Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. И. Исаев

Тюркская этноязыковая группа (продолжение)

Уйгуры, самоназвание уйгур, - тюркоязычный народ. Живут в российских городах дисперсно - 2577 чел. (1989), в Казахстане - 185,3 тыс. чел., Киргизии - 36,8 тыс. чел., Узбекистане - 35,7 тыс. чел., а также в Китае - 7215 тыс. чел. (В Синьцзян- Уйгурском автономном районе), Афганистане - 2 тыс. чел. Общая численность- 7,5 млн. чел.

Относятся в европеоидной расе с различной степенью монголоидной примеси у разных групп. Верующие - мусульмане-сунниты.

У уйгуров древняя и сложная история. Их предки - кочевые племена, жившие в древности в монгольских степях - упоминаются в источниках III в. Этноним "уйгур" обозначен в орхонских рунических надписях (VIII в.). В ту же эпоху у них существовало государство в долинах pp. Селенга, Орхон и Пола, которое в 840 г. было разгромлено енисейскими киргизами.

В XIV-XVII вв. среди уйгуров распространился ислам и происходит формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. В XVII - XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое было разгромлено и захвачено в 1760 г. монгольскими правителями.

В 1955 г. в социалистическом Китае был образован Уйгурский автономный район.

Язык уйгуров (новоуйгурский) относится к тюркской лингвистической семье. Он делится на три диалекта: центральный (говоры: имийский, турфанский, кошгорский, комульский, урумчинский, карашарский, кучарский, корлинский, аксуйский, яркендский), хотанский, или южный, и лобнорский.

Письменность у уйгуров существует с XI в. (на арабской графике). С 1960 по 1965 г. осуществлялись в Китае попытки внедрить у уйгуров письменность на латинской основе (эти попытки провалились параллельно со стремлением создать и для китайцев латинизированное письмо). С 1965 по 1982 г. существовали обе письменности у уйгуров, а с 1982 г. уйгуры вернулись на ара-бизированную письменность. У советских уйгуров до 1930 г. основой письма служила арабская графика, замененная затем на латиницу, а с 1946 г. - на кириллицу.

----------------

Литература

Радлов В. В. К вопросу об уйгурах. - СПб., 1893; Тенишев Э. Р. Еще раз о происхождении лобнорцев. - М., 1964; Кайдаров А. Т. Уйгурский (новоуйгурский) язык // Языки народов СССР. - М., 1966. -Т. 2.

Хакасы, самоназвание тадар, хоорай, - коренное население Республики Хакасия (62,9 тыс. чел.). Общая численность - 80,3 тыс. чел. Живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.). Относятся к южносибирской (туранской) переходной расе. Верующие - православные.

Хакасы делятся на четыре этнографические группы: а) качинцы (хааш, хаас), б) сагайцы (сагай), в) кызыльцы (хызыл) и койбалы (хойбал).

До Октябрьской революции 1917 г. хакасы именовались тата рами (минусинскими, ачинскими, абаканскими).

Хакасский язык: делится на четыре диалекта (качинский, сагайский, кызыльский и шорский).

Письменность построена на базе сагайского и качинского диалектов и базировалась в 1924 - 1929 гг. на кириллице, в 1929- 1939 гг. на латинице, а с 1939 г. - снова на кириллице.

------------------

Литература

Потапов Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности. - Абакан, 1957; Карпов В. Г. Хакасский язык // Языки народов СССР. - М, 1966. - Т. 2.


--------------------------------------------------------------------------------

Начало очерков М. И. Исаева см.: "Русская словесность", 2001, N 6, 7; 2002, N 1 - 8.

стр. 75


--------------------------------------------------------------------------------

Чуваши, самоназвание чаваш; коренной народ Чувашии (907 тыс. чел.). Живут также на территории ряда других республик и областей РФ: в Татарии (134,2 тыс. чел.), Башкирии (118,6 тыс. чел.), в Самарской (117,8 тыс. чел.) и Ульяновской (116,5 тыс. чел.) областях, а также в Москве и Московской обл. (32 тыс. чел.), Тюменской обл. (31 тыс. чел.), в Красноярском крае (27 тыс. чел.), Кемеровской обл. (24 тыс. чел.), Оренбургской обл. (21 тыс. чел.), Казахстане (22,3 тыс. чел.), на Украине (20,4 тыс. чел.). Общее число чувашей - 1842,5 тыс. чел.

Чуваши относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Делятся на три субэтнические группы: верховые (вирьял, тури), средненизовые и низовые (анатри). Верующие - православные.

В русских источниках этноним чаваш впервые встречается в 1508 г., а с 1551 г. чуваши вошли в состав России.

После Октябрьской революции чуваши получили автономию: с 1920 г. - Чувашская автономная область, с 1925 г. - Чувашская АССР, с 1990 г. - Чувашская ССР, а с 1992 г. - Чувашская республика.

Чувашский язык относится к булгарской группе (наряду с самим булгарским и хазарским языками) тюркской лингвистической семьи. Он делится на два диалекта: низовой ("укающий") и верховой ("окающий"), которые, в свою очередь, распадаются на ряд говоров.

В истории чувашей по языковым реалиям выделяют четыре периода: прабулгарский, древнебулгарский, среднебулгарский и новобулгарский, или собственно чувашский. Письменность у чувашей появляется во второй половине XVIII в. (на базе кириллицы). В 1870-х гг. она была реформирована И. Я. Яковлевым. В этот алфавит в советский период были внесены существенные поправки.

----------------------

Литература

Чуваши: Этнографическое исследование. В 2 ч. - Чебоксары, 1956 - 1970; Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. - Чебоксары, 1965; Андреев И. А. Чувашский язык // Государственные языки в Российской Федерации. - М., 1995.

Чулымцы, чулымские тюрки, самоназвание июс кижилер (чулымские люди), пестын кижилер (букв. наши люди), - живут в бассейне р. Чульш и ее притоков Яи и Кии (Томская обл., Красноярский край). Численность - около 750 чел. (оценка). Делятся на этнические группы: среднечулымские (или мелесские) тюрки и нижнечулымские тюрки.

Язык чулымцев (чулымско-тюркский) относится к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Он близкородственен хакасскому и шорскому языкам. Чулымский язык делится на два диалекта: нижнечулымский и среднечулымский; бесписьменный, используется лишь в сфере бытового общения.

--------------------------

Литература

Дульзон А. П. Чулымские татары и их язык // Уч. зап. ПИ. - Томск, 1952. - Т.9; Насилов Д. М. Чулымский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Шорцы, самоназвание шор, шор-кижи, татар-кижи (в исторической литературе XVII - XVIII вв. - мрасские, кондомские, кузнецкие татары, иногда абинцы) - коренное население Кемеровской обл.; живут также в Хакассии и на Алтае. Общее число - 16,6 тыс. чел., из которых 15,7 тыс. чел. - граждане Российской Федерации.

Верующие - православные.

Этнос сформировался на базе субстрата, общего для угров, самодийцев, кетов (VI - IV тысячелетия до н.э.). В VI - IX вв. шорцы входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов, в процессе чего были тюркизированы и частично смешались с древнеалтайскими, уйгурскими, енисейско-киргизскими и монгольскими племенами. В XVII -XVIII вв. с шорцами смешались и слились пришедшие с Севера кочевники- скотоводы телеуты.

В советское время (1925) был образован Горно-Шорский национальный округ, упраздненный в 1939 г. Язык шорцев бесписьменный, но делаются попытки ее создания - в 1990 г. вышел шорский букварь.

стр. 76


--------------------------------------------------------------------------------

Литература

Насилов Д. М., Шевцова И. В. Шорский язык // -Красная книга языков народов России. - М, 1994.

Якуты, самоназвание саха ("я"), - основное коренное население Якутии (365,2 тыс. чел.); живут также в Амурской, Магаданской обл., Таймырском и Эвенкийском автономных рбластях. Общая численность в РФ - 380,2 тыс. чел. Якуты относятся к центрально-азиатскому варианту североазиатской расы большой монголоидной расы. Верующие - православные.

Этногенез якутов сложен, так как, будучи оторванными от основной группы тюркских народов, они испытывали на протяжении многих столетий субстратно-адстратные взаимоотношения с другими нетюркскими народами Севера и Сибири.

Но уже в XVII в., ко времени появления русских, якуты представляли собой единый народ. С XIX в. у якутов зарождаются капиталистические отношения (начало золотопромышленности в регионе).

Образование якутской нации ускорилось в советскую эпоху, в особенности после создания Якутской АССР (1922), преобразованной в 1990 г. в Якутскую-Саха ССР, а в 1992 г. - в Республику Саха (Якутия).

Якутский язык относится к якутской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркской языковой семьи. В нем выделяются четыре группы говоров: центральная, вилюйская, северо-западная и таймырская.

Письменные памятники на якутском языке появляются с XVIII в. Так, в 1705 г. в Амстердаме был издан Н. Витзеном перевод молитвы на якутский язык; с 1819г. издавались другие переводы, а позже - записи фольклорных текстов.

Общенародная письменность на кириллице была создана в 1922 г., она была усовершенствована в 1924 г., а с 1929 г. заменена письмом на латинской графике. С 1939 г. существует современная письменность на русской графической основе.

Нынешней Конституцией Республики Саха (Якутия) якутскому языку придан статус государственного (наряду с русским языком).

----------------------

Литература

Гоголев А. И. Историческая этнография якутов. Народные знания и обычное право. - Якутск, 1977; Слепцов Т. А. Якутский язык: Указатель литературы. - Якутск, 1958; Слепцов П. А. Якутский язык // Государственные языки в Российской федерации. - М., 1995.

стр. 77

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. И. Исаев , Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205414576&archive=1206184559 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии