Видеофильм об И.А. Крылове на уроках русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. М. Лебедев

найти другие работы автора

В апреле 1983 г. в Ульяновске мне довелось быть участником конференции по проблемам преподавания русского языка. С группой делегатов я шел по вечернему городу. Мы увидели сквер и среди голых деревьев памятник. Навстречу нам шла группа подростков-старшеклассников. Мы поинтересовались, кому поставлен памятник. Ребята сказали, что памятник - какому-то старику. Оказалось, что то был Карамзинский сквер с памятником Н.М. Карамзину. Этот эпизод я запомнил на всю жизнь. Я глубоко убежден в том, что школьники должны знать историческое прошлое своего родного края и его замечательных людей, особенно тех, кому воздвигнуты памятники, чьи имена увековечены в названиях улиц, проспектов, площадей.

За последние десять лет в нашем Тверском областном ИУУ кабинет русского языка в содружестве с кабинетами литературы, истории, ИЗО, музыки, кафедрой краеведения, кабинетом ТСО создал в помощь прежде всего учителям- словесникам, а также преподавателям предметов гуманитарного цикла, воспитателям, классным руководителям 14 учебных фильмов о выдающихся людях, чьи жизнь и творчество связаны с Тверской землей (А.С. Пушкин, В.И. Даль, А.Г. Венецианов, С.Я. Лемешев и другие).

Учебный фильм позволяет включать учеников во все виды речевой деятельности: во время показа фильма они слушают правильную живую речь, после просмотра обсуждают содержание.

Получив письменный текст киносценария, учащиеся его внимательно читают, а затем выполняют предлагаемые учителем задания: определить тему, основную мысль текста, объяснить смысл названия (предложить свои варианты названия), поработать над составлением плана текста, устным и письменным пересказом.

Тексты киносценариев, как показал опыт, являются хорошим дидактическим материалом для всех видов языкового разбора (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, орфографического и пунктуационного).

На основе текста киносценария учитель может подготовить материал для различных видов диктантов и изложений.

Приводим литературный сценарий фильма "Баснописец И.А. Крылов на Тверской земле" и некоторые материалы для работы с ним на уроках русского языка.

Весть о приезде в Тверь императрицы Екатерины II быстро разнеслась по городу. Народ валом повалил на Соборную площадь. И вот уже перед Путевым дворцом собралась многолюдная толпа. На церковной ограде, на деревьях сидят, словно воробьи, мальчишки, сбежавшиеся поглазеть на царицу.

Прибежали со всех концов города: кто из Заволжья, кто из Затьмачья, а кто из Затверечья.

Среди ребятишек Ванюша Крылов - коренастый карапуз в заплатанных штанах. Малиновый перезвон колоколов возвестил, что на Тверскую землю благополучно прибыли матушка-государыня и ее свита.

К древнему белокаменному Спасо-Преображенскому собору подкатил торжественный кортеж. Из золоченой кареты важно вышла полная немолодая дама. Ее тут' же окружила свита приближенных, и пажи, бережно поддерживая под руки, помогли ей подняться на паперть.

И в наши дни в Твери сохранились многочисленные памятники старины: Путевой дворец Екатерины II, соборы, церкви, дворянские особняки и купеческие хоромы.

Семья Крыловых, приехавшая из Оренбурга в Тверь, поселилась в самом начале Миллионной улицы, вблизи зда-

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

ния Дворянского собрания. По Миллионной Андрей Прохорович, отец Ванюши, ходил на службу в губернский магистрат, который находился в одном из домов на Восьмиугольной площади.

Пройдет несколько лет, и будущий знаменитый баснописец начнет многолетнюю чиновничью карьеру скромным подканцеляристом в этом же учреждении.

В детские годы Ванюша часто бывал в семье Львова, сослуживца Андрея Прохоровича, одного из самых образованных и богатых помещиков Тверской губернии. У Львовых он впервые стал постигать азы наук: учился языкам и арифметике вместе с сыновьями хозяина дома. Для обучения детей Львовы приглашали опытных учителей. Вскоре юный Крылов, одаренный от природы большими способностями к наукам и искусствам, заметно обогнал по успехам своих богатых сверстников. В доме Львовых он основательно усвоил русский и французский языки и проявил настоящую страсть к арифметике.

Сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с нуждой, бытом и жизнью простого народа. Все улицы и закоулки старой Твери были ему хорошо известны. Любознательный, живой и бойкий, он всюду имел приятелей и друзей. Вместе с ними бегал на Соборную площадь, чтобы увидеть императрицу.

Крылов любил посещать народные сборища, ярмарки, мог часами простаивать на берегу Волги, вслушиваться в речь простолюдинов, особенно словоохотливых прачек, собиравшихся со всех концов города стирать и полоскать белье.

Детские впечатления юного Крылова, связанные с жизнью в Твери, впоследствии послужили неистощимым материалом для его литературных творений. Меткий, образный, сочный язык крыловских басен, бесспорно, имеет тверские истоки.

Ванюша любил бывать на рынке, где продавали пироги, калачи, бублики. Обычно он покупал за грош бублик, обильно посыпанный маком, и тут же с аппетитом съедал его.

Однажды он увидел на рынке старика итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привез богатый вельможа для домашних концертов и обучения детей музыке. Но это было давно. Вельможа умер, его дети выучились, и сеньор Луиджи оказался на улице. На рынке они познакомились, и сеньор Луиджи стал учить Ванюшу игре на скрипке. Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, легко и быстро выучил пьесы, которые составляли репертуар итальянца.

Во времена Крылова домашнее музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли многие деятели русской культуры. И среди них Федор Волков, основоположник русского театра, писатель- сатирик Фонвизин, поэт Державин.

Однако даже в этой плеяде замечательных людей России не было скрипача, равного Крылову по таланту и мастерству игры. Много лет спустя, когда Крылов уже был известным писателем и жил в Петербурге, он виртуозно играл на первой скрипке в концертах, которые давали в Певческой школе.

Любовь Ивана Андреевича к музыке, пению, исполнительскому искусству нашла яркое отражение в его басенном творчестве. Музыкальная тема часто встречается во многих известных баснях. Например, в "Музыкантах", "Квартете", "Вороне и Лисице", "Кукушке и Петухе".

Читая "Квартет", хорошо понимаешь, что такую басню мог написать только человек, который профессионально разбирается в вопросах музыки и исполнительного искусства:

Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

Я, прима, сяду против вторы.

У каждого талантливого автора, будь он поэт, композитор, скульптор, живописец, обязательно бывают творческие взлеты, удачи, любимые произведения. Крылов написал 209 басен, а самой лучшей считал басню "Осел и Соловей". В ней на суд читателя представлен в образе Осла бездарный, самодовольный

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

критик, выступающий в роли знатока и ценителя певческого искусства.

Примечательно, что в отечественной литературе, щедрой на поэтические таланты, ни одному из наших стихотворцев не удавалось средствами русской речи передать переливы соловьиного пения так мастерски, как Ивану Андреевичу Крылову:

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал на тысячу ладов,

Тянул, переливался;

То нежно он ослабевал,

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

В 1959 году в Твери, в сквере на берегу Тьмаки, был открыт памятник Ивану Андреевичу Крылову. Авторы (скульпторы С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских) стремились увековечить образ мыслителя, писателя и патриота России, в баснях которого, по словам Николая Васильевича Гоголя, "есть уроки всем степеням в государстве от главы и до последнего труженика".

Бронзовая фигура баснописца высится на строгом, из серого гранита постаменте. Крылов глядит вперед из-под слегка насупленных бровей, его губы трогает едва приметная усмешка.

Есть в этой скульптуре одна важная подробность. Ее можно обнаружить, если обойдешь памятник. Руки баснописца не просто заложены за спину. Вы чувствуете напряженное усилие, с каким его большая, мускулистая рука стискивает кисть другой руки. Трудна и сложна была жизнь писателя. Часто приходилось ему вот так же сдерживать возмущение, свой язык, свое перо.

Крылов стоит в окружении персонажей из хорошо известных каждому россиянину со школьных лет басен.

Когда смотришь на баснописца, невольно вспоминаются слова, сказанные о Крылове поэтом Михаилом Исаковским:

Все знал и видел ум певца пытливый;

Всего сильней желая одного:

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Вопросы и задания

1. Что вам известно о детских и отроческих годах И.А. Крылова, проведенных в Твери?

2. Какие памятники старины сохранились в Твери со времен, когда там жил будущий баснописец?

3. В каком учреждении начинал чиновничью карьеру юный Крылов?

4. Почему в баснях И.А. Крылова часто звучит "музыкальная тема"?

5. Сколько басен написал наш знаменитый баснописец?

6. Какую из басен Крылов считал лучшей и почему?

7. А сколько басен великого баснописца знаете Вы?

8. О ком из замечательных людей России, современников Крылова, повествуется в фильме?

9. Назовите известных Вам русских и зарубежных баснописцев. Какие басни этих баснописцев Вы знаете?

10. Сколько басен Крылов посвятил событиям Отечественной войны 1812г.? Назовите эти басни.

11. Какую оценку литературному творчеству Крылова дали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, М.В. Исаковский?

12. В каких городах России воздвигнуты памятники великому баснописцу?

13. Когда и где был поставлен памятник И.А. Крылову в Твери?

14. Знаете ли Вы авторов этого памятника?

Материалы к урокам

Выпишите из текста слова, в которых имеются согласные звуки: а) только твердые; б) только мягкие; в) смешанного типа (твердые и мягкие).

Для справок: а) толпа; б) речь; в) магистрат.

Сколько раз звук (а) встречается в предложении?

Перед дворцом собралась многолюдная толпа.

Найдите слово, в котором букв в два раза меньше, чем звуков.

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

Для справок: ее - [йэйо].

Разберите по составу каждое слово, входящее в состав следующего предложения:

Из золоченой кареты вышла немолодая дама.

Выпишите из текста контекстуальные синонимы, которые автор использовал для характеристик Ивана Андреевича Крылова.

Для справок: Ванюша, карапуз, подканцелярист, писатель, певец, патриот, баснописец, скрипач-виртуоз, сын бедных родителей.

Найдите в тексте устаревшие слова.

Вельможа, простолюдин, царица, свита, подканцелярист, сослуживец, помещик, дворянин, купец.

Из каких языков были заимствованы слова: виртуоз, плеяда, кортеж, арифметика, сквер, магистрат, паж, ярмарка, карета, квартет, паперть, царь, император, архитектор, миллион, свита, аппетит, пьеса, театр, талант.

Лингвистическая игра "Наборщик" (на основе крылатых выражений из басен И.А. Крылова).

Образец.

К то одолеет, тот и прав. ("Лев и Барс".)

В механике и я чего-нибудь да стою! ("Ларчик".)

А Васька слушает да ест. ("Кот и Повар".)

Р ыльце у тебя в пуху. ("Лисица и Сурок".)

Т аланты истинны на критику не злятся. ("Цветы".)

Е сли помолчать вовремя не умеешь... твои и проза и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи. ("Демьянова уха".)

Т ы сер, а я, приятель, сед. ("Волк на псарне".)

Словарно-орфографический диктант

В каждой парс слов объясните подчеркнутые общие для них орфограммы и назовите их (устно).

Возвестил - поселились, репертуар - виртуоз, впечатление - площадь, известный - сверстник, кортеж - паж, россиянин - профессионал, учился арифметике - играл на скрипке, заплатанный - посыпанный, золоченая - крашеная ограда, словоохотливый - любознательный, Заволжье - Затверечье, чувствуешь - смотришь, фигура возвышается - поднимается на паперть, заложены за спину - обучены языкам, соловьиный - дробью, прачка - сочный, матушка-государыня - скрипач-профессионал, писатель-сатирик - скульптор-анималист; река Волга - город Тверь, комедия "Недоросль" - басня "Квартет".

Объяснительный диктант

Тверские истоки

Иван Андреевич Крылов детские и юношеские годы провел в Твери, где любил посещать ярмарки, народные сборища. Он мог часами простаивать на берегу Волги, вслушиваться в речь простолюдинов, особенно словоохотливых прачек, приходивших со всех концов города, чтобы стирать и полоскать белье.

В те времена город в основном имел деревянные строения, которые часто горели. Пожары тушили всем миром, и в толпе часто можно было увидеть будущего баснописца. По воспоминаниям тверских старожилов, Крылов любил толкаться среди черного люда на торговых площадях, около качелей, смотреть кулачные бои, жадно вслушиваться в речь простого народа.

А.К. Жизневский, основатель тверского исторического музея, говорил: "Нельзя обойти молчанием того обилия сказок, пословиц и поговорок, какое сохранилось в народной памяти населения Тверской губернии. А при богатстве народного творчества, с какими встречался молодой Крылов, он не мог даже невольно не усвоить из того скарба. Так, например, Волк говорит с Ягненком тверским говором: "Да помнится, что ты еще в запрошлом лете мне здесь же как-то нагрубил". "Досуг мне разбирать вины твои, щенок!" - это по-тверски.

стр. 72


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Н. М. Лебедев, Видеофильм об И.А. Крылове на уроках русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324457&archive=1206184915 (дата обращения: 17.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии