Русский язык. Анатомия одного стихотворения. Урок в VII классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. Е. Машталер

найти другие работы автора

Ha конкурс. Анатомия одного стихотворения. Урок в VII классе

I. Оборудование урока

1. Особая расстановка столов - по группам (см. рис. 1).



Рис. 1

2. Определение состава групп - по жребию (разноцветные жетоны).

3. Задания-схемы для каждой группы (всего 7).

4. Толковые словари в группе N2.

5. Оформление доски (см. табл. 1).

6. На столах:

1) таблички с номером и названием группы (всего 7);

2) тексты стихотворения (у каждого ученика);

3) лист обратной связи (у каждого ученика).

7. Колокольчик для регламента.

II. Организация работы

Сегодня на уроке я предлагаю вам деловую игру, и поэтому все сегодня будет не совсем обычно.

Однако любая игра предполагает какие-то правила или условия, раскрывающиеся зачастую уже в самом названии игры (например, "Прятки", "Казаки-разбойники", "Дочки- матери", "Любовь с первого взгляда" и т.д.).

Попытайтесь "увидеть", угадать правила нашей игры, во-первых, в теме урока; во-вторых, в записях на доске; наконец, в обстановке, в которой вы сегодня оказались.

Что такое анатомия? Правомерно ли использование такого понятия на уроке русского языка?

Анатомия (с греч.) - наука о строении организмов. (Словарь С. И. Ожегова.) В данном случае слово "анатомия", конечно же, употреблено в переносном, метафорическом смысле.

А суть предстоящей работы действительно заключается в том, что мы будем анализировать стихотворение, но с разных точек зрения, находясь на разных уровнях стихотворного текста.

А поскольку любой текст - это явление языка, можно сказать, что мы будем рассматривать "организм" языка, особенности (специфику) его уровней и связи между ними.

Итак, представьте себе, что вы - сотрудники НИИ (научно-исследовательского института), куда поступило срочное задание: провести всесторонний языковой анализа текста.

Аспекты этого анализа поделили между собой 6 отделов НИИ (они соответствуют нашему делению на группы и обозначены на доске; про 7-ю группу скажу позже).

Начальник каждого отдела получает тексты стихотворения и схему анализа (задание), которая заполняется в ходе обсуждения в группе.

Задания-схемы

1. Фонетика

1. Выпишите в столбик слова, рифмующиеся в первом четверостишии.

2. Как здесь создается рифма? Точная ли она? (Какие звуки совпадают?)

3. Какие фонетические явления вы наблюдали, анализируя рифмы? (Вспомните, что такое позиция звука.)

Таблица 1

Анатомия одного стихотворения

Фонетика
Лексика
Морфемика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Поэтика









стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

4. С какими языковыми понятиями (и терминами) вы работали? Запишите их здесь и в "копилку" на доске.

5. Какому другому "отделу НИИ" пригодятся исследования вашей группы?

2. Лексика

1. Найдите слова в переносном значении (наверное, это метафоры). С помощью толкового словаря выясните, в каком именно значении используются в стихотворении эти слова.

2. Уточните также значения слов: уникальнейший, означенный, совладать, письмена, благословить.

3. Есть ли в стихотворении синонимы и антонимы (в рамках понимания данного текста)?

4. С какими языковыми понятиями (терминами) вы работали? Запишите их здесь и в "копилку" на доске.

5. Какому другому "отделу НИИ" пригодятся исследования вашей группы?

3. Морфемика

1. Найдите разные глаголы, которые стоят в одной и той же форме. Что это за форма?

2. Найдите формы существительных, обозначьте их.

3. Какое местоимение встречается в стихотворении в трех формах? Назовите эти формы.

4. Есть ли в стихотворении однокоренные слова?

5. С какими языковыми понятиями (терминами) вы работали? Запишите их здесь и в "копилку" на доске.

4. Грамматика

1. Составьте таблицу "Части речи", распределив в ее колонки все слова этого стихотворения (кроме повторяющихся).

2. Каких частей речи в стихотворении больше, каких меньше? Можно ли это как-то объяснить?

3. Какие части речи отсутствуют в стихотворении?

4. С какими языковыми понятиями (терминами) вы работали? Запишите их здесь и в "копилку" на доске.

5. Орфография и пунктуация

1. Выпишите из стихотворения и объясните случаи правописания Н/НН.

2. Почему слово навстречу написано слитно?

3. Какие обороты встретились в стихотворении? Выпишите их вместе с теми словами, к которым они относятся.

4. С какими языковыми понятиями (терминами) вы работали? Запишите их здесь и в "копилку" на доске.

5. С каким другим "отделом НИИ" связана ваша работа? (Знания какого раздела языка помогли вам решить поставленные задачи?)

6. Поэтика

1. Проанализируйте стихотворение по принятому плану:

1) Тема. 2) Настроение. 3) Идея. 4) Художественные средства. 5) Размер.

Возможно, вам помогут следующие вопросы. К пункту 1: Как можно озаглавить стихотворение? К пункту 3: Кто такие мы? Где и когда мы живем? О чем мыслим? Куда летим? Судьба здесь - рок или фортуна? О каком мгновении и о какой любви идет речь в последнем четверостишии?

2. С какими понятиями (терминами) вы работали? Запишите их здесь и в "копилку" на доске.

7. Ученый совет

1. Изучите все задания (не выполняя их!).

2. Какие вопросы показались вам:

- самыми легкими;

- самыми трудными;

- самыми интересными;

- самыми важными?

Укажите название "отдела" и номер вопроса.

3. В ходе "конференции" постарайтесь оценить каждое выступление, отметьте лучшее (лучшие), обоснуйте ваше мнение.

4. В чем вы видите пользу от такого урока-игры для учащихся VII класса? Какие ученические проблемы обнаружились на уроке? (Как мы умеем слушать, высказываться, работать в группе, распределять свои силы и время?) Чего, на ваш взгляд, сегодня было больше - учебы или игры? Понравился ли вам урок ?

Время для обсуждения и заполнения схемы ограничено - 10 минут!

В это же время один из сотрудников группы идет к доске и записывает в "копилку" те языковые понятия, с которыми работает группа.

По истечении данного времени состоится "научная конференция", где группы покажут результаты своей работы, расскажут о своих достижениях, а может быть, даже об открытиях.

Время для каждого из семи докладов - не больше 2 минут!

Внимание! В ходе "конференции" каждый из вас заполняет свой лист обратной связи, где в графе "!" отметит основные моменты звучащих выступлений, а в графе "?" - возникающие попутно вопросы (см. табл. 2).

Таблица 2



Именно лист обратной связи послужит мне основанием для оценки деятельности каждого из вас. Со звонком с уро-

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

ка вы сдаете лист обратной связи, а также выполненные задания и тексты стихотворения.

И, наконец, последнее. За учительским столом расположилась группа N 7 - наш "Ученый совет". Члены ученого совета сразу имеют в своем распоряжении все задания-схемы, но не заполняют их, а сравнивают сами задания, выявляют важнейшие на их взгляд вопросы, выслушивают все выступления на "конференции" и делают вывод, для чего вообще все это нужно учащимся VII класса.

III. Работа в группах

Для работы я предлагаю вам стихотворение местного автора Ольги Соколовой. (Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.)

Живем в плену тысячелетий,
Среди одних и тех же звезд,
На уникальнейшей планете,
По-русски мыслим.
Как не прост


Наш путь, означенный не нами!
Пусть нам с судьбой не совладать, -
Таинственными письменами
Нам предначертано страдать;


Но звездами наш путь отмечен;
Мгновение благослови,
Ведь мы летим судьбе навстречу,
По-русски мысля о любви!
Начальники отделов получают задания. Время выполнения - 10 минут!

IV. "Научная конференция"

Прекратить обсуждение! Работаем с листом обратной связи, внимательно слушая каждое выступление. Время для доклада каждой группе - 2 минуты. Группы выступают по порядку: 1) фонетика; 2) лексика; 3) морфемика; 4) грамматика; 5) орфография и пунктуация; 6) поэтика; 7) "ученый совет".

Ваши вопросы, дополнения, комментарии?

Обратите внимание на доску, где представлена заполненная вами "копилка" понятий.

Доска к концу урока выглядит так (курсивом обозначены "смежные" понятия, которые связаны с несколькими разделами языка) (см. табл. 3).

V. Итог урока

Спасибо всем за работу. Итоги урока уже подведены "Ученым советом", и можно бы поставить здесь точку. Но, поскольку все сегодня не совсем обычно, остается еще одна загадка.

Можно ли найти какой-то смысл в том, как расположены группы по отношению друг к другу? Поразмышляйте над этим, глядя на "волшебную" схему на доске и вспомнив об организме языка.

Открывается внутренняя доска (см. рис. 2).

Пунктирными стрелками показаны связи между разделами языка, которые устанавливает в своем сознании любой школьник (и это показала наша работа).

Таблица 3

Анатомия одного стихотворения

Фонетика
Лексика
Морфемика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Поэтика

Звук

Гласный

Согласный

Позиция звука (сильная

или слабая)

Ударение

Оглушение

Рифма
Лексическое значение

Переносное значение

Метафора

Многозначность

Синонимы

Антонимы
Форма

Окончание

Число

Лицо

Падеж

Корень

Однокоренные слова

Глагол

Инфинитив

Существительное

Местоимение
Части речи, самостоятельные и служебные (перечень)
Суффикс

Причастие

Краткое причастие

Наречие

Причастный оборот

Деепричастный оборот
Тема

Проблема

Настроение

Идея

Пафос

Художественные средства (перечень)

Размер

Ямб


стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

А сплошными стрелками я попыталась изобразить (в виде спирали) процесс освоения языка любым человеком, например, маленьким ребенком.

В самом деле, сначала малыш воспринимает, как музыку, звуковой поток (квадратик 1). Потом он понимает, что этот поток делится на слова (2). А слова - это такая игрушка, когда маму можно превратить в мамочку, а сыночка - в сынульчика (3). Вместе с тем, чтобы тебя поняли, слова нужно изменять по законам грамматики (4). Следуя тем же законам, ребенок учится читать и писать и может создать текст как в устной, так и в письменной форме (5).

А если выросший человек обладает еще и талантом, он может создать текст поэтический, как получилось это у Ольги Соколовой, автора стихотворения (6).



К сказанному мне хочется добавить только одно. Думать, говорить, читать и писать по- русски - еще не значит знать русский язык и владеть им. Мне кажется, чтобы знать и владеть, надо бесконечно любить и свято беречь все те несметные языковые богатства, горсточку которых сегодня вы держали в руках.

стр. 53


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

О. Е. Машталер , Русский язык. Анатомия одного стихотворения. Урок в VII классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413819&archive=1206184753 (дата обращения: 23.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии