На изучение поэмы отводится 3 часа. К моменту самостоятельного чтения поэмы учащиеся знают наизусть стихи Лермонтова "Бородино", "Парус", "Тучи", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива..."; читали и обсуждали в классе "Песню про Ивана Васильевича...", балладу "Беглец", стихи поэта "Родина", "Прощай, немытая Россия...", "Предсказание", "Нищий", "Смерть поэта", "Завещание", "Сон", "Горные вершины...", "И скучно и грустно..." 1 .
Таким образом, у учащихся имеется довольно значительный опыт общения с поэзией Лермонтова, с миром его образов; во многом пока интуитивно, но уже отчасти самостоятельно они могут рассуждать о мировосприятии поэта, о мире его ценностей, приоритетов, о том, что для него дорого, а что неприемлемо, т.е. об авторской позиции.
стр. 28
--------------------------------------------------------------------------------
Исходя из этого, работу над поэмой можно построить так.
1. Самостоятельное чтение поэмы дома.
2. Первый урок: работа в группах над проблемными вопросами (учитель выступает в роли консультанта).
3. Второй урок: семинар, отчет групп о возможных решениях по данным проблемам, обсуждение в классе (учитель является организатором обсуждения).
4. Третий урок: самостоятельная письменная работа учащихся (учитель выступает в роли эксперта).
На первом уроке учащиеся произвольно делятся на группы, учитель при необходимости вносит корректировку, исходя из двух посылок:
1) в каждой группе 5 - 6 участников;
2) в каждой группе есть потенциальный лидер 2 .
Группы получают "Рабочую карту урока" (см. приложение) 3 и индивидуальное задание. Проблемный вопрос дается группе с учетом состава участников и сложности вопроса.
Вопросы подобраны таким образом, чтобы участники каждой группы должны были
1) работать с текстом в целом;
2) работать аналитически с отдельными структурными частями текста.
Вопросы
1. Поставьте поэму "Мцыри" в ряд других известных вам стихов поэта. Проведите аналогию, обоснуйте каждый случай.
2. Почему Лермонтов сменил эпиграф поэмы (сначала была французская пословица "Родина бывает только одна")?
3. Как построено художественное время в поэме? Почему мы заранее знаем, что произойдет с героем?
4. Что видел Мцыри на воле?
5. Что значит для Мцыри жить ?
6. Какую роль в поэме играет пейзаж? Как он изменяется и почему?
Пять-шесть минут можно отвести на организацию работы в начале урока и на завершение ее в конце с выставлением в рабочей карте самооценки и оценки группы. Остальное время полностью посвящено работе в группах. Учащиеся 1) обсуждают проблему; 2) выдвигают гипотезу и ищут подтверждение ей в тексте, отмечают необходимые фрагменты; 3) ведут запись ключевых мыслей и выписывают страницы, где отмечены "доказательства"; 4) в случае необходимости консультируются с учителем; 5) составляют план сообщения- доклада на семинаре. Учитель по мере необходимости индивидуально консультирует каждую группу, ориентируясь на прогнозируемое содержание семинара.
В конце работы каждая группа сдает "Рабочую карту урока". В ней 1) записан вопрос, над которым работала группа; 2) состав участников; 3) самооценка каждого участника; 4) оценка каждого участника с точки зрения группы. Самооценка и оценка даются по точным критериям, указанным в карте.
Второй урок строится как семинар с элементами дискуссии. Порядок обсуждения таков: 1) первым от группы высказывается назначенный учителем ученик; 2) далее дается возможность по желанию высказаться всем участникам группы с добавлениями или комментариями; 3) последними получают возможность возразить, добавить, исправить участники других групп; 4) в заключение учитель подводит итоги обсуждения данного вопроса, и с помощью учителя и отчитывающегося ученика все учащиеся делают в тетради записи по данному вопросу.
Примерное (прогнозируемое) содержание этих записей таково.
Вопрос первый. Поэма "Мцыри" ассоциируется (связывается, соотносится)
- по психологическому состоянию одиночества героя со стихами "Парус", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "И скучно и грустно...";
- по мечтам героя о Родине со стихами "Тучи", "Родина", "Завещание", "Сон";
- по мятежности, мужеству, воинственности героя со стихами "Парус", "Песня про царя Ивана Васильевича...";
- по взаимоотношениям героя с природой со стихами "Когда волнуется...", "Горные вершины...", "Тучи";
стр. 29
--------------------------------------------------------------------------------
- по кавказским мотивам со стихами "Беглец", "Завещание", "Сон", "Горные вершины...".
(В сильном классе можно составить соотносительную таблицу сходства и различия поэмы и названных стихов.)
Вопрос второй. Первоначальный эпиграф не подходил
- по неорганичности для данного произведения французского языка;
- по причине сужения темы поэмы до темы "побега на Родину" (в то время как главная тема "Мцыри" - побег из "тюрьмы" на свободу);
- в первом варианте эпиграфа акцент на чувстве патриотизма, во втором - на чувстве жизни;
- второй эпиграф - ключ к пониманию идеи поэмы: смерть Мцыри - плата за три дня истинной (в его понимании) жизни.
Вопрос третий. Ответ представляется в виде оси времени:
- художественное время направлено противоположно реальному: от настоящего к прошлому;
- мы заранее знаем о неизбежной смерти героя - это придает героический и трагический тон его рассказу-исповеди о трех днях свободы.
Вопрос четвертый. Во всем природном мире Мцыри видит
- родственность ("деревья... как братья в пляске круговой", "приросли к скале две сакли дружною четой", "семейство барсов");
- или разлученную родственность ("... груды темных скал, когда поток их разделял", "облачко за облачком... как будто белый караван залетных птиц из дальних стран").
Вопрос пятый. "Жить" для Мцыри значит
- жить на свободе,
- жить на Родине,
- жить с родными,
- жить единой с природой жизнью.
Вопрос шестой. Природа прекрасна и едина с Мцыри в главах 6 - 14, но в главах 15 - 22 грозна и враждебна Мцыри. За годы жизни в монастыре Мцыри отвык жить единой с природой жизнью (сравнение-противопоставление с выросшим в темнице цветком, с конем).
В конце урока учитель объявляет оценки каждой группы.
На третьем уроке учащимся предлагается вопрос для самостоятельной работы с текстом поэмы и письменного развернутого ответа: "Что узнал Мцыри о себе, оказавшись на воле?"
Работы учащихся строятся по-разному, используются разные способы аргументации, но принципиально важно, чтобы ученики увидели и осмыслили следующие ключевые моменты самосознания Мцыри.
1. Он впервые ощутил в душе бурные человеческие страсти: любовь, страх, восторг. Он впервые плакал.
2. Он почувствовал и уверился в том, что "мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов".
3. Он осознал, что на нем "печать свою тюрьма оставила": он никогда не сможет сам вернуться на Родину.
Если все три мысли любым образом отражены в тексте письменной работы, она оценивается отметкой "5", если две из них - отметкой "4", если хотя бы одна - "3". Если ученик не смог самостоятельно выйти на необходимый уровень понимания поэмы, позиции героя и авторской позиции, работа не может быть положительно оценена. Отдельно оцениваются речевой и грамматический уровни письменной работы.
Данная система уроков позволяет ученику при сотрудничестве с одноклассниками и учителем подняться с уровня первоначального восприятия сложного поэтического текста на уровень детального и контекстуального его осмысления.
стр. 30
--------------------------------------------------------------------------------
стр. 31
--------------------------------------------------------------------------------
--------------
1 Изучение ведется по программе, разработанной кафедрой школы N 444 в соавторстве с доцентом МГЛУ им. Ленина, д.п.н. С. А. Леоновым.
2 Распределение учащихся по группам и выбор представителя для отчета осуществляется по принципам, разработанным В. В. Гузеевым ("Системные основания образовательной технологии". - М., 1995, с. 80 - 89)
3 Карта разработана по технологии Н. П. Капустина.
стр. 32