Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Д. Беднарская

найти другие работы автора

Планирование

III ЧЕТВЕРТЬ

30 + 10 = 40ч

Урок 65. Полные и неполные предложения. У. 217. С., з. 220, 221. 223. На дом: з. 222. РТ -61,62.

Учащиеся повторяют материал об односоставных предложениях и об отличии их от двусоставных. Одновременно идет работа по дифференциации книжных и разговорного стилей речи, их структурных и функциональных различий. Восьмиклассники должны понять, что неполные предложения - это признак разговорного стиля речи, что неполная структура предложения помогает акцентировать его смысловой центр. Неполные предложения встречаются и в письменной речи (в диалогах и в описании).

Чтобы определить, неполное предложение перед нами или полное, мы должны ответить на два вопроса: есть ли позиция для второго главного члена и влияет ли опущенный главный член на семантическую полноту предложения? Например (з. 221): Как мил! - сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним (Л. Толстой). Предложение двусоставное неполное, так как в нем есть позиция для подлежащего и без подлежащего оно непонятно, следует восстановить подлежащее из контекста: ребенок мил.

Работа по развитию речи и языковой интуиции (з. 233).

Урок 66. Полные и неполные предложения. Повторение. С., з. 224, 226. На дом: з. 225. РТ - 63.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

Повторение и обобщение тем "Односоставные предложения" и "Полные и неполные предложения" проводятся в форме анализа текста стихотворения Н. А. Некрасова, рассуждения по поводу высказывания К. Д. Ушинского и работы с крылатым выражением из произведения Н. С. Лескова.

Уроки 67 - 68.

Сочинение на заданную тему с предварительным анализом текста (з. 227). После анализа текста учащиеся пишут продолжение сочинения-рассуждения.

Урок 69. Осложненные предложения. Однородные члены предложения.

У. 218, 219. С., з. 228 (1 - 3, 5), 229, 233 (1). На дом: з. 236. РТ - 64.

Восьмиклассники знакомятся с системой осложнения простого предложения.

Осложнение простого предложения

Члены предложения:
однородные,
обособленные:
определение,
дополнение,
обстоятельство;
не члены предложения:
вводные и вставные компоненты,
обращения.
Элементарные теоретические понятия об однородных членах предложения учащиеся получили в V классе, сейчас они должны осмыслить и систематизировать большой эмпирический материал, научиться анализировать однородные члены, выделяя пять их структурно-семантических признаков. Путем лингвистического эксперимента учитель показывает, что основными являются следующие признаки однородности: минимум два элемента относятся к третьему элементу, эти два элемента связаны сочинительной связью. Эти признаки однородности присущи как словосочетанию в составе простого предложения, так и сложносочиненному предложению, если обе части имеют единый общий член, и сложноподчиненному предложению с однородными придаточными. На уроке повторяются основные пунктограммы, известные ученикам.

Урок 70. Обобщающие слова при однородных членах предложения. У. 220, С., з. 230, 231, 233 (III), 237. На дом: з. 232 (3, 4, 6), 233(2). РТ -65, 68.

Учащиеся систематизируют сведения об этой сложной пунктограмме, составляют схемы предложений с однородными членами и обобщающими словами при них, конструируют подобные предложения по алгоритму и схемам. При наличии резервного времени можно написать тренировочный диктант (з. 237).

Урок 71. Роль однородных членов предложения в художественном тексте. С., з. 234, 235, 240. На дом: з. 236. РТ -66, 69.

Урок посвящен анализу функционирования однородных членов предложения в разных типах текста. Восьмиклассники работают с отдельными предложениями, а потом с поэтическим текстом. Цель урока - дать максимальное количество формулировок того, зачем используются однородные члены (раскрыть понятие о предмете или явлении с разных сторон, конкретизировать, уточнить понятие, дать ему антонимическую характеристику и т.д.).

Урок 72. Однородные и неоднородные определения. У. 221. С., з. 238, 241. На дом: з. 239. РТ - 67, 71 (1 - 7).

Обобщаются сведения об однородных и неоднородных определениях. Одновременно идет повторение тем: "Разряды прилагательных", "Цельные словосочетания". Учащиеся составляют схемы предложений с однородными и неоднородными определениями. Задание 241 дает возможность закрепить навыки анализа синкретичных (многозначных) членов предложения, составного именного и составного глагольного сказуемых.

Урок 73. Повторение в форме анализа текста. С., з. 242. На дом: РТ - 70, 74.

Уроки 74 - 75. Изложение с предварительным анализом текста. На дом: РТ -71 (8 - 15), 72, 73.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

ПАРК В СПАССКОМ-ЛУТОВИНОВЕ

Парк в Спасском сейчас великолепен. Собственно, это не парк в строгом значении этого слова. В нем нет ни подстриженных деревьев, ни заморских растений, ни мраморных статуй в аллеях. Тургенев всегда называл его садом, но этот сад для писателя прекраснее любого из прославленных парков Европы.

В Спасском в полной мере можно почувствовать и красоту и обаяние природы средней полосы России. Вековые липы, березы, тополя, клены перемежаются лужайками, заросшими земляникой, в густой траве таятся белые фарфоровые чашечки ландышей, вдали от дорожек можно увидеть палевую шляпку подосиновика, а если повезет, то и целое семейство белых грибов.

Летом весь парк заполнен пением птиц. Их разноголосый хор любил слушать Тургенев, сидя на скамейке возле посаженного им самим молодого могучего дуба. Сейчас это огромный стопятидесятилетний великан, широко раскинувший свои ветви. В центральной части парка скрещенные липовые аллеи. Когда-то липы были посажены очень тесно, почти вплотную друг к другу, поэтому они так тянулись к солнцу. Высоко-высоко над головой задумчиво шумят их кроны. Шум листьев, голоса птиц - все это не разрушает, а усиливает ощущение покоя, торжественности и тишины тургеневского сада.

Невдалеке от аллей "лесной зал", прямоугольная зеленая лужайка, окаймленная елями. От давних времен уцелели лишь пять огромных двухсотлетних деревьев. Ели особенно хороши зимой, когда их величественные остроконечные вершины четко рисуются на фоне зимнего неба, или в самом начале лета, когда трогательно зеленеют молодые бледно- голубоватые побеги на темных, заросших лишайником ветках.

С северо-востока парк окаймляет глубокий овраг, который оканчивается большим прудом. Дно оврага укрыто почти непроходимыми, дремучими зарослями черемухи и ежевики, а на самом краю усадьбы темнеют остатки старой заброшенной плотины, сплошь застланные буйной порослью хмеля, малины, крапивы...

Спокоен и торжественно прекрасен июльской ночью большой усадебный пруд. Можно часами любоваться его затихшей гладью, слушать птичьи голоса и ждать рассвета. На ранней заре от плотины пруда обычно начинались и охотничьи путешествия Тургенева. (Б. Богданов.)

Текст должен быть распечатан и лежать на каждой парте.

Задания к анализу текста:

Определите тип речи текста. Докажите, что это описание. (Одним из доказательств является то, что в тексте много однородных и неоднородных определений.)

Сколько смысловых частей в тексте? Докажите, что это смысловые части. Определите тип речи в каждой смысловой части. Озаглавьте смысловые части. Составьте план.

В каждой смысловой части укажите, сколько простых и сложных предложений в ней содержится, укажите однородные члены, докажите, что это однородные члены. Прокомментируйте пунктограммы при однородных членах. Найдите сочетания пунктуационных знаков. Прокомментируйте их.

Прокомментируйте постановку знаков препинания при обособленных определениях и обстоятельствах.

Укажите второстепенные многозначные члены предложения. Объясните, почему они имеют два значения.

Напишите подробное изложение.

Урок 76. Понятие об обособлении. Обособление определений. У. 222, 223. С., з. 243, 244, 245, 247. На дом: з. 246. РТ - 75, 80.

Можно представить схему, благодаря которой восьмиклассники должны понять, что обособленные члены предложения семантически соответствуют второстепенным членам предложения:

Определение - обособленное определение.

Обстоятельство - обособленное обстоятельство.

Дополнение - обособленное дополнение.

Сначала полезно дать интонационные характеристики обособления, проанализировать интонацию ИК-3 в неконечной синтагме, паузы, выделяющие обособленные члены. Для этого можно воспользоваться предложениями в з. 243, которое между прочим обращает внимание на синтаксическую синонимию простого и сложного предложений. (c) Параллельно с работой по лингвистическому сопоставлению, трансформации, синтаксической синонимии, конструированию проводится стилистическая работа, так как обособленное определение - одна из самых ярких черт описания.

Урок 77. Обособление согласованных определений. С., з. 248, 249, 251. На дом: з. 250. РТ -77, 82, 83.

Основное внимание обращается на закрепление навыка постановки запятых при обособленных определениях. Подробно анализируются предложения из з. 248, воспроизводится алгоритм на доске и в тетрадях. Продолжается работа над синтаксической синонимией (з. 251). Восьмиклассники пишут тренировочный диктант и комментируют его.

Вывод, который должны сделать учащиеся: из ряда правил о пунктуации обособленных согласованных определений

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

основными являются два: обособленное определение выделяется интонационно и пунктуационно, когда а) стоит после определяемого слова и б) относится к личному местоимению.

Урок 78. Обособление несогласованных определений. У. 225. С., з. 252, 254, 253. На дом: з. 255. РТ - 78, 84, 85.

Выполняя з. 252, учащиеся экспериментальным путем приходят к выводу о том, что обособление несогласованного определения зависит а) от его распространенности и б) от положения в ряду постпозитивных однородных определений. Одиночное несогласованное определение обычно не обособляется, так как при прямом порядке слов оно стоит после определяемого слова.

Урок 79. Обособление приложений. У. 226. С., з. 257, 258, 259. На дом: з. 261. РТ - 86, 87.

Выполняя задания 257 и 258, учащиеся приходят к выводу о сходстве и различии в семантике и структуре составного именного сказуемого и приложения. Второе наименование одного предмета или понятия осознается как приложение при наличии в предложении сказуемого, выраженного спрягаемой формой глагола. Задание 259 позволяет осознать зависимость между двумя членами предложения, выраженными собственным и нарицательным именами существительными. Учитель знакомит восьмиклассников с правилом. При сочетании собственного и нарицательного существительных, обозначающих человека, главное слово - имя собственное, а нарицательное - приложение ( Врач Иванова пришла на прием вовремя). При сочетании собственного и нарицательного существительных обозначающих животных или неодушевленные предметы, главное слово - имя нарицательное, а собственное - приложение ( Журнал "Работница" выходил раз в месяц; Собака Шарик любила косточки).

Урок 80. Повторение. Развитие речи. С., з. 260, 262.

Проводится лингвистический эксперимент, который облекается в форму устного, а затем письменного высказывания, подробно анализируются трудные случаи пунктуации при приложении.

Домашнее задание - написать сочинение - художественное описание розы, майского утра, морозного зимнего дня и т.д.

Уроки 81 - 82. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам - вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей...

Глянешь далее с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!.. (И. Тургенев.)

Грамматическое задание.

1. Подчеркните все члены предложения в простых предложениях с обособленными согласованными определениями. Обозначьте алгоритм выделения обособленного определения.

2. 1-й вариант: подчеркните члены предложения в первом простом предложении с несогласованными определениями.

2-й вариант: подчеркните члены предложения во втором простом предложении с несогласованными определениями.

Урок 83. Обособление дополнений. У. 227. С., з. 263, 264 (3). На дом: з. 264 (5). РТ -88,92.

Обособление дополнений вследствие их слабого управления со стороны главного компонента в словосочетании (в предложении это сказуемое) является одной из трудных тем синтаксиса. Обособленные дополнения малочастотны, конструкции со словом кроме переходят

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

в состав вводных компонентов, поэтому следует обратить внимание на заучивание предлогов со значением включения-исключения. Особое внимание уделяется конструированию предложений, включающих обособленные дополнения с этими предлогами.

Урок 84. Обособление деепричастных оборотов. У. 228. С., з. 265, 266. На дом: С., з. 267. РТ - 90, 91, 95.

Видя деепричастие в тексте, ученик сможет выделить деепричастный оборот пунктуационно, поэтому з. 265 помогает повторить формы глагола, причастия и деепричастия, систематизировать их. Выполняя задание, учащиеся делают морфемный анализ. Задание 266 выполняется коллективно, особое внимание уделяется алгоритму обозначения деепричастного оборота.

Урок 85. Повторение и закрепление. С., з. 268, 269. На дом: написать творческую работу "Как сделать что-либо", РТ - Кроссбух 3, 93.

Закрепляется алгоритм обозначения обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом. Учащиеся пишут объяснительный диктант. Обсуждается структура домашнего мини-сочинения (тема, тип речи, семантические группы глаголов, употребление возможных деепричастных оборотов).

Урок 86. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. У. 229. С., з. 272, 270. На дом: з. 271. РТ -94, 103.

Предлоги, влияющие на обособление обстоятельств (уступки, причины, условия), необходимо выучить. Задание 270 выполняется на доске. Учитель обращает внимание на алгоритм обозначения обособленного обстоятельства этого вида, на то, что обособление зависит от степени распространенности обстоятельства.

Урок 87. Обособление уточняющих членов предложения. У. 230. С., з. 273, 274, 276. На дом: з. 275. РТ - 97, 98.

Школьная программа не предусматривает дифференциации перечисленных обособлений, однако среди них есть поясняющие члены с союзами то есть, или, уточняющие обстоятельства и присоединительные члены с остальными союзами (данными в рамке на с. 112 учебника).

В з. 273 встречаются все названные обособления, в з. 275 - в основном предложения с уточняющим обстоятельством, структурно- семантическое своеобразие которых заключается в том, что первое обстоятельство не является уточняющим и зависит от сказуемого, а последующее одноименное относится к предшествующему обстоятельству и сужает объем его значения: Теперь там (где именно?), за северным укреплением, вырос целый городок из бараков, балаганов, шалашей и палаток (К. Станюкович).

Урок завершается объяснительным словарным диктантом.

Урок 88. Повторение. С., з. 278, 279, 277. На дом: з. 280. РТ - 97, 98.

Обобщающая и систематизирующая работа ведется по схеме, данной в з. 278. Схема подробно обсуждается учащимися, на каждый случай придумывается несколько примеров, лучшие из них записываются на доске с воспроизведением подробного алгоритма.

Урок 89. Обучающий диктант с подробным комментарием. С. з. 281.

Диктант предваряется подробным анализом текста по плану и подробным пунктуационным и орфографическим комментарием. Следующий урок (резервный) можно посвятить взаимопроверке этого диктанта как одной из активных форм подготовки к контрольному диктанту.

Уроки 90 - 91. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Следы

Лисий след - аккуратная, словно на швейной машинке простроченная цепочка углублений в снегу. Однажды утром, после тихой ночной пороши, пробегая на лыжах опушкой леса, увидел я эту строчку и решил ее проследить. По лыжне бежится легко. Слух у охотницы превосходный. Услышав под снегом возню мышей, лиса резко прыгнула в сторону и, проскочив метров пятнадцать - двадцать, начала рыть глубокий снег.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Но вот след с лыжни потянулся к берегу речки. Я замер, наблюдая, есть ли знакомая строчка на другом берегу. Следов не было. Значит, легла лисица, уставшая гоняться за мышами, поспать под обрывом на солнышке. Тихо, убрав под мышки лыжные палки, приблизился я к обрыву. И вижу: между кустами ольхи и обрывом, оголявшим речной берег, лежит рыжий зверь, которого я без труда выследил. Сладко спит и беспечно, накрывшись, как одеялом, пушистым хвостом. Я стоял над ней чуть дыша минуты две- три, потом любопытства ради хлопнул в ладоши. Пружиной в облачке из пороши лиса подпрыгнула вверх, на обрыв, и понеслась через речку, на другой берег, в рыжие бурьяны.

Все живое оставляет на снегу след: мышь, птица, белка, малютка ласка, лось, кабан... По следам, считая входы и выходы, определяют охотники, остались ли волки в островке леса среди полей. По следам-черточкам на снегу понимаешь: тут белка спустилась с дерева поискать спрятанный в сентябре запасец орехов. Медведь, готовясь залечь в берлогу, заботится, чтобы это место никем не могло быть замечено.

Следы зимой - большая белая книга, рассказывающая о непрекращающейся жизни. (В. Песков.)

Грамматическое задание.

1-й вариант. Произведите полный синтаксический разбор последнего предложения в первом абзаце.

2-й вариант. Произведите полный синтаксический разбор четвертого предложения во втором абзаце.

Уроки 92 - 93. Изложение с предварительным анализом текста. На дом: РТ - 100, 102.

Прочитайте текст.

Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил зиму и лето в широком нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка, один спереди, искусно перекрученный на две половинки, для пороху и для дроби, другой сзади - для дичи.

Он бы легко мог на деньга, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружье по-прежнему, возбуждая изумление зрителей искусством, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.

Ружье у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко "отдавать", отчего у Ермолая правая щека всегда была пухлее левой.

Была у него и легавая собака, по прозванью Валетка, преудивительное созданье. Ермолай никогда ее не кормил. "Стану я пса кормить, - рассуждал он, - притом пес - животное умное, сам найдет себе пропитанье". И действительно, хотя Валетка поражал даже равнодушного прохожего своей чрезмерной худобой, но жил, и долго жил; даже несмотря на свое бедственное положение, ни разу не пропадал и не изъявлял желания покинуть своего хозяина.

Он обыкновенно сидел, подвернувши под себя свой куцый хвост, хмурился, вздрагивал по временам и никогда не улыбался. (Известно, что собаки имеют способность улыбаться, и даже очень мило улыбаться.)

Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. Помещики старинного покроя не любят "куликов" и придерживаются домашней живности. Разве только в необыкновенных случаях, как-то: во дни рождений, именин и выборов повара старинных помещиков приступают к изготовлению долгоносых птиц и, войдя в азарт, свойственный русскому человеку, когда он сам хорошенько не знает, что делает, придумывают к ним такие мудреные приправы, что гости большею частью с любопытством и вниманием рассматривают поданные яства, но отведать их никак не решаются. (И. Тургенев.)

1. Определите тему текста. Озаглавьте текст.

2. Определите тип речи. Укажите синтаксические конструкции, характерные для этого типа речи (двусоставные или односоставные предложения, типы сказуемых, виды осложнений).

3. Сколько смысловых частей включает текст? Докажите, что это смысловые части. Определите тип речи в каждой смысловой части.

4. Подробно охарактеризуйте осложнения в каждом осложненном предложении каждой смысловой части. Запишите алгоритм обозначения осложнений. Подробно прокомментируйте пунктограммы.

5. Выпишите неизвестные вам слова, определите их значение по словарю.

6. Выберите для орфографического анализа наиболее сложные с вашей точки зрения орфограммы.

7. Напишите подробное изложение.

Если в классе изучался рассказ И. С. Тургенева "Ермолай и мельничиха", можно предложить написать изложение с элементами сочинения.

Урок 94. Анализ изложения. Проверка индивидуальной работы учащихся в Рабочей тетради. РТ - 106, 107.

Урок 95. Резервный.

Урок 96. Предложения с вводными компонентами. У. 231. С., з. 282, 284, 285. На дом: з. 283. РТ - 111, 108.

Для того чтобы видеть вводные компоненты, нужно выучить самые частотные из них, это одна из задач данного и последующих уроков. Другая задача - научиться определять их семантические группы.

Можно предложить восьмиклассникам составить свою таблицу частот-

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

ных вводных слов и сочетаний, распределяя их по семантическим группам. Предложения из задания 282 анализируются подробно, а задание 284 можно использовать как материал для выборочного и распределительного диктантов.

Урок 97. Предложения с вводными компонентами. С., з. 288, 290, 291, 292. На дом: з. 287. РТ - 112, 113, 109.

Повторение вводных компонентов начинается с конструирования (з. 288, 290, 291) и заканчивается обучающим диктантом (з. 292).

Можно попросить учащихся записать вводные компоненты по памяти, распределяя их по семантическим группам. Заканчивается урок взаимопроверкой.

Урок 98. Предложения с вводными компонентами. С., з. 295, 296, 294. На дом: з. 293. РТ - 114, 115, 110.

Большую сложность для учащихся представляет изучение вводных слов, сочетаний и особенно предложений со значением указания на источник высказанной мысли. Проводится подробный анализ предложений из з. 295.

В современном русском языке происходят два разнонаправленных процесса: образование новых вводных компонентов и превращение привычных вводных компонентов в члены предложения. Задание 296 знакомит с этими процессами в форме лингвистического эксперимента. В конце урока обсуждаются объем и грамматическое наполнение текста-рассуждения, который учащиеся должны будут написать дома.

Урок 99. Вставные компоненты. С., з. 289. РТ- 116.

Выполняя задание 289, учащиеся знакомятся с интонированием, семантикой и структурой вставных компонентов, выясняют, что они имеют общего с вводными компонентами и чем различаются.

На дом можно задать выписать пять предложений с вставными компонентами из "Записок охотника" И. С. Тургенева.

Урок 100. Повторение. Подготовка к контрольному диктанту.

В качестве повторения можно провести коллективную проверку домашнего задания. Можно поработать со вставными конструкциями в текстах других стилей: выбрать их из учебников или из газет и журналов.

Повторение продолжается в форме анализа з. 297. Восьмиклассники знакомы с рассказом А. С. Пушкина "Станционный смотритель", поэтому работа, начатая в классе, может быть продолжена дома.

Уроки 101 - 102. Контрольный диктант и его анализ.

НА ОХОТЕ

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится, во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергнется нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.

Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял плохо, Ермолай стрелял, как всегда, победоносно.

К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно зачерпнулось и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

...Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспоминать не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем, но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться). (И. Тургенев.)

Грамматическое задание.

1-й вариант. Выпишите вводные компоненты из первых двух абзацев, определите их значение.

2-й вариант. Выпишите вводные компоненты из двух последних абзацев, определите их значение.

Уроки 103 - 104. Сочинение. Примерные темы для сочинений-рассуждений: Что делает жизнь человека счастливой? Верно ли, что человек - кузнец своего счастья? Что делает нас людьми? Почему люди бывают недовольны собой?

Грамматическое задание: при перечислении аргументов употребить достаточное количество вводных и вставных компонентов.

стр. 59


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. Д. Беднарская , Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413856&archive=1206184753 (дата обращения: 21.07.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии