Диктанты на основе текстов для изложения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. Алексеева, Л. Л. Вишневская, Н. В. Савинкова, И. Л. Старикова

Подготовка к письменному экзамену в IX классе *

Контрольные диктанты для IX класса

ТЕМА

"Повторение изученного в V-VIII классах"

Диктант 1 (по тексту N 38)

ЯКОВ ВИЛИМОВИЧ БРЮС

Это рассказ о потомке шотландских королей, российском графе Якове Вилимовиче Брюсе. Один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы, разгромивший артиллерию шведов, 18 февраля 1721 года Брюс стал графом Российской империи.

Брюс был не только генерал и администратор, более всего он прославился как чернокнижник и звездочет, колдун и маг. Его почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и утверждали, что ученость его объясняется тем, что он продал душу дьяволу. "Ты насыпь на стол гороха и спроси его, Брюса, сколько горошин на столе, а он взглянет и не обочтется ни одной! - говорили о нем. - Он знает травы тайные, камни чудные и составы из них разные делает, даже живую воду..."

На самом деле Брюс был хорошо образованным человеком, последователем Коперника и Ньютона, пытавшимся разгадать вечные тайны мироздания - феномен жизни и смерти, причины возникновения мира, загадку бытия.

Нигде не обучаясь, Брюс всего добился самообразованием. К концу жизни, изучив полдюжины языков, он перевел множество книг, составил двуязычные словари: русско- голландский и голландско-русский. Брюс написал первый русский учебник по геометрии, знаменитый "Брюсов календарь", позволяющий предсказывать погоду и события на два десятилетия вперед, стал автором одной из лучших географических карт России и одного из первых астрономических атласов.

В 1726 году Брюс вышел в отставку и поселился в имении под Москвой, целиком посвятив себя ученым занятиям.

Диктант 2 (по тексту N 39)

ВИДЕНИЕ

Густой утренний туман, окутавший озеро Кубенское, отдалился к берегам. Озеро расширилось, и серебряный лед на нем как будто плыл и качался. И вдруг над этим льдом, белым в отдалении и серым вблизи, я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, покачивался на волнах тумана. Храм-лебедь плыл навстречу мне - легкий, белый, несказанно прекрасный.

Наконец храм, опустившись на лед, утвердился, и я, завороженный, молча указал на него своему товарищу, который, казалось, не обращал внимания на необычное видение. "Спас-камень", - коротко молвил товарищ и, не отрывая глаз от удочки, пробубнил историю этого дива.

Монастырь был воздвигнут в честь русского князя-воина, боровшегося за объединение северных земель. По преданию, князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах, как вдруг почувствовал камень-опору, спасший воина. В память об этом чудесном спасении на подводную гряду впоследствии были навалены камни и земля с берега. На лодках и по перекидному мосту монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь, расписанный самим Дионисием.

...Озеро распеленалось совсем, туманы поднялись ввысь, и среди бескрайней водной глади, бесконечно переливаю-


--------------------------------------------------------------------------------

* Контрольные диктанты для VIII класса на основе экзаменационных текстов для изложения см.: "Русская словесность", 2002, N 6.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

щейся стоцветными бликами и оттенками, стоял на льду храм, невиданно белоснежный, словно хрустальный, чудо, созданное руками и умом человеческим.

ТЕМА

"Сложносочиненное предложение"

Диктант 1 (по тексту N 29)

Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. Рабочие леспромхоза играли в карты, лениво переговаривались, а две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. Река сначала была узкой, берега унылы, но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. Вода лакированно блестела, и в это черное зеркало смотрелись задумчивые вечнозеленые ели, тонкие березки, тронутые осенней желтизной. Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. Несколько минут стояла тишина, и только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

Вскоре мы вышли на середину реки, и женщина, увидев за изгибом хуторок с убегающей в поле тропинкой, запела:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовешь, куда ведешь...

Женщина сделала паузу, как бы забыв что-то, и поварихи тоже стали глядеть на дорогу и повторили первые слова песни, и потом все вместе ладно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

Уж не воротишь, не вернешь...

Они некоторое время молчали, не отрывая серьезных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, а мужчины тоже засмотрелись на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, стесняясь петь в голос. Целый час пели они эту песню, несколько раз повторяя одно и то же, а баржа катила вниз по Ветлуге - по лесной дикой речке.

...Пройдет сто лет, и придумают люди новые машины, побывают на неизведанных планетах, а леса останутся такими же, и так же, как сейчас, будет разбрасывать ветер золотой березовый лист, и так же разбудит природа в человеке порывы творчества, и так же будет страдать, ненавидеть и любить человек.

Диктант 2 (по тексту N 43)

Среди постыдных поступков, совершенных мною в жизни, более всех памятен мне один.

В детдоме висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня раздражавший. Я грубо выдернул розетку, и голос певицы оборвался, однако ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку.

Много лет спустя, отдыхая на юге, я случайно оказался на симфоническом концерте. Музыканты как будто извинялись за непрошеное вторжение в санаторную жизнь, и концерт открыла лихая увертюра Штрауса, подготавливающая слушателей к серьезной музыке.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли, и уже с первого отделения публика, набившаяся в зал на бесплатное музыкальное мероприятие, начала покидать зал с возмущением, выкриками, бранью, словно обманутая в сокровенных мечтах. Деревянные стулья в зале были старые, и, поднявшись с места, каждый считал долгом хлопнуть сиденьем. Я слушал, как надрываются музыканты, и мне хотелось попросить за всех прощения у милой дирижерши, у оркестрантов и рассказать о давнем случае из детства, покаяться. Но жизнь не письмо, и в ней постскриптума не бывает.

Великая Надежда Обухова, так незаслуженно обиженная мной, впоследствии стала моей любимой певицей, и я не раз плакал, слушая ее великолепное пение. Пожилой и седой, сейчас я содрогаюсь от малейшего стука в концертном зале, вспоминая ту бесцеремонную и грубую выходку, но она, певица, так же, как и милый дирижер из санатория, никогда не услышит моего раскаяния и тоже не сможет простить меня.

ТЕМА

"Сложноподчиненное предложение"

Диктант 1 (по тексту N 30)

ЛЕГЕНДА О КОЛОМНЕ

Лицо неизвестное создает легенду, которая при передаче от одного человека к другому обрастает новыми подробнос-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

тями, нежданными поворотами сюжета. Несмотря на то что легенда, как правило, не имеет определенного автора, все же известны случаи, когда создает ее известное лицо.

...В дождливый сентябрьский день 1803 года русский писатель и историк Н.М. Карамзин приехал в Коломну. Он знал, что происхождение и значение названия города не выяснено, и решил сочинить легенду, которую и изложил в письме к другу.

По Карамзину, название города "для забавы можно произвести от славной итальянской фамилии Колонна". Известно, что папа Вонифатий VIII преследовал всех представителей рода Колонна, которые вынуждены были искать убежища в разных странах. Карамзин пишет, что один из представителей этого рода, который бежал в Россию, получил у великих русских князей землю при впадении Москвы-реки в Оку, основал город и назвал его своим именем.

Предположение Карамзина обсуждалось как вполне серьезная версия, невзирая на то что истории неизвестен факт приезда из Италии в Москву никакого Колонны. Особенно легенда запала в душу самих жителей Коломны, так что почти в каждом купеческом доме висела в рамке эта история. Благодаря тому что шутка писателя была воспринята всерьез, изображение колонны было включено в герб города.

По другой версии, название Коломна восходит к финскому слову, вследствие того что до прихода славян на этой территории жили финские племена, которые, по всей видимости, и оставили название города.

Диктант 2 (по тексту N 53)

ЛЕВ ЛАНДАУ

Великий физик Лев Ландау избегал громких слов, потому что всегда Испытывал ненависть к хвастовству. Это сказывалось и в том, что он никогда не разглагольствовал о ведущихся исследованиях, разработке нового материала. Однажды кто- то из приятелей Ландау заявил, что стоит на пороге большого открытия. Ландау посоветовал ему перечитать Гоголя, который справедливо заметил, что никогда не следует хвастаться будущим, несмотря на то что оно может быть великим.

Студенческий коллектив и преподаватели института изменили юного Ландау, так что исчезли его робость и застенчивость, переживания по пустякам. Он проделал огромную работу над собой, которая по плечу лишь сильным натурам. Друзья догадывались, чего стоила ему эта работа, которую сам Ландау держал в тайне от знакомых.

Однажды один из его друзей, сославшись на Анатоля Франса, заметил, что человеку даны огромные способности, которые требуют развития, причем это может быть достигнуто только ценой великих усилий, а каждое усилие - это усталость и внутреннее страдание. Ландау возразил, что самое страшное для человека - впасть в ничтожество, хотя внутреннее страдание - тоже преграда на пути к самосовершенствованию.

Если в юности Ландау интересовался способностями литературных героев, то теперь его занимали их духовные искания. Будущий ученый пришел к выводу, что для человека достойная цель важнее сильного характера. Несмотря на то что Ландау был еще достаточно молод, он научился ограждать себя от помех ради единственной цели в жизни - науки, физики.

ТЕМА

"Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Диктант 1 (по тексту N 26)

МУЗЫКА

Я стоял на посту возле пушек в разбитом польском городишке. Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни, и он ничем не отличался от разрушенных наших городов.

Когда мы заняли город, словно из-под земли стали появляться люди, которые, держа на руках ребятишек, плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

От дома, что стоял напротив меня, при бомбежке отвалилась половина, и теперь было ясно слышно, что происходит внутри. Неожиданно в нем раздались звуки органа. Я слушал орган, одинокий среди войны, и вспоминал, что когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга, наверное, потому, что малый был, глупый. Потом я увидел так много смертей, что, сколько бы меня ни убеждали, что гибель на войне - дело неизбежное, не было для меня более ненавистного слова, чем "смерть".

Я понимал, что музыка, звучащая здесь, на войне, та же, которую я слышал в юности, и я тот же и снова поражен этой мелодией, но уже по-другому. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома и обнажал то святых на стене, то кровать, то качалку, которые так ясно видны были мне в разрушенных зданиях. Война со всего сорвала одежды, все вывернула грязной изнанкой, и теперь музыка не плакала, а звучала боевым кличем, заставляла что-то делать, чтобы поутихли пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в дом к близким и любимым и чтобы небо, вечное и единое для всех, не подбрасывало взрывами.

Диктант 2 (по тексту N 27)

ВЕСЕННИЙ ОСТРОВ

Когда пароход миновал Осиновский порог и высота берегов пошла на убыль, Енисей сразу сделался шире, раздольней. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега и тише течение, а река усмирялась и катила воды без шума.

Я смотрел на родную реку, вдыхал прохладу летней белой ночи. Нос парохода временами так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня, и я слизывал капли с губ и ругал себя за то, что так долго не был на родине.

Я ждал солнце, которое час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Летний туман, который поднялся над рекой, недолговечен, потому что солнце, оттолкнувшись от острых вершин леса, вот-вот взойдет над синими хребтами и спугнет его.

Утром я увидел впереди остров, в середине которого грудились скалы, меж ними темнели кедры, а внизу кипел вершинами лес, бушевало разнотравье, по берегам полыхали непостижимо яркие цветы, словно здесь еще не прошла пора весны, когда распускается гусятник и цветут колокольчики и кукушкины слезки. Остров долго оставался под водою, и когда обсохли его берега, везде уже было лето и все отцвело. Выйдя из-под воды, он зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы, которая не соблюдала никаких сроков.

- Весна на острове! Весна!

Я торопился на корму, потому что мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну, а остров все удалялся...

Вспоминая этот случай, я думаю, что, как бы ни был загружен человек, как бы ни старался подчиниться привычному ходу времени, к нему поздно или рано приходит своя весна и человек расцветает, как тот весенний остров, что подарил мне необыкновенное открытие.

ТЕМА

"Бессоюзное сложное предложение"

Диктант 1 (по тексту N 13)

ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени; иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции храма естественно вписываются в окружающий пейзаж лугового среднерусского раздолья: здесь растут духмяные травы и лазоревые цветы, звучат нескончаемые песни жаворонков. Трудно сказать, когда лучше любоваться храмом: белый камень удивительным образом перекликается со всеми временами года.

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

На рассвете над заречными лесами заиграют солнечные лучи - от всплесков светотени древние стены заколеблются, светлея час от часу; храм, как белоснежный лебедь, возвысится среди волн.

Очень хорош Покров на Нерли летом: с высокого холма, где стоит храм, открываются бесконечные луга с травами и цветами. А в воде, подступающей к холму, отражается церковь, как сказочное видение; внизу, в подводном царстве, покачиваются вершины деревьев, овевая белопенный храм.

Окончилось жаркое лето - желтизной вспыхивают леса, золотистые листья устилают холм возле Покрова. Крадется по миру осень, приносит печаль родных полей. Столетиями умирали цветы и травы - храм недвижимо возвышается над окрестностью.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники - храм растворяется в окружающей белизне, но холодные своды его по-прежнему полны жизни и чувства.

Текут речные потоки; дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни; сменяются поколения - лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.

Диктант 2 (по тексту N 18)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

Александр Иванович Куприн - художник слова, своеобразный и неповторимый. Но были и "другие" Куприны: один - землемер, другой - грузчик, третий - рыбак, а еще - учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре... Все это рабочее воинство совмещалось в одном лице - писателе Куприне. Многие до сих пор задаются вопросами: почему так часто менял он профессии; какая сила толкала его разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом; не решил ли он изучить все ремесла, чтобы потом отображать жизнь во всем ее многообразии.

Все объясняется значительно проще: Куприн был очень любознательным человеком. Его интересовали и новые виды труда, и люди, занятые в них: все новое вызывало его любопытство.

Писатель страдал в четырех стенах кабинета - тяжелый физический труд давал ему разрядку. Однажды Куприн решил поступить в рыболовецкую артель - ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость и только потом приняли равноправным членом.

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом: даже во время творческого подъема он мог бросить рукопись ради случайно встретившегося "интересного" человека. Любопытно отметить: Куприна менее всего тянуло к людям канцелярского труда - непосредственное участие в физической работе становилось для писателя той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию. Он был убежден: ничто не дает такого богатого материала, как близкое знакомство с простым людом.

ТЕМА

"Сложные синтаксические конструкции"

Диктант 1 (по тексту N 46)

РОЖДЕНИЕ СТИХА

Мы шли с поэтом Луговским по зимней Массандровской улице в Ялте, которая, будучи типично приморской, и до сих пор неожиданно живописна, потому что на ней собрано много старых выветренных лестниц, закоулков, оград из дикого камня и маленьких двориков, круто обрывающихся к береговым скалам. Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой, высохшие листья клена, останавливались толпами на перекрестках, как будто раздумывая, куда бежать дальше, но, пока они перешептывались, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил...

Вечером Луговской пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал:

- Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот за мной увязался лист клена; я останавливался - он тоже останавливал-

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

ся, я шел быстрее - он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, а кроме того, это учреждение, и, должно быть, осенним листьям вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей, но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил, и мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга...

Луговской достал из кармана пустую коробку от папирос и прочел только что написанные на ней стихи об этом листике клена, печальные, похожие на виноватую улыбку. Такую улыбку я замечал на лице Лутовского, когда он, словно ослепленный, возвращался из своих стихов в обыкновенную жизнь, и нужно было некоторое время, чтобы его глаза привыкли к свету декабрьского дня. У Лутовского было качество подлинного поэта: он не занимал поэзию на стороне - он сам заполнял ею окружающий мир и все его явления, какими бы возвышенными или ничтожными они ни казались.

Диктант 2 (по тексту N 47)

Вечером первого дня Бородинского сражения Кутузов намерен был "заутра бой затеять новый и до конца стоять" и даже распорядился готовиться к продолжению сражения, но когда около полуночи получил донесение о потерях, то никакого иного решения, кроме отступления, он принять не мог. Французы потеряли убитыми и ранеными еще больше, чем русские, однако и у них не было выбора - они должны были идти вперед до конца.

"Великая армия" разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать, что Бородинское сражение - одна из тех битв, где "проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты". А Кутузов оценил эту схватку как "вечный памятник мужеству и храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно и желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю".

На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, которая сплотила в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединенных сознанием общего долга и любовью к отечеству, и потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы - русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев, турок Александр Кутайсов.

И все же, сколь ни ярки были вспышки этой офицерской доблести, чем-то напоминали они торжественные огни праздничного фейерверка, а лавинная солдатская доблесть была подобна могучему лесному пожару, который, ревя и неистовствуя, Неудержимо шел высокой жаркой стеной, круша и испепеляя все, что стояло на его пути. История сохранила нам имена героев Бородина, солдат и унтер-офицеров - Ефрема Митюхина, Яна Маца, Сидора Шило, Петра Милешко, Тараса Харченко и многих иных. Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и доказал всему миру, что нет большей силы, чем народные массы, которые сплочены народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой сердцу цели.

стр. 51

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. Алексеева, Л. Л. Вишневская, Н. В. Савинкова, И. Л. Старикова, Диктанты на основе текстов для изложения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413373&archive=1206184753 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии