Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. И. Исаев

найти другие работы автора

Тюркская этноязыковая группа (продолжение)

Татары, самоназвание татар, - один из самых широко расселенных и многочисленных народов России. Общая численность татар - 6648,7 тыс. чел., из них 5522 тыс. проживают в РФ (1989), в том числе в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.), Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Марийской республике (43,8 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Татары представлены также в "новом зарубежье": в Казахстане (327,9 тыс. чел.), Узбекистане (467, 8 тыс. чел.), Таджикистане (72,2 тыс. чел.), Киргизии (70,5 тыс. чел.), Туркменистане (39,2 тыс. чел.), Азербайджане (28 тыс. чел.), на Украине (86,9 тыс. чел.), в государствах Балтии (около 14 тыс. чел.).

Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские, астраханские татары.

В антропологическом отношении татары крайне неоднородны. Среди татар Среднего Поволжья преобладают представители большой европеоидной расы. Значительная часть астраханских и сибирских татар приближается к южносибирскому типу большой монголоидной расы.

Верующие татары - мусульмане-сунниты. Исключение составляет небольшая группа так называемых кряшен и нагай-баков, принявших в XVI - XVIII вв. православие.

Этноним татар появился впервые среди монгольских и тюркских племен кочевников (VI - IX вв., к юго-востоку от о. Байкала) и был распространен на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. Этим термином в нашей стране до революции называли казанских, астраханских, крымских татар, а также некоторые тюрко-язычные народы Кавказа ("горские татары") - карачаевцев, балкарцев, азербайджанцев ("закавказские татары") - и тюркские народы Сибири - тубаларов ("черные татары"), шорцев ("кузнецкие татары"), тюркоязычные группы, сложившиеся позже в хакасский этнос и др. ("минусинские татары"). Не ранее второй половины XIX - начала XX в. утвердился этот этноним за татарами Среднего Поволжья и Приуралья (в период складывания их нации).

После революции и с образованием Татарской АССР (1920) сформировалась татарская социалистическая нация. В 1991 г. провозглашена Республика Татарстан (в составе РФ).

Татарский язык имеет три диалекта: средний (казано-татарский), западный (мишарский), восточный (диалект сибирских татар).

Татарский язык имеет древние письменные традиции. Предки татар пользовались руническим письмом, общим для всех тюрков, представлявшим собой основу древнетюркского литературного языка (VII -XIX вв.). Общетюркскими считаются и так называемые старотюркские письменные памятники, в которых используется арабская графика (XI -XV вв.). В XVI -XIX вв. функционировал старотатарский литературный язык. В 1927 г. письмо татар переведено на латиницу, а в 1939 г. - на кириллицу.

В 1990 г. в Татарии в качестве государственных провозглашены татарский и русский языки.

----------

Литература

Воробьев Н. И. Казанские татары. - Казань, 1953; Халиков А. Х. Происхождение татарского народа. - Казань, 1978; К вопросу об этнической


--------------------------------------------------------------------------------

* Начало очерков М. И. Исаева см.: "Русская словесность", 2001, N 6, 7; 2002, N 1 - 7.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

истории татарского народа. - Казань, 1986; Якупова Г. К. Библиография по татарскому языкознанию (1778 - 1980). - Казань, 1988;3акиев М. З. Татарский язык // Государственные языки в Российской Федерации. - М., 1995.

Татары касимовские, самоназвание кэчим татарлары или кэчим холки, - этническая группа татар Волго-Уральского региона. Общее количество - более 1 тыс. чел. Они живут в г. Касимрве и Касимовском р-не Рязанской обл., а также в гг. Рязань, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ташкент, Рига. Верующие - мусульмане-сунниты.

Самоназвание восходит к имени сына казанского хана Улу-Мухаммеда-Касыма, правившего Мещерским городком (XV в.). Формирование касимовских татар как самостоятельной группы происходило в пределах Касимовского ханства (середина XV в. - около 1681 г.), тесно связанного с Россией. Касимовские татары двуязычны, у них сильно распространен русский язык.

Язык касимовских татар выступает в качестве говора среднетатарского (казанско- татарского) диалекта.

----------

Литература

Народы России: Энциклопедия. - М., 1994.

Татары крымские, самоназвание кърым татарлар (в русских источниках XVI -XVII вв. - крымцы, крымские татары, в XVIII - XIX вв. - татары, в XX в. - крымские татары). Общая численность - около 700 тыс. чел. Из них в РФ - 21,3 тыс. чел., на Украине - 270 тыс. чел. (в основном в Крыму, а также в Херсонской обл.). Проживают они и в Узбекистане (Ферганской и Ташкентской обл.), в Румынии и Турции.

В составе крымских татар различают три субэтнические группы: степные татары - ногайские татары, предгорные татары (тат или татлар), южнобережные татары (ялыбойлю).

Предки крымских татар проникали в северную часть Крыма из причерноморских степей (хазары - с VII в., половцы - в XI -XII вв., различные группы татаро-монголов - в XIII в.), среди них наиболее крупная - ногаи (конец XIII в.) Они перемешались с жившими здесь еще до прихода тюрков (или пришедшими позднее) греками-визайтийцами, армянами, итальянцами-генуэзцами, готами, турками-месхетинцами. Основу антропологического типа составляет переднеазиатская раса большой европеоидной расы. Верующие крымские татары - мусульмане-сунниты.

В 1443 г. возникло Крымское ханство, которое было присоединено к России в 1783 г. (до этого оно было в вассальной зависимости от Османской империи, с 1475г.).

В 1921 г. была образована Крымская АССР (в составе РСФСР), которая была упразднена, так как в разгар Великой Отечественной войны крымские татары были депортированы из Крыма (238,5 тыс. чел.) в Среднюю Азию, Сибирь, Среднее Поволжье. В 1960-е гг. положено начало их возвращению в Крым, а в 1967 г. объявлено о восстановлении крымских татар в своих конституционных правах. После распада СССР Крым вошел в состав Украинского государства.

Язык крымских татар разделяется на степной, средний и южный диалекты.

Современный литературный язык сложился на базе среднего диалекта в советское время. Письменность существовала сначала на арабской графике, затем (с 1929 г.) - на латинице, а с 1938 г. - на русской графике.

Тофалары, самоназвание тофа, тоха (прежнее название карагасы). Численность - 731 чел. (1989). Населяют горно-таежную территорию Нижнеудинского р-на Иркутской обл. (в бассейне рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др.).

Антропонимически неоднородны. Основу физического облика составляет катангский тип североазиатской расы большой монголоидной расы с примесью центральноазиатского компонента. Верующие тофалары - православные, сохраняется шаманизм.

Этногенез тофалар сложен. В нем участвуют самодийский элемент, кетское влияние и в решающей мере тюркский элемент. В новое время тофалары испытали влияние бурят и русских.

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

Тофаларский язык имеет два говора: гутаринский и алыгджерский. В 1988 г. введена письменность на основе русской графики.

-----------

Литература

Кривоногов В. П. К современной этнической ситуации в Тофаларии // Сов. этнография. - 1987. - N5; Рассадин В. И. Тофаларский язык// Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Тубалары (устаревшее "черневые татары") - самоназвание туба (тува), тубалар, осознают себя как этнос (субэтнос). Живут в Республике Алтай по р. Бии, ее притокам Тула, Сыры-Кокша и Кара-Кокша, Уймень, Пыжа, в бассейнах рек Большая и Малая Иша, впадающих в р. Катунь. Численность - около 5 тыс. чел. Многие тубалары двуязычны (а порой и трехъязычны) - наряду со своим родным языком владеют также русским и алтайским.

Тубаларский язык считается диалектом алтайского языка в хакасской подгруппе уйгуро- огузской группы тюркских языков. Тубалары пользуются письменностью на алтайском языке (см. Алтайцы). Тубалары относятся к южно-сибирской (туранской) расе. Традиционная религия - шаманизм.

----------

Литература

Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. - Л., 1969; Вербицкий В. Алтайские инородцы. - М., 1893; Баскаков Н. А. Алтайский язык. - М., 1958; Макошев А. П. Тубаларов язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Тувинцы, самоназвание тыва (устаревшие названия: сойоны, сойоты, урянхайцы), - основное население Тувы. Тувинцы насчитывают 235 тыс. чел., из которых в РФ - 206,2 тыс. чел. (в Туве - 198,4 тыс. чел.), а Монголии - 25 тыс. чел., Китае - 3 тыс. чел.

Относятся к центральноазиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. В этнокультурном отношении делятся на западных и восточных.

Тувинский язык делится на четыре диалекта: центральный, западный, северо-восточный и юго-восточный. Литературный язык сложился в 1930- 1950-е гг. Письменность сначала базировалась на латинице (с 1930 г.), затем на русской графике (с 1941 г.).

---------

Литература

История Тувы: В 2-х тт. - М., 1964; Насилов Д. М. Тувинцев-тоджинцев язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Турки-месхетинцы, самоназвание тюрк, существуют также этнонимы: тюрки-джавахцы, турки. В РФ - 9,9 тыс. чел. (1989). Проживают в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (23,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность на территории бывшего СССР - 207,5 тыс. чел. (по источникам самих турок-месхетинцев - около 400 тыс. чел.).

В этногенезе турок-месхетинцев участвуют два компонента. Во-первых, коренное грузинское племя месхов, живших в исторической области Месхет-Джавахети в Юго- Западной Грузии, во-вторых, тюркский элемент. Народность образовалась в результате смешения этих двух компонентов. Ее история полна драматическими событиями в связи с борьбой двух народов - турков и грузин - за владение данным регионом. Как в культурном, так и в языковом отношении турки-месхетинцы неоднократно меняли свою ориентацию с турецкого на грузинский язык и наоборот.

В результате ко второй половине XIX в. для месхов-мусульман турецкий язык уже был родным, хотя грузинский они продолжали понимать. В советское время в селах Месхетии функционировали школы с обучением учеников на родном (турецком) языке. Но в 1937 г. это положение было изменено, и школы начали работать на грузинском языке (которого большинство мусульман фактически не знали). К этому времени за месхетинскими мусульманами закрепился уже этноним "турки-месхетинцы", местные месхи (православные) их называли "турки".

С 1928 по 1937 г. турки-месхетинцы подвергались различным репрессиям. Так, в 1930-е гг. их заставили менять национальность на грузинскую и брать окончание фамилий на "- швили" и "-дзе". В Ве-

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

ликую Отечественную войну было мобилизовано почти все мужское население и отправлено на фронт (более 40 тыс. чел., из которых погибли более половины - 26 тыс. чел.). В 1944 г. турки-месхетинцы были выселены из южных и юго-западных пограничных с Турцией районов (Ахалцихского, Адиченского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Среднюю Азию и Казахстан. Всего были депортированы около 115,5 тыс. чел.

В 1956 г. с турок-месхетинцев были сняты ограничения по специальному переселению, и часть из них стали возвращаться в различные районы Кавказа, но им было отказано в возвращении на родину (в Грузию). С этим они не согласны и продолжают отстаивать право возвращения на родину.

В 1980- 1990-е гг. часть турок-месхетинцев (около 16 тыс. чел.) были переселены в Центральную Россию, а также в Краснодарский и Ставропольский края.

Язык турок-месхетинцев - турецкий, с большим количеством грузинских заимствований, относится к тюркским языкам.

---------

Литература

Народы России: Энциклопедия. - М., 1994.

Туркмены, самоназвание туркмен (в русской литературе XVIII - начала XIX в. - трухмяне, трухмены), - народ в Евразии: в основном в Туркмении (2536,6 тыс. чел.); Узбекистане (121,6 тыс. чел.); включая Каракалпакию (60,2 тыс. чел.); Таджикистане (20,5 тыс. чел.), Иране (900 тыс. чел.); Афганистане (около 400 тыс. чел.); Ираке (300 тыс. чел.); Сирии и Иордании. В РФ - 39,7 тыс. чел. (1989). Туркмены живут также в Астраханской обл. и ряде городов Северного Кавказа.

Туркмены относятся к каспийскому варианту индосрезиземноморской расы большой европеоидной расы. Верующие - мусульмане-сунниты. В этногенезе туркменов участвовали древние ираноязычные кочевые племена (дахи, массагеты, позднее - эфталиты и сарматоаланы. С IV - VI вв. их язык стал испытывать тюрское влияние. В IX - XI вв. важную роль в этногенезе туркменов сыграли огузы, проникшие в большом количестве в Туркмению, определив, кроме всего, характер их языка и физический облик. В состав туркменов позднее вошли и другие тюрские племена (кыпчаки, джелаиры и др.), а в начале XIII в. - татаро-монголы. Процесс формирования туркменской народности завершился в XIV -XV вв. Характерно, что до 1930-х гг. у туркменов сохранялось еще деление на племена с многоступенчатым родовым делением в каждом из них.

В 1880-е гг. Туркменистан был присоединен к России, что вызвало хозяйственный и культурный подъем.

В 1924 г. создана Туркменская ССР, а в 1991 г. провозглашена независимая Республика Туркменистан.

Туркменский язык делится на ряд диалектов, основные из которых: текинский, йомудский, эрсаринский, салыльский, сарыкский, чевдурский. Диалект ставропольских туркменов называют трухменским языком.

Старый литературный туркменский язык был в основном языком поэзии. Современный литературный язык сформировался после Октябрьской революции 1917 г. в результате консолидации туркменских диалектов на базе текинского. До 1928 г. туркмены пользовались арабской графикой, затем - латиницей, а с 1940 г. - русской графической основой.

---------

Литература

Бартольд В. В. Очерк истории туркменского народа // Соч. - М., 1963. - Т. 2 - Ч. 1; Азимов П. А. и др. Туркменский язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. 2.

Узбеки, самоназвание узбек, устарелое русское название сарты, - один из наиболее крупных тюркских народов общей численностью до 18,5 млн. чел. В Узбекистане проживают 14 142,5 тыс. чел. (1989), Таджикистане - 1197,8 тыс. чел., Киргизии - 550 тыс. чел., Казахстане - 332 тыс. чел., Туркмении - 317,3 тыс. чел., Украине - 20,3 тыс. чел., а также в Афганистане - 1,7 млн. чел., КНР - 15 тыс. чел. В РФ проживают 126,9 тыс. чел., из них в Москве и Московской обл. - 13,5 тыс. чел., Санкт-Петербурге - 7,9

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

тыс. чел., в Самарской, Томской, Иркутской и Кемеровской обл. - по 3 тыс. чел.

Узбеки относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы с монголоидной примесью.

Этногенез узбеков географически привязан к среднеазиатскому Междуречью и сопредельным районам, а участниками его становления были древние народы Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках, а именно: согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена. Тюркоязычные племена начали проникать сюда на рубеже двух эр, что было связано с продвижениями кочевых племен Северо-Восточной и Центральной Азии. В течение ряда веков основные этнокультурные процессы были связаны со сближением и слиянием ираноязычного и тюркоязычного населения.

В XI -XII вв. активизируется процесс становления этноса, впоследствии ставшего именоваться узбекским. Этот процесс завершается в XIV -XV вв., в эпоху правления Тимура и первых Тимуридов.

В начале XX в. в составе узбеков выделялись три большие субэтнические группы: древнее оседлое население оазисов; сохранившие полукочевой быт потомки домонгольских тюрских племен Среднеазиатского междуречья и потомки дештикыпчакских племен.

Процессы общенациональной консолидации узбеков значительно усилились благодаря присоединению среднеазиатских ханств к России (XIX в.).

В 1924 г. образовалась Узбекская ССР, которая была провозглашена в 1991 г. самостоятельной Республикой Узбекистан.

Узбекский язык формировался на базе трех языковых общностей: кыпчакской, огузской и карлукско-чигилеуйгурской. Для узбекского языка характерно сложное диалектное членение, а для его говоров - значительные расхождения.

К XV в. относится становление староузбекского литературного языка (творчество Алишера Навои). Современный литературный язык сформировался после Октябрьской революции 1917 г. на базе говоров Ташкента и Ферганы. Письменность современного узбекского литературного языка до 1927 г. базировалась на арабской графике, с этого года до 1939 г. - на латинице, затем - на кириллице.

---------

Литература

Шаниязов К. Ш. К этнической истории узбекского народа. - Ташкент, 1974; Кары-Ниязов Т. Н. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. - М., 1955; Этнографические очерки узбекского сельского населения. - М., 1969; Решето в В. В. Узбекский язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. 2.

стр. 64


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

М. И. Исаев , Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413902&archive=1206184753 (дата обращения: 19.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии