Изучение социально-бытовых сказок и народной драмы на уроках литературы и внеклассного чтения в V классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. П. Перепелкина

Материалы к уроку. Изучение социально-бытовых сказок и народной драмы на уроках литературы и внеклассного чтения в V классе

Основным достоинством организации раздела "Фольклор" в программе по литературе в V классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (1997) являются:

1) углубление и трансформация каждого из жанров устного народного творчества, имевшего место в предыдущих вариантах программы;

2) включение произведений других фольклорных жанров, ранее в курсе литературы не изучавшихся.

В первом случае заслуживает внимания тема "Русские народные сказки", во втором - "Русский народный театр".

Обращение к сказке в V классе позволяет не только определить жанр произведения, опираясь на его специфические особенности, но и обратиться к внутрижанровому делению сказок, сопоставлению (по сходству и различию) разных видов сказок, круг сведений о которых в данной программе значительно расширен. Наряду с традиционными волшебными сказками в программе широко представлены сказки социально-бытовые.

Особого внимания заслуживают "сказки о людях" (В. Пропп) - социально-бытовые сказки, в ходе изучения которых необходимо обратиться к анализу сюжета и героев данного вида сказок, выявить их различия с волшебными сказками, показать разнообразие сюжетов и композиционные особенности разных видов народных сказок. Это позволит репродуцировать знания о признаках волшебной сказки, особенностях ее построения, вести работу по формированию умений выделять признаки бытовой сказки

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

как разновидности жанра. Особое внимание при изучении бытовых сказок следует уделить образу главного героя.

В процессе анализа школьники придут к выводу, что в бытовой сказке отсутствуют волшебные предметы, помощники, герой достигает задуманной цели лишь благодаря своим личным качествам. Сказочное пространство и время бытовой сказки приближены к слушателю и рассказчику, что диктует особенности построения бытовой сказки.

В ходе изучения бытовых сказок школьники должны закрепить знания о "законах" (жанровых признаках) сказки, на основе которых продолжится формирование умений выделять композиционные особенности сказки, оценивать героев, их поступки, выделять отдельные черты героев, сравнивать поведение разных персонажей в схожих ситуациях. Все это очень ценно, так как без такого рода знаний и умений было бы невозможно освоить тему, впервые включенную в школьную программу, - драму "Озорник Петрушка".

Бытовая сказка обнаруживает тесную связь с русским народным театром, в частности, с театром Петрушки. Обращение в ходе изучения фольклора к русскому народному театру, театру Петрушки, позволит расширить представление о фольклорных жанрах, дать учащимся начальное представление о драме как роде литературы, об особенностях театра Петрушки как разновидности кукольного театра (состав персонажей; представление как цепочка сценок; финал представления; музыкальные вставки; стихотворный ритм (раешник) "театрального действа"), о народном юморе и его объектах.

Для пятиклассников кукольный театр - явление "знакомое - незнакомое". Включение в школьную программу по литературе V класса пьесы о Петрушке педагогически обусловлено. К этому возрасту школьники имеют уже некоторый зрительский и читательский опыт для восприятия и осознания данного фольклорного жанра.

Основной прием изучения народной драмы - прием сравнения (бытовой сказки и драмы как жанров). В связи с этим к анализу фольклорной пьесы (а следовательно, к понятию "драма") целесообразно идти от репродукции имеющихся у учащихся знаний о социально- бытовых сказках. К уроку внеклассного чтения учащимся предлагаются для самостоятельного чтения бытовые сказки "Черт-заимодавец", "Портной", "Про нужду", "Барин и собака", "Иванушка-дурачок".

"Группа бытовых сказок о шутах объединяется общностью главного героя. В то же время представления с подобным героем (например, с Петрушкой) состоят из отдельных сцен... цельный характер комедии придает лишь единый главный герой, вокруг которого и группируются в спектакле сценки" (Ю. И. Юдин).

Таким образом, в центре анализа предложенных бытовых сказок (а впоследствии пьесы о Петрушке) будет образ главного героя. Именно на нем "держатся" представленные жанры устного народного творчества.

К анализу бытовых сказок целесообразно идти от личных впечатлений учащихся о прочитанных произведениях. При таком подходе беседа на восприятие может включать в себя следующий блок вопросов: понравились ли прочитанные вами сказки? Какая из них наиболее запомнилась? Чем? Что вызывало смех?

В процессе беседы школьники сделают вывод, что комический эффект в сказках создают такие приемы повествования, как одурачивание, шутовской обман, хитроумное надувательство.

Следующий этап урока отводится работе над характеристикой главного героя сказок. Его особенности в том, что он "ловкий хитрец и обманщик. Его сказочная роль заключается в том, чтобы совершать... остроумные проделки...".

Сформировать именно такое представление о герое помогают, например, следующие вопросы и задания: Что объединяет сказки "Черт-заимодавец", "Портной", "Про нужду", "Барин и собака"? Кто является героями каждой из них? Что можете сказать о главном герое каждой сказки? Каким образом добивается он своей цели? Покажите на примере запомнившейся вам сказки. Какие качества харак-

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

тера помогают ему в этом? Отличается ли герой сказки "Иванушка-дурачок" от героев предыдущих сказок? Чем? Какими качествами характера наделяет сказка Иванушку? Как относится сказка к своим героям? Что ей в них импонирует? Над кем (или над чем) смеется?

В ходе анализа учащиеся заметят, что близость сказок "Черт - заимодавец", "Портной", "Про нужду", "Барин и собака" объясняется "наличием" в них одного типа героя-мужика- шута, который добивается поставленной цели благодаря своим личным качествам: хитрости, смекалке, находчивости (черта обманул - деньги себе оставил; попа надул - исчез с материей; барина обхитрил - тройку лошадей приобрел).

В процессе анализа сказки "Иванушка-дурачок" и сравнения ее главного героя с героями предыдущих сказок школьники отметят, что герой Иванушка отличается от мужика-шута: здесь герой - дурак, сама сказка дает ему такую характеристику, он "не от мира сего". Герой глуп, наивен и в то же время неизменно добр и доброжелателен ко всем и всему вокруг, честен; он всех жалеет, даже пни и животных; он исполнителен, готов выслушать чужой совет и наставление; в делах своих он обязателен, серьезен, сосредоточен и исполнен сознания долга; он обладает по-своему, по-дурацки, пытливым умом и всегда готов проявить инициативу (например, вырывает глаза овцам, чтоб они не разбежались, и т.п.). Следовательно, у сказки (вернее, у народа, сочинившего ее) двойственное отношение к герою: с одной стороны, сказка смеется над героем, относится к нему с иронией, с другой - сочувствует ему, относится с лаской и добродушием.

Отвечая на вопрос "Над чем смеется сказка?", дети должны понять, что и смех носит двойственный характер: сказка смеется не только над героем-дураком, но и над окружающими его "нормальными" людьми (барином, братьями).

Подобная работа над характеристикой героя в социально-бытовых сказках явится подготовительным этапом к восприятию пятиклассниками нового для них фольклорного жанра - народной драмы, поможет проследить взаимопроникновение жанров устного народного творчества, увидеть "истоки" характера главного героя пьесы - Петрушки. "Русская сказка только обнаруживает тенденцию к слиянию дурака и шута в тип дурака- шута. Более четко это слияние наблюдается в кукольном Петрушке, где выставляемые напоказ "наивность" и "глупость" героя скрывают его необычный ум, изощренную хитрость и своеобразную логику" (Ю. М. Юдин).

Для формирования понятия "драма", а также элементарных основ зрительской грамотности необходимо прежде всего обратить внимание школьников на своеобразие способа изображения героев, событий. Действие развертывается в форме разговоров действующих лиц (то диалогов, то монологов), оно происходит "на глазах" у читателя, и поэтому драматическое произведение предназначено для постановки на сцене.

Драме нужны исполнители, а значит, в каждой пьесе есть список действующих лиц. Пьесы могут делиться на действия, картины, с каждой новой картиной место действия и декорации меняются.

Задача учителя при формировании понятия о драме - вырабатывать умение отличать драму от других родов литературы (эпоса, лирики), давать оценку героям на основе их поступков. Особое внимание обращается на высказывания того или иного персонажа о себе и других, а также героев о нем.

К понятию "драма" целесообразно идти от личного читательского, зрительского и исполнительского опыта учащихся. Поэтому первым шагом к формированию "знаний- представлений" (Г. В. Пранцова) о драме должна быть зрительская и исполнительская деятельность школьников. Поэтому на заключительном этапе урока внеклассного чтения по бытовым сказкам вниманию пятиклассников (зрителей) можно предложить подготовленную инсценировку бытовой сказки "Кашица из топора".

Реакция зрителей будет естественной, непосредственной. Главное для учителя - выяснить, как поняли школьники особенности драмы как рода литературы, за-

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

метили ли они, в чем ее отличие от эпоса и лирики. Поэтому после окончания действа необходимы вопросы, цель которых, не нарушая восприятия инсценировки, подвести учащихся к пониманию того, что перед ними особый род литературы, и раскрыть особенности этого рода. Предлагается примерный круг вопросов и заданий: знакомо ли вам произведение, проинсценированное ребятами? Как оно называется? Что вы можете сказать о героях? Каков, например, солдат? Какова старуха? На основании чего вы делаете именно такие выводы о героях? Удалось ли вам "увидеть" или "услышать" характеристику того или иного героя? Какого? Чем инсценировка отличается от эпического текста? Главное в инсценировке (пьесе) - действие. В ней нет описания, рассуждения, характеристики героев, как в тексте сказки. Что необходимо для того, чтобы поставить пьесу на сцене? Что же такое пьеса? Попытайтесь самостоятельно дать определение. Сравните ваше определение с тем, что дано в словарной статье учебной хрестоматии. Какие отличительные черты пьесы вам удалось самостоятельно выделить?

При изучении пьесы особенно эффективны такие приемы, как

1) выразительное чтение; 2) устное словесное рисование; 3) чтение по ролям; 4) "постановка" радиоспектакля; 5) выполнение эскизов костюмов, афиш; 6) инсценирование с последующим обсуждением игры "актеров". Кроме того, особо результативным является выход на творчество учащихся, которое может проявиться и в "сценической деятельности", и (что особо важно) в самостоятельном написании школьниками сценария по одному из предложенных учителем эпических произведений. Подобная работа позволит 1) выявить, в какой степени усвоены "законы" драмы как рода литературы; 2) осуществить перенос сформированных знаний и умений при работе с драмой в новую ситуацию, требующую творческого подхода.

Школьная программа по литературе рекомендует для чтения и обсуждения фольклорную пьесу "Озорник Петрушка".

На вступительном этапе уместна работа со вступительной статьей учебной хрестоматии "Русский народный театр". Это позволит школьникам получить элементарное представление о русских народных городских праздниках, увеселениях и зрелищах, о русском народном театре. Однако необходимо расширить круг сведений о кукольном театре, а именно - отметить "эволюцию" кукольного театра: переход от комментирования действий кукол к их (за них, естественно) разговору, от пантомимы к разговорным сценам. В связи с этим в уличных кукольных представлениях отчетливо прослеживается тенденция к циклизации сценок, объединению их вокруг одного героя. Персонажи, собиравшие вокруг себя разрозненные сценки, не могли просто изображать кого-то, служить иллюстрацией к пояснениям кукольника, они должны были действовать. Зрители отдавали предпочтение сценкам, где куклы сами вели разговор, где реплики их были острыми, злободневными, образными, где имелся герой, который дурачил, обманывал, наказывал других персонажей, особенно если те и в жизни не пользовались симпатией у постоянного зрителя народных кукольных спектаклей. Все это прямо вело к "Петрушке".

Основной этап урока отводится анализу пьесы "Озорник Петрушка". Он включает беседу на восприятие, цель которой - выявить реакцию школьников на прочитанное произведение: Какое впечатление произвело на вас это произведение? Что вызвало смех: поступки персонажей или речь?

Школьники отметят комический эффект, на доступном им уровне выделят приемы, характерные для "народной смеховой культуры" (М. М. Бахтин): драки, избиения, остроумные и алогичные сочетания слов, обыгрывание глухоты партнера и т.п.

При работе над драмой следует учитывать, что в фольклоре "нет психологического портрета. Есть одеяние" (В. Я. Пропп). Поэтому после прочтения пьесы учителем с целью стимуляции творческого воображения учащихся эф-

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

фективен прием устного словесного рисования. Школьники отметят в "одеянии" героя следующие элементы: колпак, яркая (красная) рубашка, широкие штаны, заправленные в щегольские, скрипящие и блестящие сапожки. Непременными деталями его внешнего вида будут рыжие волосы, хитрые, озорные глаза, длинный горбатый нос, горб.

Таким образом, воображение пятиклассников нарисует Петрушку как героя-весельчака, озорника и хитреца.

Как отмечалось выше, ведущий прием изучения народной драмы - прием сравнения (бытовой сказки и драмы как жанров). Для анализа драмы учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: кратко перескажите содержание одной из сценок пьесы "Озорник Петрушка". Какими словами характеризует себя сам герой? Справедлива ли эта характеристика? Докажите или опровергните ее. Какое определение Петрушке дают другие персонажи? Совпадает ли оно с его самохарактеристикой? Докажите, что Петрушка - действительно озорник. Что помогает Петрушке победить Султана, Капрала, Доктора, Старуху? Только ли скалочка? Подтвердите свой ответ репликами героя. Что делает эти реплики смешными? В каких еще произведениях, прочитанных вами, герой побеждает благодаря своему уму, хитрости, смекалке? Можем ли мы определить жанр прочитанного произведения как сказку? Почему? Что не позволяет это сделать? Какие особенности вы заметили в построении произведения? Кто дает характеристику героям? Выделите строки (слова), которые звучат "складно".

Школьники без труда найдут слова, в которых звучит характеристика героя ("Самый первый из дураков!.."; "Я - малый веселый: пою, свищу, кричу, шучу, играю, скачу, прыгаю" и др.), и докажут справедливость подобных утверждений. Учащиеся должны отметить, что "основное" определение Петрушки дает название пьесы, в котором выражено отношение народа к герою.

Отвечая на вопрос "Что помогает Петрушке победить Султана, Капрала, Доктора, Старуху?", школьники заметят, что не только благодаря скалочке побеждает герой, но прежде всего благодаря своим личным качествам: острому уму, смекалке, хитрости, а также найдут "точки соприкосновения" шута с героем бытовых сказок.

Последние вопросы, задания из представленных выше направлены на формирование у пятиклассников умения сравнивать эпические и драматические жанры. При ответе на них школьники заметят, что разнятся жанры прежде всего "внешним оформлением", которое определяется функцией, назначением каждого конкретного жанра, а также построением и способом раскрытия характеров героев.

Следующий этап анализа драмы - работа со словарной статьей "Пьеса", помещенной в учебной хрестоматии. Это позволит школьникам расширить и углубить сведения о драме, полученные на уроке внеклассного чтения, а также начать формирование представлений о композиционных особенностях драмы как рода литературы.

При изучении пьесы "Озорник Петрушка" задача учителя не только дать первоначальное понятие о драме, но и раскрыть особенности театра Петрушки. Следующие вопросы и задания способствуют достижению данной цели: проследите за репликами персонажей в первой сцене. Произнесите про себя некоторые из них. Обратите внимание на те места, где они звучат "складно". Выделите их голосом.

Дети заметят, что "герои говорят складно", "пьеса похожа на стихи, но с то длинными, то короткими строчками".

Далее следует определение раешника. "Раешник - русский народный стих, сопровождавший спектакли кукольного театра".

В пьесах о Петрушке есть "основные сцены, обязательные составляющие ядро комедии (выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе и финальная сцена), и сцены второстепенные, количество и порядок которых определялись талантом куколь-

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

ника, его достатком, аудиторией, перед которой шло представление" (А. Ф. Некрылова). Особого внимания на уроке заслуживает такая обязательная сцена, как финальная, в подавляющем большинстве случаев заключающаяся в том, что Петрушка расплачивается за содеянное им: черт, собака, домовой или какое-либо другое существо уносит его вниз, за ширму.

Для анализа финальной сцены предлагаются следующие вопросы: чем заканчивается пьеса? Что происходит с Петрушкой? Грозит ли озорнику Петрушке на самом деле какая- то кара? Можно ли определенно только после знакомства с одной пьесой ответить на этот вопрос ? Послушайте названия других пьес: "Петрушка Уксусов", "Петрушка, он же Ванька Рататуй". Кто в них главный персонаж? О чем это свидетельствует? Так о чем же говорили зрителям "исчезновение", "похищение" Петрушки? Почему же Петрушка "воскресает"? Как в таком "воскресении" проявляется отношение народа к своему герою?

В процессе анализа финальной сцены школьники отметят, что герой, лихо расправляющийся со своими противниками, в сознании рядового зрителя не мог умереть, поэтому он побеждал черта и вновь появлялся перед публикой уже в другой пьесе.

Для того чтобы у пятиклассников сложилось относительно цельное представление о фольклоре как составной части культуры нашего народа, чтобы они воспринимали устное народное творчество не как изолированные друг от друга жанры, а в их взаимосвязи, взаимопроникновении, необходимо включить в методическую модель уроков задания, способствующие реализации данной цели. Специфика их должна предполагать обязательное обращение внимания учащихся в процессе выполнения конкретной работы на различные жанры фольклора. Вот некоторые задания.

1) Прочитайте внимательно два текста-отрывка из другой пьесы о Петрушке - "Петрушка Уксусов". Что сближает эти отрывки? Чем они различаются? Какой из них ярче раскрывает характер главного героя? За счет чего это достигается?

Текст N 1

Цыган. Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь-поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка. А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган. Не бойся, я не доктор... Я цыган Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!

Петрушка. А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проваливай...

Текст N 2

Цыган. Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь-поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка. А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган. Не бойся, я не доктор... Я цыган Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!

Петрушка. А ты много не говори, не отвлекай внимание посторонними разговорами. Говори, что надо, да мимо проваливай.

2) Прочитайте отрывок из этой же пьесы. Какая часть фразы пропущена? Как вы догадались? Восстановите реплику Петрушки. Обоснуйте свой выбор.

Петрушка. Ха-ха-ха! (Поет и приплясывает.)

Что ты, что ты, что ты,
Я солдат четвертой роты!..
Ловко послужил! В Сибирь чуть не угодил. Капрала угомонил и... Музыкант, а ты слышал, я в лотерею выиграл красную рубаху и хочу теперь жениться!..

3) Прочитайте фрагмент текста из пьесы "Петрушка, он же Ванька Рататуй".

Петрушка. Караул!! Полиция!! Музыкант, что же ты меня не оборонишь?

Музыкант. Это, Петрушка-мусью, сам Капрал...

Петрушка. А чтоб его черт побрал!.. Да что ему нужно?

Музыкант. Он тебя по-солдатски учить будет.

Петрушка. Ой, ой...ой!! Что вам нужно?

Капрал. Вот я тебя в солдаты возьму.

Петрушка. Я не гожусь.

Капрал. Почему?

Петрушка. .......................

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

Капрал. Что ты чепуху порешь. Вот я тебя приемам учить буду. Будешь человек казенный.

Что отсутствует в этом тексте? Обоснуйте свое предположение. Сочините недостающую часть. (Подсказка: какой фольклорный жанр вам следует иметь в виду, выполняя работу?).

Заключительный урок по изучению драматического произведения в данной методической системе - урок развития речи, так как в "сопряжении" читательского и авторского (в нашем случае - народного) опыта - значительный залог успеха литературного образования. С этой целью урок развития речи должен включать в себя работу, побуждающую пятиклассников "творить по законам жанра": написание сценария по бытовой сказке. В ходе работы над инсценировкой учащимся предлагается обратиться к "складной" речи (по возможности избегать грубых просторечных слов).

Таким образом, формирование понятия о фольклорном театре осуществляется наиболее эффективно при условии сопоставления народной драмы с бытовой сказкой; особого внимания к языку фольклорного произведения; использования таких методических приемов, как выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование, словесное рисование и др., а также при выполнении учащимися различного рода творческих заданий определенной коммуникативной направленности: составление инсценировки бытовой сказки, сочинение оригинальной пьесы (сцены).

стр. 23

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. П. Перепелкина , Изучение социально-бытовых сказок и народной драмы на уроках литературы и внеклассного чтения в V классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413587&archive=1206184753 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии