"Мертвые души" Н.В. Гоголя в IX классе национальной школы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. В. Манько

найти другие работы автора

В IX классе школьники знакомятся с главной книгой Гоголя - поэмой "Мертвые души". Хотелось бы, чтобы вступающий в жизнь современный молодой человек принял в свой духовный мир творчество великого писателя, чтобы не формально, но глубоко внутренне осознал и почувствовал общечеловеческое значение его образов, познакомившись с различными отзывами о творчестве Гоголя, вынес свое, по возможности правильное, мнение, сумел испытать эстетическое наслаждение, погружаясь в чтение его книг.

Эти цели стоят перед учителем в процессе чтения и анализа с учащимися поэмы Гоголя "Мертвые души". В IX классе национальной школы после изучения статьи о жизни и творчестве писателя и вступительной беседы о поэме "Мертвые души" предлагается для текстуального изучения VI глава, занимающая центральное место в произведении.

Вот что сообщает в своих мемуарах П.В. Анненков, записывающий в Риме под диктовку Н.В. Гоголя главы "Мертвых душ": "По окончании всей этой изумительной шестой главы я был в, волнении и, положив перо на стол, сказал откровенно: "Я считаю эту главу, Николай Васильевич, гениальной вещью". Гоголь крепко сжал маленькую тетрадку, по которой диктовал, в кольцо и произнес тонким, едва слышным голосом: "Поверьте, что и другие не хуже ее..." 1

Хотелось бы, чтобы школьники, читая и обсуждая поэму, убедились в справедливости этих слов.

К анализу VI главы девятиклассники приступают, предварительно познакомившись с предшествующими ей главами поэмы, с историей создания произведения, особенностями его жанра и композиции. Они уже размышляли над тем, почему русская молодежь в 30-40-х гг. XIX в. подняла "великого писателя на щитах с первой же минуты его появления. Тогдашний восторг от Гоголя ни с чем не сравним. Его повсюду читали точно запоем. Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще неизвестный никому юмор - все это действовало просто опьяняющим образом" 2 (В.В. Стасов). Появление "Мертвых душ" произвело огромное впечатление на читателей. Завязалась острая журнальная борьба критиков различных лагерей. "Мертвые души" потрясли всю Россию", - писал Герцен 3 .

Проводим выборочное выразительное чтение текста VI главы. Определенные фрагменты текста комментируются учителем или пересказываются учащимися. Лирическое отступление "Прежде, давно, в лета моей юности..." до слов "О моя юность! о моя свежесть!" читает на фоне музыки предварительно подготовленный ученик. Школьники узнают, что над этим лирическим отступлением Н.В. Гоголь очень много работал. В нем сделано 44 изменения. Только начало и заключение ("О моя юность! о моя свежесть!") сохранились неприкосновенными. Следовательно, Гоголю важно было подчеркнуть в начале главы, что молодости свойственны наблюдательность и восприимчивость к разнообразным жизненным явлениям, но пошлость жизни уничтожает с годами эти качества души и отношение к жизни становится охлажденным. Отступление представляет собой воспоминание о несохраненной способности человека мысленно проникать в тайны увиденной жизни, об утраченном пыле молодости, сожаление о котором, в чем предстоит убедиться школьникам, переходит в течение главы в скорбь о человеке, гибнущем как личность. Учитель предлагает школьникам подумать и после того, как вся глава будет ими прочитана, ответить на вопрос: почему она начина-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

ется названным лирическим отступлением, какое значение оно имеет для раскрытия основного содержания главы, выведенных в ней характеров?

В процессе комментирования текста школьники рассказывают о том, как Чичиков, посмеиваясь над прозвищем, которое дали мужики Плюшкину, въезжает в обширное село этого помещика. Исследователи предполагают, что прозвище, данное Плюшкину - заплатанный, - восходит к образному миру народной песни. Образы заплаты и прорехи приобретают в поэме по ходу повествования все большую символическую наполненность 4 .

Учащиеся обращают внимание на то, что нищету деревни, ветхость крестьянских изб ("бревно на избах было темно и старо, многие крыши сквозили, как решето...") автор описывает серьезно, а если в описании села, хозяйственных строений и господского дома появляется юмор, то уж очень мрачный: особой веселости нищета, разложение, приближенность к смерти не вызывают. Все в страшном запустении, все говорит о бедности, ветхости, гниет, умирает, отживает. Пропадает господский хлеб: его огромные клади, которые тянулись во многих местах села, стояли очень давно, на их верхушке "росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник". "Дом помещика Плюшкина, - отмечают школьники, - выглядел дряхлым инвалидом, это был "странный замок", ветхий, разрушающийся; зеленая плесень покрывала ветхое дерево на ограде и воротах. Почти все окна дома (кроме двух) были заставлены ставнями или забиты досками. По большому количеству строений Чичиков сделал вывод, что в имении Плюшкина когда-то хозяйство текло в обширном размере, но теперь "все глядело... пасмурно". Не было видно "никаких живых хлопот и забот дома"".

Учитель поясняет, что Плюшкин владел 1000 душ мужского пола, следовательно, у Плюшкина было еще столько же женщин да тысячи две-три детей и подростков. Всего крепостных крестьян было у Плюшкина - до пяти тысяч, и все эти люди жили в ужасных, нищенских условиях: голод, нищета, болезни, смерть...

Нищее разрушающееся село освежал старый, обширный, заросший сад. Он один был живописен в своем картинном запустении.

Описание сада читается на фоне музыки хорошо подготовленным учеником. Можно включить кинокадры или эпидиаскоп (если имеется такая возможность). Учитель сообщает, что описание сада тщательно перерабатывалось Гоголем - сохранились до 13 отдельных изменений и поправок и несколько вариантов этого описания. После прочтения всей главы школьникам предлагается ответить на вопрос: какую роль в VI главе играет описание сада? Почему Гоголь уделял ему особое внимание и тщательно работал над ним? Не пытаясь полностью ответить на вопрос после прочтения или пересказа сцены встречи с Плюшкиным Чичикова, когда последний заметил неопределенного пола фигуру, вздорившую с мужиком, школьники высказывают мысль о том, что поэтическое описание сада, эмоционально подготавливая появление хозяина, создает резкий контраст к картине нищеты, запустения села и дома Плюшкина. Это описание поэтично, музыкально, напоминает стихотворение в прозе.

Рассказывая о встрече Чичикова с Плюшкиным, школьники подробно описывают, опираясь на текст произведения и приводя наиболее яркие детали, портрет этого помещика, отмечают выразительность деталей его одежды, лица с маленькими еще не потухшими глазками, бегающими, "как мыши". Можно продемонстрировать через эпидиаскоп рисунок А. Агина "Чичиков и Плюшкин" (карандаш) или предложить учащимся вначале устно, а затем акварелью или цветными карандашами нарисовать портрет Плюшкина. Выполняя задание, учащиеся размышляют над вопросом: каким образом портрет гоголевского героя, описание его внешности, одежды, обстановки в его комнате помогают узнать его характер, привычки и образ жизни? "Портрет гоголевского героя - это ключ к его внутреннему миру", - решают учащиеся совместно с учителем. Поработав над портретом героя, школь-

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

ники рассказывают о том, как помогает раскрыть характер Плюшкина описание обстановки в его комнате. Среди множества выразительных деталей школьники отмечают "часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину", и в углу комнаты кучу ненужных вещей (старая подошва сапога и др.), покрытых пылью "в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки", Школьников поражает, что помещик, у которого больше тысячи душ крепостных крестьян, одевается, как нищий, и каждый день ходит по улицам своей деревни и подбирает тряпки, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, складывая все это в кучу в своей комнате. "Богатый помещик охвачен жадностью до такой степени, - отмечают школьники, - что унижается до воровства: если крестьянка забывала у колодца ведро, он его уносил и, когда оно попадало в кучу в его комнате, уже не отдавал ведра обратно, сколько бы у него ни просили". С горечью рассказывая об этом, автор обращается к прошлому Плюшкина, к тому времени, когда он был бережливым хозяином и совсем другим человеком. У него были жена - "приветливая и говорливая хозяйка", которая "славилась хлебосольством", две миловидные дочки, "свежие как розы", и сын - "разбитной мальчишка". Плюшкин вел большое хозяйство с мельницами, валяльнями, суконными фабриками, столярными станками, прядильнями - "во все входил зоркий глаз хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины". Это сравнение, - поясняет учитель, - обнаруживает всю трагическую сущность судьбы Плюшкина. По мнению В.Г. Маранцмана, оно господствует в VI главе. Часы, к маятнику которых паук приладил паутину, Чичиков заметил сразу же, когда вошел в комнату Плюшкина. Сравнивая его с пауком, В.Г. Маранцман пишет: "Паук запутался в своей паутине, и жизнь остановилась вокруг него, умерло время. Плюшкин, владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью бессмысленного накопительства, становится нищим. Скупость обратилась в расточительство" 5 . Гениальность Гоголя состоит в том, что он показал неумолимую диалектику этого процесса: паразитизм, даже если он обращен на собирание, накопление, - всегда растрата человеческого труда. Школьники размышляют над вопросом: почему скупость Плюшкина не только не содействовала его обогащению, но и превратилась в расточительство? "Да ведь она была бессмысленной!" - говорят ученики.

Учитель напоминает, что Плюшкин вел отсталое барщинное хозяйство. Подневольная отработка крестьян на барщине соединялась с оброком - крестьяне приносили барину продукты, сукна, овчины, множество деревянных изделий и др. Низкий уровень техники и производительности барщинного труда не обеспечивал роста дохода, что заставляло помещика увеличивать барщину, доводя до крайнего предела эксплуатацию крестьян. Разоряя поборами и непосильной работой своих крепостных, Плюшкин занимался бессмысленным накопительством, так как все накопленное гнило, обращалось в пыль, в камень... 6 Описание последствий образа жизни Плюшкина - страшная картина обнищания крепостной деревни.

Школьникам предлагается проследить по тексту поэмы, как бережливость Плюшкина превратилась в патологическое скряжничество, и ответить на вопросы: с какой целью писатель рассказывает историю жизни Плюшкина? Каким образом мог трудолюбивый, бережливый хозяин превратиться в "прореху на человечестве"? "История жизни Плюшкина и дана автором для того, чтобы найти ответ на последний вопрос", - решают учащиеся. Учитель поясняет, что слово прореха обозначает дыру на одежде, прорванное место. В разговорной речи это слово употребляется в значении "недостаток", "упущение". Плюшкин, по мнению Н.В. Гоголя, - мертвая душа, то есть "прореха на человечестве" живых душ, человек, нравственно деградирующий, окончательно утративший связи с миром, человечеством.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Школьники рассказывают далее о том, как постепенно утрачивались лучшие чувства Плюшкина, как распадалась его семья. После смерти жены он стал подозрительнее и скупее. "Трудно сказать, любил ли он своих детей, - размышляют учащиеся. - Должно быть, им не очень легко жилось в родном доме с отцом, если младшая дочь умерла (может быть, повлияла обстановка в доме?), старшая дочь ушла из дома и без согласия отца обвенчалась со штабс-ротмистром, за что отец ее проклял, а сын, также без согласия отца, определился на военную службу." Почему дети Плюшкина тянутся к военным, которых так не любил отец "по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки"? "Должно быть, - высказывают мысль учащиеся, - со скупым отцом было тяжело жить, и дети уходят от него, вырываются из дома, как могут. С ними покидают Плюшкина и его лучшие чувства".

- Согласны ли вы с мыслью о том, что Плюшкин - это человек, окончательно утративший все связи с миром? - спрашивает учитель школьников. - Подтвердите свое мнение цитатами из прочитанной главы. Приведите примеры, подчеркивающие отъединение Плюшкина от людей. В чем причина этой отчужденности?

Школьники подробно рассказывают об отношении Плюшкина к своим детям, вспоминают, например, о том, как дважды приезжала к нему дочь Александра Степановна с маленькими внучатами. Она привезла отцу в подарок халат и кулич к чаю. "Богатый отец подарки взял, - рассказывают учащиеся, - но дочери, у которой была нелегкая походная жизнь с мужем- офицером и маленькими детьми, ничего не дал, ничем не помог".

- Своему сыну на обмундирование, - продолжают школьники, - Плюшкин не дал ни копейки, а когда узнал, что сын проигрался в карты, то "послал ему от души свое отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет". Усматривая во всех без исключения людях, даже родных детях, врагов, которые могут расхитить его добро, Плюшкин обрекает себя на трагическое одиночество. К нему перестали ездить не только гости и родственники, но даже и покупщики, к которым он становился все неуступчивее. "Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, - пишет автор, - ...человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно".

Учащиеся читают выразительно диалог Чичикова и Плюшкина о продаже мертвых душ, затем выполняют следующее задание: опираясь на примеры из текста произведения, покажите, как речь Плюшкина, изобразительно-выразительные средства русского языка помогают создать его портрет, раскрыть его образ. Учитель замечает, что язык Плюшкина отличается особым словарным составом, жизненной правдивостью, представляя собой "общедворянское просторечие с крестьянскими диалектизмами" 7 . В речи Плюшкина, для которой характерны размышления вслух, назойливые моральные сентенции, ругательные восклицания, отражается консервативность его мышления, свойственная застойному состоянию общества при натуральном хозяйстве. "В разговоре со своими слугами-крепостными Плюшкин, - замечают школьники, - постоянно употребляет бранную лексику, такие выражения, как дурачина, мошенница, разбойница, каналья, рожа, подтибрила и т.п. В его речи отражается настороженно-враждебное отношение к людям. Однако по отношению к предметам, вещам Плюшкин употребляет уменьшительно-ласкательные слова: денежки, бумажку, ликерчик, рюмочку, реестрики т.д.".

"Даже речь Плюшкина как бы подтверждает мысль о том, что он вещи любит гораздо больше, чем живых людей", - делают вывод учащиеся.

Учитель предлагает девятиклассникам выполнить ряд заданий по развитию речи, например:

1. Объясните значение слов "прореха" и "скряга". Подберите для них эквиваленты или близкие по значению слова в своем родном языке. Подумайте и скажите, полностью ли совпадают значения этих слов в русском и родном языках.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

2. Как вы понимаете выражения "будучи подвигнут участием", "человеческие чувства мелели в нем"? Передайте выраженную в них мысль другими словами. Придумайте ситуации, в которых можно было бы употребить эти выражения. Переведите эти выражения на родной язык.

3. Какой смысл вложен автором поэмы в следующее предложение: "И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч..."? Как по-другому вы могли бы выразить эту мысль? Переведите это предложение на родной язык. Введите это предложение в небольшой рассказ с собственным сюжетом.

После выборочного комментированного чтения (или пересказа) главы школьники отвечают на следующие вопросы:

1. Уродлив, комичен, страшен или трагичен Плюшкин? Чем вызвана его жадность? Согласны ли вы с мыслью о том, что принцип отчуждения, подменяющий отношения между людьми отношениями вещей, разрушает единство личности?

2. Какова, по вашему мнению, причина трагического превращения бережливого хозяина Плюшкина в "прореху на человечестве"?

3. Какую роль играют лирические отступления автора в раскрытии характера Плюшкина? Приведите примеры лирических отступлений. Почему в конце VI главы появляется образ молодого человека - читателя Шиллера?

4. Какая мысль автора является основной в главе о Плюшкине? В каком лирическом отступлении она раскрыта? Найдите в тексте главы соответствующий фрагмент, прочитайте и обсудите его.

5. Согласны ли вы с мыслью о том, что привязанность к собственности убивает привязанность к людям? Выскажите свое собственное мнение и докажите его.

6. Способна ли, по вашему мнению, "мертвая душа" Плюшкина к возрождению?

7. Какие чувства вызывают у вас образ жизни и судьба Плюшкина? Живуч ли этот образ, по вашему мнению? Встречали ли вы черты Плюшкина в своих современниках?

8. Как Плюшкин и барон Филипп (А.С. Пушкин. "Скупой рыцарь") относятся к своим детям, к окружающим их людям? В чем сходство и различие героев Пушкина и Гоголя?

9. Если вы читали новеллу Оноре де Бальзака "Гобсек", сравните ее заключительные эпизоды и эпизоды шестой главы поэмы Гоголя "Мертвые души". Как Бальзак и Гоголь рисуют разрушение человеческой души под воздействием скупости?

10. Интересно ли вам было читать предложенную вам главу? Какие страницы поэмы Гоголя понравились вам больше других и почему? Согласны ли вы с мнением П.В. Анненкова, который назвал шестую главу поэмы Гоголя "Мертвые души" гениальной вещью? Докажите свое мнение.

11. Сравните иллюстрации к поэме "Мертвые души" художников А.А. Агина, П.М. Боклевского, А.М. Лаптева. Иллюстрации какою художника, с вашей точки зрения, наиболее верно передают характеры гоголевских героев?

12. Есть ли в вашей родной литературе произведения, которые можно сопоставить с поэмой Н.В. Гоголя "Мертвые души"? Приведите примеры. Какие общие черты вы можете отметить в произведениях родной литературы и в поэме Гоголя по содержанию и художественно-выразительным средствам?

13. Переведена ли поэма Гоголя "Мертвые души" на ваш родной язык? Сравните любой эпизод из поэмы с его переводом на родной язык. Насколько верно передаются художественные образы поэмы на вашем родном языке?

14. Какими средствами переводчик передает образность и колорит речи Плюшкина и насколько удачны найденные им в родном языке эквиваленты?

Отвечая на вопросы учителя, школьники говорят о том, что Плюшкин уродлив, комичен, страшен и трагичен одновременно. Человека опустившегося, "оставившего без ухода свое "душевное хо-

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

зяйство"" 8 , Гоголь так мастерски изобразил, что судьба этого человека, то трагическое одиночество, на которое он себя обрекает, трогает читателя до глубины души. И не случайно существовали, существуют и еще будут существовать самые различные и нередко самые противоположные трактовки образа Плюшкина. Одни исследователи низвергают гоголевского героя, другие, напротив, восхваляют его, пишут ему апологию 9 . Если учащиеся хорошо владеют русским языком и заинтересуются, можно познакомить их с различными высказываниями о Плюшкине ряда современных литературоведов и методистов, которые помогут им в их размышлениях над вопросами учителя, например:

1. B.А.Воропаев: "Возродиться душой должен был но только Чичиков, но и другие герои, - даже Плюшкин, может быть, наиболее "мертвый" и:? всех". (Воропаев В.А. Н.В.Гоголь: Жизнь и творчество. - М, 1998. - С. 62.)

2. А-Х.Гольденберг: "Не одно поколение читателей и критиков поражает обещание Гоголя "возродить" пошлых героев своей поэмы - Плюшкина и Чичикова. Именно в невозможности художественной реализации этого замысла коренится, по мнению большинства исследователей, творческая и человеческая трагедия писателя". (Гольденберг А.Х. "Мертвые души" Н.В. Гоголя и традиции народной культуры: Уч. пос. Волгоград, - 1991. - С. 218.)

3. М. Гус: "Анализ "мертвой души" <...> открывает в Плюшкине "прореху на человечестве" как высшую, заключительную стадию разложения и "общественного характера", и человеческой индивидуальности помещика <...> Плюшкин - уродлив, но и комичен <...> Лирический герой <...> не столько смеется над Плюшкиным, сколько скорбит о гибели личности в человеке..." (Гус М.С. Живая Россия и "Мертвые души". - М., 1981. - С. 291-294.)

4. М.Г. Качурин: "Но как же некогда мудрый хозяин мог превратиться в этакую "прореху на человечестве"? Гоголь обращается к прошлому героя, чтобы помочь читателю это понять. Вдумываясь в историю Плюшкина, мы видим, что причины здесь все те же, что нравственно изуродовали и других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле человеческой жизни, о нравственном долге, об ответственности перед Россией. Только здесь они усугублены потерей элементарных человеческих привязанностей". (Докусов A.M., Качурин М.Г. "Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" в школьном изучении". - М., 1982. - С. 145.)

5. В.Г. Маранцман: "Итак, бедность чувств, по Гоголю, - основа того безобразного превращения, которое произошло с Плюшкиным. Жадность его вызвана холодным одиночеством, отсутствием любви к жизни. Положение владельца многих сотен крестьян развивает в Плюшкине своенравие и жестокость <...> По мере того как скупость овладевает Плюшкиным, рвутся все нити, связывающие его с людьми <...> Несмотря на то что скупость показана Гоголем не в героическом, как у Пушкина, а в прозаическом, бытовом ее проявлении, образ Плюшкина далеко не только комичен. То трагическое напряжение, которое у Пушкина звучит в финале, Гоголь создает прелюдией - историей жизни Плюшкина <...> Гоголь, пользуясь приемом контрастов, заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. Сопоставление это рождает не только смех, но и трагическое потрясение". (Высокий восторженный смех. Изучение поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Авт.-сост. Маранцман В.Г.-Таллин, 1987. - С. 59-61.)

6. Е.А. Смирнова: "Привязанность к собственности убивает, как показывает писатель, главное в человеке - привязанность к людям... Плюшкин - человек, окончательно утративший все связи с миром... Скупость Плюшкина - это как бы обратная сторона его отпадения от людей, в котором и заключается главное содержание данного образа... Какой же высшей, обобщающей идеей нужно было "озарить" личность Плюшкина, чтобы оправдать и узаконить ее присутствие в создании высокого искусства? - Гоголь нашел се. Это идея неизбежного старения и увядания, которым подвержено все живое на земле". (Смирнова Е.А. Поэма Гоголя "Мертвые души". - Л., 1987. - С. 10, 12, 123.)

7. В.Н. Топоров: "...необходимо признать, что никакого состава преступления и никакой вины за Плюшкиным не числится. Он вне подозрений, и, более, он положительный хозяин, семьянин, человек. Строго говоря, в нем не было и черт, которые давали бы основание думать, что с возрастом они превратятся в недостатки... Он трезв, толков, деловит... Его поведение вообще обнаруживает черты воспитанного человека, не забывшего, что такое вежливость и деликатность, ...назвать "гадостью", после того как читателю рассказаны все несчастья, выпавшие на долю Плюшкина, ни в одном из которых он не был виноват, неудавшуюся попытку старика сэкономить на бумаге - более чем художественный просчет, но знак некоей нравственной болезни". (Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995. - С. 67-77.)

8. М.Б. Храпченко: "Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею "хозяев жизни"... Духовное оскудение человека, его нравственное падение вызывают автор-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

ские чувства горечи и скорби... Скупость Плюшкина - это уродливое порождение паразитических форм жизни, паразитического бытия". (Храпченко М.Б. Избранные труды. Николай Гоголь.- М., 1993.- С.371,372,373.)

В беседе с учителем учащиеся отмечают, что одной из причин превращения трудолюбивого хозяина Плюшкина в "прореху на человечестве" является утрата чувств. Бедность, оскудение чувств делают гоголевского героя похожим на гордого барона Филиппа, жаждущего покорности всего окружающего (А.С. Пушкин. "Скупой рыцарь"). Их отношение к своим детям и к людям, из которых они выжимают свои богатства, очень сходно. Однако если Пушкин, признавая огромное могущество золота, видит в нем источник зла, показывая его как сверкающую груду монет, то у Гоголя богатства Плюшкина показаны в картинах праха и тлена. Главное содержание образа Плюшкина заключается в его скупости как следствии его отпадения от людей.

Школьники возвращаются к описанию сада в имении Плюшкина. Они говорят о том, что картины могучей стихийной красоты природы обостряют восприятие разоренной крепостной деревни и противопоставлены ничтожному существованию помещика. Образ сада - ключ к трагедии Плюшкина, природа которого была недостаточно сильна, чтобы противостоять уродующим ее противоестественным обстоятельствам. Картина сада была необходима Гоголю для усиления глубокого драматизма поэмы, для выражения несоответствия порядков крепостнической России, мира мертвых душ, гуманным мечтам автора о подлинно человеческой жизни.

Учащиеся вновь обращаются к лирическому отступлению, которым открывается VI глава. Скорбная интонация воспоминания о годах молодости лирического героя "О моя юность! о моя свежесть!" - лейтмотив лирической мелодии главы. Это не только грусть о прошедшей юности, но и сожаление об утрачивающихся в молодые годы лучших человеческих чувствах, сожаление, которое сливается в течение главы со скорбью о человеке, гибнущем как личность, о человеке, гибнущем от бессмысленной скупости, - замечают девятиклассники. - Лирическое отступление подчеркивает внутреннюю связь между писателем и его героями, между всеми людьми, то есть в произведении ставится общечеловеческая проблема жизни и смерти. Это своеобразное вступление к рассказу о судьбе Плюшкина, о двух контрастных периодах его жизни: первый - деятельное хозяйствование в дни семейного счастья, второй - одинокая, безучастная, равнодушная к жизни старость.

Школьники находят в тексте лирическое отступление "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..". Они его зачитывают и обсуждают. Эти слова - крик души писателя и его лирического героя, в них слышится бесконечная сердечная боль. Это - крик души, исстрадавшейся по человечности человека, потрясенной глубиной падения личности, состоянием мертвенности души героя. Лирический герой потрясен, читатель вместе с ним переполняется смешанным чувством скорби, негодования, жалости... Автор в лице лирического героя обращается к молодежи с призывом забирать "с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, ...все человеческие движения".

Юность, годы становления молодого человека Гоголь считал периодом проявления лучших его душевных свойств. В это время жизнь раскрывается перед растущим и полным сил молодым человеком во всем своем великолепии и разнообразии. Лучшими качествами своей души человек обращен ко всему прекрасному в жизни, он обращен к добру, отвечая на запросы жизни всеми душевными струнами. И писатель со всей страстностью своей многострадальной души призывает читателя сохранить, не растерять на трудной дороге жизни свои лучшие душевные качества, не дать омертветь своей душе, оставаться человеком до могилы. Это лирическое отступление - кульминация VI главы поэмы, здесь заключена ее основная мысль, - приходят к выводу учащиеся.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

В конце главы появляется образ замечтавшегося молодого человека, увлекающегося Шиллером. Школьники вспоминают и находят в тексте строку "...он в небесах и к Шиллеру заехал в гости...". Этот мечтатель - антипод будничной грязной жизни, младший современник Гоголя, принадлежащий к передовым людям своего поколения. Характерная черта этого поколения - увлечение немецким поэтом Шиллером, прославляющим вольность, поэзию, дружбу, любовь. Сам Гоголь увлекался Шиллером, который оказал влияние на формирование веры писателя в жизнь и людей. Образ молодого читателя Шиллера дополняет призыв автора поэмы забирать с собою в путь суровое ожесточающее мужество, все человеческие движения, оставаться человеком до конца жизни.

Само заглавие поэмы и весь ее художественный строй призывают читателей: "Будьте живыми душами! Думайте, заботьтесь о душе! Не дайте себе полностью погрязнуть в заботах о суетном, но до могилы живите и духовной жизнью, не дайте умереть душе своей при жизни! Помните: созданы вы по образу и подобию Божьему, а значит, желание делать не зло, но деятельное добро не должно умирать в вас!"

Таким образом, забота о благе, добре, по мнению Н.В. Гоголя, - предназначение каждого человека. Создавая свою поэму, писатель мечтал спасти душу человека, видя опасность для России в грозящей ей бездуховности. Именно в спасении человеческой души он видел возможность противостоять злу, царящему в мире. Поэма Гоголя заставляет читателя задуматься над смыслом своей жизни, над собственной судьбой и назначением человека, помогает ему познать свой духовный мир.

Гоголь исследовал человеческую психологию так глубоко, что его герои продолжают жить и в наше время. Читатели узнают в них своих современников с подобными гоголевским героям взглядами на жизнь.

Тем учащимся, которые читали поэму целиком, учитель может предложить (по желанию) выполнить следующие творческие задания:

1. Перечитайте I главу поэмы Гоголя "Мертвые души". Перескажите ее от лица героя поэмы Чичикова. Как меняется характер описания города? Почему исчезает юмор Гоголя? Как относятся к городу и его обитателям Чичиков и автор- повествователь?

2. Выберите из II главы поэмы (можно использовать и другие главы) материалы, характеризующие Манилова. Устно нарисуйте его портрет, опишите его имение, кабинет. Составьте устную (по желанию письменную) характеристику помещика Манилова.

3. Какой вы представляете Коробочку? Каков ее образ жизни, ее внутренний мир? Н.В. Гоголь говорит, что и в высшем свете России XIX века можно нередко встретить Коробочку. Представьте себе такую Коробочку в современном обществе и составьте устно (по желанию напишите) небольшое сочинение-рассуждение "Коробочка в наши дни". Нарисуйте акварелью, цветными карандашами или гуашью ее портрет. Используйте нарисованный вами портрет Коробочки в вашем рассказе о ней.

4. Подберите материалы, характеризующие помещика Ноздрева. Опишите его портрет, его занятия, интересы, его внутренний мир и образ жизни. Напишите (или составьте устно) сочинение-рассуждение "Ноздрев в наши дни".

5. Опишите имение Собакевича, окружающую обстановку; нарисуйте устно или цветными карандашами его портрет. Каковы интересы Собакевича, его отношение к людям и к продаже мертвых душ? Инсценируйте диалог Собакевича и Чичикова из V главы поэмы о продаже мертвых душ. Как этот диалог характеризует героев?

6. Согласны ли вы с тем, что такие люди, как Чичиков, представляют собой явление зла в новом обличье, что это - мертвые души, несмотря на их энергию, предприимчивость? Докажите свое мнение. Напишите сочинение-миниатюру "Мое мнение о характере предприимчивости Чичикова".

7. Выразительно прочитайте и обсудите фрагмент из VII главы поэмы - лирическое отступление автора о двух типах писа-

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

телей. О каких двух типах писателей говорит Гоголь? Какова, по мнению автора, судьба писателя, изображающего идеальные характеры? А какова судьба писателя-реалиста, показывающего "всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь"? К какому типу писателей принадлежит Н.В. Гоголь? Проведите беседу-диспут на тему: "Два типа писателей и особенности творчества Н.В. Гоголя.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Н.В.Гоголь в русской критика и воспоминаниях современников. - 1959. - С. 303.

2 Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. - М., С. 286.

3 Там же. - С. 180.

4 См.: Гольденберг А.Х. "Мертвые души" Н.В. Гоголя и традиции народной культуры: Учеб. пос. - Волгоград, 1991. - С. 14.

5 Маранцман В.Г. Литература. 9 класс: Учеб. пос. для общеобр. учрежд. - М., 1997. - С. 426-427.

6 См.: Смирнова-Чикина Е. А. Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души": Комментарий. - Л., 1974. - С. 109-110.

7 Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка // Материалы и исследования но истории русского литературного языка. - М., 1953. - Т. 3. - С. 25.

8 Смирнова Е.Л. Поэма Гоголя "Мертвые души". - Л.: Наука, 1987. - С. 68.

9 См.: Топоров В.Н. Апология Плюшкина: Вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М., 1995.

стр. 64


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. В. Манько, "Мертвые души" Н.В. Гоголя в IX классе национальной школы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324361&archive=1206184915 (дата обращения: 17.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии