От хаоса слов - к речевому творчеству (межпредметная деятельность учащихся)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. В. Любичева

найти другие работы автора

Какова природа речевых способностей? Ответить на этот вопрос - значит найти путь к решению множества насущных проблем языкового (и шире - гуманитарного) образования. Между тем ответ на этот вопрос дан еще в 60-х годах XX в. отечественным психолингвистом Н. И. Жинкиным: речь - это, безусловно, творческая функция человеческой психики, а не "набор" неких умений и навыков. Речевые способности - речевой магнетизм, речевая память, речевая рефлексия, эмоциональность, ассоциативность, воображение, субъективность, метафоричность, синестезия (греч. - "соощущение") - вне всякого сомнения, являются творческими.

Как же развить у школьников потребность творить, самовыражаться, искать свою единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать, читать и понимать, слушать и думать? Как подсказать ребенку путь к овладению словом?

Согласитесь, мы привыкли смотреть на речевую культуру ученика как на "набор" знаний, умений, навыков, при этом выделяя те или иные ведущие качества личности, а на изучение русского языка - как на тренировочную работу, запоминание правил, составление схем, моделей, выполнение тестовых заданий. Но логика современного гуманитарного образования диктует совершенно другой взгляд.

Логика эта проста. Методика речевого развития школьника должна быть построена на идеях антропоцентризма и синтеза. Антропоцентризм базируется на глубоком осознании многогранности, "полифоничности" (М. М. Бахтин) и од-

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

новременно гармонической соразмерности личности, а синтез - на органическом единстве речевых и художественных средств, позволяющих эстетически осваивать мир.

Безусловно, проблема синтеза, интеграции (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - цельный) не является новой в методике. Еще Я. А. Коменский говорил о том, что школьнику необходима единая, целостная картина мира, а не мозаичные энциклопедические сведения из разных наук. В отечественной методической мысли эта идея неоднократно высказывалась. Более того, в конце XIX - начале XX в. в российских гимназиях сложилась традиция изучения русского языка и литературы в рамках единого курса словесности. К сожалению, эта традиция на долгое время была прервана, но последние десятилетия отмечены интересом методистов к интеграции русского языка и литературы (А. И. Власенков, А. И. Горшков, С. И. Львова, В. Г. Маранцман и др.), русского языка и изобразительного искусства (А. М. Зельманова, Л. А. Ходякова, Е. Н. Колокольцев и др.), русского языка и музыки (С. И. Иванова, Г. Б. Вершинина и др.).

По мнению психологов, "стремление воспринимать мир как гармоничный, эстетически совершенный, полностью взаимосвязанный во всех частях - изначальное свойство сознания"1. Именно такое описание мира выступает как идеал. И, стоит добавить, особенно заметно стремление к этому идеалу у людей творческих. Конечно же, не все наши школьники станут писателями, поэтами, музыкантами, художниками. Это удел избранных. Но погружая учащихся в языковую материю, выстраивая на уроках русского (родного) языка диалог с искусством (литературой, живописью, музыкой...), мы учим понимать специфику отражения мира в звуковом, цветовом, графическом и словесном образах, расширяем ассоциативное пространство школьников, развиваем их творческое воображение, учим отличать подлинное искусство от эрзаца, способствуем раскрытию креативного потенциала учащихся, воспитываем потребность выражать свои мысли, чувства, впечатления в художественном образе.

Необходимость построения интегративного курса обусловлена двумя факторами: 1) комплексным характером творческих способностей, 2) знаковой и эстетической природой языка и искусства.

Первый фактор. По мысли Б. М. Теплова, развитие творческих способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, речевых) может осуществляться только в комплексе, поскольку все виды искусства имеют общую природу и общие законы, связанные с особенностями художественного мышления.

Второй фактор. Семиотическая (sema - знак) Вселенная поражает многообразием. Искусство - это особое средство коммуникации, особо организованный "язык", "знаково-символическое сообщество" (В. А. Марков). М. М. Бахтин писал: "Если понимать текст широко - как всякий связанный знаковый комплекс, то и искусствоведение (музыковедение, теория и история изобразительных искусств) имеет дело с текстами (произведениями искусства). Мысли о мыслях, переживание переживаний, слова о словах, тексты о текстах"2.

Знаковая и эстетическая природа искусства является ключом к методическому решению проблемы гуманитарного развития школьников: "Знаковая система (т. е. всякий язык, в том числе и язык искусства) принципиально может быть расширена, т. е. переведена на другие знаковые системы (языки)"3. Особо отметим, что при перекодировании этих знаковых систем расширяется внетекстовая сфера, обогащающая восприятие школьников ассоциациями, символами, концептами из текстов различных видов искусства. По образному определению М. М. Бахтина, "текст живет, только соприкасаясь с другим текстом" и "только в точке этого контакта текста вспыхивает свет, приобщающий данный текст к диалогу"4.

Другими словами, и "языки искусства", и словесный язык в реальном функционировании неотделимы друг от друга, ибо невозможно существование языка, который бы не был погружен в широкий

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

культурный контекст, и нет культуры вне языка (М. Бахтин, Вяч. Вс. Иванов, М. Ю. Лотман, Ю. Степанов, В. А. Успенский и др.). При этом роль словесного художественного текста определяется как роль естественного "интерпретатора" знаковых систем искусства.

Слово в художественной речи, так же как и цвет, и линия в живописи, мелодия и ритм в музыке, есть средство создания образа. Да и сам речевой акт является творческим процессом: "Идея языка, по существу, есть поэтическая идея, истина языка есть художественная истина, есть осмысленная красота"5. Таким образом, анализ текста на основе синтеза искусств и создание учащимися собственных речевых произведений способствует проявлению эстетической, образной природы слова, учит школьников понимать метафорическое значение слова и образа. Воплощая словесно-зрительные, слуховые (живописные, музыкальные и т. п.) образы, учащиеся проникают в тайны сложного языка искусства, а широкий культурологический контекст расширяет гуманитарное пространство: духовная энергия искусства раздвигает границы диалога с собой до диалога с миром.

Основными единицами обучения при таком подходе становятся слово, которое рассматривается как средство самовыражения, инструмент познания мира, элемент культуры; текст, выступающий как индивидуальный "речевой организм" (Р. Барт), культурно-смысловое пространство, коммуникативная модель - комплекс различных языковых средств, способов и форм общения.

Интегративный подход предусматривает творческую речевую деятельность учащихся на уроках русского языка: выразительное чтение и чтение по ролям; анализ и сопоставление художественных произведений различных видов искусства; лексико-семантический, этимологический и лингвокультурологический анализ слова; лингвистический, ассоциативный и стилистический эксперименты; работа с ключевыми словами; устное словесное рисование; оппозиционный анализ языковых единиц в тексте; сравнение, конструирование, моделирование речевых ситуаций; филологический анализ текста; сочинения различных жанров и стилей, связанные с интерпретацией произведений искусства. Предлагаемые методы и приемы работы представляют собой единый учебно-методический комплекс.

С учетом специфики отношения школьников к искусству6 в разные периоды их развития в содержании курса родного (русского) языка выделены тематические и смысловые центры. Например, в V классе это "Природы небездушный лик..." (времена года), "Наших сказок волшебство" (свобода сказки), "Дом... Родина... Отечество"; в VI классе - "Человек на перекрестке времен..." (человек и время; человек и его внешность), "Когда и как распускаются розы его души? " (человек и его характер); в VII классе - "Совесть, благородство и достоинство..." (человек и его поступки), "Что такое нравственный подвиг?" и т. д.7 Курс опирается на понятия, определяющие круг жизни человека: Отечество, дом, Родина, любовь, сострадание, стыд, жалость, подвиг, поступок, покаяние, честность, правда, зло и др.

Таким образом, интегративный подход позволяет, во-первых, соединить речевой, литературоведческий и искусствоведческий аспекты курса, усилить его лингвокультуроведческую и коммуникативную направленность; во-вторых, расширить ценностно-языковую картину мира школьника, обогатить его сознание духовно-нравственными смыслами и, наконец, в-третьих, развить речетворческие способности школьника, которые понимаются как готовность к восприятию и продуцированию художественного текста (см. работы Н. С. Болотновой, Л. С. Выготского, И. Н. Горелова, А. А. Залевской, И. А. Зимней, Н. И. Жинкина, Ю. Н. Караулова и др.). Речетворческие способности основываются на речевой эмоциональности (готовность находить эмоциональный лейтмотив произведения; откликаться на произведения различных жанров и видов; выразительно читать, передавая настроение и стиль писателя; определять экспрессивные (оценочные, эмоциональные) смыслы;

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

определять авторскую позицию и передавать свое отношение к предмету речи; речевой ассоциативности (готовность чувствовать "ассоциативное значение" слова; находить ключевые ассоциаты и определять их роль в тексте; вычленять в тексте различные виды информации - контекстовую, подтекстовую и затекстовую; строить семантическое поле будущего текста и др.); речевой образности (готовность чувствовать внутреннюю форму слова, его символическое и метафорическое значение; выявлять образные языковые средства и их интерпретировать; сравнивать и находить общее у различных предметов, явлений; создавать собственный художественный образ в процессе продуцирования текста и др.); речевой рефлексии (готовность осознавать эстетическую функцию художественного произведения, прогнозировать сюжетный ход; оперировать прецедентными текстами; оправдывать слово-образ и определять стилистическую окрашенность повествования; отбирать точное слово для выражения своих мыслей, чувств; строить собственное высказывание, оценивать и редактировать его).

Проиллюстрируем на примере уроков межпредметную деятельность учащихся.

Тема "Учимся читать книгу природы... Зима".

Установкой на восприятие могут стать слова П. А. Вяземского "Волшебницей зимой весь мир преобразован...", слова А. С. Пушкина "...и вот сама / Идет волшебница зима" и беседа о тайне и красоте данного времени года, например:

- Почему зиму поэты называют волшебницей? В чем ее волшебство? А какая зима для вас? Волшебная, сказочная, грозная, угрюмая, звонкая, щедрая или?.. Любите ли вы зиму? Почему? В чем вы видите красоту данного времени года? Что вы ждете от зимы?

Чтобы активизировать работу класса, предложите ребятам вспомнить загадки, пословицы, стихотворения о зиме.

Затем школьники начинают работать над зрительными, слуховыми и словесными ассоциациями. Это позволит воссоздать образ зимы (гештальт), создать эмоциональную атмосферу, которая поможет начать поисковую деятельность.

Школьники рассматривают репродукции картин И. И. Шишкина "Зима", А. К. Саврасова "Зима", К. А. Коровина "Зимой", А. И. Куинджи "Солнечные пятна на снегу", К. Ф. Юона "Русская зима", И. Е. Грабаря "Февральская лазурь", Л. И. Бродского "Лес в снегу" и прослушивают музыку А. Вивальди из "Времен года" и П. И. Чайковского - из 1-й части Первой симфонии. Подводим учащихся к мысли, что искусство не является неким "заменителем" природы, оно самостоятельно; в искусстве природа обогащена, "озвучена" человеческим чувством8. И. И. Левитан писал: "Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое дело"9.

Обращение к различным видам искусства является своего рода тренингом, направленным на формирование умений видеть, слышать, чувствовать и проникаться настроением художественного произведения. Художественная установка вызывает у школьников особую реакцию - способность "включать" воображение, эмоции, "духовное возбуждение, толчок" (П. А. Флоренский). Подобную реакцию могут вызывать и звук, и картина, и музыка, и слово...

Примерные вопросы для беседы:

Какая репродукция вам больше всего понравилась? Чем? Что нового вы открыли для себя в русской зиме? Какие чувства пробудила у вас музыка Вивальди? Чайковского? Опишите свое состояние. А вы могли бы "нарисовать" музыку композиторов? Какими цветами вы воспользуетесь? Чем отличаются, на ваш взгляд, эти музыкальные произведения? Зима у Вивальди: суровая, холодная, губительная, радостная или?.. У Чайковского: искрящаяся, сердитая, страшная, мрачная, звонкая, сверкающая или?.. Запишите эпитеты, которые отражали бы характер зимы. А теперь мы попробуем ответить на вопрос: в чем волшебство и тайна зимы? Как зима преображает природу?

Особо отметим, что зрительные и слуховые впечатления действуют на школьников сильнее, чем образно-смысловые.

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

Поэтому восприятие словесных образов художественного текста требует поддержки. Кроме того, сам речетворческий процесс начинается задолго до того, как школьник взял ручку и чистый лист бумаги. Живописные полотна, музыкальные произведения, соотносимые с основной темой урока, помогают включить, "разогреть" ученика, инициировать его речетворческую деятельность, активизировать работу ассоциативной памяти, образного мышления и, наконец, помогают рождению замысла10.

Следующий этап урока связан с анализом художественных текстов: фрагмента стихотворения П. А. Вяземского "Первый снег" ("... Сегодня новый вид окрестность приняла..." до "Забавы ожили..."), отрывков из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (глава 7, строфы XXIX, XXX; глава 4, строфы XLII) и стихотворения Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою...".

После выразительного чтения стихотворений учащиеся отвечают на вопросы по текстам и выполняют задания:

Какими чувствами проникнуто каждое стихотворение? Чье восприятие зимы вам ближе и почему? Какой видит зиму Вяземский? Пушкин? Тютчев? Что сближает стихотворения Вяземского и Пушкина? Чем они отличаются от стихотворения Тютчева? Настроением? Эмоциональным состоянием лирических героев? Или?.. Если вам пришлось бы иллюстрировать тексты, то чем отличались бы ваши рисунки? В какие цвета вы "окрасите" стихотворения? Проверьте свои предположения: выпишите из текстов те слова, которые обозначают цвет, и те, которые так или иначе связаны или ассоциируются с определенным цветом.

При помощи каких языковых средств в стихотворении Тютчева передается цвет? Прочитайте третью строфу стихотворения. Какой гласный и какие согласные звуки постоянно повторяются в ней? Согласны ли вы с утверждением, что звуками можно "живописать предметы и явления"? Какие чувства у вас вызывает цветовая гамма каждого стихотворения?

В процессе работы обратите внимание ребят на то, что поэты одушевляют зимнюю природу. Для них зима - праздник света, сияющих, солнечных красок. Но чтобы так чудесно воссиять в зиме, природа замирает осенью:



Вчера еще стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени...<...>
Природа бледная, с унылостью в чертах,
Поражена была томлением кончины.





Так описывает Вяземский осень: природа как бы умирает, гаснет, бледнеет, чтобы потом вспыхнуть новым, по-зимнему чистым светом. Для Вяземского и Пушкина осень есть "природы увяданье", "томление кончины". Зима - "это время после смерти и до возрождения - время, которое не явлено в человеческой жизни, но которое... обнаруживается в жизни природы"11. Природа уже умерла и еще не воскресла. "Не мертвец и не живой", - пишет Тютчев про зимний лес. Поэты приписывают зиме волшебные чары: "Волшебницей зимой весь мир преобразован..." (Вяземский); "...Идет волшебница зима" (Пушкин);

Языковые средства
П. А. Вяземский
А. С. Пушкин
Ф. И. Тютчев

Прилагательные, обозначающие цвет
Блестящий, светлый, голубой, синий, темный
Красный
-

"Разноцветная" лексика других частей речи
Небеса, лазурь, изумруд, серебро
Серебрится
-

Лексика, содержащая ассоциативное значение цвета
Вершина (белый), скатерть (...), яркий (...), бисер (...), зима (,..), улыбка (...), снег (...), пух (...), ель (...), сосна (...), пар (...), горы (...), солнце (...), лед (...), зеркало (...)
Зима (...), клок (...), сук (...), дуб (...), мгла (...), север (...), поле (...), холм (...), река (...), пелена (...), мороз (...), радость (...), лед (...), гусь (...), снег (...), везда (...)
Зима (...), лес (...), снег (снежный) (...), бахрома (...), сон (...), солнце (...), луч (...), пуховая (...)






стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

"Чародейкою зимою // Околдован, лес стоит..." (Тютчев).

У Тютчева зима выступает как сон - "вещая дремота природы". Наиболее зримо это состояние в лесу, который своей застылостью убедительно свидетельствует о силе зимних чар. В образе зимнего леса у Тютчева главенствуют две черты - покой и свет: "И под снежной бахромою, / Неподвижною, немою, / Чудной жизнью он блестит". Можно обратить внимание учащихся на то, что в третьей строфе стихотворения повторяется гласный звук [о] и согласный [ш']. По данным А. П. Журавлева12, звук [о] окрашен в белый или желтый цвет. Интересно, что в тексте нет слов с семантикой цвета, краски передаются звуками: звук [ш] ассоциируется в сознании говорящих с темными, таинственными силами, как правило, недобрыми. В данном стихотворении этот звук вписан в звуковой ряд [ч'], [х], [ш'], который создает образ зимы - чародейки, околдовавшей лес, сделавшей его немым и неподвижным.

У Вяземского и Пушкина лучезарное восприятие снега, льда, зимы. Это великолепие первого снега, блестящего на солнце; это праздничная встреча со светом.

Особо отметим, что красота застывшей природы в стихах Вяземского и Пушкина не сковывает человека, не погружает его в сон, напротив, благодаря зиме человек получает заряд энергии: "забавы ожили" (Вяземский), "Мальчишек радостный народ / Коньками звучно режет лед" (Пушкин). Особенно у Пушкина зима предстает в образах движения. Вспомните: "Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь..."; "Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая..." и т. п.

Зима, снег у Вяземского и Пушкина не усыпляют, а зовут к пробуждению, к бодрствованию.

Следующие вопросы и задания связаны с развитием способностей учащихся "свертывать" текстовую информацию на смысловом уровне, интерпретировать художественный образ и находить средства художественной выразительности, например:

Какой общей темой объединены стихотворения? Предложите общее название. Какие дополнительные смыслы актуализируются в каждом стихотворении? Какие звуки, ритмы, движения зимы вы находите в стихотворениях? Разделите тетрадный лист на три части. В первую колонку впишите ключевые слова и словосочетания из стихотворения Вяземского, во вторую - из стихотворения Пушкина, в третью - из стихотворения Тютчева. Определите по ключевым словам, что объединяет и что различает поэтов в восприятии зимы. Как вы понимаете слова из стихотворения Вяземского: "На празднике зимы красуется земля..."? В каком значении употреблено "красуется"? Какой смысл эта метафора привносит в стихотворение? Используя ключевые слова и сочетания, опишите зиму Вяземского и Пушкина. Каким образом в текстах описывается движение? Какой художественный эффект достигается глаголами? Почему в стихотворении Тютчева зима ассоциируется с зимним лесом? Как вы понимаете следующие строки: "И стоит он, околдован, - / Не мертвец и не живой - / Сном волшебным очарован..."? Являются ли слова околдован и очарован синонимами? Что хотел подчеркнуть поэт, употребив данные слова? Почему, на ваш взгляд, зима у Тютчева ассоциируется со сном? Какие языковые средства показались вам необычными в описаниях зимы?

Как в поэтических текстах соотносятся приход зимы и внутренний мир человека? Совпадает ли описание зимы поэтами с вашим восприятием? Если да, то в чем?

Наступление зимы в текстах Вяземского и Пушкина визуализировано и конкретизировано. Читатель наблюдает преображение природы в деталях: "скатертью подернулись долины...", "бисером усеяны поля...", "снег... повис на ели...", "засверкали горы..." (Вяземский), "пришла, рассыпалась, клоками повисла...", "легла волшебными коврами...", "блеснул мороз..." (Пушкин). Каждое движение в природе отмечается взглядом поэта, конкретизируется. Глагольный ряд в текстах широк. И каждый глагол-сказуемое называет какое-либо явление природы: горят, подернулись, усеяны, красуется, повис, разрисовал... (Вяземский); идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла, трещат... (Пушкин). Это создает ощущение интен-

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

П. А. Вяземский
А. С. Пушкин
Ф. И. Тютчев

Светлая лазурь, гореть, блестящая скатерть, яркий бисер, праздник зимы..., волшебница, мир преобразован
Волшебница зима, пришла, рассыпалась, повисла клоками..., проказы матушки зимы, радостный народ...
Чародейка зима, околдован, неподвижный, немой, чудная жизнь, не мертвец и не живой, волшебный сон, очарован, опутан...






сивности действия, неизбежности прихода зимы, ритма, живости. В стихотворении Тютчева глаголы не затрепещет, вспыхнет, заблещет... подчеркивают неподвижность зимнего леса, активное действие (мещет) выполняет только солнце.

Прелесть зимы у Вяземского и Пушкина заключается в том, что источник энергии находится в самой зиме, в заснеженном мире, зима вызывает чувство праздника, блеска и радости. У Тютчева зима выступает как сон - "вещая дремота" природы, состояние грезы и чистоты, описание зимы психологизировано. В отличие от Вяземского и Пушкина, Тютчеву неважна конкретика действия, в центре внимания поэта тайна леса, его чары.

Ключевые слова и словосочетания подтверждают различия в восприятии поэтами образа зимы:

Следующий этап работы - выявление своеобразия языка словесного и языка живописи. Для анализа предлагается репродукция картины "Зимний сон" А. М. Васнецова и стихотворение Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою...".

Репродукция картины "Зимний сон" выбрана не случайно: во-первых, она созвучна стихотворению Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою...", во-вторых, в ней есть какая-то чудесная, притягательная сила, волнующая недосказанность: застывшие раскидистые ели, луч заходящего солнца, запушенный снегом лес, последние на сугробах.

Установкой на восприятие картины может стать беседа с учащимися, например:

Рассмотрите репродукцию картины А. М. Васнецова "Зимний сон". Что дорого художнику в русской природе? Опишите настроение картины. Зима на полотне Васнецова грустит, скучает, радуется, блистает, застыла, уснула или?.. Что на картине больше всего привлекло ваше внимание? Что вам особенно понравилось?

Подумайте, почему художник назвал картину "Зимний сон". А как бы вы ее назвали? На чье описание зимы - Вяземского, Пушкина или Тютчева - похож зимний пейзаж А. М. Васнецова? Объясните, почему. Какие строки из стихотворения Тютчева наиболее созвучны пейзажу Васнецова? Выпишите их. Что дорого поэту и художнику в зимней природе? Какие чувства наполняют человека, видящего эту картину? С помощью каких художественных приемов (выбор композиции, цветовых оттенков, колорита) художник сумел передать эти чувства зрителю? Опишите сюжет картины. Чем похожа и одновременно непохожа "Чародейка Зима" на "Зимний сон" А. М. Васнецова? Почему? Видели ли вы такой "зачарованный лес"?13

Стихотворение Ф. И. Тютчева - это законченное произведение искусства, мгновение, изъятое из потока быстротекущей жизни: "Околдован лес стоит... Чудной жизнью он блестит". Картина Васнецова созвучна строкам поэта: "Он весь вспыхнет и заблещет / Ослепительной красой". Написана она обобщенно, широким мазком, ярка по цвету. И стихотворение Тютчева, и картина Васнецова полны сказочности, таинственности и волшебства; зимний лес очаровывает своей застылостью и покоем. Тишина подчеркивается уснувшими елями, лесным чистым воздухом, отблеском угасающего солнца.

В процессе анализа картины школьники осваивают образные средства языка. Возможные задания:

Дополните характеристики цветов и оттенков, которые помогают при описании гаммы "зимнего леса": белый - ... (серебристо-белый, бело-голубой...); синий - ... (голубой, лазурный...); желтый - ... (золотистый, бледно-желтый...).

Назовите теплые и холодные цвета и оттенки. На что похожи ели с полотна Васнецова? Снег? Лучи? Закат? Запишите эпитеты, сравнения, метафоры. Например: ель - ветвистая, серебристая, царственная, заколдо-

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

ванная...; снег - блестящий, золотистый, искристый, лучистый...; солнце - заходящее, живое, нежное, сонное...; луч - сияющий, ясный, прощальный, мягкий...; закат - румяный, янтарный, тихий, покойный...; ели серебрятся в солнечном луче; все вокруг застыло в крепком сне; все переливается золотистым цветом; отблеск угасающего солнца и т. д.

На картине Васнецова: зима (какая? что делает?); лес (какой? что делает?); деревья (какие? что делают?); снег (какой? что делает?); солнце (какое? что делает?); небо (какое? что делает?); луч (какой? что делает?).

Какого цвета снег на картине Васнецова? А, по-вашему, какого цвета бывает снег? Продолжите текст М. Гая: "Каким бывает снег? "Золотой" - сказало утро и осветило лес. "Голубой", - проговорило небо..." (Авторский текст: "... "Синий", - прошептали деревья. "Холодный", - произнесла белая куропатка и спряталась в снег. "Серебряный", - промолвила луна, поднимаясь к звездам".)

Подберите синонимы к глаголам: грустить - ... (печалиться...); радоваться - ... (ликовать...); чувствовать - ... (ощущать...); очаровывать - ... (завораживать...); изображать -... (рисовать...).

К существительным: художник - ... (живописец, пейзажист...); картина - ... (полотно, пейзаж...).

В конце работы учащимся предлагается написать стилистический этюд на тему "Зима... "В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык..." (Ф. И. Тютчев)".

Это своего рода фрагмент, зарисовка: начало, конец или основная часть сочинения. Главной целью такого этюда является прежде всего создание художественного образа, заданного произведениями разных видов искусства.

Способом осмысления художественного образа является речетворческая рефлексия - процесс рождения замысла собственного высказывания. Нельзя не отметить, что, приступая к реализации собственного художественного замысла, школьник попадает в зависимость от уже созданного в литературе образа. Не беда. Сначала надо научиться подражать Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, Гоголю... Ведь речевая культура - это прежде всего "культура освоения персоносферы, освоения того богатства речевых манер, которое в ней заключено"14.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб., 2001. - С. 45.

2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 281.

3 Там же. - С. 284.

4 Там же. - С. 364.

5 Фосслер К. Грамматика и история языка (К вопросу об отношении между "правильным" и "истинным" в языкознании) // Логос. Кн. 1. - М., 1910. - С. 167.

6 См.: Программа по литературе для 5 - 9 классов средней школы / Под ред. В. Г. Маранцмана. - СПб., 2000. - С. 3 - 4.

7 См.: Любичева Е. В. Уроки развития речи в 5 классе. - СПб., 2002; Любичева Е. В., Болдырева Л. И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5 - 7 класс. - СПб., 2005.

8 См.: Маранцман В. Г. Лирика природы и эстетическое воспитание учащихся в 5 классе // Изучение литературы в 5 классе. - СПб., 1996. - С. 10.

9 Цит. по статье Маранцмана В. Г. - С. 10.

10 См.: Пономарева Л. Д. "Со струнами души созвучья согласуя..." (Художественное речетворчество учащихся старших классов). - СПб., 2004. - С. 22.

11 Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник Вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии. - М., 1990. - С. 172.

12 Журавлев А. П. Звук и смысл. - М., 1991.

13 Аполлинарий Васценов / Авт. - сост. Е. К. Васнецова, И. М. Шмидт. - М., 1980.

14 Хазагеров Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир. - 2002. - N 1. - С. 136.



стр. 73


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Е. В. Любичева, От хаоса слов - к речевому творчеству (межпредметная деятельность учащихся) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323041&archive=1205324210 (дата обращения: 17.11.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии