О типологии устных жанров деловой речи

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. М. Орлов

Риторика

В последнее время в связи с социальными преобразованиями в нашей стране особый интерес в обществе вызывает деловая риторика. Проблемы обучения жанрам деловой речи актуальны и для современной средней школы, где все больше появляется "экономических" специализированных классов, и для лицеев (гимназии) с углубленным изучением экономики, бизнеса.

Сфера применения деловой риторики - прежде всего общение профессионалов, людей, связанных общим делом и, следовательно, находящихся в относительно равных условиях подготовленности к общению (на уровне: профессионал - профессионал). Можно выделить речевые жанры, наиболее профессионально востребованные. Для специалистов в области экономики профессионально значимы жанры, прежде всего связанные с работой в сфере маркетинга, менеджмента, финансового дела, национальной экономики.

Как показало экспериментальное исследование, к наиболее востребованным комплексным риторическим жанрам следует отнести деловую беседу в различных ее разновидностях, деловые переговоры, деловые совещания. Это риторические жанры - жанры не спонтанного, а подготовленного (в целом) речевого общения; свободному владению ими следует специально учиться 1 , ведь они - неотъемлемая часть не только коммуникативной компетентности, но и в целом профессиональной компетентности будущего специалиста.

Это сложные, комплексные диалогические жанры, они включают в себя ряд (как правило, постоянный и обязательный) "простых" жанров. Знание того, какие "простые" ("малые") жанры являются необходимыми составляющими того или иного комплексного риторического жанра, знание "речевых формул", которые, как правило, обязательны для них, и выработанное на основе этих жанров умение свободно создавать диалог, используя "малые" жанры как части единого целого и привлекая необходимые этикетные речевые формулы, - все это необходимые составляющие эффективного владения профессионально востребованными деловыми жанрами.

В центр типологии деловых жанров экономистов мы ставим композицию, которая наряду с темой и стилем, по теории М. М. Бахтина 2 , является одним из главных (если не главным) после коммуникативной цели признаком речевого жанра.

Такие риторические жанры, как деловая беседа/деловые переговоры, деловое совещание, являются профессионально востребованными для целого ряда специальностей, где эффективное владение речью является обязательным компонентом профессионального мастерства. Содержание общения, цели, задачи, лексика и т.д., естественно, могут и должны различаться, но принципы построения речевого произведения того или иного жанра в своей основе остаются едиными. Типологию профессионально значимых устных речевых произведений экономистов, которые относятся к деловым жанрам, мы строим, основываясь на следующих положениях теории М. М. Бахтина.

1. Жанры рассматриваются как относительно устойчивые типы высказываний ("типовые модели построения речевого целого"), которые отражают специфические условия и цели каждой области речевого общения не только своим тематическим содержанием и языковым стилем, но и прежде всего композиционным построением.

2. В основе речевого произведения лежит замысел, определяющий выбор предмета высказывания, границы и форму, которые обретет высказывание.

3. М. М. Бахтин среди существенных признаков речевого жанра выделяет ад-ресованность и учет осведомленности

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

адресата, его убеждений, его симпатий и антипатий - апперцептивного фона восприятия речи говорящего: все это влияет на выбор композиционных приемов, языковых средств.

4. Профессиональные риторические жанры соответствуют типическим ситуациям общения, причем в каждой сфере использования языка выработаны свои относительно устойчивые типы высказываний ("репертуар риторических жанров").

5. Диалогичность общения определяет композицию делового жанра и является одним из главных его признаков.

Общими признаками, позволяющими определить место одного "простого" жанра по отношению к другим, являются: 1) указанный М. М. Бахтиным признак первичности / вторичности жанров; 2) наличие / отсутствие связи речи с предыдущими и последующими высказываниями (ответ предполагается, ответ не предполагается; в ответ на речь или действие); 3) соотнесение с типами речи по цели: информационные жанры, фатические (контактоустанавливающие) жанры, эпидейктические (главной задачей которых является выражение своего отношения к предлагаемым фактам, событиям) жанры, убеждающие жанры, призывающие к действию жанры.

Рассматриваемые нами риторические жанры относятся к вторичным, так как предполагают специально подготовленное официальное общение. К деловому общению, как правило, готовятся заранее, продумывают план беседы (переговоров), готовят необходимые фактические данные, продумывают способы и приемы доказательств истинности и справедливости своих предложений.

Конечно, комплексные жанры предполагают наличие связи с предыдущими и последующими высказываниями. Всем рассматриваемым видам делового речевого общения, как правило, предшествуют предварительные договоренности, а деловая беседа, например, требует нередко своего продолжения, хотя бы в тех же деловых переговорах.

Сложно однозначно определить эти риторические жанры по цели, так как в основном они относятся одновременно и к информационным жанрам, и к фатическим, и к эпидейктическим речам (в какой-то мере). Эти жанры несут в определенной степени новую, а порой не просто новую, но и неожиданную для слушателя(лей) информацию, причем адресант речи считает необходимым не только изложить информацию, но и прокомментировать ее, представить свою точку зрения. В этом рассматриваемые жанры соприкасаются с эпидейктическими речами. Их можно отнести и к убеждающим, призывающим к действию, ведь их задача - воздействие на аудиторию путем убеждения, формирования ее мнения, взгляда. И конечно, это фатические жанры - настраивающие на общение, на установление контактов и т.д.

Речевая ситуация делового общения включает целевую установку, которая определяет выбор жанра; например, в зависимости от установки выбираем или деловую беседу, или деловые переговоры.

Общим поводом для речевого общения при обращении к анализируемым жанрам являются события, связанные с деловой жизнью, с необходимостью обсудить или решить те или иные вопросы, получить деловую информацию.

Для деловых риторических жанров характерно то, что, как правило, и оратор и его аудитория (в нашей ситуации правильнее будет их назвать "договаривающимися сторонами" или представителями фирм, организаций и т.п.) социально однородны, каждый из "действующих лиц" выполняет четко очерченную социальную роль. Адресат и адресант принадлежат, как правило, к одной социальной категории - это специалисты в области экономики и бизнеса (специалист - специалист), которым хорошо известен предмет (содержание) делового общения. Чрезвычайно важно и то, что им знакома специальная терминология (и профессионализмы, и профессиональный сленг). Это позволяет легче создать необходимое речевое произведение на профессиональную тему.

Сказанное не относится, конечно, к ситуации, когда общение происходит между "специалистом" и "неспециалистом".

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

Цель речи - это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Можно использовать для классификации речей по цели схему, предложенную П. Сопером 3 , и выделять информационные, эпидейктические, убеждающие и призывающие к действию речи. Целеполагание является центральной категорией риторики, и классификация речей по этому признаку представляется совершенно закономерной.

При определении замысла речевого произведения в том или ином жанре общая цель типа речи (проинформировать... убедить...) конкретизируется и становится более определенной, т.е. становится жанровой задачей. Например, если возникает задача проинформировать о чем-либо, обменяться мнениями, используется речь-консультация, которая находит свое воплощение в жанре беседы; задача выработки определенного решения, осуществления конкретного действия требует речи-инструкции, которая воплощается в жанре переговоров или совещания (принятие коллективного решения). Для определения специфики жанра большое значение имеют типичная композиция жанра (о чем будет сказано ниже), стилистические и языковые особенности устной деловой речи, а также аргументация, типичная для данного жанра.

При составлении типологии деловых жанров важна идея М. М. Бахтина о единой системе речевых жанров, которая, как, в свою очередь, доказывает А. Вежбицка, могла бы быть воплощена в жизнь в рамках систематической теории элементарных смысловых единиц: "Применительно к речевым жанрам этот метод ведет к моделированию каждого жанра при помощи простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные акты говорящего, определяющие данный тип высказывания" 4 . Действительно, выделение речевых конструкций, включенных в модель жанра, обеспечивает сравнение жанров и наглядно показывает связывающие их структурные отношения. Далее, анализируя тексты речевых произведений, мы попытались вычленить такие речевые модели-конструкции для каждого из "малых" жанров, образующих в логико- композиционной последовательности комплексный речевой жанр.

Анализируемые жанры - жанры по преимуществу диалогического типа, хотя могут включать в себя и монолог как составляющую часть жанра, но любой монолог подразумевает обязательный ответ. Именно диалогичность - одна из определяющих черт всех рассматриваемых риторических жанров, именно прямой диалог партнеров, непосредственное речевое общение определяет тот факт, что для исследуемых видов делового общения невозможно заранее точно разработать "сценарий" общения, определить полностью его речевое содержание, так как всегда присутствует определенная доля импровизации с любой из сторон.

В то же время эти жанры требуют большой предварительной подготовки не только с точки зрения информационной (факты, цифры и т.д.), но и с точки зрения речевой. Требуют понимания специфики каждого из рассматриваемых риторических жанров, знания его композиции, логики построения "малых" жанров, составляющих "комбинированный" жанр.

Каждый риторический жанр имеет свою строгую структуру, несоблюдение которой разрушает речевое произведение как произведение определенного жанра.

И деловая беседа, и переговоры, и совещание - сложные, комбинированные жанры, включающие в себя "малые жанры", расположенные в строгой последовательности:

Деловая беседа

1. Установление контактов.

2. Уточнение задач.

3. Сообщение информации (изложение позиций).

4. Постановка проблемы.

5. Объяснение позиций.

6. Обмен мнениями.

7. Подведение итогов.

Деловые переговоры

1. Установление контактов.

2. Уточнение задач, цели и содержания (переговоров).

3. Предъявление информации (изложение позиций).

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

4. Обсуждение позиций.

5. Согласование позиций.

6. Принятие решения.

Деловое совещание

1. Установление контактов.

2. Уточнение содержания, целей и задач совещания.

3. Сообщение (обмен сообщениями).

4. Мнение (обмен мнениями).

5. Предложения (обмен предложениями).

6. Речь в прениях.

7. Принятие решения или подведение итогов.

Выделение таких композиционных схем позволяет изучать деловой жанр как особое речевое произведение, состоящее из "малых" жанров. Знание особенностей композиции каждого "малого жанра", речевых формул его составляющих, соблюдение композиционной последовательности их расположения - залог эффективного профессионального речевого общения.

При создании речевых произведений следует знать, какому речевому действию соответствует та или иная речевая конструкция, определяющая построение "малых" жанров. Такие речевые конструкции носят универсальный характер.

Это модели речевых действий, соответствующие определенным мотивам общения. Среди них назовем следующие:

1. Запрос о готовности (желании, намерении) другой стороны заключить соглашение: Согласны ли Вы (готовы ли Вы, сможете ли Вы) заключить с нами соглашение... (поставить нам... продать нам... и т.п.); Нам хотелось бы узнать Ваше мнение насчет...

2. Запрос об условиях соглашения: Какие условия... Вы можете нам предложить? Назовите Ваши условия; На каких условиях Вы готовы сотрудничать с нами? На какой срок рассчитан контракт?

3. Внесение предложения (изложение условий соглашения) : Мы готовы предложить Вам (предлагаем Вам)...; Наши условия таковы...; Если у Вас нет возражений, то мы можем предложить следующее...; Цена ориентировочно составит...; Поставка будет произведена следующим образом...; Предполагается оплата...; Вас устроит?.. Какой контракт Вас больше устраивает: долгосрочный или краткосрочный? И т.п.

4. Оценка ситуации: Мы разделяем вашу точку зрения; К сожалению, приходится возразить.

5. Уклонение от ответа, нежелание высказывать свое мнение: Трудно сказать конкретно; Я бы не хотел это обсуждать сейчас; На данный момент мне это неизвестно; Я сейчас не могу дать Вам четкого ответа; У меня пока не сложилось окончательного мнения по этому поводу; На Ваш вопрос трудно дать однозначный ответ; К сожалению, точной информацией мы не располагаем; Я затрудняюсь дать Вам точный ответ и др.

6. Оценка мнений: Давайте еще раз коротко сформулируем каждое предложение (мнение); Оценим сказанное по имеющимся критериям.

Предложенные параметры типологии профессионально востребованных жанров деловой речи экономистов помогут как при обучении, так и при самостоятельном освоении "законов" создания риторических жанров, свободное владение которыми является необходимой частью эффективности делового общения, необходимым составляющим не просто коммуникативной, но и в целом профессиональной компетентности будущего специалиста.

--------------------------

1 См.: Сиротинина О. Б. Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" // Жанры речи. - Саратов, 1999. - Вып. 2.

2 Бахтин М. М. Проблема речевых жанров//

Литературно-критические статьи. - М., 1986.

3 Сопер П. Основы искусства речи. - Ростов-на-Дону, 1998.

4 Вежбицка А. Речевые жанры// Жанры речи. - Саратов, 1997. - С. 103.

стр. 64

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. М. Орлов , О типологии устных жанров деловой речи // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205414504&archive=1206184559 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии