Трудные встречи корней и суффиксов

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. М. Бондаренко

найти другие работы автора

Сколько согласных может стоять рядом?

Перепишите следующие слова, подчеркните в них стоящие рядом согласные и подсчитайте их, после чего ответьте на вопрос.

Братский, скользкий, громоздкий, участвовать, здравствовать, безжалостный, агентство, бесчувственный, соответствовать, мудрствовать, неистовствовать, безмолвствовать, праздновать.

Не надо быть сильным математиком, чтобы подсчитать, что в словах, особенно при встрече корня и суффикса, может оказаться две, три, четыре и даже пять согласных букв рядом. Большего количества нам обнаружить не удалось. Вероятно, больше уже нельзя произнести.

Задание 1. Придумайте сами или найдите в книгах (можно и в словарях) слова с тремя согласными рядом и с четырьмя согласными рядом. А если найдете с пятью - будете большими молодцами.

Если вам удастся "выудить" нужные слова из головы, а не из книг, ваша работа будет ценнее, хотя и труднее. К тому же остроумный польский писатель Станислав Ежи Лец выяснил, что выдумывать из головы - еще не самое трудное. Одна дама обратилась к нему с вопросом: "Скажите, это очень трудно - выдумывать все из головы?" - "Что вы, ответил он. - Из ноги было бы гораздо труднее".

Немудрено, что такие трудные встречи корня и суффикса таят серьезную ошибкоопасность. Некоторые согласные оказываются непроизносимыми, но их нельзя потерять при письме. Вспомните, как надо действовать при встрече с такими трудностями. Читайте дальше только после того, как вспомните сами.

Конечно, вы вспомнили: надо подобрать такие родственные слова, где бы эти согласные произносились: сердце - сердечный, гигантский - гиганты.

Один школьник написал "ужастный", так как подобрал проверочное слово ужастик. Как бы вы объяснили ему его ошибку?

Задание N 2 - словесный мячик. Подберите проверочные слова к следующим словам.

Громоздкий, здравствовать, совместный, безучастный, повсеместный, бескорыстный, беспристрастный, безжалостный, поздний, небезызвестный.

А после того как вы успешно проверите эти слова, вы сумеете написать их правильно, если их вам продиктуют? Попробуйте - а вдруг получится? А с теми словами, в которых все-таки были ошибки, придумайте какие-нибудь занятные примеры.

Задание N 3. Вставьте пропущенные слова по памяти или по книжке. Вспомните имена авторов этих стихотворных строк. Обращайтесь к ответу только после того, как сделаете все возможное сами.

1) Мальчишек... народ

Коньками звучно режет лед.

2) Мой ... товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ...?

4) ... , что слоны в диковинку у нас.

5) А впрочем, он дойдет до степеней ...

Ведь нынче любят ...

6) Чиновные и ... -

Ей все друзья и все родные.

7) ... осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

... думу наводит она.

8) И ... важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под ... мужичок.

9) И сам про себя удалую,

... песню поет.

10) Погода была ... ,

Принцесса была прекрасная.

Ответ: 1) радостный, 2) грустный, 3) ненастный (примеры взяты из произведений А.С. Пушкина); 4) Известно (пример из басни Крылова); 5) известных, бессловесных, 6) должностные (примеры из комедии А.С. Грибоедова); 7) Поздняя, грустную; 8) шествуя, уздцы, 9) Хвастливую (примеры из произведений А.Н. Некрасова); 10) ужасная (пример из стихотворения Р. Сефа).

Задание N 4. Слова! Приходите в голову! К следующим словам подберите синонимы, в которых есть стечение согласных при встрече корня и суффикса. Вот так: огромный - гигантский.

В ответ смотрите только после того, как сделаете все возможное сами.

Печальный - ...; веселый - ...; умелый - ...; хранить молчание - ...; справедливый - ...; здешний - ...; равнодушный - ...; находиться - ...; ап-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

петитный - ...; бездельничающий - ...; скучный - ...; очаровательный - ...; правдивый - ...; пасмурный (день) - ...; очень довольный - ....

Ответ: грустный, жизнерадостный, искусный, безмолвствовать, беспристрастный, местный, безучастный, присутствовать, вкусный, праздный, прелестный, честный, ненастный, счастливый.

Задание N 5. Совет психолога. Перечитайте этот совет несколько раз, запомните и запишите по памяти как можно ближе к тексту.

Если вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте правило:

Думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувствуете себя жизнерадостным.

(Д. Карнеги)

Задание N 6. Перечитайте текст несколько раз. Найдите трудные для вас слова и сделайте все необходимое, чтобы их запомнить. Потом закройте книгу и запишите текст по памяти. (Не слово в слово, как диктант, а как удалось запомнить - как изложение.)

В Древней Греции закон запрещал женщинам присутствовать на Олимпийских играх. Но одна женщина появилась на стадионе в мужской одежде. Ее сын участвовал в соревнованиях, и она очень волновалась за него. Когда юноша победил, счастливая мать не удержалась и подбежала к нему. Но радостное событие кончилось плохо: ее тайна открылась, и суд безжалостно приговорил ее к смертной казни. Но она происходила из семьи известного борца, и в конце концов судьи пощадили ее.

Задание N 7. Образуйте прилагательные от следующих существительных (используя при необходимости приставки): совесть, поместье, окрестность, опасение, пристрастие, участие, контакт, контраст, интерес, известие, чувство, арестант.

Задание N 8. Слова! Приходите в голову! Придумайте слова с таким стечением согласных:

...здн ... , ...тств ... , ...вств... . ...здк ... , ...дств... , ...ста ..., ...зж ..., ...нтств ..., ...нтск ..., ...стл ...

Зрительный диктант

Перечитайте текст несколько раз, а потом запишите по памяти и проверьте себя по книжке.

В определенном возрасте мы все бываем во власти умонастроения, когда в конце дня чувствуешь, насколько стал умнее за этот день, и предчувствуешь, насколько станешь умнее завтра. Это ощущение безграничных возможностей и есть счастье.

(А. Воронeль)

Хорошо ли вы знаете географию? Мы надеемся, что вы без труда можете перечислить страны Европы. А можете ли вы без ошибок написать прилагательные, образованные от названий этих стран?

Задание N 9. Образуйте и запишите прилагательные, образованные от следующих слов:

Ирландия, Шотландия, Дания, Голландия, Норвегия, Франция, Швеция.

Ответ: Ирландский, шотландский, датский, голландский, норвежский, французский, шведский.

Задание N 10. Попробуйте записать без единой ошибки по памяти или под диктовку:

Не сориентируешься на местности - пропадешь в безвестности.

(Н. Козлов)

Изложение с продолжением

О сочувствии

На остановке автобуса дальнего следования разговорились две женщины; одна средних лет, другая постарше. Первая грустно говорила о том, что она очень больна и придется лечь на операцию. Операция очень опасная - на сердце. Правда, после таких операций теперь многие люди выздоравливают. У нее четверо детей, а она все болеет и болеет. И сама страдает, и все с ней измучились. Вот она и решилась пойти на операцию. Будь что будет!

Женщина, которая постарше, участливо слушала ее, а потом сказала: "Ну что же, милая, ложись! Только все равно не выживешь. Мыслимое ли это дело - выжить после такой операции?"

Произнесла она это с грустной, сочувственной интонацией.

Продолжите работу. Напишите, как бы вы разговаривали с больной женщиной.

Диктант с предварительной подготовкой

Прочтите текст, выпишите из него все трудные для вас слова, а потом напишите его под диктовку.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Сказка, сочиненная жизнью

Во время Второй мировой войны фашистские захватчики безжалостно уничтожали на оккупированных территориях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть миллионов евреев, в том числе полтора миллиона детей. Во всех оккупированных странах фашистские власти в первую очередь издавали приказ: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же приказ они издали, когда захватили Данию. В тот же день датский король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повязках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов - все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на лодках в Швецию и тем спали их от гибели.

Эта история со счастливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена - одного из самых чудесных сказочников мира. Андерсен считал, что "лучшие сказки - это те, которые сочиняет сама жизнь!"

Задание N 11. Повторяя правила, о которых здесь шла речь, вы встретили много слов, обозначающих хорошие, добрые человеческие качества. Выпишите эти слова.

Воспользовавшись этим словарным запасом, напишите небольшое сочинение на одну из трех тем:

1. Рассказ о хорошем человеке.

2. Каким, по-моему, должен быть хороший человек.

3. Каким человеком я хочу стать

Задание N 12 - словесный мячик.

Проверьте слова:

бессловесный, ненавистный, безрадостный, счастливый, безжалостный, безмолвствовать, присутствовать.

После того как вы проверили эти слова, попробуйте записать их под диктовку.

С теми словами, в которых были ошибки, придумайте какие- нибудь интересные примеры.

Зрительный диктант

Прочитайте текст несколько раз, а потом запишите по памяти и проверьте себя по книжке.

Никто не знает, как быть счастливыми. По-моему, просто нужно очень любить жизнь, не кричать о мировой катастрофе, если встретишь плохого человека или подлеца; знать, что полезен. И еще чуточку любить стихи.

(М. Светлов)

А теперь проверьте вашу память: никуда не подглядывая, напишите в один столбик как можно больше слов с тремя согласными рядом, а в другой - с четырьмя или даже с пятью.


--------------------------------------------------------------------------------

О наших авторах

Грачева Ирина Владимировна - канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Рязанского пед. университета им. С. Есенина.

Скиба Владимир Артемович - канд. филос. наук, социолог, теоретик литературы, переводчик с французского и английского языков.

Шафранская Элеонора Федоровна - канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Гуманитарного педагогического института, учитель гимназии N 1516 (Москва).

Этов Владимир Ильич - канд. филол. наук, автор работ о Достоевском и других русских писателях (Москва).

Якубина Любовь Васильевна - учитель Зареченской школы Собинского района Владимирской обл.

стр. 58


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

С. М. Бондаренко, Трудные встречи корней и суффиксов // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323683&archive=1205324210 (дата обращения: 19.09.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии