Русская земля

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. А. Гладышева

найти другие работы автора

В русском литературном языке веками живут и активно функционируют такие устойчивые словосочетания, которые выражают сущность целых эпох, общественно-исторических процессов или крупных политических событий в жизни страны.

Один из убедительных примеров подобных явлений языка - рождение и дальнейшая историческая жизнь устойчивого старинного образования, почерпнутого из древнего дипломатического словаря - общеизвестного фразеологизма Русская земля, названного В.О. Ключевским "ходячим стереотипным выражением" 1 .

Впервые это фразеологическое новообразование древнерусской письменной речи было употреблено в договоре 945 года, заключенном между русским князем Игорем Рюриковичем и византийским императором Михаилом III. "В повести о начале Русской земли вслед за преданием о нашествии хозар на полян встречаем такую вставку: "...при императоре Михаиле III начася Русская земля "" 2 . "...Во многих других полных списках Нестора сказано: "Наченшу Михаилу царствовати, начаша прозыватися

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

Русьская земля... Тем же отселе почнем и числа положим"" 3 .

Раскрывая исторические основы происхождения данного фразеологизма, современный историк Б.А. Рыбаков убедительно связывает его с периодом собирания и объединения русских земель: "Большой интерес представляет определение первичного географического значения понятия "Русская земля", так как совершенно ясно, что широкое значение в смысле совокупности всех восточнославянских племен от Балтики до Черного моря могло появиться только тогда, когда это пространство было охвачено каким-то единством" 4 .

Эпоха объединения Руси совпадает с периодом правления преемника Олега Вещего киевского князя Игоря Рюриковича, человека, подавленного могущественной волей своего предшественника и воспитателя и потому недеятельного, далеко не храброго и недостойного руководителя подобной ему бедной и робкой дружины.

Однако нельзя умолчать и о том, что князь Игорь завещал потомкам ряд исторических, нравственных и культурных ценностей, к числу которых относится составление образцового (уникального, по мнению современного историка А.Н. Сахарова) международного документа - дипломатического договора 945 года, свидетельствующего не только об успехе русской дипломатии, но и о высокой культуре древнерусской официально-деловой речи. В этом документе была впервые употреблена обогатившая русский литературный язык выразительная патриотическая формула Русская земля, обладающая рядом значений, обширным спектром стилистических и эмоциональных оттенков, возможностью употребляться в различных контекстах. Она стала неизменной образной спутницей русской истории и литературы на протяжении долгих веков, включая и наши дни.

Увлекательно и поучительно проследить эту многовековую судьбу старинного словосочетания и на конкретных речевых образцах, деловых, летописных, научных, публицистических, художественных, установить ее соотнесенность с разными этапами жизни страны.

Как уже сказано, возникновение фразеологизма было связано с историческим процессом усиления единства и сплоченности страны, что подтверждает уже упомянутый "Игорев договор" 945 года, заключенный не только от имени великого князя, но и всем государством, всей страной, всем народом: "...Мы, посланные от Игоря, Великого Князя Русского... от всех людей Русския земли, обновить ветхий мир с Великими Царями Греческими..." 5 .

Новое, объединяющее наименование страны закрепилось в языке в период правления жены Игоря княгини Ольги. Исторический смысл фразеологической формулы как нельзя более соответствовал характеру реформаторской деятельности "великой жены" (Карамзин): "...И Ольга вынуждена была провести первую в истории Руси реформу налогового обложения русских земель. По всей Русской земле - по Днепру, у древлян, новгородских словен - она установила фиксированные налоги и дани" 6 .

Патриотическая формула оказалась созвучной воинственным замыслам и подвигам сына Ольги Святослава, о котором писал Карамзин: "Государство, основанное на завоеваниях, уже доказывает необыкновенную храбрость народа: она была добродетелию наших предков, и слово любимого Вождя: станем крепко, не посрамим Земли Русския вселяло в них решительность победить или умереть" 7 .

В дальнейшем наименование страны Русская земля неотделимо от великого исторического крещения Руси Владимиром Святым как явления общерусского значения. В "Истории о Казанском царстве" читаем о том, что "великий князь Святослав... поревновав же сыну его во благочести сиявшему, православному и великому князю Владимеру и державу свою Русскую землю святым крещением просветившему" 8 .

Патриотическая формула становится обязательным компонентом многочисленных и разнообразных летописных характеристик самого великого киевского князя Владимира Мономаха, объединителя русских земель, борца против распрей, междоусобиц, вражды, поборника дружеских отношений между княжест-

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

вами, справедливо прозванного добрым страдальцем за Русскую землю - названием, прозвучавшим в веках, в разных жанрах и стилях русской литературы.

Наконец, в XII веке Русская земля становится главным героем великой эпической поэмы "Слово о полку Игореве". Выразительная формула Русская земля отлично вписывается в художественный стиль речи и, взаимодействуя с новым стилевым окружением, вырастает в большой художественный образ.

Шли века, одно за другим протекали знаменательные исторические события, а изучаемый нами фразеологизм продолжал жить и активно функционировать в русском языке: крещение Руси, возвышение Москвы, период татарского нашествия и победа над ним в Куликовской битве, царствование Ивана Грозного, Смутное время - в описании всех этих больших событий неизменно присутствовала крылатая фраза Русская земля.

Особенно большой интерес представляет ее употребление в литературных текстах позднейшего времени.

Так, в роли синонима слов "вооруженный народ" формула древнерусской книжности вносит эпическую торжественность и высокий патриотический настрой в бессмертные строки А.С. Пушкина в 30-е годы XIX века:

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал

до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?...

("Клеветникам России")

У Гоголя древний фразеологизм обретает иной смысловой оттенок, писатель употребляет его применительно к другой теме - теме языка; в своем восторженном высказывании о русской литературе он таким образом раскрывает красоту, разнообразие, великолепие и музыку русской поэтической речи:

"У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина...; этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина, этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматом полудня стих Батюшкова, сладостный, как мед из горного ущелья; этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, - все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле " ("В чем же наконец существо русской поэзии").

Изучаемая фразеологическая единица близка своей народностью демократическому подъему эпохи 60-х годов XIX века. В стихах Некрасова она все теснее сближается с актуальной темой порабощенного крестьянина, а древний образ Русской земли - с образом русской женщины:

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

("Мороз, Красный нос")

Тема крестьянства неотделима у Некрасова от темы передовой интеллигенции, ее самоотверженной борьбы за светлую долю народа и трагической обреченности ее лучших людей на многострадальной Русской земле. Припомним известные строки поэта, посвященные Т. Шевченко, замученному царскими палачами:

Так погибает по Божией милости

Русской земли человек замечательный

С давнего времени.

("На смерть Шевченко")

Патриотический образ Русской земли становится традиционным у Некрасова как средство возвышенной характеристики идейных вождей эпохи. В стихотворении "Памяти Добролюбова" читаем:

Плачь, русская земля! Но и гордись -

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно...

В 80-е годы XIX века и в России и на Западе, благодаря высокой оценке, данной И.С. Тургеневым Льву Толстому как художнику, древний фразеологизм получает широкое распространение. В составе известного изречения Тургенева "великий писатель русской земли/,"

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

(письмо Л.Н. Толстому, июнь 1883 г.) он обретает возможность функционировать в трансформированном виде, что порождает целый ряд его вариантов в связи с применением к другим деятелям искусства XIX и XX в.: великий патриот земли русской Михаил Иванович Глинка; Чернышевский - замечательный литературный критик и писатель земли русской; Некрасов - великий сын земли русской; Толстой - гений земли русской; великий правдоискатель земли русской; Чехов - великий писатель земли русской ; Есенин - великий лирик земли русской; великий певец земли русской; великий писатель советской земли - Михаил Александрович Шолохов, Розов - один из ведущих драматургов земли русской и т.д.

В XX веке, в годы Великой Отечественной войны против немецких захватчиков при помощи старинного русского фразеологизма Древняя Русь освещала близкие мысли, чувства и героические поступки Руси современной, сближая столь далекие народные битвы, заканчивающиеся победами:

"Звучал призывный клич, в темноте ночи полыхали отсветы пожаров, зажженных то ли половцами, то ли ночными налетами, горе и плач катились по земле русской, и рука ее защитника крепче сжимала оружие" (А. Никитин. "Испытание "Словом"").

Насмешливо рисует современный писатель - прозаик Виктор Астафьев последние дни пребывания побежденного врага на Руси, его позорный уход с нашей прекрасной земли: "...Пленные! - догадался я. - Домой возвращаются. Ну что ж - аухвидерзейн, фрицы! Вот вы и побывали в России, посмотрели на нее, насладились русскими пейзажами, изучили загадочную русскую землю изнутри, в рудниках или в шахтах. Нескоро вам, небось, снова захочется сюда на экскурсию" ("Веселый солдат").

Большой популярностью стала пользоваться изучаемая формула в дни перестройки, что связано с падением так называемого железного занавеса, расширением связей между народами, интересом русских эмигрантов и их детей к своей исторической родине. Так, например, в обращении потомка царской семьи князя Николая Романовича Романова читаем: "Четыре года назад я впервые ступил на русскую землю... Сегодня мы приезжаем в Россию свободно, когда хотим - и с нами любезны. В июле этого года на берегах Невы состоялся большой семейный сбор Романовых... Хотя мне 75 лет, я считаю себя молодым и люблю смотреть вперед. Я верю, что Россия на пути к возрождению. Через десяток лет она будет неузнаваема! " 9 .

Растет ностальгия по родной земле и у потомков русских эмигрантов. "В августе 1998 г. воспитанники российских кадетских корпусов со всего мира съедутся на XVI съезд. Впервые за всю почти 300-летнюю историю бывшие кадеты соберутся на земле своих предков - в России... Они чувствуют себя обязанными хотя бы на склоне лет поклониться русской земле" 10 . "Не слабее мы, чем сто и двести и триста лет назад! И пусть знают мелкие и крупные хищники, что земля русская, хоть раз на карте означенная, принадлежать нам будет всегда" 11 .


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1987.-С. 212.

2 Там же, - С. 102.

3 Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 1989. - Т. 1. - С. 219.

4 Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. - Изд. 2. - М., 1987. - С. 37.

5 Карамзин Н.М. Указ. соч. - С. 114.

6 Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. - М., 1987. - С. 4.

7 Карамзин Н.М. Указ. соч. - С. 174.

8 Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе XI - XVII веков. - М., 1938. - С. 248.

9 Огонек. - 1996. N 52. - С. 12.

10 Московский комсомолец. - 1988, 8 авг.

11 Ратники Отечества. - 1998. - N 15. - С. 7.

стр. 43


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. А. Гладышева, Русская земля // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205410777&archive=1206184915 (дата обращения: 24.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии