Зачет по теме "Сложноподчиненное предложение". IX класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. И. Кудрина

Кроме отработки умений и навыков по изученной теме, проверки и отработки умения правильно ставить знаки препинания в союзном сложном предложении, зачет предполагает повторение разделов "Орфография" и "Пунктуация простого предложения", закрепление знаний и умений по текстологии (определение темы и идеи текста; подбор наиболее точного заглавия; определение типа речи с обоснованием; определение стиля с указанием стилевых примет), умение строить высказывание на лингвистическую тему, а также отработку коммуникативных умений, необходимых для построения любого связного текста (осмысливать тему и строго соблюдать ее границы; подчинять высказывание теме и основной мысли; составлять план высказывания; отбирать соответствующий материал; последовательно и грамотно излагать свои мысли), и привлечение внимания учащихся к эстетической функции языка.

Ученику предлагаются текст с пропусками букв и знаков препинания и 10 практических заданий.

Первые три задания одинаковы для всех десяти билетов и требуют орфографического и пунктуационного анализа текста и синтаксического разбора сложного предложения.

Следующие три-четыре задания предполагают различную работу с текстом.

Последняя группа заданий не связана с содержанием текста и имеет творческий характер.

Билеты трех уровней сложности распределяются между учащимися таким образом, чтобы каждый мог максимально проявить свои знания и умения по изученной теме.

При подготовке зачетного материала учитель использовал следующие пособия: учебник русского языка для IX класса средней школы (авт. С. Бархударов, С. Крючков, Л. Максимов, Л. Чешко) 1 , сборник диктантов по русскому языку для V-IX классов (авт. Е. Францман), практическое руководство по русскому языку (авт. А. Хазанова, Л. Цвайг).

Задания ко всем текстам

1. Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание. Составьте перечень орфограмм, с которыми вы работали. Приведите примеры из текста.

2. Расставьте знаки препинания. Составьте перечень пунктограмм, с которыми вы работали. Приведите примеры из текста.

3. Дайте общую характеристику предложения из текста и составьте его схему.

ТЕКСТ N 1

Владимир Андреевич пр...ближался к той станци... с которой должен он был св...ротить в Кистеневку. Сер...це его исполн...(н, нн)о было печальных предч...ствий он боялся (н...)застать отца в живых он воображал rpyc...ный образ жизн... ож...дающий его в деревн... глуш(?) безлюдие бедность и хлопоты по делам в коих он (н...)знал (н...) какого толку. Пр...ехав на станцию он вошел к см...трителю и спросил вольных лошадей. Смотритель осв...домился куда надобно было ему ехать и об...явил что лошади присл...(н, нн)ые из Кистеневк... ож...дали его уже четвертые сутки. Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон (н...)когда водивш...й его по к...нюшн... и смотревший за его маленькой лоша...кою. Антон просл...зился увидя его покл...нился ему до земли сказал ему что старый его барин еще жив и побежал запр...гать лошадей. Владимир Андреевич отк...зался от предл...гаемого завтрака и сп...шил отправи(т, ть)ся. Антон повез его проселочными дорогами и между ими зав...зался разговор.

(А.С. Пушкин)

Задания к тексту N 1

1. Подберите синонимы к выделенным словам.

2. Найдите устаревшие слова. Каково их значение?

3. Найдите фразеологический оборот. Что он обозначает?

Дополнительные задания

1. Составьте предложения, соответствующие схемам. Определите тип придаточной части (ПЧ):

[... указ. сл.+ сущ.], (какой...).

с. сл.

[... глаг.], (что...).

2. Перестройте простые предложения в сложноподчиненные.

Определите тип ПЧ.

1) Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Автор ведет преподавание по учебнику М.В. Панова.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

2) Для усиления звука на сцену поставили микрофон.

3. Замените сложносочиненные предложения сложноподчиненными. Определите тип ПЧ.

1) В тексте было много незнакомых слов, но мы поняли его. 2) Я уже видел этот фильм, но мне хотелось бы посмотреть его еще раз.

4. С чем можно сравнить цветущий луг? Составьте сложноподчиненное предложение, подобрав образное сравнение. Определите тип ПЧ.

ТЕКСТ N 2

Хорошо извес...но что все тела при нагр...вани... ра(з, с)ширяются а при охл...ждени... (з, с)ж...маются. Это относ...тся и к ч...стицам веществ из которых состоит Земля.

Так как земной шар все время остыва...т то его ч...стицы (з, с)ж...маются пр...тягиваются друг к другу. Это (з, с)жатие вызыва...т более быстрое движение ч...стиц. Уч...ные установили что такое yc...ление дв...жения в... дет к повышению температуры к нагреванию тел что это нагр...вание вызыва...т ра(з, с)ширение тел и отталкивание ч...стиц друг от друга. Таким образом в недрах Земли (с) начала ее образования и по настоящее время идет борьба сил np...т...жения и отталкивания. В р...зультат... этой борьбы земная кора к...лебл...тся и на ее поверхности созд...ются неровности.

(В.А. Обручев)

Задания к тексту N 2

1. Определите стиль текста. Укажите приметы стиля.

2. Назовите антонимы, использованные в тексте. С какой целью они введены?

Дополнительные задания

1. Составьте предложения, соответствующие схемам. Определите тип придаточной части (ПЧ):

( Хотя ...), однако [ ].

[ ], (если бы...).

2. Перестройте простые предложения в сложноподчиненные.

Определите тип ПЧ.

1) С наступлением ночи движение в городе замирает.

2) Земля быстро сохнет благодаря теплой, солнечной погоде.

3. Замените данные предложения сложноподчиненными. Определите тип ПЧ.

1) Я недавно читал эту книгу, но плохо помню ее содержание.

2) Раздался сигнал к отправлению поезда. Провожающие стали прощаться.

4. Отредактируйте предложение. В чем причина ошибки?

"Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом".

5. Придумайте недостающую часть сложноподчиненного предложения. Определите тип ПЧ.

1) Осенний лес был так красив,...

2) ..., как будто хотел мне что-то сказать.

ТЕКСТ N 3

Леса это исполинские лаборатории которые выр...бат...вают к...слород и улавл...вают ядовитые газы и пыль. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов тот вспомн...т конечно удивительное состояние как(бы) безотчетной радости и силы охват...вающее нас как только мы поп...да...м в леса из душных городских домов.

Места где ун...чтожен лес подв...ргаются ж...стоким размывам от талых вод и дождей * . Довольно тонкий как вы конечно знаете слой пл...дородной почвы (за)частую смывается (на)ч...сто и реки унос...т его в море. А тот что пощ...дили дожди потом развивается ветром.

Невозможно перечислить все бе...ствия какие несет истребление лесов. В тех местах где ун...чтожены леса земля заб...лева...т бе(з, с)плодием и сухими язвами оврагов.

(По К. Паустовскому)

Задания к тексту N 3

1. Какова основная мысль текста? Какие аргументы приводит автор для доказательства этой мысли? Озаглавьте текст.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

2. Приведите примеры образных выражений из текста. Как вы их понимаете? С какой целью использует их автор?

3 . Определите тип придаточной части, начинающейся со слова где, в предложении, отмеченном звездочкой.

4. Укажите односоставные предложения. Определите их виды и роль в тексте.

5. Замените, где это возможно, сложноподчиненные предложения простыми осложненными. Сравните синонимичные конструкции.

Дополнительные задания

1. Составьте предложения, соответствующие схемам. Определите типы придаточных частей (ПЧ):

с. сл.

[... так + глаг.], (как...).

(Сколько ни... ), [ ].

2. Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, используя образные сравнения.

1) Воздух был так чист и прозрачен,...

2) Выражение лица у нее такое кислое,...

ТЕКСТ N 4

Для чего ветер?

Когда дикие звери ход...т по лесам и по полям то они всегда ход...т на ветер и слыш...т ушами и чу...т носом то что впереди них. Если(бы) (н...)было ветра они(бы) (н...)знали куда им идти.

Для того что (бы) на траве кусте или дереве зав...залось семя нужно что (бы) с одного цветка пыль перелетела на другой цветок. Цветки бывают д...леко друг от друга и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурц... р...стут в п...рниках где ветра нет тогда люди сами срывают один цветок и наклад...вают на другой что(бы) цветковая пыль поп... дала на пл...довый цветок и была(бы) завя...ь. Пчелы и другие нас...комые иногда перенос...т на лапках пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту перенос...т ветер. Ес-ли(бы) (н...)было ветра половина р...стений была(бы) без семян.

(Л.Н. Толстой)

Задания к тексту N 4

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Объясняя, для чего нужен ветер, Л. Толстой использует два вида аргументов. Какие? Приведите примеры.

3. Замените, где это возможно, сложноподчиненные предложения (полностью или частично) простыми. Сравните синонимичные конструкции.

Дополнительные задания

1. Составьте предложения, соответствующие схемам. Определите типы придаточных частей (ПЧ):

[Обст. врем., (когда...),... ].

с. сл.

[... так + кратк. прилаг.], (как... ).

2. Замените придаточные уступительные распространенными приложениями.

1) Мы с удовольствием всякий раз отправлялись на рыбалку, хотя были не очень удачливыми рыболовами.

2) Хотя Андрей был отличным пловцом, он не решился купаться в такой шторм.

3. Используя сложноподчиненные предложения, дайте определения 1-2 научных понятий из любой области знаний. Укажите тип ПЧ.

4. "Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск", - писал К. Паустовский. Какие русские слова, по- вашему, "излучают поэзию"? Приведите 2-3 примера. Объясните свой выбор.

ТЕКСТ N 5

История открывает человеку окно в мир и (н...) только окно но и двери даже врата. Жить там где жили поэты и пр... заики в...ликой русской литературы жить там где жили в...ликие крит...ки и ф...лософы ежедневно впитывать впеч...тления которые получили отражение в в...ликих произв... дениях русской литературы пос...щать кв...ртиры (?) музеи значит обог...ща(т, ть)ся духовно.

Улицы площ...ди к...налы отдельные дома парки напоминают... . (Н...)навязч...во и (н...)настойч...во вход...т

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

впеч...тления прошлого в духовный мир человека и человек с открытой душой вход...т в прошлое * . Он учи(т, ть)ся ув...жению к пре...кам и помн...т о том что нужно буд...т его потомкам. Он нач...нает учи(т, ть)ся ответстве(н ,нн)ости перед людьми прошлого и одновреме(н,нн)о перед людьми будущ...го которым прошлое (н...)менее важно чем нам... Забота о прошлом есть одновреме(н, нн)о и забота о будущ...м.

(По Д.С. Лихачеву)

Задания к тексту N 5

1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2. Найдите устаревшее слово. С какой целью использовал его автор?

3. Подберите синонимы к выделенным словам.

4. Перестройте предложение, отмеченное звездочкой, в сложное с сочинением и подчинением (с одной или несколькими придаточными частями). Определите типы придаточных частей (ПЧ). Сравните предложения.

Дополнительные задания

1. Составьте предложения, соответствующие схемам. Определите типы ПЧ:

с. [... потому], (что...).

[...глаг. ], (что, (если...), ...).

2. Устно замените имеющийся союз союзом если. Определите типы ПЧ. Как меняется стилистическая окраска предложения?

1) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем (И. Крылов). 2) Кабы не всегдашние хлопоты, я бы уже побывал у тебя в гостях (А. Пушкин). 3) Когда бы на поля ты дождь свой пролила, ты б область целую от голода спасла (И. Крылов). 4) Раз обещал помочь, держи свое слово.

3. К. Паустовский писал: "Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск". Какие русские слова, по-вашему, "излучают поэзию"? Приведите 2-3 примера. Объясните свой выбор.

ТЕКСТ N 6

Альпийские луга это вечная весна посреди лета которую природа пр... прятала для себя что (бы) (н...) забывать с чего она нач...нала. Это струение легкого меда цветущих трав насто...(н, нн)ое на льдах вершин. Это зап...х цветов в самом чистом виде (по)тому что (з.с)десь уже исключ...(н, нн)ы всякие другие зап...хи. Кухня земных зап...хов осталась д...леко (в)низу.

А этот зап...х хоче(т, ть)ся вдыхать гл...тать д...ржать за щ...кой его свежесть как в детстве прохладную сладость леденца. Ты пьеш(?) и пьеш(?) его и уд...вляеш(?)ся что он (н...)кончае(т, ть)ся (по)тому что там (в)низу мы пр...выкли что все пр...красное (н...долговечно.

Альпийские луга! Это самый верхний зап...х земли сливки земных зап...хов (по)тому что дальше только камни и небо. И небо нюхает этот зап...х что дает ему силы... (Н...) (по)тому(ли) облака как белые быки м...длительно п...су(т, ть)ся на зеленых склонах?

(Ф. Искандер)

Задания к тексту N 6

1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2. Определите стиль и тип речи. Обоснуйте свой ответ.

3. Какие из образных выражений автора понравились вам больше всего и почему?

Дополнительные задания

1. Составьте предложения, соответствующие схемам. Определите типы придаточных частей (ПЧ):

[... так + нареч.], (что...), и [ ], (которая...).

с. [ ], (потому что... глаг.), (что...).

2. Сопоставьте предложения. Определите типы ПЧ.

1) Я поехал туда, где прошло мое детство. 2) Я побывал в городе, где прошло мое детство. 3) Я рассказывал друзьям, где прошло мое детство.

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

3. Перестройте предложения: а) распространив одиночное определение; б) заменив его определительной ПЧ. Прокомментируйте ответ.

1) Аромат цветущей сирени наполнял воздух. 2) Налетевшая буря повалила старую ель.

4. Отредактируйте предложения. В чем причина ошибки?

1) "Он поинтересовался, что долго ли художник работал над картиной и о чем хотел в ней рассказать". 2) "Сестренка спросила, что сплю ли я или хочу ли слушать ее рассказ". 3) "Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли книжки их верными друзьями".

ТЕКСТ N 7

Берег бухты где мы ост...новились на ноч...вку сост...ял из мелкого булыжника так что всю ночь море с большой силой билось о каме(н, нн)ый вал. Шум от набегавших и уделявшихся волн несших передв...гавших камни был так силен что (н...)раз будил меня (в)течени... ночи. Проснувшись и взгл...нув на часы я увид...л что уже половина седьмого. (Н...)один из моих людей еще (н...)встал. Что (бы) (н...) задерживаться и быстрее отправи(т, ть)ся в путь я решил поднять их всех сразу и выстр...лил из дву(?)стволки. Они быстро век...чили а затем крича стали ув...рять меня буд(то) совсем оглохли. Я сказал что(бы) они (н...)волновались и попр...сил скорее разве...ти огонь и готовить завтрак. Мой выстр...л пр...влек жителей деревни которые пр... бежали осв...доми(т, ть)сячто(бы) все это знач...ло. Вы...снив в чем дело они мирно возвратились обратно я(же) позавтр...кав отправ...лся осматривать окрес(?)ности что(бы) выбрать более удобный путь для продвижения нашей прогулки.

(По Н.Н. Миклухо-Маклаю)

Задания к тексту N 7

1 . Разделите текст на 2 абзаца. Какой из них представляет собой повествование, какой - описание? Аргументируйте свой ответ.

2. В каком предложении текста подлежащее выражено сочетанием слов? Какие способы выражения подлежащего вы знаете? Приведите примеры.

3. Какие типы придаточных частей (ПЧ) встречаются в сложноподчиненных предложениях этого текста?

Дополнительные задания

1. Составьте предложения, соответствующие схемам. Определите типы ПЧ:

[... указ.сл. + сущ.], (когда...).

[...такой + полн.прилаг. + сущ.], (как будто...).

2. Преобразуйте простые предложения в сложноподчиненные. Определите типы ПЧ. Сравните варианты.

1) При всей тщательности проведения эксперимент не дал точных результатов. 2) Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости,

3. Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, подобрав образные сравнения.

1) Девушка так мило улыбнулась,... 2) Надо относиться к людям так, ...

4. Замените сложноподчиненные предложения сложноподчиненными предложениями с ПЧ другого типа. Определите типы ПЧ.

1) Движение по дороге замедлилось, потому что стоял густой туман. 2) Вышли на работу поздно, так что пришлось трудиться дотемна.

ТЕКСТ N 8

До чтения(ли) до письма(ли) было тут когда ч...ремухи зацв...тают когда поч(?)ка на березах лоп...е(т, ть)ся когда Черные кусты см...родины окут...ю(т, ть)ся беловатым пухом распускающ...ся сморщ...(н, нн)ых л...сточ(?)ков когда все скаты гор покрываю(т, ть)ся подснеж...ми тюльпанами л...лового голубого желт...ватого и белого цвета когда полезут везде из земли свернутые в трубоч(?)ки травы и завернутые в них голо...ки цветов когда жаворонки с утра до вечера в...сят в воздухе над самым двором ра(с, сс)ыпаются в своих журчащ...х зам...рающ...x в небе песнях которые хв...тали меня за сердце когда все божьи

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

коро...ки и все бука...ки вып...лзают на бож...й свет ж...лтые бабоч(?)ки зам...лька-ют шмели и пч...лы зажу(ж,жж)ат когда в воде дв...жение на земле шум в воздухе треп...т когда и луч(?) солнца др...жиг проблескивая сквозь влажную атм...сферу полную жизн...(н, нн)ых начал.

(И. Аксаков)

Задания к тексту N 8

1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2. Академик Д.С. Лихачев пишет: "Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых жить нельзя..." Противоречит ли содержание текста словам Д. Лихачева? Почему?

3. Какой синтаксический прием использует автор в построении текста? Почему?

4. Где, по-вашему, в данном тексте уместно использовать точку с запятой? Обоснуйте свой ответ.

Дополнительные задания.

1. Варьируя одну и ту же тему, составьте предложения, соответствующие схемам (одна из придаточных частей должна быть определительной).



2 . Замените придаточную часть деепричастным оборотом. Почему не всегда такая замена возможна?

1) Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают ее фонтаном вверх. 2) Когда брат закончил школу, все советовали ему учиться дальше. 3) Пока туристы готовились к походу, они тщательно изучили маршрут будущего путешествия. 4) До той минуты, пока ребята не выползли из пещеры, их не покидало чувство страха.

3. К. Паустовский писал: "Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск". Какие русские слова, по-вашему, "излучают поэзию"? Приведите 2-3 примера. Объясните свой выбор.

ТЕКСТ N 9

Даль это наш Магеллан переплывший русский язык от А до Я. И было у него первое слово которое он зап...сал и было ок...завшееся последн...м предсмертное. Представить себе что это проделал один человек (не)возможно но только так оно и было.

И для меня (не)просто символ что из писателей пушкинского поколения у постели умирающего Пушкина нах...дился име(н, нн)о Даль что име(н, нн)о ему достался прострел... (н, нн)ый пушкинский сюртук.

Если пыта(т, ть)ся ос...знать (не)только место Пушкина в развити... и смене литературных т...чений и форм но и его место в самой русской речи то (н...)кто иной как Даль являе(т, ть)ся его пр...емником и наследником. И если Даль и (н...) гений как Пушкин то дело его г...ниально и трудно даже вообр...зить кому вообще оно могло быть по плечу и под силу... (Н...)какое предст...вление о научном подвижничестве с этим трудом (н...)ср...внимо.

(А. Битов)

Задания к тексту N 9

1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2. Подберите синонимы к выделенным словам.

Дополнительные задания

1. Варьируя одну и ту же тему, составьте предложения по данным схемам. Включите в свои предложения придаточную часть условия.



стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

2. Замените когда синонимичными союзами и укажите, как меняется смысл придаточной части.

1) Когда я делал зарядку, мама готовила завтрак. 2) Когда трактористы вспахивали поле, заканчивалась подготовка семян к посеву. 3) Когда работа была закончена, мы пошли на речку.

3. С чем можно сравнить первые луч и сол-нца? Попробуйте сделать это с помощью сложноподчиненного предложения.

4. Составьте схему предложения:

Человеку бывает нужна тишина, чтобы слышать, как дышит трава, чтобы верить, что речка жива, чтобы думать о песне в ночи, чтобы слышать, что пушка мертва и что сердце любимой стучит, - человеку нужна тишина (В. Кулемин).

Для чего, по-вашему, человеку нужна тишина?

5. К. Паустовский писал: "Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск". Какие русские слова, по-вашему, "излучают поэзию"? Приведите 2-3 примера. Обоснуйте свой выбор.

ТЕКСТ N 10

Если (бы) природа могла чу(?)ствовать благодарность к человеку (за)то что он проник в ее жизнь и воспел ее то прежде всего эта благодарность вып...ла(бы) на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина пример того как человек отр...шился от всего наносного навяз...(н, нн)ого ему средой и начал жить только "по велению сердца". (Н...)извес(?)но что (з, с)делал(бы) в своей жизни Пришвин если (бы) он остался агр...номом это была его первая про(ф, фф)е(с, сс)ия.

Если вн...мательно прочесть все напис...(н, нн)ое Пришвиным то остается уб...ждение что он (н...)успел ра(с, сс)казать нам и сотой доли того что пр...восходно вид...л и знал.

Для таких м... стеров как Пришвин мало одной жизни, - для тех мастеров что могут нап...сать целую поэму о каждом сл...тающ...м с дерева осе(н, нн)...м листе.

Сколько (же) листьев упало унося с собой (н...)выск...за(н, нн)е мысли писателя!

(Н...)сколько раз я слышал от людей которые только что отл...жили прочит...(н,нн)ую пришвинскую книгу одни и те(же) слова Это наст...ящее к...лдовство.

(К. Паустовский)

Задания к тексту N 10

1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2 . Подберите синонимы к выделенным словам.

3. Укажите односоставные предложения и их виды. С какой целью использует их автор?

Дополнительные задания

1. Варьируя одну и ту же тему, составьте предложения по данным схемам (одна из придаточных частей должна быть изъяснительной).



2. Определите средство связи главной и придаточной частей в данных сложноподчиненных предложениях. Укажите типы придаточных частей. Каков вывод?

1) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов). 2) Когда по радио читали стихи, дед оставлял работу и внимательно слушал. 3) Когда берешься за несколько дел сразу, не сделаешь ни одного.

3. С чем можно сравнить слетающий с дерева осенний лист?

Попробуйте сделать это с помощью сложноподчиненного предложения.

4 . К. Паустовский писал: "Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают таинственный блеск". Какие русские слова, по-вашему, "излучают поэзию"? Приведите 2-3 примера. Обоснуйте свой выбор.

стр. 59

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. И. Кудрина, Зачет по теме "Сложноподчиненное предложение". IX класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205410990&archive=1206184753 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии