К урокам по теме "Имя прилагательное" (V класс)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. А. Богданова

Имя прилагательное

Упр. N 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

а) 1. На рыбалку мы отправились ранним утром (Д. Мамин- Сибиряк). 2. Тихий вечер в травах ш...лестел (Б. Олейник). 3. Шу...ка у зайца белая. 4. Белая шу...ка зайца сл...вается со снегом.

б) Черный аист - скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы. (По Г. Королькову.)

- Сделайте вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в предложении.

- Выделите окончания в прилагательных. На что они указывают? Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Упр. 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Зимой сад белый, сонный. Но под весенним со...нцем (з, с) бегут снега и тогда вспыхнет сад розовым огнем. Пч...лы зажужжат в цветоч...ной гущ... К лету закружит...ся цветоч...ный снегопад чтоб к осени на каждой ветк... ...вилось чудо! (А. Васильева-Гангнус).

- Составьте схемы второго и последнего предложений.

Упр. 3. Выразительно прочитайте стихотворение Н. Рубцова.

Осень! Летит по дорогам

Осени стужа и стон!

Каркает около стога

Стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идет с водопоя,

Голову вниз опустив.

Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Все моросит, моросит...

- Выпишите из стихотворения два словосочетания "прилагательное + существительное", в которых прилагательные являются эпитетами.

- Найдите сравнение. Какие еще сочетания слов показались вам необычными? Как вы думаете, для чего их использует автор?

- Выпишите выделенные слова, объясните выбор орфограмм - согласных в их корнях.

- Сделайте фонетический разбор слов стая, озябших.

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

Упр. 4. Какие прилагательные в сочетании с данными существительными могут быть использованы в описании внешнего вида человека, какие - для отражения его внутреннего состояния?

Лицо: узкое, злое, приятное, бородатое...

Старик: седой, добрый, невысокий, суетливый...

Глаза: карие, лукавые, большие, круглые, выразительные, злые...

- Составленные словосочетания запишите в два столбика:

описание
отражение

внешнего
внутреннего

вида
состояния

человека
человека


Упр. 5. Употребите данные прилагательные в прямом и переносном значениях, подобрав к ним данные в скобках существительные. Запишите образованные совосочетания.

Черствый (хлеб, человек), холодный (взгляд, день), скользкий (пол, человек), высокие (помыслы, дома), низкий (поступок, дом), косой (взгляд, шов), золотой (характер, браслет).

Упр. 6. Просклоняйте. Выделите окончания в вопросе и в прилагательном.

Образец:



Тонкий длинный прутик; трудная дальняя дорога; тихое туманное утро.

**Упр. 7. Выпишите из текста в три столбика прилагательные 1

качественные / относительные / притяжательные

Зима вьюжная

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья - ждали зимней одежды. Ели и сосны стали еще зеленее.

По первой пороше охотники пошли на охоту, и целыми днями слышался по лесу заливистый собачий лай (И. Соколов- Микитов).

- Составьте схему последнего предложения.

Упр. 8. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания имен прилагательных.

О тих... весенн... ночи; развесисто... высок... дуба; зимн... ясн... днем; светл... голуб... неба; свеж... осенн... утром; в стар... соснов... лесу; в лесн... таинственн... глуши; по глух... дремуч... тайге; под тепл... лета... дождем; в русск... народн... песне; красив... мелодией; в дальн... дорогу; в син... море; под низк... деревьями; у спокойн... речки.

- Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.

Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их по степени возрастания признака.

Упр. 9. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. Неприветл...в... пасмурн.. день в разноцветн... стекла гл...дит...ся (А. Апухтин). 2. С дерева с легк...м свистом слетает прохладн.. лист (Н. Рубцов). 3. Сиз...м ин...ем тих...и лен цв...тет (Б. Олейник). 4. Цепями льдист... покорный пруд окован и син...м зеркалом сравнялся в берегах (П. Вяземский). 5. В безм...тежн...й тишине песни птич...ки говорлив... разд...ют...ся в вышине (Я. Полонский). 6. Уже над ельником из-за вершин колюч...х сияло золото вечерн...х обл...ков (Я. Полонский). 7. Над свинцов...ми тучами альбатросы летят, за волнами кипуч...ми с поднебесья гл...дят (К. Бальмонт). 8. Вдоль по улиц.. по узк... чистый мчит...ся ветерок (Н. Рубцов). 9. Бел..х лилий цветы серебрист... выр...стают с глубок... дна, где не светят лучи золотистые (К. Бальмонт). 10. За прибрежн... кустами спит реч...ной хрусталь (С. Клочков).

- Какие средства выразительности языка использованы в отрывках из стихотворений разных авторов?

- Разберите по составу выделенные слова. Выпишите из предложений прилагательные с такими же суффиксами.

- Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.

- Составьте схему 9-го предложения.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Значком ** отмечены упражнения, задания для классов, в которых обучение ведется по учебнику "Русский язык. 5 класс" под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

- "Выпишите по два словосочетания "Прилагательное ?+- существительное" с качественными и относительными прилагательными. Разберите эти словосочетания.

Упр. 10. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Медведь неуклюж...; хлеб пахуч...; ландыш... свеж...; мороз трескуч...; еж... колюч...; бор дремуч..; борщ... горяч..." день пригож...; похож... на брата; ужасная суш....

"Упр. 11. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Объез...ик распустил шнуроч...к мешка и вынул из него мал...ньк.. др...жащий комоч...к. Это был лисенок. Совсем крошеч...н..., с пушист... хвост...ком и парой остр...ньк... уш...к. Туловище мал...ньк..., щ...пл...ньк... и очень ле...кое*. Шея тон...ньк...* Голова больш..., с остр... нос...ком. Весел..., кругл..., как пуговки, глазенки и черн... мокр... кон...чик носа. Шкурка серовато-ж...лт..., а щ...ки, горло и живот бел... (По О. Перовской.)

- Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Назовите признаки этого стиля.

- "Как автор текста сумел избежать повтора-недочета в "данном"?

- "Выпишите по два прилагательных и существительных, суффиксы которых имеют уменьшительно-ласкательное значение.

- В отмеченных значком * предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

Упр. 12. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Я попал на Светл... озеро уже поз...н.. осенью когда выпал первый снег. Кое-где на березах еще ост...вался ж...лтый лист. Сух... осенн... трава выгл...дела из-под снега ж...лт.. щ...ткой. Мертв... тишина ц...рила кругом*. Прозрач...н... вода потемнела и в берег с шумом била тяж...л... осенн... волна. (По Д. Мамину-Сибиряку.)

- Составьте схемы первого и последнего предложений. Сделайте синтаксический разбор отмеченного* предложения.

- "Выпишите два словосочетания "прилагательное + существительное", в которых одно прилагательное качественное, второе - относительное.

- Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.

Подберите антонимы к выделенным словам.

Упр. 13. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

В лесу др...муч... стояла избушка. Вокруг нее улыбались разные цветы: красн..., син..., ж...лт...*. Т...нулись к со...нцу голуб... травы. На серебрян... кустах красн... белки щ...лкали орешки*.

Возле крыльца избушк... стояла очень стар... сосна. Ее в...рхушка дор...сла до неба. По ночам в ней играли в прятки мал...ньк.. звездоч...ки, а по утрам на ней др...мали устал... обл...ка. вечером из черн.. дуба выглядывал ушастый дядя Филин и рассказывал лесн... люду сказки (Л. Васильева- Гангнус).

- Составьте схему второго предложения.

- Сделайте синтаксический разбор отмеченного предложения.

- Из последнего предложения выпишите служебные части речи. Запишите их названия и рядом по 2 своих примера.

- Найдите в тексте слова, строение которых соответствует схемам: существительное: прилагательное:

Запишите по 2 - 3 примера слов с таким же строением.

Какие сочетания слов показались вам необычными? Как вы думаете, для чего их использует автор?

Упр. 14. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Исследователи говорят о существовани... в Кени... необыкновенного вида бур... медведя - керита.

Керит - самое загадочн... страшилище Африк... Он крупнее бур... медведя, густ... темн... шерсть покрывает плечи и ноги зверя.

Предполагают, что ж...вет он в густ.. лесах и ведет ночной образ жизн... Нап...дает он на людей и зверей всегда ночью. При нап...дени.. (не) перескакивает заборов а проб.-вает в них дыры. Колюч... кусты и изгороди для него не помеха.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Ученые пока (не) дают ответа на вопрос о том, что такое керит - неизвес...ный хищ...ник или просто миф. (На основе книги И Акимушкина "Следы невиданных зверей".)

- Сделайте морфологический разбор любого прилагательного;

- "Образуйте от выделенного прилагательного формы сравнительной и превосходной степеней. Если невозможно образовать простую форму, образуйте составную.

- "Найдите в тексте прилагательные сравнительной и превосходной степеней и подчеркните их как члены предложения.

Упр. 15. В написании каких частей речи возможно окончание -ие? Запишите 3-4 примера.

Приведите 4-5 примеров слов, оканчивающихся на -ие.

В написании каких частей речи возможно написание -u u на конце слов? Приведите 4-5 примеров.

Упр. 16. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Тихо кр...дется заяц по мягк... снегу (Д. Мамин-Сибиряк). 2. В Нов... Зеланд... об...тают два вида летуч... мышей (И.Акимушкин). 3. Лес и теперь был хорош (Д. Мамин- Сибиряк). 4. Огромный пес был похож... на могуч... льва. Он прихрамывал на задн... лапу. 5. Побелел син... снег. 6. Задремавшая река отр...жает обл...ка, тих..., бледн... свод небес, тих..., темн..., сонн... лес (К. Бальмонт). 7. С моря слышен смутн... гул. 8. Со...нце пахнет травами, свеж.. купавами, пробужденною весной и смолистою сосной (К. Бальмонт). 9. Лосенок был мал...ньк..., ж...лт...ньк..., с больш..., как у осла, ушами (В. Чаплина). 10. Птиц... одна за другой больш... кругами поднимались над горн.. хре.-том навстречу утренн.. ветру (Н. Сладков). 11. Отара овец на склон.. горы пох...дила на весенн... курчав... обл...ч...ко.

- "Выпишите по два словосочетания с относительными и качественными прилагательными .

- "Подчеркните главные члены во втором предложении.

Упр. 17. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных.

1. За легк... туманн.. дымкой мы разгл...дели холмист... дальн... берег. 2. Лес начинался за крайн... избами, засл...нял деревню и не позв...лял шквальным ветрам разгуливаться по задворкам. 3. Поз...н... осенью стали белить пожухлую траву первые заморо...ки. 4. В тиши зимн... леса вдруг зашуршит что-то совсем рядом. 5. Из кроны соседн... ольхи дон...силось воркование. 6. Знакомство с зимородком произошло у меня летн... утром на реке. 7. Весенн... лес пронизан трелями зябликов. (По Г. Королькову.)

- Перечитайте третье предложение. Какое средство выразительности языка использовал автор?

- Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.

Упр. 18. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Озеро ш...рок.., привольн..., в (не) погоду хмур..., будто свинцов..., а в ясн... дни ласков... и приветл...в.. В прозрач...н.. глубине отр...жа-ют...ся легк... обл...ка, в прибрежн... воды опрокинутые лесист.. острова.

- Прочитайте выразительно описание Онежского озера, составленное по книге Н. Иониной "Сто чудес света". Найдите в тексте смысловые синонимы, антонимы.

- Укажите прилагательные, использованные в переносном значении. Какие еще средства выразительности языка использует автор, чтобы ярко, образно описать озеро?

- "Выпишите по два качественных и относительных прилагательных. Докажите (устно) принадлежность их к данному разряду.

- Разберите по составу выделенные слова. Приведите примеры 2 - 3 прилагательных с такими же суффиксами (письменно).

Упр. 19. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Преображенская церковь на Кижах пор...жает. Чешуйч...т.. одежда ее куполов ...делана русск... мастерами из осиновых пластин. Ш...лковист... на ощ...пь, они со временем ст...новятся седыми, приобретают с.-зоват.. глянец и как бы з...ркальн... свойства. В этой деревянн... церковк... есть что-то от ска-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

зоч...ных теремов, и в то же время от нее веет богатырск..., былинн... силой и уд...вительн.. пр...стотой крестьянских построек. (По Н. Иониной.)

- Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.

- "Найдите "новое" и "данное" в тексте. В чем особенности "данного"?

- "Выпишите имена прилагательные со значениями а) "немного, слегка"; б) "принадлежности". Допишите по 2 - 3 подобных прилагательных, выделите в них суффиксы.

Упр. 20. Сравните два текста, составленных по рассказу О. Перовской "Васька".

1) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий, маленький тигренок. У тигренка была большая, широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были толстые и сильные, а задние тоньше и слабее. Туловище у тигренка было худощавое и щуплое, а хвост был длинный, как змея.

2) Мы хорошо рассмотрели Ваську. Это был неуклюжий, маленький тигренок с большой, широкой головой, с круглыми зелеными глазами, широким лбом и короткими ушами. Передние лапы у него толстые и сильные, задние - слабее и тоньше. Туловище у Васьки худощавое и щуплое, хвост длинный, как змея.

- Какой из текстов вы считаете удачным? Перечитайте его и ответьте на следующие вопросы:

- Определите тип речи. Укажите признаки, характерные для данного типа речи.

- "Какие из способов правки сделал текст лучше: 1) замена синонимичным для данного текста словом; 2) исключение повтора слова в "данном"; 3) замена существительного местоимением?

- "Выпишите прилагательные в сравнительной степени. Образуйте и запишите превосходную степень этих прилагательных.

Упр. 21. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Сквозь плотн... стену кустов ольхи я протиснулся к воде. 2. В проснувшемся от зимн... дремы ельнике я встретил белку. 3. Люблю я слушать соловьев ясн... майск... днями. 4. Ранн... весной по...вляется зарянка. 5. Даже в полночь в летн... лесу не бывает совсем тихо. 6. Ноч... растворилась в потоке утренн... зари. (По Г. Королькову.)

- Какой частью речи является выделенное слово? Докажите.

"Упр. 22. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Янтарь - застывшая смола хвойн... деревьев. С древн.. времен приметили его люди. Этот солнеч...ный камень бывает разных оттенков: от (светло) прозрач...ного до (темно) ж...лт... Иногда встречаются кусоч-.ки янтаря с причудл...выми узорами, которые напоминают то кучев... обл...ка, то языки пламен...

Янтарь бывает (лучисто) прозрачным, (ж...лто) коричневым, (светло) лимонным. Из этого самоцвета были ...деланы стены известной Янтарн... комнаты, которую фашисты вывезли с территори... Росси... С тех пор она пропала. Сейчас она восстанавливается русскими мастерами. (По материалам книги "Сто чудес света".)

Упр. 23. Подготовьте связный рассказ на тему "Имя прилагательное как часть речи".

ТЕСТ

I. Найдите верные формулировки:

А. Имя прилагательное

а) согласуется с существительным в роде, числе, падеже;

б) относится к одному из трех родов;

в) в полной форме в предложении может быть определением или сказуемым;

г) в краткой форме в предложении может быть сказуемым.

Б. Имя прилагательное - часть речи, которая

а) обозначает признак, но как предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает состояние предмета;

г) обозначает действие предмета.

В. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) какой? что?

б) кто? что?

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

в) какой? чей?

г) какой? как?

Г. Краткие имена прилагательные

а) изменяются по родам, числам, падежам;

б) склоняются, изменяются по родам;

в) не склоняются, изменяются по числам, в единственном числе - по родам;

г) в предложении обычно являются определением или сказуемым.

II. Каким членом предложения является выделенное слово?

А. Зима в этом году холодная.

а) подлежащим; б) сказуемым; в) определением; г) обстоятельством.

Б. Осенние дни короче летних.

а) подлежащим; б) сказуемым; в) определением; г) обстоятельством.

III. Укажите прилагательные

А. С окончанием - им:

а) ранн... утром; б) о хорош... друге;

в) тих... вечером; г) в летн... небе;

Б. С окончанием - ем:

а) утренн.. поездом; б) в дальн.. походе; в) в син.. небе; г) осени.. пейзажем;

В. с окончанием -юю:

а) в дремуч.. тайгу, б) могуч.. силу; в) в син.. даль; г) в весенн,. пору.

IV. На конце слова пишется ь:

а) хорош...; б) из-за туч...; в) слышиш...;

г) рож...

V. Найдите прилагательные, строение которых соответствует схеме:

А: а) безлунный, б) совестливый; в) послушный; г) роскошный;

Б. : а) шелковистый; б) маленький; в) приветливый; г) доверчивый;

**В. : а) бесформенный; б) посветлее; в) наилегчайший; г) пониже.

VI. Найдите ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных:

а) красивше; б) наименее удачливый; в) более тоньше; г) самый красивый; д) прекраснее всех.

стр. 50

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. А. Богданова, К урокам по теме "Имя прилагательное" (V класс) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205411490&archive=1206184753 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии