Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. И. Исаев

найти другие работы автора

Кавказские (иберийско-кавказские) народы и их языки

Языки четырех десятков коренных народов Кавказа обычно объединяются в три или четыре группы:

1) абхазо-адыгская (абхазо-черкесская, или западная): абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский (ныне мертвый);

2) картвельская (или южная): грузинский, мегрельский, чанский, сванский;

3) нахская (вейнахская): чеченский, ингушский, бацбийский;

4) дагестанская: аварский, даргинский, лезгинский, лакский, табасаранский, андский, каратинский, тиндинский, чамалинский, багулальский, ахвахский, ботлихский, годоберинский, цезский, бежетинский, хваршинский, гунзибскнй, гинухский, цахурский, рутульский, агульский, кубачинский, арчинский, будухский, крызский, удинский, хиналугский.

Литература

Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4. Иберийско-кавказские языки,

Климов Г.А. Кавказские языки. - М., 1965.

Чикобава А.С. Введение в иберийско-кавказское языкознание. - Тбилиси, 1979 (на груз. яз.)

Климов Г. А., Алексеев М.Е. Типология кавказских языков. - Тбилиси, 1980.

Абхазо-адыгская этноязыковая группа

Абхазо-адыгские народы - западная группа кавказских народов: абхазы, абазины, убыхи, адыгейцы, кабардинцы, черкесы. Их языки сохранили во многом генетически близкие черты, позволяющие говорить об общности их происхождения.

Литература

Рогава Г.В. Абхазо-адыгские языки // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4.

Кумахов М.А., Шагиров А.К. Абхазо-адыгские языки // Языки Азии и Африки. - М., 1979.


--------------------------------------------------------------------------------

* Начало очерков М.И. Исаева см.: "Русская словесность", 2001. - N 6, 7; 2002. - N 1.

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

Абхазы, самоназвание апсуа. Численность- 100,6 тыс. чел. (1989, в СССР), из них 93,3 тыс. - в Абхазии, а 7,3 - в РФ. Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, дисперсно - в некоторых странах Западной Европы. Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Верующие - мусульмане-сунниты и православные.

Абхазы - автохтонное население Кавказа. Они, как и родственные им абазины и адыги, в составе обширного конгломерата племен населяли Восточное Причерноморье. На этнической территории абазин с древнейших эпох развивались земледелие и скотоводство. Памятники 3-2-го тысячелетий до н.э. свидетельствуют о контактах предков абхазов со средиземноморским миром. Позднее, во 2-й половине 1-го тысячелетия, Абхазия испытывает сильное влияние древнегреческой культуры, проводником которой были города-колонии Диоскурия, Питиунт, Гюэнос.

Этническое ядро абхазов сформировалось из двух родственных племен (апсилы и абазги), ведших упорную борьбу с захватчиками (Византией и Ираном). В результате политической конгломерации еще в VIII в. возникает Абхазское царство, достигшее своего расцвета в 80-е гг. VIII в. (при царе Леоне II). В Х в. Абхазия оказалась в составе Грузинского государства (в результате династического брака между абхазами Леонидами и грузинами Багратидами). Однако в XIII в. Абхазия вновь приобретает независимость (после разгрома Грузии монголами).

В начале XIX в. происходит ожесточенная внутриполитическая борьба, в которой победу одержали сторонники протурецкой ориентации. В результате в 1808 г. Абхазия попала в вассальное положение к Османской империи. Однако через короткое время победили сторонники сближения с Россией, благодаря чему 17 февраля 1810 г. был издан манифест Александра I о присоединении Абхазии к России. Абхазия получила наименование Сухумского военного отдела, а позднее - Сухумского военного округа.

Катастрофические последствия для абхазской народности имели события 1870-х гг., когда, спасаясь от гнета царских чиновников и местных феодалов, свыше половины абхазов (около 200 тыс. чел.) вынужденно переселились в Турцию. Началась многолетняя пора этнокультурной деградации народности, которая завершилась лишь после Февральской революции 1917 г. 31 марта 1921 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия, а в декабре того же года был заключен с Грузией союзный договор, устанавливавший, по существу, федеративные отношения между двумя республиками. Однако в 1931 г. Абхазия была непосредственно включена в Грузию на правах автономной республики. После распада СССР и образования независимого грузинского государства абхазское руководство провозгласило самостоятельный путь развития, установив тесные связи с Россией. Произошли боевые столкновения между вооруженными формированиями; в настоящее время ведутся переговоры о статусе Абхазии.

Алфавит для абхазского языка был создан П.К. Усларом в 1862 г. на базе русской графики с добавлением нескольких латинских и грузинских букв, а также диакритических знаков для обозначения многочисленных специфических фонем. В конце XIX и начале XX в. на абхазском языке печатались отдельные учебники, образцы фольклора, переводы книг религиозного характера. После установления в Абхазии советской власти намечается более широкое использование абхазами их родного языка: издаются газеты, журналы, оригинальная и переводная художественная литература, социально-политические тексты и т.д. На абхазском языке ведется радиовещание, работает театр, ведется преподавание на факультете языка и литературы Абхазского государственного университета; он широко используется в народном просвещении.

Еще в 1990 г. абхазский язык провозглашен государственным наряду с грузинским и русским языками, которые также получили широкое распространение в Абхазии.

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

Литература

Инал-Ина Ш.Д. Абхазы.-2-е изд.-Сухуми, 1975.

Анчабадзе Э.В. Очерк этнической истории абхазского народа. - М.; Л., 1938.

Ломтатидзе К.В. Абхазский язык. // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4.

Абазины, самоназвание абаза. Общая численность - около 44 тыс. чел. В основном проживают в РФ - 33 тыс. чел. (1989), в том числе в Карачаево-Черкесии - 27,5 тыс. чел., а также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (всего около 10 тыс. чел.). Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Верующие абазины - мусульмане-сунниты.

Абазины - коренные жители Кавказа; до XIV в. они проживали на северозападном побережье Черного моря, между реками Туапсе и Бзыбью, затем в последующие четыре столетия переселились на северные склоны Главного Кавказского хребта (в верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды).

Первая половина XIX в. ознаменовалась присоединением абазин (со всей Карачаево-Черкесией) к России, а последующие десятилетия потрясли многовековой уклад народности - после Кавказской войны 1817- 1864 гг. началось массовое переселение абазин в Турцию; в 1859-1866 гг. было переселено около 30-45 тыс. чел. Оставшихся в России (менее 10 тыс. чел.) переселяли с гор на равнину, создавая для них укрупненные аулы.

В абазинском языке различают два диалекта - тапантский ("плоскостной") и ашхарский ("горский"), которые расходятся, главным образом, в области фонетики. В основу письменности положен тапантский диалект, распространенный на Северном Кавказе.

Письменность для абазин создана в 1932- 1933 гг. на основе латинской графики, а в 1938 г. переведена на русскую графическую основу. Для передачи сложной абазинской фонемной системы задействованы все русские буквы и добавлен единственный знак I. Специфические абазинские звуки передаются комбинациями двухбуквенных (28) и трехбуквенных (12) обозначений. Весь алфавит, таким образом, отражает 71 фонему.

Характерно, что орфографические нормы позволяют значительно упрощать написание многознаковых обозначений специфически абазинских звуков. Так, при стечении одинаковых фонем, передаваемых двумя или тремя знаками, полностью пишется только последняя сложная буква, а предыдущая представлена только одним, первым своим знаком (например, джвджвара пишется дджвара 'стирка'). Существуют еще некоторые другие правила, упрощающие на практике абазинскую письменность.

Специалисты отмечают исключительную близость абазинского языка с абхазским.

Литература

Лавров Л. И. Абазины (Историко-этнографический очерк) // Кавказский этнографический сборник, 1. - М., 1955.

Абазины (Историко-этнографический очерк). - Черкесск, 1988.

Ломтатидзе К.В. Абазинский язык // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4.

Алексеев М.Е. Абазинский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Адыгейцы, самоназвание адыгэ. Численность - около 130 тыс. чел., из них в РФ - 122,9 тыс. чел. (1989), в том числе в Адыгее - 95,4 тыс. чел.; в соседних районах Краснодарского края - 20,8 тыс. чел., а также в Турции и странах Ближнего Востока, куда переселились во 2-й половине XIX в. Среди адыгейцев выделяются субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бежедуги (подразделявшиеся на хамышеевцев и черченеевцев), жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. В антропологическом отношении адыгейцы также не однородны - относятся к разным типам балкано- кавказской расы. Верующие - мусульмане-сунниты.

Предки адыгейцев были автохтонным населением Северо- Западного Кавказа.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

После выделения из протоадыгской общности (с кабардинцами (XIII-XIV вв.) и позднее отделившимися от них черкесами ) в Причерноморье и бассейне Кубани остались жить племена, образовавшие адыгейскую народность. Адыгейцы в XVI в. добровольно вошли в состав России.

27 июля 1922 г. была образована Адыгейская автономная область, которая до 24 августа 1922 г. называлась "Черкесской (Адыгейской)". До 1924 г. она входила в состав Кубано-Черноморской области, до 1934 г. - в Северо- Кавказский край, до 1937 г. - в Азово-Черноморский край, затем - в Краснодарский край, с 1991 г. - Республика Адыгея в составе РФ.

Адыгейский язык распадается на четыре территориальных диалекта: темиргоевский, абадзехский, бжедугский и шапсугский. Письменность адыгейцев создана (на базе темиргоевского диалекта) после Октябрьской революции 1917г. Сначала алфавит базировался на арабской графике, а затем (1927) - на латинице и, наконец (1938), - на русской графической основе.

Литература

Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик, 1982.

Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. - М., 1967.

Бгажноков Б.Х. Очерк этнографии общения адыгов. - Нальчик, 1983.

Кумахов М.А. Адыгейский язык // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т.4.

Кабардинцы, самоназвание адыгэ - коренные жители Кабардино-Балкарии, численность - 364 чел. (1989); живут также в Ставропольском и Краснодарском краях и в Северной Осетии (в основном в Моздокском р-не), а также во многих странах Юго-Восточной Азии. В пределах территории бывшего СССР общая численность кабардинцев равна 391 тыс. чел. Кабардинцы относятся к промежуточному между кавкасионским и понтийским антропологическому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Верующие - мусульмане-сунниты; моздокские кабардинцы в основном христиане-православные.

Предки современных кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо- Западного Кавказа. Они были известны в I-VI вв. под названием зихи, а в XIII-XIX вв. - как черкесы. В XIII-XV вв. в Центральном Предкавказье образовалась кабардинская народность, и Кабарда начала играть самостоятельную политическую роль.

Кабардинцы в позднем Средневековье постепенно сближались с русскими, что привело к добровольному присоединению Кабарды к России в 1557 г. Влияние русской культуры на все стороны жизни стало наиболее очевидным со второй половины XIX в., когда темпы социально- экономической жизни в Кабарде значительно усиливаются и у кабардинцев появляется своя интеллигенция. Особенного прогресса достигли кабардинцы во всех областях культуры и экономики после Октябрьской революции 1917 г. В 1921 г. образована Кабардинская автономная область, преобразованная в 1936 г. в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 по 1957 г., когда балкарцы были депортированы, республика именовалась Кабардинской АССР. В 1957 г. балкарцы были возвращены, и было восстановлено название Кабардино-Балкарская АССР. В январе 1991 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, теперешнее ее название - Республика Кабардино-Балкария.

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке, который относится к адыгской подгруппе абхазо-адыгейской группы кавказских (иберийско-кавказских) языков. В кабардино- черкесском языке существует пять диалектов: собственно кабардинский, моздокский, черкесский, бесленеевский и кубинский. В основу литературного языка положена речь Большой Кабарды, где распространен одноименный диалект.

В 1923 г. создана письменность на базе латинской графики, которая в 1936 г. была переведена на русскую графическую базу.

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

Литература

Нымов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик, 1982; Бгажноков Б.Х. Кабардинцы // Расы и народы. - М., 1981;

Шатров А.К. Кабардино-черкесский язык // Государственные языки в Российской Федерации, - М., 1995.

Убыхи - малочисленный народ, входящий в абхазо- адыгскую этнолингвистическую группу, до середины XIX в. проживал на восточном побережье Черного моря, к северу от Хосты, пока в 1864 г. основная их масса не была переселена в Турцию. Небольшая часть из их потомков в настоящее время живет среди адыгейцев, однако они уже потеряли свой родной язык. В убыхских деревнях Турции, по-видимому, и сейчас используют свой родной язык небольшое количество убыхов.

Литература

Генко А.Н. О языке убыхов // Известия АН СССР. Отд. гуманитарных наук. - Серия VII. - 1927. - N 3;

Кумахов М.А. Убыхский язык // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4; Dumezil G. La langue des Oubykhs. - Paris, 1931.

Черкесы, самоназвание адыгэ, в основном компактно проживают в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.). Общая численность российских черкесов - около 50,8 тыс. чел. Они широко расселены также в некоторых странах Юго- Западной Азии и Северной Африки, куда попали во второй половине XIX в. в связи с переселением мусульманских народов Северного Кавказа в процессе его окончательного присоединения к России.

Самоназвание "адыгэ" распространено также среди кабардинцев и адыгейцев. А за пределами нашей страны "черкесами" называют представителей не только адыгских, но и других северокавказских народов.

По мнению специалистов, в основе антропонима "черкес" имеем слово "керкет", которым древнегреческие авторы именовали адыгское население северо-восточного побережья Черного моря (в ту эпоху они назывались также "зихами" и "местами"). Черкесы относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Верующие - мусульмане- сунниты.

У черкесов с кабардинцами единый литературный язык, называемый кабардино-черкесским.

Литература

Калмыков И.X. Черкесы: Историко-этнографический очерк. - Черкесск, 1974;

Рогава Г.В. Абхазо-адыгские языки. Введение // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4;

Шагиров А.К. Кабардинский язык // Языки народов СССР. - М., 1967. - Т. 4;

Шатров А.К. Кабардино-черкесский язык // Государственные языки в Российской Федерации. - М.,1995.

стр. 68


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

М. И. Исаев, Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324393&archive=1206184915 (дата обращения: 21.07.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии