Примерное планирование на IV четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. Салытакова

найти другие работы автора

Уроки 131-132. Понятие о частице.

Первый урок новой четверти начинаем с повторения изученного о частях речи.

Задание. Записать текст под диктовку. Подписать части речи.

Встречу ль яркую в небе зарю,

Ей про тайну мою говорю,

Подойду ли к лесному ключу,

И ему я про тайну шепчу.

А как звезды в ночи задрожат,

Я всю ночь им рассказывать рад;

Лишь когда на тебя я гляжу,

Ни за что ничего не скажу.

(А.А. Фет)

* По каким признакам слова распределяются по частям речи?

* Чем отличаются знаменательные и служебные части речи?

* Какова роль служебных частей речи в языке?

* Обведите частицы. Как изменится смысл текста, если опустить частицы? Сделайте вывод о их роли в тексте.

Знакомимся с порядком морфологического разбора частицы (с. 284 сборника, упр. 1027).

Читаем пар. 180.

Списываем предложения упр. 1028, разбираем их по членам. Отмечаем частицы, входящие и не входящие в состав членов предложения.

Производим морфологический разбор слов разных частей речи: путь, бедной, разросся, тут, прекрасна.

(R) Составить пары предложений с омонимичными словоформами.

Просто (наречие и частица), да (союз и частица), как (вопросительное местоимение и частица), точно (наречие и частица).

Д/з: пар. 180, упр. 1028 (морфологический разбор частиц).

Уроки 133-134. Формообразовательные и словообразовательные частицы.

Объяснение нового материала можно провести по-разному. Либо учащиеся отвечают на вопросы упр. 1029, приводят примеры словообразовательных частиц, затем читают (по усмотрению учителя) пар. 181, либо сначала читают пар. 181, а вопросы упр. 1029 используют для закрепления или самопроверки.

Задание. Выпишите из отрывков стихотворений А.Н. Плещеева, русского поэта XIX в. (1825- 1893), глаголы в форме повелительного и сослагательного наклонений. Укажите их морфологические признаки.

1. Но пусть без радостей мои проходят дни...

Когда б осталось мне отрадное сознанье,

Что к благу ближнего направлены они,

Я б заглушил в себе безумное роптанье...

2. В изнеможенья скорбный час

Простри спасительные руки,

Да упадет завеса с глаз,

Да прочь идут сомненья муки.

Внезапным светом озарен,

От лжи мой ум да отрешится

И вместе с сердцем да стремится

Постигнуть истины закон.

3. Храните ж чистые химеры

Души возвышенной своей,

И животворный пламень веры

Пусть до конца не гаснет в ней!

4. Все бы только здесь лежал я,

Под навесом этих ив,

В даль немую, в купол звездный,

Взор бесцельно устремив;

Все бы слушал, как вершина

Ивы дремлющей шумит,

Как на темном дне оврага

По камням родник журчит.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Игра "Четвертое лишнее" (упр. 1030)

Упр. 1031 - разбор предложений по членам.

(R) Сочинение-миниатюра на тему "Если бы у меня была волшебная палочка..."

Д/з: пар. 181, выписать из произведений художественной литературы 6-7 предложений с формообразовательными частицами.

Урок 135. Разряды частиц по значению.

(R) Начинаем урок с комплексного анализа текста разговорного стиля (упр. 1032).

* Определите тему и основную мысль текста.

* Определите стиль речи. Найдите слова, характерные для этого стиля речи.

* Какова роль частиц в этом тексте?

* Какие предложения преобладают в этом тексте?

Читаем пар. 182 и заполняем таблицу (см. упр. 1033).

Упр. 1034 выполняем устно.

Разбор предложений по членам, синтаксическая функция частиц - упр. 1035.

Д/з: пар. 182, упр. 167-170 (по рабочей тетради 1 ).

Уроки 136-137. Разряды частиц по значению.

Определение значения частиц - упр. 1036 (устно).

Различение частиц и омонимичных союзов - упр. 1037 (устно) и упр. 1038 (письм.).

Упр. 1039 - повышенной сложности.

Различение местоимений и омонимичных частиц - упр.1040.

Различение наречий и омонимичных частиц - упр. 1041.

Составление предложений с функциональными омонимами (упр. 1042).

(R) Составление мини-текстов (упр. 1043, 1044 и 1045).

Д/з: пар. 182, упр. 171-174 (по рабочей тетради).

Урок 138. (R) Подробное изложение.

Проводим изложение по тексту упр. 1046.

Уроки 139-140. Правописание не с разными частями речи.

В начале урока несколько минут уделяем анализу изложений, после чего выполняем упр. 1046, п.4-9.

Повторяем правописание слов, которые не употребляются без не, - упр. 1047,1048.

Знакомимся с таблицей (упр. 1049), формулируем правила правописания не с разными частями речи. Проверяем себя по учебнику (пар. 183, ч. I).

Тренировочные упражнения - упр. 1050-1052.

(R) После выполнения упр. 1055 предлагаем учащимся письменно ответить на любой из вопросов: "Можно ли по народным приметам предсказывать погоду?", "Какие я знаю народные приметы?", "Изменяются ли народные приметы с течением времени?".

Д/з: пар. 183, ч,1, упр. 1053.

Уроки 141-142. Правописание не с разными частями речи.

Проговариваем в парах правило. Проверяем домашнее задание (упр. 1053).

Предлагаем на выбор упр. 1054 или 1056.

Заполняем таблицу (упр. 1058).

После предварительной работы (устной) проводим диктант со взаимопроверкой (упр. 1059).

(R) После выполнения упр. 1060 предлагаем учащимся составить текст о родине, используя в качестве первого предложения слова М.Ю. Лермонтова "Люблю отчизну я...".

Завершаем урок самостоятельной работой - упр. 179-184 по рабочей тетради.

Д/з: подготовка к сочинению (упр. 1057) - рабочие материалы.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Рабочая тетрадь входит в учебный комплекс В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. В данном планировании покажем один из возможных вариантов ее использования. О других методиках см. в "Планировании на I четверть..." ("Русская словесность", 2001, N 5, с. 62).

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

Урок 143. (R) Сочинение на тему "Не делай этого в лесу".

Рекомендуем обсудить с учениками возможные варианты вступления и заключения, а также уточнить предполагаемого адресата (Кому будет адресован создаваемый вами текст? Младшим школьникам? Вашим сверстникам? Людям разного возраста?). После небольшой беседы учащиеся самостоятельно работают над сочинением.

Урок 144. (R) Анализ сочинений.

Уроки 145-146. Не и ни с разными частями речи.

Знакомимся с новым материалом: читаем пар. 183 до конца.

Знакомство с сочетаниями, которые пишутся с частицей ни (упр. 1062- 1064), составление с ними предложений.

Закрепление правописания не и ни - упр. 1061, 1065, 1066.

(R) Составление текста по опорным словам - упр. 1067.

Д/з: пар. 183, упр. 1068.

Уроки 147-148. Обобщающий урок по теме "Частицы".

В начале урока анализируем текст упр. 1070, определяем частеречную принадлежность всех слов, производим морфологический разбор слов всех частей речи (устно).

Влияние частиц на смысл высказывания - упр. 1071, 1072 (устно).

Упр. 175-178, 185-187 рабочей тетради помогут повторить правописание частиц.

Задание на повторение изученного по морфологии - упр. 1073, п. 2- 10. Можно использовать эти задания для самостоятельной работы.

Д/з: пар. 180-183 - повт.; упр. 188, 189 (по рабочей тетради).

Урок 149. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Диктант

Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зеленых лап капли росы; в тени, под деревьями, на узорных листьях папоротника сверкает серебряной парчой иней утреннего заморозка. Порыжевшая трава примята дождями, склоненные к земле стебли неподвижны, но когда на них падает светлый луч - заметен легкий трепет в травах, быть может, последнее усилие жизни. <...>

Мне немножко жалко ловить пичужек, совестно сажать их в клетки, мне больше нравится смотреть на них, но охотничья страсть и желание заработать денег побеждают сожаление.

Птицы смешат меня своими хитростями: лазоревая синица внимательно и подробно осмотрела западню, поняла, чем она грозит ей, и, зайдя сбоку, безопасно, ловко таскает семя сквозь палочки западни. <...> Клест идет в западню спокойно и солидно; поползень, неведомая, ни на кого не похожая птица, долго сидит перед сетью, поводя длинным носом, опираясь на толстый хвост... В этой дымчатой пичужке есть что-то жуткое, она кажется одинокой, никто ее не любит, и она никого. (149 слов)

(М. Горький)

Дополнительные задания

1. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены сказуемые.

I вариант - первый абзац;

II вариант - последний абзац.

2. Произведите морфологический разбор частиц:

I вариант - ни;

II вариант - не.

3. Обозначьте морфемы в словах, содержащих приставку не-.

Урок 150. Анализ контрольного диктанта.

Урок 151. (R) Подробное изложение.

Готовимся и проводим изложение по тексту упр. 1073.

Урок 152. (R) Анализ изложения.

Урок 153. Понятие о междометии.

В начале урока знакомимся с порядком морфологического разбора междометия и звукоподражательного слова (с. 299, упр. 1074).

Читаем пар. 184. Составляем тезисный план.

Выполняем упр. 1075, повторяем пунктуацию при прямой речи.

(R) Рассуждение на лингвистическую тему (упр. 1076) - доказать принадлежность слов к той или иной части речи.

Упр. 1077 выполняем устно, определяем происхождение междометий. Упр. 1078 можно выполнить устно в игровой форме ("Кто больше?").

Д/з: пар. 184, упр. 1079.

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

Урок 154. Звукоподражательные слова.

Начинаем урок с опроса по пар. 184 и проверки домашнего задания (упр. 1079).

Синтаксическая функция звукоподражательных слов - упр. 1080.

Словообразовательный и морфемный анализ глаголов, образованных от звукоподражательных слов, - упр. 1081.

(R) Составляем мини-текст с использованием глаголов (упр. 1081).

Делаем вывод об отличии междометий от звукоподражательных слов.

Обобщающие задания по морфологии - упр. 1082 и 1084.

Д/з пар. 184 - повт., упр. 1083.

Уроки 155-156. Переход слов из одной части речи в другую (обобщение).

Работаем с теоретическим материалом: читаем пар. 185, составляем опорный конспект.

Задание. Распределить словосочетания по рубрикам таблицы, объяснить различия в написании.

Причастия Прилагательные




Кипяченая вода, вскипяченное молоко, стриженный наголо мальчик, стриженый подросток, груженая машина, перегруженная баржа, обжаренный хлеб, жареный картофель, писаная красавица, писанная маслом картина, крашеный пол, выкрашенный забор, кошеный луг, недавно кошенный луг, незваный гость, званные на обед гости, печеная картошка, запеченные в тесте яблоки.

Задание. Записать предложения. Подчеркнуть слово хорошо как член предложения. Указать над ним часть речи. Объяснить постановку знаков препинания в 1 и 2 предложениях.

1. Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до глубокой ночи. (Л. Волынский.) 2. - О! как хорошо ваше время! - продолжала Анна. (Л. Толстой.) 3. Мне здесь хорошо... А вы будете скучать. (В. Каверин.) 4. Все хорошо под сиянием лунным... (Н. Некрасов.)

Обращаем внимание на то, что в последнем примере слово хорошо совмещает признаки прилагательного и слова состояния.

Задание. Составить предложения с функциональными омонимами.

Смешно, ясно, страшно, свежо.

Задание. Составьте парные словосочетания так, чтобы предлоги стали существительными с предлогами.

Беседовать насчет успеваемости - .., торопиться ввиду скорого отъезда - ..., пропустить вследствие болезни - ..., прийти вместо товарища - ..., сделать в течение недели - ..., нарисовал наподобие гриба - ... .

Задание. Определите, какой частью речи является слово что в следующих предложениях. Докажите свою точку зрения. Подчеркните грамматические основы.

1. Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.) 2 . Было ясно, что он не вернется. (А. Толстой.) 3. Я дал такую картину климата, что при чтении становится холодно. (А. Чехов.) 4. Надо делать то, что необходимо тебе самому... (Д. Гранин.) 5. Осенью лес так красочен, что даже в пасмурные дни кажется освещенным солнцем. (М. Михайлов.) 6. Что бы тебе ни говорили о ней [жизни], верь всегда, что она удивительна и прекрасна. (К. Паустовский.)

Задание. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений с однородными членами. Укажите, какой частью речи является слово и. Сделайте вывод, в каких случаях и совмещает свойства союза и частицы.

1. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. (М. Горький.) 2. Надо и знать, и любить, и беречь свою землю. (В. Песков.) 3. Русские реки вошли в историю и быт страны, в ее экономику и народную поэзию, в литературу и живопись... (К. Паустовский.) 4. Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит. (П. Вяземский.) 5. И чувства нет в твоих очах, и правды нет в твоих речах, и нет души в тебе. (Ф. Тютчев.)

Д/з: подготовить сообщение к уроку-конференции на одну из тем (темы необходимо распределить между всеми учащимися):

1. Какие морфологические нормы нашли отражение в учебнике В.В. Бабайцевой? (1 ученик - по материалу VI-го класса; 2-й - по материалу VII-го класса).

2. Колебания в роде у несклоняемых существительных.

3. Определение рода у несклоняемых существительных.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

4. Склонение собственных существительных.

5. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме род. п. ед. ч. (типа много народа - много народу; чашка чая - чашка чаю}.

6. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме предл. п. ед. ч. (типа в отпуске - в отпуску ).

7. Варианты надежных окончаний существительных мужского рода в форме им. п. мн. ч. (типа инспекторы - инспектора).

8. Варианты падежных окончаний существительных в форме род. п. мн. ч. (типа апельсинов - яблок).

9. Образование краткой формы от прилагательных на -енный.

10. Употребление собирательных числительных.

11. Особенности склонения числительных.

12. Употребление местоимений себя, свой.

13. Вариативные формы глаголов (типа полощет - полоскает).

14. Образование форм повелительного наклонения.

15. Употребление предлогов.

16. Изменение орфоэпических норм языка.

17. Современные орфоэпические нормы.

18. Колебания в ударении.

19. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.

20. Основные пунктуационные нормы.

21. Употребление нейтральной и стилистически окрашенной лексики.

22. Употребление фразеологизмов.

23. Употребление паронимов.

Литература

Русский язык: Справочник школьника / Под ред. В. Славкина. - М., 1994.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевича. - Л., 1973.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

Уроки 157-158. Урок-конференция на тему: "Основные нормы русского литературного языка".

Ход урока

1. Вступительное слово учителя: что такое норма, какие бывают нормы языка, о каких пойдет речь на этом уроке- конференции. (Можно также использовать текст упр. 1086.)

2. Выступления учащихся (темы см. в предыдущем уроке).

3. Подведение итогов. - С какими нормами русского литературного языка вы знакомы?

- Для чего существуют нормы? Нужно ли их соблюдать?

- Где можно узнать о нормах языка?

Повторение (12 часов)

Уроки повторения учитель может построить, исходя из особенностей класса, необходимости повторить те или иные темы, специфики преподавания.

Мы предлагаем примерные темы для повторения, носящие обобщающий характер и отражающие основные темы курса VI-VII классов, а также некоторые задания, которые учитель может использовать по своему усмотрению.

Уроки 159-160. Знаменательные и служебные части речи.

Уроки 161-162. Морфемный состав слов разных частей речи.

Уроки 163-164. Синтаксическая функция слов разных частей речи.

Уроки 165-166. Правописание суффиксов слов разных частей речи.

Уроки 167-168. Правописание окончаний слов разных частей речи.

Уроки 169-170. Слитное, дефисное, раздельное написание слов разных частей речи.

Задание 1. Запишите текст. Подпишите над всеми словами части речи. Объясните известные вам орфограммы.

Бывало - зайдет солнце, прольются в небесах огненные реки и - сгорят, ниспадет на бархатную зелень сада золотисто- красный пепел, потом все вокруг ощутимо темнеет, ширится, пухнет, облитое теплым сумраком, опускаются сытые солнцем листья, гнутся травы к земле, все становится мягче, пышнее, тихонько дышит разными запахами, ласковыми, как музыка, - и музыка плывет издали, с поля: играют зорю в лагерях. Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее, как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой мохнатой рукою, и стирается в памяти все, что нужно забыть, - вся едкая, мелкая пыль дня. Обаятельно лежать вверх лицом, следя, как разгораются звезды, бесконечно углубляя небо; эта глубина, уходя все выше, открывая новые звезды, легко поднимает тебя с земли, и - так странно - не то

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

вся земля умалилась до тебя, не то сам ты чудесно разросся, развернулся и плавишься, сливаясь со всем, что вокруг. Становится темнее, тише, но всюду невидимо протянуты чуткие струны, и каждый звук - запоет ли птица во сне, пробежит ли еж, или где-то тихо вспыхнет человечий голос - все особенно, не по-дневному звучно, подчеркнутое любовно чуткой тишиной.

(М. Горький. "Детство")

(R) Вопросы для анализа текста.

* Определите тему и основную мысль текста.

* Озаглавьте текст.

* Определите тип текста. Можно ли выделить преобладающие части речи?

* Определите стиль речи. Обоснуйте свое мнение.

* Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

* Какие цвета и звуки гаснущего дня передает М. Горький?

Задание 2. Обозначьте в словах морфемы, укажите часть речи.

Бл..стать, бл..стящий, блистательный, бл..стя, забл..стел, блеск, побл..стев, бл..стающий.

Задание 3. Подберите слова к схемам.



Задание 4. Составьте однокоренные слова разных частей речи с корнями - чист-; -род-, -ход-; -вод-; -кос-. Обозначьте в них морфемы. Обратите внимание на разное лексическое значение некоторых корней.

Задание 5. Запишите предложения. Разберите их по членам. Подпишите части речи. Как синтаксическая функция слов помогает определить частеречную принадлежность функциональных омонимов?

1. В крепости все было спокойной и темно. (А. Пушкин.)

2. Бывает все на свете хорошо,

В чем дело - сразу не поймешь,

А просто летний дождь прошел,

Нормальный летний дождь. (Г. Шпаликов.)

3. Очень страшно было сидеть в тишине и чего-то ждать... (К. Булычев.)

4. Черные в темноте лиственницы бегут навстречу, расступаясь по сторонам лесной тропы. (А. Коптяева.)

5. Утром город просыпался уже в новом, весеннем воздухе. (И. Ратушинская.)

6. Еще и холоден и сыр февральский воздух. (И. Бунин.)

7 . Смелого пуля боится, смелого штык не берет. (А. Сурков.)

8. Сильнее кошки зверя нет. (И. Крылов.)

Задание 6. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречается частица не. (R) Напишите по одной из пословиц небольшое сочинение-рассуждение.

Задание 7. Записать текст. Объяснить правописание н - нн в суффиксах причастий. Графически объяснить постановку знаков препинания во 2-м абзаце.

Сумрачно и скучно в узкой галерее, тесно заваленной шерстью, овчинами, пенькой, канатом, валяным сапогом, шорным товаром. От панели ее отделяют колонны из кирпича; неуклюже толстые, они обглоданы временем, обрызганы грязью улицы. Все кирпичи и щели между ними, наверное, мысленно пересчитаны тысячи раз и навсегда легли в памяти тяжкой сетью своих уродливых узоров.

По панели не спеша идут пешеходы; по улице не торопясь двигаются извозчики, сани с товаром; за улицей, в красном кирпичном квадрате двухэтажных лавок, - площадь, заваленная ящиками, соломой, мятой оберточной бумагой, покрытая грязным, истоптанным снегом.

(М. Горький. "В людях")

Задание 8. Записать текст. Обозначить суффиксы прилагательных и причастий, объяснить их правописание. Подчеркнуть причастные обороты, объяснить знаки препинания при них. Выделить приставку не в словах, указать, какие это части речи.

Вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати, всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца. С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрепанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стенЬ и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом. А иногда вдруг останавливался среди комнаты или у окна и долго стоял, закрыв глаза, подняв лицо, остолбеневший, безмолвный.

(М. Горький. "Детство")

Задание 9. Заполните рубрики таблицы своими примерами.

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------



Слитно
Через дефис
Раздельно

Существительные






-

Прилагательные






-

Наречия








Предлоги










Союзы



-





Задание 10. Просклоняйте словосочетания. Выделите окончания.

Серебристый иней, песчаная отмель, родная деревня, высокий камыш, старшая дочь, русское поле.

стр. 65


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

О. А. Салытакова, Примерное планирование на IV четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323713&archive=1205324210 (дата обращения: 21.07.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии