Краеведение как источник обновления современной методики русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. П. Лунева

Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания русского языка. Однако в школьной практике материалы культурно- национального и краеведческого характера практически не используются.

Но сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Учитель-словесник тщательно отбирает "крупинки золотой пыли" - интересные тексты для упражнений, диктантов, изложений, отражающие региональный культуроведческий компонент, - превращает их в сплав и выковывает свою "золотую розу".

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания.

Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны. Это, во-первых, словарная работа, в ходе которой выполняются задания: найти в толковом словаре значения указанных слов; перевести устаревшие слова на современный язык; узнать слово по его описанию; подобрать синонимы, антонимы к данному слову; составить "тематические словарики" и т.д.

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

Вторая форма - работа с "малыми текстами", то есть выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием "Познай и полюби свой край". Эта серия заданий включает следующие рубрики: "Знаете ли вы, что...", "Это интересно", "Из области...", "Почему мы так говорим? " и др.

Третьей формой работы является лингвистический анализ текста, содержащего краеведческий материал, а также работа с "текстами-информаторами", используемыми для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов.

Наиболее значимая форма работы по краеведению - продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста средствами иного стиля; развернутый ответ на вопрос проблемного характера; изложение с творческим заданием; сочинения различных жанров; реферат на краеведческую тему.

Подбор текстов осуществляется не только с учетом их насыщенности орфограммами и пунктограммами, но и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.

Учитывая заказ современной школы на создание дидактических материалов, содержащих региональный культуроведческий компонент, предложим отдельные варианты заданий, модели которых можно использовать в любом регионе.

1. Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной связи.

Площадь Революции, Жигулевские горы, Средняя Волга, самарские жители, площадь Металлургов, Струковский сад, кукольный театр, Самарская площадь, древний собор, памятники старины, памятник Чапаеву, Вечный огонь, старинный особняк, бережно сохранять, подлинное искусство, Пушкинский сквер, бункер Сталина, свернуть направо, заметить издалека, Иверский монастырь, театр драмы.

2. Выразительно прочитайте текст. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания, по интонационной окрашенности. Укажите все типы предложений в тексте.

"Какой красивый, дородный народ в Самаре! Высокие цилиндры - гречневики с большим перехватом посредине так к ним идут! И откуда у них такая независимость, мажорность в разговоре? И это осанка, полная достоинства? Как ни станет мужик - все красиво. И бабы подходят. Тоже - княжны какие-то по складу: рослые, красивые, смелые". (Из воспоминаний И.Е. Репина)

3. "Знаете ли вы, что..."

Прочитайте. Какая общая тема объединяет данные предложения? Подчеркните грамматическую основу предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Самара - один из крупнейших российских городов. История его тесно переплетается с историей Российского государства.

Самара арх...тектурный "музей под открытом небом" сохранивший в своей старой части общий стиль застройки рубежа XIX-XX веков. В прошлом и настоящем города - имена извес...ных писателей, художников, музыкантов, актеров.

Самара город активной политической жизни: арена многих восстаний и революций, вторая столица страны во время Великой Отечествен...ой войны.

Самара - одно из самых живопис...ных мест Поволжья, с уникальным p...стительным и животным миром.

(В.Н. Шапошников)

4. "Почему мы так говорим?"

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Центр старого города - площадь Революции, ранее Алексеевская площадь. Когда (то) здесь бывали извес...ные русские художники: Репин и Суриков, писатели Горький и Лев Толстой, певцы Шаляпин и Собинов. В здани... суда на этой площади работал В. Ульянов.

Свое название Алексеевская площадь получила по имени Митрополита Московского и Всея Руси Алексия Святого, считающегося духовным покр...вителем города Самары.

(Н.В. Мельникова)

5. Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно определив тему высказывания.

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

Мне хочется обратить ваше внимание на... Прошу вас обратить внимание... Обязательно обратите внимание на... Привлекаю ваше внимание... Хотелось бы привлечь внимание...

Какие односоставные предложения у вас получились? Определите их вид, подчеркните в них грамматическую основу.

6. Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.

Своя земля и в горсти мила. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Где кто родится, там и пригодится. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

7. Продолжи сочинение по его началу.

а) С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове "Родина"?..

б) Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря "моя родина". В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне...

в) Мой город... Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья...

8. Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае (городе, селе, поселке). Учитывайте формулировку вашей темы!

1. Что тебе известно из истории возникновения родного города (села, поселка, деревни)? Как возникло его название? Менялось ли оно?

2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?

3. Какие музеи есть в вашем городе (селе, поселке)? Когда они были созданы? Чем особенно интересны?

4. Какие архитектурные памятники могут рассказать о прошлом родного края (города, села, поселка)? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

5. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чем могут рассказать названия улиц и площадей родного города (села, поселка, деревни)? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

6. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему?

9. Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

1. Героические страницы из истории нашего края.

2. Мои замечательные земляки.

3. Их именами названы улицы нашего города.

4. Археологические памятники Самары.

5. Достопримечательности нашего города.

6. О чем рассказал памятник?

7. Музеи Самары.

8. Самара литературная.

9. Самара театральная.

10. Самара музыкальная.

11. Известные меценаты края.

12. Губернаторы Самарской области.

13. О чем рассказывают географические названия?

14. Этнография Самарского края.

15. Тема Волги в творчестве наших земляков.

16. Жигули - жемчужина Волги.

17. Слово о Самаре.

18. Мой город.

19. Старая и новая Самара.

20. О чем могут рассказать дома?

21. Прошлое и настоящее родного города.

22. Завтрашний день моего города.

23. О край родной, как ты чудесен!

24. Удивительное рядом.

25. Я - экскурсовод.

26. Знакомьтесь, Самара.

стр. 45

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. П. Лунева, Краеведение как источник обновления современной методики русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205412548&archive=1206184753 (дата обращения: 17.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии