"Слова, которые оформляют картины, характеры, идеи...". Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!..". VIII класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. В. Пранцова (г. Пенза), Н. Е. Кутейникова

найти другие работы автора

Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!.." - произведение небольшое по объему и на первый взгляд "прозрачное" по содержанию. Видимо, именно этим и объясняется отсутствие должного внимания к методической стороне уроков, посвященных его изучению. Нам приходилось слышать различные высказывания учителей-словесников относительно включения данного рассказа в школьную программу по литературе 1 . Одни недоумевали по поводу недостаточной (?) сложности этого произведения для восьмиклассников, другие сокрушались из-за его "нехудожественности" ("Разве можно обращаться к такому (?) рассказу после "Песни о Соколе"?!"; "И где же яркие художественные образы? Одна разговорная речь, к тому же неправильная..."; "Какой может быть анализ? Прочитали по ролям, тему, идею выяснили... Что же там еще искать?!"; "Что это произведение может сказать о Горьком-писателе?" и т.п.). Действительно, что дает изучение раннего реалистического рассказа Максима Горького "Ма-аленькая!.." учащимся в аспекте их читательского развития? Может ли знакомство с этим произведением стать существенным звеном в процессе формирования у школьников представления о стиле Горького-писателя? Какие эффективные методические решения могут быть найдены для организации и проведения уроков по его изучению?

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

Т. Г. Браже отмечает, что М. Горький "представлен в школе романтическими произведениями", реалистических же "хронически не хватает" 2 . Это утверждение достаточно спорное: в программе по литературе рекомендовано к изучению значительное количество реалистических произведений разных жанров (например, повесть "Детство" - VII кл.; рассказ "Ма-аленькая!.." - VIII кл.; повесть "Мои университеты" - IX кл.; пьеса "На дне", литературные портреты - XI кл. 3 ). Вместе с тем трудно не согласиться с Т. Браже в том, что реалистические произведения Горького - "более полноводные струи" в творчестве писателя, "показывающие его как большого психолога и художника, знатока жизни разных слоев населения России" 4 . В этой связи включение в курс VIII класса горьковского рассказа " Ма-аленькая!..", написанного в 90-е гг. XIX столетия (1895), следует считать несомненной удачей (хотя мы вполне допускаем, что это мог быть любой другой рассказ из цикла "По Руси", например, один из тех, которые предлагает Т. Браже: "Страсти-мордасти", "Рождение человека", "Ледоход"). Обращение к ранним реалистическим произведениям позволит проследить становление творческой манеры писателя (дидактичность, склонность к "разговорам" явно обозначились именно в этот период творчества, тогда же и состоялся выбор главного героя: внимание писателя было приковано "к слабым и голодным, к бедным и босым, к бродягам и отверженцам" 5 ), раскроет характер Горького-человека, этого "скитальца и "перекатиполе" русских полей" (Ю. Айхенвальд), его мировосприятие на определенном жизненном этапе.

Итак, обращение к рассказу "Ма-аленькая!.." необходимо для постижения восьмиклассниками особенностей стиля писателя, его человеческой сущности, его "демократического сердца" (Ю. Айхенвальд). Но, как мы уже отмечали, каждое новое произведение - это очередная ступень в развитии читательских умений школьников. В этом отношении горьковский рассказ, повествующий о том времени, когда "поэт босяков" странствовал, "исколесил и изошел Россию вдоль и поперек" 6 , занимает особое место в курсе VIII класса (да, пожалуй, и вообще в программе средних классов). Почему? Изучение рассказа дает возможность для глубокого, обстоятельного знакомства учащихся с ролью разговорной речи в произведении художественной литературы.

Особенности формы рассказа, сложности с выявлением школьниками его идеи (кстати, в аннотации, данной в программе к произведению, она определена так: "Доброта, гуманность, чувство благодарности человеку за его дела как основная идея рассказа " Ма- аленькая!.."" 7 ) побуждают искать эффективные методические решения урока по анализу горьковского произведения.

В методической литературе предлагаются некоторые возможные пути анализа рассказа. Так, например, А. И. Власенков считает целесообразным постижение идейного смысла произведения через художественную интерпретацию его школьниками ("чтение в лицах", подготовка к которому ведется непосредственно на уроке). Анализ же языковых средств рассматривается методистом как этап подготовки учащихся к изложению сюжета рассказа 8 .

Интересной, на наш взгляд, является методика изучения горьковского произведения, разработанная учителем Е. В. Василенко 9 . Автор предлагает в качестве основного приема аналитическую беседу. Вопросы, глубокие по сути, методически грамотно сформулированные, в большинстве своем обращают внимание школьников лишь на содержание произведения. Удачны комментарии (исторические, этические), которые учитель органично вводит в ткань урока.

Однако многие художественные приемы, характерные для раннего Горького-реалиста (особенно касающиеся формы произведения), остались в методической литературе без внимания, и потому писатель "подается" однобоко, совершенно без учета того, что восьмиклассники (!) могут уже знать (или, во всяком случае, слышать) о сегодняшнем противоречивом отношении к писателю, его таланту.

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

Нам видятся два пути изучения рассказа.

1-й - от выявления "доминант содержания" (Б. Есин) - тема, идея произведения, система образов, авторская позиция - к рассмотрению "доминант формы": основная форма повествования (диалог), композиция, язык (разговорная речь - лексический, грамматический, синтаксический пласты);

2-й - от рассмотрения "доминант формы" произведения к постижению особенностей изображения в нем персонажей, выражения идеи, пафоса и авторской позиции.

Из двух выделенных методических подходов к изучению рассказа "Ма-аленькая!.." мы отдаем предпочтение второму. Делаем это не только потому, что его реализация труднее, так как требует от учителя умений интегрировать знания учащихся по теории литературы и лингвистике, но и потому, что язык, являясь в произведении самой яркой доминантой, дает возможность школьникам не только правильно выявить идею рассказа, авторскую позицию, но и "открывает" в достаточной степени самобытность горьковского стиля. Кроме того, данный подход внесет некоторое разнообразие в организацию анализа художественного произведения, так как в школьной практике чаще (и это не является секретом) "идут от содержания".

Необходимо сразу же оговорить несколько непременных методических условий, являющихся основой моделирования урока:

1) создание проблемных ситуаций за счет введения в ткань урока высказываний (в том числе - спорных) литературоведов, лингвистов, писателей;

2) организация лингворечевой деятельности школьников как основы постижения ими цели художественной стилизации разговорной речи, особенностей индивидуального стиля писателя;

3) интеграция (на понятийном уровне) литературоведческих и лингвистических знаний, необходимых для углубления понятия о роли разговорной речи в художественном произведении;

4) введение новых литературоведческих и лингвистических понятий, значимых для постижения художественного своеобразия рассказа (эмфатическое ударение, "сигналы разговорности", социально-речевая, индивидуально-речевая характеристика персонажей);

5) включение комментариев, касающихся исторического, религиозного, социального аспектов жизни общества конца XIX в.;

6) самостоятельное прочтение учащимися текста произведения и выполнение ими к уроку следующих заданий: а) составить характеристику "отсутствующей" героини - девушки "из России" - на основе реплик персонажей; б) выделить в рассказе "пласт" текста, относящийся к разговорному стилю речи, и отметить в нем все известные признаки данного стиля, проиллюстрировав их примерами; в) дать ответ на вопрос "Какова цель включения в текст рассказа разговорной речи?".

Урок следует начать с беседы, выявляющей отношение восьмиклассников к произведению и уровень их понимания его: О чем рассказ? Какова его идея? Интересно ли было читать произведение? Что в рассказе - содержание или форма - более удивило, вызвало непонимание? Какой стиль речи доминирует в этом художественном произведении? Чем вы можете объяснить обращение автора к такому художественному приему?

Как правило, школьники вполне понимают тему рассказа: "Произведение о человеческой доброте и благодарности". Но читать им было неинтересно: "одни разговоры"; "язык нелитературный"; "герои странные: два на одно лицо, один вообще отсутствует". Как ни парадоксально, но ответы, связанные с читательским восприятием, несмотря на их негативную окраску, радуют. Чем? Тем, что "высветили" многое. Во-первых, показали, что есть непонимание восьмиклассниками роли использования в произведении такого художественного приема, как разговорная речь, и, как следствие, четко обозначили задачу учителя на данном уроке - раскрыть роль художест-

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

венной стилизации разговорной речи; во-вторых, продемонстрировали (пусть пока еще в отрицательной форме) относительное "проникновение" в некоторые особенности горьковского повествования.

В процессе беседы выяснилось также, что "неинтересно" было читать не столько потому, что в языке "отклонения от нормы", сколько из-за того, что идею не могли уяснить, формулировали ее весьма приблизительно, скользя по поверхности текста ("Автор хотел сказать, что хорошо, когда есть такие люди, как старики"). Причина - непонимание, где можно "искать" идею, неумение "идти" к ее постижению от формы произведения.

Следующий этап урока - анализ рассказа. Поскольку язык его - камень Преткновения, начинать следует с него. Отмечаем, что в тексте ничего не бывает случайного: все "работает" на создание художественных образов, раскрытие идеи произведения, выражение авторской позиции. Подчеркиваем, что отличительной особенностью этого произведения является использование разговорной речи как особого выразительного приема. Подтвердите справедливость этого утверждения примерами из домашней работы. Какие особенности разговорной речи как стиля речи вам известны?

Проследить, с какой целью и как М. Горький включает в свое произведение разговорную речь, каким "сигналам разговорности" (О. Сиротинина) - типичным для разговорной речи чертам - отдает предпочтение писатель, позволит лингворечевая деятельность школьников. Для ее организации используется групповая работа по карточкам, включающим разные по своему содержанию и сложности задания. Так, для выявления лексических и грамматических особенностей разговорной речи в рассказе предлагается такое, например, задание:

Карточка 1

Ученый-филолог О. Б. Сиротинина выделяет следующие лексические и грамматические сигналы разговорности в художественном тексте: 1) передача неправильного произношения; 2) частицы; 3) соотношение частей речи (на 100 слов в диалоге приходится 20 - 25 существительных; прилагательных в 5 раз меньше)...

Дополните это перечисление другими известными вам сигналами разговорности. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста рассказа " Ma-аленькая!..".

Для наблюдения над синтаксическими "речевыми сигналами" в тексте дается задание несколько иной направленности:

Карточка 2

Ученый-филолог О. Б. Сиротинина выделяет в художественном диалоге М. Горького следующие синтаксические сигналы разговорности: 1) порядок слов (прямое дополнение перед сказуемым); 2) неполнота реплик; 3) вопросительно-восклицательные конструкции; 4) знаки препинания для передачи интонации (многоточие в середине фразы); 5) передача интонирования слов их растяжкой; 6) скопление союза И; 7) перебои речи 10 .

Приведите из рассказа " Ма-аленькая!.." по 2 - 3 примера каждого из перечисленных сигналов разговорности.

* Подумайте, какой из указанных сигналов разговорности не характерен для ранней прозы М. Горького. Обоснуйте свой вывод.

В процессе анализа задания, выполненного по второй карточке, особое внимание уделяется приему интонирования. В этой связи акцент делается на названии произведения. Поясняем, что для выражения явного чувства стариков к "стоялке" писатель использует эмфатическое ударение (намеренное повторение гласных звуков, что усиливает положительное значение слова). Какую окраску при этом приобретает слово " Ма-аленькая!.."? Кого характеризует оно? (И героиню, маленькую ростом, но способную на подвижничество, и стариков, совершающих "доброе дело" в память о девушке.) Какой интерпретационный смысл заложен в таком заглавии? Соотнесите его с самым началом рассказа (с первым предложением). Как значение, выраженное в названии, уточняется началом повествования? (Маленькая, слабая телом героиня, но сильная своими другими качествами. Какими? Раскрытию душевных качеств ссыльной девушки подчинено все содержание произведения, особенно диалог.) Почему из всего рас-

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

сказа именно фраза "И была она, браток, телом-ту ма-аленькая!.." дорога рассказчику? Как соотносится она с главной мыслью произведения?

Далее отмечаем, что более 70% текста составляет разговорная речь, диалог. Это очень много. С какой целью он вводится? Выясняем, что художественный диалог как выразительный прием 1) содержит информацию (в виде "рассыпанного" текста) об "отсутствующей" героине; 2) характеризует определенным образом людей "рассказывающих"; 3) заключает в себе идею произведения.

Кто же такая "отсутствующая" героиня? Что вы узнали о ней из реплик других персонажей? Расскажите о девушке "из России". Какие качества являются определяющими в ее характере? - вот вопросы и задания для проверки результатов домашней работы.

Составление рассказа о героине не вызывает у восьмиклассников трудностей, но тем не менее при обсуждении высказываний необходимо акцентировать их внимание на тех моментах судьбы девушки и чертах ее характера, которые подведут к пониманию идеи всего произведения. В этой связи вполне уместной будет историческая справка о ситуации в России 80 - 90-х гг. XIX в. Получив представление о "Положении об усиленной и чрезвычайной охране" (1881), которое в числе многих строгостей предписывало и высылку "нежелательных лиц", к каковым могли быть отнесены и участники студенческих кружков, проповедовавших народнические идеи, учащиеся поймут, как оказалась девушка в далекой сибирской деревне (вероятнее всего, она была участницей одного из студенческих кружков).

Как повела себя "девчурочка" по отношению к крестьянам, которые ей, интеллигентке, чужды и по социальному положению, и по образованию, и по восприятию жизни? Познакомьтесь с высказыванием Г. И. Беленького: "Писатель делает акцент на ее уважении и даже любви к крестьянам, на ее попытках сделать так, чтобы они почувствовали себя людьми и зажили по-человечески" 11 . Подтвердите справедливость этих слов.

В чем и как проявилась "андельская душа" девушки, ее подвижничество? Г. И. Беленький также пишет: "Рассказ " Ма-аленькая!.." повествует о "безумстве храбрых" в реальной жизни" 12 . Как понимаете смысл высказывания? Что такое "безумство храбрых" в реальной жизни? Докажите или опровергните это утверждение.

Любовь к окружающим, готовность помочь каждому, стремление хотя бы чуть-чуть изменить жизнь к лучшему ("Лохань с помоем вон, свиньям, говорит, тащите..."; "Невозможно, говорит, вон поросев!") руководили героиней в ее отношении к крестьянам. Любовь к ближним, сострадание - вот что делало девушку "раделицей про все", вот что связывало ее с народом.

Каково отношение к ней крестьян? Как это свойственно русским людям, жители деревни жалели девушку уже за то, что она ссыльная, отверженная. Да к тому же еще и "телом-ту ма-аленькая", слабая. Разумеется, не могли они не заметить и то, что "грамотейка была", "умница". Что особенно ценили в "девчурочке золотой" крестьяне? Ее отношение к ним: любовь и сострадание. И не только ценили, но и отвечали тем же. Как и в чем эта взаимность проявилась? Найдите реплики диалога, которые иллюстрируют это особенно ярко. (" - Вся деревня собралась к нам... Толкутся на улице и на дворе... Как?! Как?! Все ее любили, души не чаяли в ней... <...> - Всем миром и похоронили... А потом к масленой сорок ден вышло, и сообразились... айда-ка, мол, помолимся за нее!.. И суседи тоже... "Чего вы, говорит, и всамделе? Идите-тко! Люди вы, значит, свободные, не рабочие... А ей, авось, зачтется".)

За что же нужно было отмаливать... "андельскую душу"? За то, что умерла без покаяния. (" - Умирала-то без памяти... бредила только. ...Поехали было за попом, может, мол, придет в себя... А она, милушка, не подождала, скончалась".) Страшный грех это для христиан - умереть без соборования (одного из семи таинств, при совершении которого "сообщается невидимая благодать

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

Божия" 13 ). Считается, что душа умершего без покаяния обречена на вечное скитание. Поход к святым местам (а крестьяне-странники направляются к Соловецкому монастырю и Киево-Печерской лавре) - это, по христианским понятиям, "доброе дело" в память умершей. Молитвы стариков должны снять грех с "андельской души".

Отмолить смерть без покаяния... А как проступок девушки, за который она была отправлена в ссылку? Что о нем думают крестьяне и думают ли вообще? Понимают ли они, за что страдала их "раделица", какой жизненный путь она выбрала? Скорее всего, нет. "Девушка из России" "заставила" крестьян "полюбить себя" не тем, что примкнула к народничеству, а своей человечностью, душевностью. Так что же, по мысли автора, может объединить людей, разных по происхождению, убеждениям, мировосприятию? Человеческая любовь. В этом и заключается идея произведения.

Теперь о людях "рассказывающих", которые, по мнению М. Горького, привносят "в скучную действительность красоту и добро". Кто они в произведении? Что вы можете сказать о каждом из них? Ответы учащихся обычно, как это ни странно, бывают довольно пространными. Особенно подробно они характеризуют стариков, подчеркивая при этом их необразованность, бедность и более всего... душевные качества персонажей. Причем все это делается весьма "художественно", но без основательной привязки к тексту рассказа. Видимо, школьники, характеризуя людей из народа, опираются на свои "потенциальные знания", представления о жизни русского крестьянина в прошлом.

После этого учащимся необходимо сообщить, что разговорная речь в художественном произведении может служить средством социально-речевой и индивидуально-речевой характеристики персонажей (или какой-то одной).

Как в горьковском рассказе? О. Б. Сиротинина утверждает: "Не объединяет Горький сигналы разговорности с речевой характеристикой" 14 . Справедливо ли это для ранней прозы писателя? Для подтверждения или опровержения этого замечания предлагаем школьникам обратиться к репликам стариков. Что узнали о социальном положении персонажей, их образовании? (Оказывается, у Горького разговорная речь служит средством социальной характеристики.) Дает ли речь героев представление о характере каждого из них? Только самое общее (добрые, подвижники). Почему? Если бы предложили две темы для создания высказывания - "Образ старухи (старика)" и "Старики- странники", - какую бы выбрали? Почему предпочтительнее последняя? Какой вывод об особенностях речевой характеристики в ранних рассказах М. Горького можно сделать?

Кто говорит в рассказе? Рассказчик, старик, старуха... Почему же тогда не полилог, а диалог? Беседуют, с одной стороны, рассказчик (он неактивен: задает лишь несколько вопросов, направляя рассказ собеседников в нужное ему русло. Какое?), с другой - старики (к ним обоим обращается рассказчик, и они вместе дают ответ, дополняя, продолжая реплики друг друга).

Прочитаем фрагмент беседы:

" - Ну, а что же дальше? - спросил я.

- Дальше?.. ничего, браток!.. - вздохнул старик.

- Умерла она... Огневица ее изожгла, - и по морщинистым щекам [старухи] потекли две слезинки.

- Да-а, брат, умерла... Два годочка только с нами и пожила... Вся деревня ее знала. Чего вся деревня!.. Многие знали. Грамотейка была. На сходы хаживала... Кричит себе, бывало... Ничего, умница!..

- А главное дело - душа!.. Ах, ка-акая душа андельская!.. Все-то до нее доходило, все-то ее сердечушко ведало!.. Барышня ведь как есть городская, в бархатной кофточке... ленточки, башмачки... книжки читает и все это, а крестьянство понимала, ах, как просто! Все знала! "Откуда толь ты это, милушка?" - "В книжке, говорит, прописано!..." Н-нууж!.. Чего бы ей это, зачем? Замуж бы вышла, барыней была, а тут вот заслали, и померла...

- И чудно!.. Учит всех... така-то манинька!.. да всех это так сурьезно... То не так, друго не так...

- Грамотница... что толковать... Раделица про всех, да про всех... Где кто болен, - бежит, где кто..." 15

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

Проведите небольшой лингвистический эксперимент: "уберите" деление текста на реплики. Что получилось? Почему? Можно ли считать, что горьковские персонажи в ранних реалистических рассказах изображены схематично? Случайно ли это? С какой целью писатель обращается к такому художественному приему? Познакомьтесь с высказыванием Ю. Айхенвальда по этому поводу: "...его [Горького] действующие или недействующие лица вообще не столько говорят, сколько изрекают, и они нужны ему не сами по себе, а лишь как сказители мыслей... <...> Стремление пронизать жизнь мыслью... так глубоко проникло в Горького, что одной и той же серой краской мудрствования он рисует всех; на один образец стачал он мужчин и женщин, и все его герои слишком походят друг на друга" 16 . Чем объясняет критик "похожесть" персонажей? Какую особенность писательской манеры М. Горького выделяет? Видите ли вы морализаторскую позицию автора? В чем? Какой же мыслью "пронизан" рассказ?

Что можно сказать о герое-рассказчике? Каково его отношение к рассказу странников, идущих "по обету"? Проанализируйте вопросы рассказчика. В чем их особенность? Чем объясняет рассказчик свое потрясение услышанным и увиденным? Как это объяснение связано с идеей произведения? В чем своеобразие композиции рассказа? Какова роль обрамления в раскрытии образа рассказчика и главной мысли произведения?

Представление об особенностях стиля раннего Горького будет неполным, если не обратиться к пафосу рассказа. Для постижения чувства, которым пронизано повествование, следует предложить школьникам понаблюдать (на основе ремарок, вступительной и заключительной частей обрамления) за тем, как говорят, слушают персонажи, как выражают свое отношение к тому, о чем рассказывают или слышат ("По лицу старухи текли слезы, и мне было так хорошо, точно обо мне плакали"; "протянули медленно и жалостно"; "с восхищением выкрикнул старик и засмеялся"; "вздохнул старик"; "по морщинистым щекам потекли две слезинки"). В результате восьмиклассники приходят к выводу, что повествование проникнуто светлой грустью. По своему пафосу рассказ сентиментальный. В чем же более всего проявляется сентиментальный налет: в образе рассказчика, его реакции на услышанное или же в самом содержании бесхитростной истории, поведанной стариками? А может быть, и в том, и в другом? Докажите.

На заключительном этапе урока школьники определяют авторскую позицию (очень близкую к позиции героя-рассказчика), отмечают способы ее выражения. Можно предложить учащимся подумать над тем, как отразилась в рассказе одна из особенностей Горького-писателя, отмеченная В. Набоковым: "В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в человека. Как ни странно, этот художник непригляднейших сторон жизни, ее звериной жестокости был в то же время величайшим оптимистом русской литературы" 17 .

Свои наблюдения над произведением, особенностями писательской манеры раннего Горького восьмиклассники обобщают в устном высказывании на тему "Художественное своеобразие рассказа М. Горького "Ма-аленькая!..". (Письменный вариант такого высказывания может стать домашним заданием.)


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Программа по литературе (V-XI классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой // Программно-методические материалы. Литература. V-XI кл. / Сост. Т. А. Калганова. - М., 1998. - С. 41.

2 Браже Т. Горький - "старый" и "новый" // Уроки литературы в старших классах. - М., 1998. - С. 174.

3 Программа по литературе (V -XI классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой... - С. 41.

4 Браже Т. Указ. соч. - С. 174.

5 Айхенвальд Ю. Максим Горький // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей / Предисл. В. Крейда. - М., 1994. - С. 455.

6 Айхенвальд Ю. Там же.

7 Программа по литературе (V -XI классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой... - С. 41.

8 Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литерату-

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

ре: Программы. Содержание работы по классам. V-VIII классы. - М., 1998. - С. 165.

9 Василенко Е. В. "Душаандельская". Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!..". VIII класс // Литература в школе. - N 7 - 2001. - С. 39 - 40.

10 Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. - М., 1996. - С. 160 - 163.

11 Беленький Г. И. Литература в VIII классе: методические советы. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1997. -С. 112 - 113.

12 Там же. - С. 112.

13 Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Мирохина и др. - М., 1994. - С. 457.

14 Сиротинина О. Б. Указ. соч. - С. 163.

15 Горький М. " Ма-аленькая!.."// Литература: Учеб. хрестоматия для VIII кл. общеобразоват. учреждений / Авт. - сост. Г. И. Беленький. - 2-е изд. - М., 1995. -С. 271.

16 Айхенвальд Ю. Указ. соч. - С. 450, 451.

17 Набоков В. В. Максим Горький (1868 - 1936) // Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Пер. с англ. Предисловие Ив. Толстого. - М., 1996. - С. 375.

стр. 34


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Г. В. Пранцова (г. Пенза), Н. Е. Кутейникова , "Слова, которые оформляют картины, характеры, идеи...". Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!..". VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413672&archive=1206184753 (дата обращения: 23.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии