Письменный экзамен по литературе в XI классе: традиции, поиск... К вопросу об итоговой аттестации по литературе в 2002 г.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. А. Зинина

найти другие работы автора

В последнее время школьное литературное образование вновь находится в центре общественного внимания. Широкий охват обсуждаемых вопросов убеждает в том, что, с одной стороны, нами пройден многолетний путь в осмыслении "стратегической" значимости этой важнейшей дисциплины школьного цикла, а с другой - очерчивает границы проблемного поля, где вопросов больше, чем однозначных ответов. Это и раздумья над целями литературного образования, критериями отбора его содержания; и размышления о соотношении воспитательных и образовательных аспектов преподавания предмета, о требованиях к программно-методическому его обеспечению, об оптимальных способах передачи знаний учащимся и т.п. "Внутрипредметная" дискуссия давно вышла за пределы профессионального сообщества - факт, свидетельствующий об особом месте литературы в системе учебных дисциплин и о здоровых тенденциях жизни общества, неравнодушного к судьбе молодого поколения.

Формы итоговой аттестации во многом отражают возобладавшие ныне подходы к курсу литературы. Вопрос о структуре выпускного экзамена затрагивает целый комплекс проблем: что отнести к самым важным умениям выпускника, формируемым на уроках литературы, как измерить уровень его обученности,

стр. 8


--------------------------------------------------------------------------------

каковы критерии оценки письменной работы, насколько велика область субъективного в этой оценке? Итоговая аттестация - один из показателей сформированности единых подходов к предмету: договоренность о необходимых акцентах в изучении отечественной литературы, решении методологических вопросов, касающихся общей концепции курса.

Актуальной остается установка на поиск новых форм итоговой аттестации. В настоящее время анализируются результаты эксперимента прошлого года: изложение с творческим заданием. О выводах говорить пока рано, но очевидно одно: уточнять концепцию итоговой аттестации по литературе, продумывать альтернативные варианты - дело полезное. Проводя эксперименты подобного рода, мы получаем дополнительную возможность общения со всеми регионами России, цель которого - обратить внимание общества на проблему "оказенивания" экзамена в форме традиционного сочинения, которое в ряде случаев списывают из пресловутых сборников "Золотых сочинений" или пишут по заготовленным заранее клише. В ситуации любого эксперимента явлен не только положительный, но и отрицательный опыт, который по- своему помогает осознать специфику литературы как школьного предмета, понять, почему при всех "минусах" сочинения эта форма итоговой аттестации сохранилась в России с дореволюционных времен и присутствует в опыте самых разных стран.

Поиск - естественный путь любого развития. Один из возможных вариантов обновления выпускного экзамена по литературе - анализ небольшого произведения, которое учащимися ранее не изучалось. В планах Министерства образования провести такой эксперимент, тем более многое в этом направлении уже сделано Татьяной Алексеевной Калгановой, реализовавшей в локальном эксперименте идею проведения экзамена по "олимпиадному" принципу.

В нынешнем учебном году экзамен сохранит свои традиционные очертания: его модель последние годы постоянно уточнялась, корректировалась, обретая все большую концептуальную целостность. Прежде всего, выпускники 2002 г. должны будут показать, на каком уровне они овладели умением создавать собственный текст, опираясь при этом на классическую и современную литературу. Предложенные ниже примерные темы сочинений отражают сложившиеся подходы к выпускному экзамену, строившемуся с учетом принципа вариативности. Подбор тем учитывает индивидуальные особенности учащихся, их читательские предпочтения: сохраняются право выбора одного из жанров школьного сочинения (литературно- критическая статья, рецензия, свободное размышление на литературную тему), возможность обращаться к одной из литературных эпох, право самостоятельного выбора автора и произведения там, где это допускается формулировкой темы. Письменный экзамен по литературе не ставит своей задачей выявить степень владения учащимся всем материалом программы, это прерогатива вузовских экзаменов на филологических факультетах. На этапе окончания школы важнее представить уровень сформированности читательской культуры, степень развитости речи, логического и образного мышления учащихся.

Давно назрела необходимость разработать и более четкие критерии оценки выпускного сочинения. В решении этого вопроса важно избежать двух крайностей. Неоправданное снижение объема требований к работе выпускника ведет к ослаблению внимания к жанру сочинения на уроках. Непомерно высокая оценочная планка порождает у одиннадцатиклассника лишь желание списать, выполняя заведомо непосильную задачу.

Сегодня очевидно, что письменный экзамен по литературе - важнейшее направление методической работы, требующее объединения усилий ученых и педагогов-практиков. Однако наступивший новый учебный год требует в этом вопросе определенности. Ниже предлагаются материалы, которые помогут представить, каким будет финальный аккорд школьного курса литературы.

стр. 9


--------------------------------------------------------------------------------

Примерные темы сочинений для выпускного экзамена по литературе (2001-2002 учебный год)

1. Тема сопоставительного характера сформулирована по русской литературе XIX века (автор и произведение указаны).

2. Тема сформулирована по русской литературе XX века (в виде цитаты с указанием автора и произведения для анализа).

3. Роль эпизода в произведении русской литературы XIX века (автор, произведение, эпизод указаны).

4. Анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).

5. Тема, связанная с мастерством писателя XIX века (автора и произведение выбирают учащиеся).

6. Тема, связанная с мастерством писателя XX века (автора и произведение выбирают учащиеся).

7. Анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) XIX или XX века (автор назван; произведение выбирает учащийся).

8. Тема, предполагающая раскрытие социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т.п.) на материале произведений русской литературы по выбору учащихся.

Комментарий к темам:

Отбор литературного материала производится на базе "Обязательного минимума содержания образования" с учетом принципа вариативности, нашедшего отражение в указанном документе.

Комплект тем обязательно будет отражать три основные литературные эпохи: первая и вторая половина XIX в., а также XX век.

Формулировки экзаменационных тем несколько отличаются по степени трудности с учетом двух возможных уровней глубины изучения предмета (базовый и гуманитарный).

Тема N 1 предполагает как сопоставления на уровне одного произведения, так и соотнесение героев и проблематики произведений различных авторов, например: "Элен и Наташа Ростова в романе Л. Толстого "Война и мир""; "Проблема наполеонолизма в романах "Война и мир Л. Толстого и "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского".

Тема N 2, сформулированная в виде цитаты, дает выпускнику большую свободу в выборе ракурса анализа произведения. Примерные формулировки: "Существует только человек..." (по пьесе М. Горького "На дне"); "Я последний поэт деревни..." (по лирике С. Есенина).

Анализ эпизода в рамках темы N 3 подразумевает рассмотрение его в контексте художественного целого (вместе с тем необходим тщательный анализ идейно-образной структуры предложенного фрагмента).

Раскрытие темы N 4 может включать в себя элементы свободного истолкования поэтического текста, его индивидуальной трактовки.

Формулировки тем N 5 и N 6 будут нацеливать на создание литературно-критического очерка о той или иной особенности художественного текста, которую выпускник может раскрыть на материале любого произведения указанной литературной эпохи. Ключевыми понятиями тем такого рода могут быть сюжет, композиция, портретная характеристика и т.п.

Тема N 7 предполагает общее рассмотрение произведения с точки зрения особенностей его содержания и формы. Возможный список писательских имен включает В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Л.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького, А. Блока, А. Платонова, М. Шолохова, В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, В. Быкова, В. Кондратьева, А. Солженицына. Сочинение на эту тему не предполагает исчерпывающего рассмотрения всех сторон произведения; оценивается умение выбрать ракурс анализа и построить связное рассуждение, показывающее владение приемами анализа художественного текста.

Тема N 8 дана в традиционной "свободной" формулировке, требующей, однако, опоры на литературный материал, а не на жизненные впечатления учащихся. В последней теме отражена специфика предмета, связанная с вопросами этики, психологии, философии.

Ведущий специалист

Министерства образования

Российской Федерации

Е.А. Зинина

стр. 10


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Е. А. Зинина, Письменный экзамен по литературе в XI классе: традиции, поиск... К вопросу об итоговой аттестации по литературе в 2002 г. // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323947&archive=1205324210 (дата обращения: 17.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии