Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. И. Исаев

найти другие работы автора

В иранскую группу индоевропейской этноязыковой семьи объединяются более двух десятков генетически родственных народов и их языков (немногим менее половины языков - мертвые). Различают четыре подгруппы:

1) юго-западная - персы, таджики, таты, а также мертвые языки - древнеперсидский и среднеперсидский;

2) северо-западная - курды, талыши, а также мертвые языки - мидийский, парфянский;

3) юго-восточная - пашто, памирцы, а также мертвый язык - сакский, или хотанский.

4) северо-восточная - осетины, ягнобцы, а также мертвые языки - скифский, аланский, согдийский, хорезмийский.

Литература

Оранский И.М. Иранские языки. - М., 1963; Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. - М., 1960.

Курды, самоназвания курд или курмандж. В бывшем СССР проживало около 152,7 тыс. чел., в том числе в РФ - около 5 тыс. чел. (в Краснодарском крае), Армении - 56,1 тыс. чел., Грузии - 33,3 тыс. чел., Казахстане - 25,4 тыс. чел., Азербайджане - 12,2 тыс. чел., Киргизии - 14,3 тыс. чел., Узбекистане - 1,8 тыс. чел., Туркмении - около 4,5 тыс. чел. Курды компактно расселены в Турции (около 20 млн чел.), Иране (около 9 млн. чел.), Ираке (около 5,5 млн чел.), Сирии (около 1,5-2 млн. чел.), а также небольшими группами в других странах Европы и Азии. Общая численность курдов - 35-40 млн. чел. (оценка). Курды относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Большинство курдов - мусульмане- сунниты, есть и шииты, имеются сторонники синкретических культов (езиды и др.).

Курды - автохтонное население исторической области Курдистан. До начала XX в. курды были объединены в союзы племен, делившихся на мелкие родоплеменные группы. В XIV - XVIII вв. находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. Подвергались (и до сих пор подвергаются, в особенности в Турции) национальной дискриминации. Этим вызван поток эмиграции с родных мест в Западную Европу (в частности в Германию).

Историческая родина курдов Курдистан расположен в горном районе вокруг Курдских гор на стороне Армянского и Иранского нагорий в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии. Курдистан подвергался многократно разделению между группой государств, что вызывало в разные эпохи эмиграцию курдского населения. В частности, существование в Закавказье отдельных курдских родо-племенных конфедераций относится к Х в. В то же время известная историкам курдская династия Шеддадидов правила в XI в. на обширной территории от г. Елисаветполь (современный Азербайджан) до г. Ани (современная Турция).

В 20-х гг. в советском Закавказье был создан Курдский уезд с центром в г. Лачин, а в 1929-1930 гг. преобразован в Курдский округ, но вскоре был упразднен. В 1937 г. курды были депортированы в Среднюю Азию из Армении и Азербайджана, а в 1944 г, - также из Грузии.

В дореволюционной русской литературе курдов называли: курдины, куртины, куртинцы. В зарубежной литературе бытует ряд этнонимов, носящих географический характер: дерсими, хаккари, керманшахи, сулеймсши и др. Известны также племенные названия: гуран, бабой, джаф, милан, мукри и др., а также по


--------------------------------------------------------------------------------

* Начало очерков М.И.Исаева см.: "Русская словесность", 2001, N 6, 7.

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

языковым признакам: заза, сорани; религиозно- культовым признакам: езиди, амеаллахи, шабаки и др.

Язык относится к иранской группе (северо-западная подгруппа) индоевропейской семьи языков. Основные наречия: курманджи и сорани. Существует два варианта курдского литературного языка. Советские курды пользовались литературным языком на базе курманджи, иракские - на основе сорани.

Первые письменные памятники относятся к XI в. Письменность советских курдов существовала на основе армянской графики, с 1929 г. - на латинице, а с 1946 г. - на русской графике.

Литература

Вильчевский О. Курды. - М.; Л., 1961;

Бакаев Ч. X. Курдский язык // Языки народов СССР. - М., 1966.-Т. 1.

Осетины, самоназвания ирон, дигорон; сохранились также локальные этнонимы: туаллаг ( двалы - группа осетин Наро-Мамисонского региона), хуссайраг ( хуссары - группа осетин в Южной Осетии). Численность в РФ - 402 тыс. чел., в том числе в Северной Осетии - 335 тыс. чел., В Кабардино-Балкарии - 10 тыс. чел., в Ставропольском крае, включая Карачае-во- Черкесию, - 4 тыс. чел. Значительное количество осетин проживает в Южной Осетии (164 тыс. чел.) и других областях Грузии. Общая численность осетин - 598 тыс. чел. (1989). Осетины относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Верующие - православные и мусульмане- сунниты.

Формирование осетинского этноса связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и, в особенности, аланами (с I в. н. э.).

Сложившийся здесь мощный союз аланов положил начало образованию осетинской народности. В результате разгрома аланского государства монголо-татарами аланы были оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах по ущельям образовалось четыре крупных "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", которые находились в зависимости от грузинских князей.

В 1774 г. Российское правительство удовлетворило просьбу осетин, и Осетия вошла в состав России. Это в значительной мере способствовало национальной консолидации народа и его прогрессу во всех сферах жизни.

В 1922 г. была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, а в 1924 г. - Северо-Осетинская АО в составе РСФСР, которая в 1936 г. была преобразована в Северо- Осетинскую АССР (в составе РСФСР), а в 1990-е гг. - в Республику Северная Осетия - Алания.

Язык осетин относится к восточной подгруппе иранской группы индоевропейской языковой семьи. Осетинский язык делится на два основных диалекта - иронский и дигорский (соотношение носителей которых 4:1). Письменность зародилась и развивается на обоих диалектах, ставших базой двух осетинских литературных языков - иронского и дигорского. Литература на первом значительно превалирует. Тем не менее в существующей Конституции Республики Северная Осетия - Алания обе разновидности литературного языка признаны равноправными (статья 15).

История осетинской письменности полна событиями. Истоки ее возникновения восходят к VI-VII вв. и связаны с распространением христианства из Византии. Свидетельством этого служит первый памятник осетинской письменности - так называемая Зеленчукская надпись, выполненная греческими буквами и датируемая 941 г. Следующим этапным событием стало издание параллельно на осетинском и старославянском языках в Московской Синодальной типографии краткого Катехизиса под названием "Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественного писания" (1798). Параллельно были попытки установить осетинскую письменность на грузинской графике. Однако следующим этапным событием яви-

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

лось создание кириллического алфавита для осетин, предложенного русским академиком А. Шегреном в его "Осетинской грамматике" (1844). С этого момента, по существу, начинается регулярная письменная практика у осетин. Письменность на базе реформированной кириллицы просуществовала у осетин до 1923 г., когда она латинизируется, и снова возвращается на базу русской графики в 1938 г. в Южной Осетии, входящей в Грузию, в этом же году вводится грузинская графика, просуществовавшая до 1954 г., когда восстанавливается единая осетинская письменность.

Литература

Шегрен А. Осетинская грамматика. - СПб., 1844; Миллер В. Ф. Осетинские этюды: В 3-х ч. - М., 1881. - Ч. 1, 2. - М., 1887. - 4.3.

Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор, - М.; Л., 1949. - Т. 1.

Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. - 1958. - Т. 1; 1973. - Т. 2; 1979. - Т. 3; 1989. - Т. 4; 1995. - Т. 5.

(Указатели): Калоев Б.А. Осетины. - М., 1971; Исаев М.И. Дигорский диалект осетинского языка. - М., 1966.

Памирские народы - группа ирано-язычных народов, живущих в долинах Западного и Южного Памира (Горный Бадахшан Таджикистана и прилегающие районы Афганистана, Пакистана, Северной Индии), а также в отрогах Сарыкольского хребта (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая): ваханцы, ишкашимцы, язгулямцы, шугнанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, орошорцы (рошорцы), сарыкольцы.

Языки памирских народов специалисты относят к восточной подгруппе иранской языковой группы и рассматривают в качестве единой семьи, противостоящей другим восточно- иранским языкам. Отдельные черты объединяют некоторых из них. Так, близкое родство прослеживается между северопамирскими языками (шутнано-рушанская группа и язгулямский язык).

Литература

Соколова B.C. Шугнано-рушанская языковая группа // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. 1; Пахатина Т.Н. Памирские языки. - М., 1969; Эдельман Д.И. Язгулямский язык. - М., 1966.

Таджики, самоназвание тоджик - ираноязычный народ, составляющий одну из наиболее крупных наций Средней Азии. Общая численность таджиков - 7,2 млн. чел., из которых примерно половина (3172 тыс. чел.) живет в самом Таджикистане. Остальные - в РФ (32,2 тыс. чел.), Узбекистане (933,5 тыс. чел.), Казахстане (25,5 тыс. чел.), Киргизии (33,5 тыс. чел.), а также в Афганистане (3,7 млн.) и Иране (50 тыс. чел.).

Таджики относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. Верующие - в основном мусульмане- сунниты.

Таджики - древний народ, корни его этногенеза восходят к периоду конца 2-го - начала 1-го тысячелетия до н. э., когда степи Средней Азии и Евразии населяли племена индоиранской общности, от которых впоследствии отпочковались ирано-язычные племена. Прямыми предками считаются бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмий-цы в низовьях Амударьи, парконцы в Ферганской долине и сако- массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало- каспийских степей.

Процесс сложения этнического ядра таджиков завершился с образованием государства Саманидов (IX-Х вв.), что было связано в значительной мере с распространением общего фарси-дари-таджикского языка, ставшего в государстве господствующим языком. Именно на этом языке развивались культура и наука ираноязычных народов (таджиков и персов), создавались богатейшие литературные традиции.

С конца Х в. в Средней Азии начали преобладать тюркоязычные народы, волны которых проникали в районы проживания таджиков, в основном равнинные. Некоторыми таджикскими оазисами оставались города, такие как Бухара, Самарканд, Ходженд. С этого времени началось тесное взаимодействие иранского (таджикского) этноса с тюркскими (в основном узбеками).

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

Специфически сложным оказалось для таджиков и новое время - вторая половина XIX - начало XX в., - когда северные районы их края, где проживало оседлое население, вошли в состав России (1868), а население южных районов оставалось под властью феодального Бухарского эмирата, находившегося лишь в зависимом отношении от России. В 1924 г. образована Таджикская АССР, а в 1929 г. она преобразована в Таджикскую ССР в составе СССР, с 1991 г. - Республика Таджикистан (самостоятельное государство - член СНГ).

Язык таджиков входит в юго-западную подгруппу иранской группы индоевропейской языковой семьи. Выделяют четыре диалектные группы: северная (говоры Бухары и Самарканда, Ферганской долины, Ура-Тюбе, Пенджикента и др.), центральная (верхнезеравшанская), южная, или каратегинская (каратегинские, кулябские, рогские и бадахшанские говоры), юго-восточная (дарвозские говоры).

Первые письменные памятники на таджикском языке относятся к IX в., в них использовалась арабская графика, а в 1930 г. был принят латинизированный алфавит, замененный в 1940 г. на русскую графику.

Литература

История таджикского народа: В 3-х тт. - М., 1963-1965; Гафуров Б.Г. Таджики. - М., 1972;

Расторгуева Р. С. Опыт сравнительного изучения таджикских говоров. - М., 1964; Керимова А.А. Таджикский язык. Языки народов СССР. - М., 1966.-Т. 1.

Талыши, самоназвание толыш - народ, проживающий в Северном Иране (около 100 тыс. чел.) и на юго-востоке Азербайджана (около 100 тыс. чел.).

Относится к переднеазиатскому варианту балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Верующие - мусульмане- шииты, часть - сунниты.

Талыши - потомки древнего коренного населения Кавказа, которое с раннего средневековья ассимилируется с азербайджанцами. С Россией у талышей длительные связи - еще в начале XIX в. Талышское ханство (основанное в XVII в.) вошло в состав России.

Язык талышей входит в северо-западную подгруппу иранской языковой группы индоевропейской языковой семьи. Талышский язык имеет четыре основных говора: ленкоранский, астаринский, лерикский, массалинский.

Состоялась попытка создания талышской письменности (1930- е годы), но она не привилась.

Литература

Миллер Б.В. Талышский язык. - М., 1953; Трофимова А. Г. Талыши // Народы Кавказа. - М., 1962. - Т. 2; Пирейко Л.А. Талышский язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. 1.

Таты, самоназвание тат - ирано-язычная народность. Проживает отдельными островками в Азербайджане (10,2 тыс. чел.) и Дагестане (12,4 тыс. чел.), а также в некоторых городах Северного Кавказа. Основные места поселения следующие: на Апшеронском п-ове - Балаханы, Сураханы и некоторые другие мелкие населенные пункты;

в Северо-Восточном Азербайджане - Ворташен, Лахидж, Матраса, Конах-кент, Афруджа, Чичи, Гендаб, Дагкушчу, частично города Куба, Дивичи и Сиазань; в Дагестане живут в городах и населенных пунктах, таких как: Махачкала, Дербент, Буйнакск, Кизляр, Хасавюрт; в Кабардино-Балкарии - в г. Нальчик, в Северной Осетии - в Моздоке, в Чечне - в Грозном.

Общее количество татов на территории бывшего СССР - около 30,7 тыс. чел. В Иране татов - около 300 тыс. чел.

По своим антропологическим признакам таты относятся к малой балкано-кавказской расе, а шире - к большой европеоидной расе.

По вероисповеданию таты делятся на две основные группы: иудеи (большинство дагестанских и северокавказских, в Азербайджане - варташенские и кубинские таты) и - мусульмане (апшеронские и североазербайджанские).

Таты свой язык называют тати. Этим же термином именуют ряд диалектов северного Ирана, которые, разумеется, не следует смешивать с татским языком на Кавказе.

стр. 74


--------------------------------------------------------------------------------

Специалисты полагают, что современные таты являются потомками иранцев, переселенных последними сасанидами на Кавказ для охраны северных границ своей империи. По другой версии, таты-иудеи переселились на Кавказ в более древний период своей истории.

Татский язык, относящийся к юго-западной группе иранских языков, делится на два диалекта: южный (все говоры Азербайджана, кроме говора г. Куба, с. Кильвар и Матраса) и северный (говор г. Куба).

Письменность получили таты Дагестана в 1920-х гг. (в советское время) на латинской графической основе, переведенной в 1939 г. на русскую графику. Основой литературного языка послужил северный диалект.

Литература

Люшкевич Ф.Д. Таты Ирана // Этническая история народов Передней Азии. - М., 1972; Грюнберг А.Д., Давыдова Л.Б. Татский язык // Основы иранского языкознания. - М., 1983; Исаев М.И. Татский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994; Нувахов Б. Таты России: прошлое и настоящее. - М., 1997.

Ягнобцы, самоназвание ягноби - считаются субэтнической группой таджиков; проживают по средней части долины р. Ягноб и в долине р. Вадзоб (Таджикистан) (до 1970 г.). Численность - 2,5 тыс. чел. (оценка).

Ягнобцы относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Верующие - мусульмане-сунниты.

Язык ягнобцев еще называют ново-согдийским, так как он сформировался на базе одного из диалектов раннесредневекового согдийского языка (мертвый язык северо-восточной группы иранских языков, основные письменные памятники которого относятся к VIII- IX вв.). Язык ягнобцев относится к восточной подгруппе иранских языков индоевропейской лингвистической семьи. Имеет два говора: западный и восточный, а также ряд переходных. Ягнобцы не имеют письменности и в качестве литературного языка широко пользуются таджикским языком.

Литература

Боголюбов М.Н. Ягнобский язык // Языки народов СССР. - М., 1966. - Т. 1: Хромов А.Л. Ягнобский язык. - М., 1972.

Язгулямцы, самоназвание згалмиг - малочисленная народность Припамирья, населяют долину р. Язгулям (правый приток р. Пяндж) в Горном Бадахшане (Таджикистан). Численность - около 3 тыс. чел. (оценка). Верующие - мусульмане-исмаилиты.

Язык язгулямцев - один из памирских языков, относится к восточной подгруппе иранской группы индоевропейской лингвистической семьи, в нем выделяется два говора: верхний и нижний.

Язгулямцы не имеют письменности на родном языке и пользуются таджикским литературным языком.

Литература

Андреев М.С. Язгулямский язык. Таблицы глаголов. - Л., 1930; Эдельман Д.И. Язгулямско-русский словарь. - М., 1971.


--------------------------------------------------------------------------------

О наших авторах

Гапоненко Петр Адамович - канд. филол. наук, автор работ по русской поэзии.

Исаев Магомет Измаилович - докт. филол. наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания РАН.

стр. 75


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

М. И. Исаев, Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323800&archive=1205324210 (дата обращения: 19.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии