристотеля "Риторика" среди средств убеждения использование голоса названо "превеликой силой", и в этой силе "есть три вещи, на которые обращают внимание, и это громогласность, мелодика и ритм". Богатейшие возможности расширить смысловую емкость высказывания предоставляют такие составные интонации, как мелодика речи, сила звука, темпоритм, тембр. Как заметил М. Чехов, если мы хотим понять смысл, то будем слушать слова, а если хотим понять суть, то - звук. А это значит, чем более выразительные языковые средства находятся в распоряжении говорящего, тем суть его речи проявит себя ярче, сильнее и результативнее. "Энергия, согретая чувством, начиненная волей, направленная умом, шествует уверенно и гордо, точно посол с важной миссией. Такая энергия выявляется в сознательном, прочувствованном, содержательном, продуктивном действии..." 4 .
Мы требуем, обещаем, зовем, прогоняем, угрожаем, просим, отказываемся, раскаиваемся, приказываем, подбадриваем, обвиняем, прощаем, презираем, чествуем, унижаем, превозносим, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем и много еще чего выражаем звучанием своего голоса. "Можно также твердо установить, что многие из интонаций, вызывающих эмоции, имеют одно и то же значение в самых разных и притом далеко отстоящих друг от друга языках мира" 5 . Б. Шоу считал, что интонации человека многообразны, неповторимы, тонки, - и письменное искусство не в состоянии передать их; что существует пятьдесят способов сказать "да", пятьсот способов сказать "нет" и лишь один способ написать это. Письменные жанры литературы не заменят достоинств устной речи, которая никогда не утратит своего первородства и силы. Говорящий должен быть скульптором слова, должен так вылепить излагаемую мысль, чтоб ее можно было не только услышать и понять, но увидеть и почувствовать.
Мелодическая гибкость, способность к широким модуляциям - это природное свойство голоса. Монотонная речь непонятна и утомительна. Русской речи присущи подвижность, пластичность и музыкальность, "глубокая лиричность гласных и поразительное художественное отображение внешнего мира, заложенное в согласных" 6 . Мелодия таит в
стр. 44
--------------------------------------------------------------------------------
себе неисчерпаемые возможности художественной выразительности, именно по мелодическим рисункам, которые хранятся в нашей памяти, мы воспринимаем и понимаем общий смысл высказывания раньше, чем анализируем смысл текста. "Между всеми этими выделяемыми и не выделяемыми словами надо найти соотношение, градацию силы, качества ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и жизнь фразе" 7 .
Человек воспринимает и передает впечатления, общается, убеждает в определенном темпоритме. Темп - это скорость речевого процесса. Темп бывает внешний и внутренний. Первый выражается в скорости внешних средств выразительности, второй - в смене душевных состояний. Взаимодействие их создает настроение. Чувство ритма - это умение насытить каждую единицу времени нужным соотношением элементов речевого действия. Ритм - это колебания степени интенсивности, напряженности, активности речи, тесным образом связанные с ритмом внутренней жизни говорящего, это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного. У каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпоритм. Он, как отмечал Станиславский, придает действию четкость, плавность, законченность, пластичность и гармонию. Мастер сетовал, что не выработаны в речи ее истинно русские качества - "плавность, медленная, звучная слиянность, а с другой стороны - быстрота, легкое, четкое и чеканное произнесение слов" 8 .
Отдельного внимания заслуживает красноречивая и многозначительная пауза. Момент остановки в речи оказывается иногда самым значительным моментом "подступа к истине" (Ж. Лакан). Органичное молчание - часть интонационного рисунка. Паузы живут той же напряженной жизнью, что и слова. В самых драматических местах слово часто уступает место молчанию. Оно может заключать в себе больше значений, чем сказанное, действовать сильнее, тоньше и неотразимее, чем слова; "Тишина - какая великолепная канва для вышивания зримых узоров <...> Тончайшие движения души и отчаянные порывы. Правда и музыка безмолвия. Насколько дороже будет стоит шорох, слово, музыкальный аккорд, услышанный зрителем не сразу, но после этой красноречиво-оглушительной... паузы!" 9 .
Пауза заполнена мыслью, воспоминаниями, оценкой, энергией предыдущих слов, предвкушением последующих, видениями, соображением, как лучше передать в словах то, что стоит перед мысленным взором. "Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна" 10 .
Еще одной важнейшей интонационной составляющей звукового воздействия является тембр. В главе "Российской грамматики", которая называется "О голосе", М. Ломоносов подчеркивал значение тембра: "...иной голос подобен колокольному звону, иной тележному скрыпу, иной скотскому реву, иной Соловьеву свисту, иной подходит к какому-нибудь музыкальному инструменту" 11 .
Много красочных эпитетов заслуживает тембр человеческого голоса, магия его воздействия велика. Он и звонкий, и глухой, и бархатный, и тусклый, и мягкий, и крикливый, и вкрадчивый, и нежный, и мечтательный, и ироничный, и властный, и звенящий, и трепетный, и мужественный. Звукозрительные видения и звукоосязательные ассоциации возникают в подсознании и проявляются в характеристиках речи: блестящая речь, колючее замечание, ледяной тон, теплые слова и т.п. Широкая палитра расцветок тембра передает и природные индивидуальные качества, неповторимость голоса каждого из нас и тончайшие оттенки подтекста, отношения в каждый конкретный момент общения. Изменения в тембре голоса позволяют следить за тем, что мы впрямую говорим, а что не договариваем, скрываем, подразумеваем; что любим, а что отвергаем. Тембральное богатство чуждо показной, нарочитой красивости, это внешнее качество звука отражает "жизнь человеческого духа", подспудные мотивы речевого взаимодействия.
стр. 45
--------------------------------------------------------------------------------
Мы получаем удовольствие от сиюсекундного думания говорящего и от своего соразмышления с ним, соучастия, сотворчества в акте речевого взаимодействия. "Как назвать этот невидимый путь и средство взаимного общения? Лучеиспусканием и лучевосприятием? Излучением и влучением? За неимением другой терминологии остановимся на этих словах, благо они образно иллюстрируют процесс общения..." 12 .
Само слово, взятое изолированно, как чисто лингвистическое явление, не может быть ни истинным, ни ложным, ни смелым, ни робким. Интонация выводит слово за его лингвистические пределы, устанавливает тесную связь слова с внесловесным контекстом. Смысл - это полнота значения; значение, осознанное субъектом в процессе деятельности. Интонация особенно чутка ко всем колебаниям "социальной" атмосферы вокруг говорящего. Она находится на границе словесного и несловесного, она метафорична, она оживляет "дремлющее" в лексиконе слово, заставляет его грозить, ласкать, негодовать, казнить или миловать.
--------------------
1 Потебня А. А. Мысль и язык. - М., 1993. - С. 68.
2 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В 10 т. - М.; Л. 1952. -Т. 7 -С. 78.
3 Жинкин Н. И. Язык - речь - творчество (Избранные труды) / Сост. С. И. Гиндин. - М., 1998. - С. 337.
4 Чехов Михаил. Литературное наследие: В двух томах. Т. 2. Об искусстве актера / Вступ. статья М. Р. Кнебель. - М., 1986. - С. 9.
5 RES PHILOLOGIA: Филологические исследования / Ред. Д. С. Лихачев. - М.; Л., 1990. - С. 360.
6 Чехов Михаил. Указ. соч. - С. 122.
7 Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М., 1985. - С. 124.
8 Там же. - С. 195.
9 Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизансцены.): Учеб. пособие для учеб. заведений культуры. - М., 1981. - С. 38.
10 Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1. -С. 102.
11 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. - Т. 7 - С. 396.
12 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3: Работа актера над собой. Часть 2: Работа над собой в творчеством процессе воплощения: Материалы к кн. / Вступ. ст. Б. А. Покровского, - М., 1990. - С. 306.
стр. 46