Тайны "Гарри Поттера"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. Г. Струкова

найти другие работы автора

Серьезный читатель, увидев заглавие, может возмутиться: какие тайны? И так все ясно: газеты, радио, телевидение, Интернет публикуют сводки захвата всего мира книгами Джоан Роулинг, тинэйджеры играют в квиддич, а взрослые серьезно обсуждают достоинства и недостатки голливудского фильма о Гарри Поттере. PR-кампания ведется целеустремленно и продуктивно - поттеромании подвержены дети, а также их родители, ничего не воспринимающие на веру подростки и много повидавшие учителя, большой бизнес лихорадочно собирает огромные дивиденды на желании детей пожить в загадочном и притягательном: мире Гарри Поттера.

И тем не менее слово о Гарри Поттере замолвить стоит, потому что в хоре голосов преданных защитников и последовательных противников тонут сами книги, а главным вопросом остается один - каким образом никому до недавнего времени не известная английская учительница добилась такого триумфа. Из частной жизни писательницы творится еще один миф об очередной Золушке, которая только благодаря феерическому случаю стала знаменитой. Все время акцентируется слово простой: простая англичанка - подразумевается не интеллектуалка высокого градуса, простая история - имеется в виду незамысловатая по смыслу, и далее до бесконечности.

Но в этих романах при их кажущейся безыскусности нет ничего примитивного. Внимательному читателю открывается блестящее знание автором мифологии, истории, литературного и внелитературного контекста, традиций британской детской сказки и приключенческого романа, научной фантастики и массовой беллетристики. Ей знакомо всеобщее увлечение компьютерами, правда, послания в волшебном мире доставляют совы, а не электронная почта; она также демонстрирует осведомленность в психологии подростка, она знает о "помешанности" британской школы на командных спортивных играх да и многое другое.

При этом Дж. Роулинг лукаво делает вид, что пишет незамысловато и рассказывает очень простую историю еще про одного мальчика, который волей судеб должен, ни больше ни меньше, спасти мир. А в действительности сложно найти более литературное произведение, переполненное аллюзиями, реминисценциями, прямыми или косвенными отсылками к предыдущим текстам, чем романы о Гарри Поттере. К примеру, начало первой книги "Гарри Поттер и философский камень", где главный герой ютится в каморке под лестницей, воскрешает повествование о бедной Козетте, тоже не имевшей своего уголка у злобного ла-

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

вочника Тенардье из романа В. Гюго "Отверженные". Гарри и его друзья, Гермиона, Рон и Невилл, напоминают четверку блистательных мушкетеров - д'Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса. Их девиз "один за всех и все за одного" стал жизненным кредо подростков. Они, конечно же, боятся, но пересиливают страх и не бросают друзей в беде. У каждого из них есть недостатки, а вместе они представляют грозную силу, способную победить зло.

В романах Роулинг есть добрые и злые маги, которым запрещено прибегать к волшебству в мире людей. Замок "Хогвартс", как всякий уважающий себя средневековый замок в Великобритании, населен привидениями: вездесущий Пивз следит за школьниками, чтобы не совали любопытные носы куда не следует, злобный Кровавый Барон живет на отделении Слизерин, которое когда-то закончил Волан де Морт, а с добрым неудачником Почти Безголовым Ником дружат студенты отделения Гриффиндорф. У Роулинг есть великолепный дар превращать страшное в веселое и смешное, к примеру, вместо грозных стражей двери охраняют духи картин, которые могут отлучиться по неотложным делам да и заболтаться в гостях, забыв о своих обязанностях.

Все произведения о Гарри Поттере - это шкатулки с двойным, а иной раз и с тройным дном: "наивный" читатель может упиваться ими, как приключенческим романом или даже сказкой, благо сюжет это не только позволяет, а к этому подталкивает, не нарушая в каждом случае горизонта читательского ожидания. Для более искушенного читателя по тексту разбросаны интеллектуальные намеки и откровенные подсказки, а литературному гурману автор "дарит" такое, например, имя, как Сивилла Трелони, в романе - преподавательница по ясновидению. С именем Сивилла все более или менее действительно ясно, в греческой мифологии - это пророчица, в экстазе предсказывающая будущее, чаще всего бедственное. А вот фамилия Трелони известна немногим: последний был другом Байрона, знакомцем поэта П. Б. Шелли и его жены Мэри Шелли, автора знаменитого "Франкенштейна", сам пробовал перо в жанре морского романа в первой трети XIX века. Уже одно соединение имени и фамилии подтверждает, что перед нами произведение, ориентированное на интертекстуальную перекличку. Писательница как будто утомляется созданием новоявленной сказки для детей и с озорным видом подсовывает читателю совершенно иную версию текста, где границы между разными интерпретациями зыбки, многочисленны и зачастую полярны.

Дж. Роулинг блестяще владеет приемами занимательности, без которых не обходится ни один приключенческий роман различных модификаций. Тайны, невероятные события, быстрая смена одного действия другим, когда счастливые и несчастливые случайности преобладают над спокойным, размеренным повествованием, формируют сюжет романов о Гарри Поттере. Ведущее место в поэтике ее произведений занимает игра, автор приглашает читателя войти в отличный от обыденной реальности мир. Правда, вход доступен только посвященным: вокзальная платформа, через которую можно попасть на волшебный поезд, имеет номер 9 3 / 4 . Платформа существует в параллельном мире, который от обыденной суеты отделяет невидимая граница, но даже ученик школы чародейства и волшебства "Хогвартс" может пройти через преграду, только страстно этого желая. Гарри Поттер, недостаточно сконцентрировав волю, набил шишку и привлек внимание полицейского, изумленного поведением мальчика, бросающегося на бетонную стенку.

Правила игры таковы, что и писательница, и читатели прекрасно понимают ее искусственность, что ничуть не умаляет притягательности книг. Романы Дж. Роулинг нацелены на выполнение определенного читательского заказа, сверхзадачей которого является компенсация эмоциональной скудости рутинного существования. Приключения Гарри Поттера в школе волшебников открывают мир емкий, красочный и завораживающий. Это мир должный или, во всяком случае, же-

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

лаемый, он тяготеет к гармонии, в его основе - противопоставление добра и зла. Высокая нравственная планка - одна из составляющих успеха этих книг у современных детей, которые более чутко, чем взрослые, чувствуют дисгармонию, расшатанность окружающей жизни.

Гарри Поттер, несомненно, - приключенческий герой, ему присущ устойчивый набор добродетелей: мужество, великодушие, щедрость, вера в справедливость и защита слабых, служение добру. Даже его поступление в школу Хогвартс обусловлено не только тем, что по рождению он был магом, но и тем, что именно ему предопределено судьбой сразиться со злодеем Волан де Мортом, который когда-то слыл одним из самых талантливых выпускников школы волшебников, а затем неуемная жажда власти превратила его еще в одного падшего ангела. Перекличка с Библией очевидна. А для русского читателя имя Волан де Морта воскрешает знаменитого булгаковского Воланда.

Гарри Поттер - человек чести, злодею позволено напасть из-за утла, обмануть, предать и украсть, что и делают приверженцы Волан де Морта. Положительному герою, каким является Гарри Поттер, не позволено подличать, правда, ему разрешено сплутовать, особенно если это для пользы дела. Благородство Гарри Поттера - непременное условие кодекса приключенческого героя. Нравственный пафос, который Роулинг вкладывает в этот характер, чрезвычайно высок, и он, в свою очередь, связан с дидактической задачей романов. Роулинг не забывает завета У. Коллинза - воспитывать развлекая. Пройдя множество испытаний, Гарри Поттер становится опытнее, зорче, а вместе с ним учатся и юные читатели.

В романах английской писательницы, есть два мира - волшебников и маглов, они сосуществуют, волшебники могут переходить в обычную человеческую жизнь, а вот среди людей мало кто проникает в сказочное Зазеркалье. И в том и в другом мире происходит постоянная борьба между добром и злом, но только волшебники смогут спасти человеческий мир. Роулинг ненавязчиво подталкивает читателя к мысли о том, что детское, незамутненное понимание и видение вещей - самое верное и точное, ребенок не делит жизнь на обыденную и фантастическую, для него необычное - это скорее норма, чем исключение. В этом смысле романы Роулинг перекликаются с "Маленьким принцем" Сент-Экзюпери, который посвятил свое произведение "Леону Веерту, когда он был маленьким".

Вот только люди почти утратили способность видеть удивительное вокруг себя: семейство Дурсли, в котором воспитывался Гарри Поттер, больше всего боялось, как бы соседи не узнали об их странном племяннике. Мистер и миссис Дурсли воскрешают в памяти читателя надзирателя Бамбла и миссис Мэн из романа Ч. Диккенса "Приключения Оливера Твиста". Обыватели не прощают проявления индивидуальности, а уж тем более таланта волшебника. Дурсли записывают Гарри в школу для неполноценных, так как его способности разрушают их обывательское убеждение, что только соблюдение стандарта является залогом процветания.

Дурсли, гордятся своей обычностью, они никогда не признаются, что заурядны и, как всякие ничтожества, агрессивны. Главный закон мещанина - не выделяться, не высовываться, быть похожим на других, следовать социально обусловленному ритуалу - истово исполняется семейством Дурсли. Мистер Дурсли отлично себя чувствовал после того как "накричал на пятерых подчиненных, сделал несколько важных звонков и несколько раз повысил голос на своих собеседников". Блестящий сатирический портрет "делового" человека.

Романы Роулинг о Гарри Поттере написаны по принципу серии, каждое последующее произведение начинается кратким изложением истории героя, его непонимания семейством Дурсли и столкновения с Волан де Мортом. Книги о Гарри Поттере можно читать по отдельности, а можно вместе, перелистывая страницы в нетерпении: что же будет дальше? Принцип сериальности, магическая формула "продолжение следует"

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

была изобретена более ста пятидесяти лет назад, в 1829 г., доктором Вероном для газеты "Ревю де Пари". И не всякий писатель преуспевал в этом жанре, хотя литература знает его блистательные образцы, например, трилогию о мушкетерах А. Дюма, и ли романы Ж. Верна, или детективные рассказы К. Дойла, или романы А. Кристи и Ж. Сименона. Все эти произведения объединены одним героем, выбирающим для себя необычную судьбу первооткрывателя, путешественника, детектива.

Роулинг создает картину нравов эпохи, хотя кажется, что писательница совсем немного говорит о реальном мире. Она действительно опускает детальное описание вещей, но акцентирует то, что, по ее мнению, составляет основу современной жизни, - пропасть между богатыми и бедными, влияние рекламы на жизнь людей и волшебников (чего стоят покупка родителями модного магнитофона для Дадли и подарок крестного Гарри последней марки скоростной метлы для игры в квиддич). Но больше всего Роулинг интересует человеческая натура во всех ее проявлениях, в которой продолжают бороться Бог и дьявол, и только от человека зависит, кто победит.

Легко заметить, что приключения Гарри являются разработкой достаточно традиционной для литературы темы взросления. Неисчислимые испытания, которым подвергается Гарри, помогают ему самоутвердиться, определить для себя смысл жизни, цель своего существования. В романе Роулинг есть героика, он сохраняет притягательность для юного читателя, потому что мир приключения ярче, значительнее будничной реальности, а подростку, вступающему в жизнь, хочется чувствовать себя сильной и неординарной личностью, хочется кому-то подражать. Важно и то, что, по словам одного десятилетнего мальчика, с нетерпением ожидающего выхода следующего романа, "эти книжки про нас". Чтение - всегда более творческий процесс, чем бездумное сидение у телевизора или бесконечная игра в компьютерные "стрелялки". И то, что романы Роулинг заставили детей и их родителей читать, - факт более чем отрадный.

стр. 37


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Т. Г. Струкова , Тайны "Гарри Поттера" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413704&archive=1206184753 (дата обращения: 21.07.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии