Цель творчества - самоотдача. Урок по теме: "Поэт и поэзия" в творчестве русских поэтов XX в.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. С. Коршунова

найти другие работы автора

Предварительная подготовка

1. Распечатать дидактический материал (прилагается к конспекту).

2. Разделить учащихся для работы по группам.

3. На доске записать эпиграф урока.

4. Подготовить на доске таблицу с нумерацией.

I
II
III

1.
7.
16.

2.
8.
17.

...
...
...

6.
15.
19.


I. Вступительное слово учителя

Тема поэтического самоопределения важна для любого поэта. Мы говорили об этом на уроках о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, Фете, Тютчеве; сегодня посмотрим, как звучит тема поэта и поэзии в стихах русских авторов XX века.

II

На доске - эпиграф к уроку:

Не повторяй - душа твоя богата -

Того, что было сказано когда-то,

Но, может быть, поэзия сама -

Одна великолепная цитата.

А. Ахматова

1. К кому обращается Ахматова с советом не повторять уже сказанного?

(По-видимому, к поэту.)

2. Поэзия - "великолепная цитата". Из чего цитата? Откуда цитата? (Из жизни? Из судьбы? Из вечности?)

Записать эпиграф в тетрадь, оставить место для темы.

III

Раздается лист с фрагментами "Поэты о поэте и поэзии".

Работа по группам по заданию: "Определите авторов строк и названия стихотворений". После отведенного времени группы сообщают найденные ответы, взаимодополняя друг друга. Заполняется таблица на доске:

I
II
III

1. Пушкин "Поэт"
7. Пушкин "Пророк"
16. Пушкин "Поэту"

2. Пушкин "Поэт и толпа"
8. Лермонтов "Поэт"
17. Пушкин "Осень"

3. Лермонтов "Пророк"
9. Лермонтов "Поэт"
18. Лермонтов "Журналист, читатель и писатель"

4. Тютчев "Не верь, не верь поэту, дева..."
10. Некрасов "Поэт и гражданин"
19. Маяковский "Разговор с фининспектором о поэзии"

5. Есенин "Мы теперь уходим понемногу..."
11. Некрасов "Элегия"




6. Маяковский "Сергею Есенину"
12. Тютчев "Нам не дано предугадать..."







13. Блок "0, я хочу безумно жить"







14. Есенин "Пушкину"







15. Маяковский "Юбилейное"





стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

Осмыслить и объяснить разделение всех фрагментов на три группы.

I - Кто? (Поэт и мир)

II - Зачем? (Цель творчества)

III - Как? (Истоки и пути творчества)

IV

Тот же принцип объединения по разделам на втором листе (раздается лист "Цель творчества - самоотдача" с подборкой стихотворений).

1. Запись на доске: Поэт и мир (Кто?) М. Цветаева "Что же мне делать, слепцу и пасынку..." Учащиеся читают стихотворение про себя, затем вслух. (Выбирая интонацию, обратим внимание на последний знак.)

Какая тема наследуется от классических поэтов? (Одиночество поэта, противопоставленность миру.) Что звучит иначе, по- новому? (Противопоставление поэта миру детализировано, и отсюда усиление трагизма темы одиночества.) Делается конспективная запись на доске (также в дальнейшем}.

2. Запись на доске: Цель творчества. (Зачем?)

Как ставит цели поэзии литература XIX века?

(Некрасов: "Будьгражданин!" - выражение гражданской позиции. Пушкин: "Глаголом жги сердца людей" - выражение общегуманистического идеала.

Тютчев: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." - самовыражение, философское осмысление мира.)

Учитель читает стихотворение М. Цветаевой "Поэт" Какова цель поэзии по Марине Цветаевой? ("Взрыв и взлом", поэзия противостоит обыденности, она противопоставляет вечное сиюминутному, бытие быту.) Учащиеся (про себя, а затем вслух) читают стихотворение Б. Пастернака "Быть знаменитым некрасиво". Против какой позиции писателя, поэта выступает Б. Пастернак?

(Тщеславной, конъюнктурной, карьеристской.)

Что значит " быть живым"? (Полнота ощущения жизни, искренность самовыражения.)

Записать название стихотворения как тему урока.

Почему в прочитанных стихах не звучит напрямую гражданская тема? (Сохранение своей личности - гражданский подвиг XX века.)

3. Запись на доске: Истоки и пути творчества. (Как?)

Стихотворение М. Цветаевой "Вскрыла жилы: неостановимо..." учащиеся читают про себя. С чем сравнивает поэт акт творчества? (С самоубийством - по самоотдаче.)

Какова цель этого акта творчества? ("Питать" новую жизнь.) Учитель читает стихотворение Б. Пастернака "Во всем мне хочется дойти...".

Найдите на первом листе ("Поэты о поэте и поэзии") строки, которые по идее созвучны стихотворению Б.Пастернака (М. Лермонтов "На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова"; А. Пушкин "Плоды любимых дум...": поэзия - результат "открытий".) Что означают последние четыре строфы? ("Оприроживание" поэзии - ср. с прежней традицией "поэтизации" природы.) Прочитайте, вслушиваясь, стихотворение А. Ахматовой "Бывает так: какая-то истома...".

Какая поэтическая мысль, традиционная для XIX века, отразилась в этом стихотворении? ("Просто продиктованные строчки..." - "Осень" А. Пушкина.) Учитель читает стихотворение А. Ахматовой "Мне ни к чему одические рати...".

Какая новая мысль (относительно XIX века) звучит в стихах о поэзии у этого автора? ("Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." - все может быть предметом поэзии. Так и было уже у

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

А. Пушкина, но не декларировалось поэтически.)

V. Заключительное слово учителя

Цель творчества - самоотдача. Это важно не только в поэзии. И поводом для творчества может стать в жизни очень многое. Поэтому стихи о поэзии, которые мы прочитали, имеют для нас не только чисто литературный, но и большой человеческий смысл.

Поэты о поэте и поэзии

Определите авторов строк и названия стихотворений.

Какие темы объединяют фрагменты внутри групп?

I

1. Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клони г гордой головы.

2. Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел - а хладный и надменный

Крутом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал...

3. Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все близкие мои

Бросали бешено каменья.

4. Поэт всесилен, как стихия,

Не властен лишь в себе самом.

5. Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

6. Надо, чтоб поэт и жизни был мастак..

II

7. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

8. Твой стих, как божий дух,

носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

9. В наш век изнеженный но так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

10. Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви.

11. Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

12. Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

13. О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

14. Но обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

15. Слово - полководец человечьей силы.

Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось.

III

16. ... Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

17. ... И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

18. На мысли, дышащие силой,

Как жемчуг, нижутся слова.

19. Поэзия - та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

Цель творчества - самоотдача...

Не повторяй - душа твоя богата -

Того, что было сказано когда-то,

Но, может быть, поэзия сама -

Одна великолепная цитата.

А. Ахматова

I

Что же мне делать, слепцу и пасынку,

В мире, где каждый и отч и зряч,

Где по анафемам, как по насыпям,

Страсти! - Где насморком

Назван - плач! ...

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновение хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер?!

М. Цветаева

II

Поэт

Поэт - издалека заводит речь.

Поэта - далеко заводит речь.

Планетами, приметами... окольных

Притч рытвинами... Между да и нет

Он, даже разлетевшись с колокольни,

Крюк выморочит... Ибо путь комет -

Поэтов путь. Развеянные звенья

Причинности - вот связь его!

Кверх лбом - Отчаятесь!

Поэтовы затменья

Не предугаданы календарем.

Он тот, кто смешивает карты,

Обманывает вес и счет,

Он тот, кто спрашивает с парты,

Кто Канта наголову бьет,

Кто в каменном гробу Бастилии

Как дерево в своей красе...

Тот, чьи следы - всегда простыли,

Тот поезд, на который все

Опаздывают...

- ибо путь комет -

Поэтов путь: жжя, а не согревая,

Рвя, а не взращивая - взрыв и взлом, -

Твоя стезя, гривастая кривая,

Не предугадана календарем!

М. Цветаева

Быть знаменитым некрасиво.

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Пастернак

III

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска - плоской.

Через край - и мимо -

В землю черную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

М. Цветаева

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад,

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука -

Натянутая тетива

Тугого лука.

Б. Пастернак

Творчество

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и на мученье мне.

А. Ахматова

стр. 35


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Н. С. Коршунова, Цель творчества - самоотдача. Урок по теме: "Поэт и поэзия" в творчестве русских поэтов XX в. // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324121&archive=1205324210 (дата обращения: 18.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии