Изучение русской литературы эпохи средневековья

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. Г. Боровик

Изучение древнерусской литературы в седьмом классе помогает учащимся лучше понять общность процесса развития мысли человека средневековья, специфику русской культуры. Знакомство с литературой данного периода происходит после освоения школьниками культуры Европы, Востока эпохи средневековья. Для изучения предлагаются следующие произведения: "Поучение Владимира Мономаха" (2 часа), апокриф "Сказание о Соломоне и Китаврасе" (1 час), "Житие Александра Невского", "Повесть о Горе-Злочастье" (2 часа). Отбор материала связан с постановкой ряда задач: выявление школьниками влияния религии, в частности православия, на сознание русского человека; определение круга проблем, которыми интересуется древнерусская литература; создание у школьников нравственного идеала человека Древней Руси; знакомство с концепцией человека в процессе эволюции древнерусской литературы (от памятников литературы Киевской Руси к тексту областной литературы XIII века и далее к бытовой повести XVII века); расширение знаний учащихся о жанрах, об особенностях языка древнерусской литературы. Ранее школьники уже читали фрагменты летописи (пятый класс), "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (шестой класс).

На первом уроке повторяется и расширяется материал, известный из курсов гуманитарных дисциплин в пятом - седьмом классах. Школьники вспоминают о том, каково было влияние религии на культуру, а православия на русскую литературу, доказывают свою мысль примерами, говорят о рукописном, анонимном характере древнерусской литературы, ее историзме, отражении в памятниках языческого и христианского сознаний, отмечают существование текстов разных жанров. Урок иллюстрируется музыкальным материалом, репродукциями памятников Древней Руси. Затем учитель знакомит учащихся с жанровой системой древнерусской литературы.

Работу с текстами художественных произведений начинаем с апокрифа "Сказание о Соломоне и Китаврасе". Учитель говорит о том, что одним из источников древнерусской литературы была святоотеческая византийская литература. Она носила духовный характер и представляла собой слово, трактующее библейские истины, использующее библейские сюжеты и притчи, рисующее

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

образы библейских героев. И эту тягу к Библии отражает жанр литературы, который запрещался церковью - апокриф. Почему же церковь не принимала апокрифы, базирующиеся на Библии? Чем отличались апокрифы от канонического повествования?

Вводим понятие апокриф. Апокрифы - это легендарно-религиозные повествования, которые тематически близки к библейским книгам, но резко расходятся с ними в трактовке событий и характера персонажей.

Текст апокрифа читается на уроке, после чего проводится работа по тексту. Кто становится героями апокрифа? Кто из них оказывается сильнее и почему? В чем особенность языка апокрифа?

Школьники сопоставляют двух героев - языческого и библейского, олицетворяющих мудрость, обращают внимание на то, что Китаврас не может противостоять Господу и, увидев на себе вериги с его именем, кротко идет в Иерусалим, тем самым признавая силу Бога. Китаврас ничем не уступает Соломону. Возможен ли этот знак равенства в канонических текстах? Почему нет? Работаем над языком апокрифа: отмечаем его близость к произведениям устного народного творчества, соединение слов разных лексических групп - церковно-славянских и разговорных. Школьники отмечают, что толкование Библии запрещалось, и авторы нарушали запрет, давая свой вариант известной истории, что проявилось и в вольном обращении с языком произведения. Таким образом "раскачивалась" незыблемость самого канона.

С "Поучением Владимира Мономаха" учащиеся обзорно знакомятся на уроках истории, поэтому восстанавливаем знания школьников о государственных деяниях и личностных качествах Владимира Мономаха. Затем даем справку об истории появления "Поучения", читаем вступление и выясняем, какова цель его написания. Учащиеся отмечают, что это памятник культуры Киевской Руси является предсмертным завещанием князя детям. Почему же Мономах говорит о своем завещании как о "безлепице", просит не посмеяться над его писанием?

Школьники предполагают, что Владимир хочет, чтобы дети его правильно поняли и уважали. Самоуничижение как канонический прием, характерный для древнерусской литературы, им неизвестен; поэтому поясняем: писатель всегда отводил от себя обвинения в гордости, самовосхвалении, ибо славил лишь Бога. После чтения первой части "Поучения" выясняем, какова же система ценностей князя. Учащиеся говорят о внутренней связи "Поучения" с евангельскими заветами. Владимир рассуждает о человеколюбии, милостивости Бога, перечисляет задачи общегосударственного порядка. Каким же должен быть нравственный облик князя? Владимир требует, чтобы князь заботился о благе государства, благе церкви, жил в согласии с христианской нравственностью, проявлял внимание к убогим и умел трудиться. Выясняем, что труд, в понимании героя, - воинский подвиг, охота. Основной же порок - лень. Поэтому князь предстает в своем послании человеком деятельным: "...сам есмь творил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая себе упокоя". Владимир Мономах считает, что человеку необходимо учиться, думать о приумножении своего доброго имени. Семейные же отношения строить на уважении мужей к женам. По ходу работы обращаем внимание на особенности стиля. Учащиеся указывают источники, на которых строил свое рассуждение Мономах. Школьники говорят о высоком стиле, ориентации на Евангелие, книжную речь. А вот элементы живого разговорного языка учащиеся не замечают, поэтому обращаем их внимание на соединении двух стилей в "Поучении", рассказываем об источниках возникновения языка древнерусской литературы. К следующему уроку учащиеся составляют план поучения, который корректируется в классе, что позволяет выйти на особенности композиции произведения: вступление, дидактическая часть, описание трудов Владимира Мономаха, заключение. Далее знакомимся с описанием военных подвигов, выясняем, в чем князь видел свои заслуги, и обращаемся к заключению, выявляя его связь с

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

вступлением. Обобщая материал, расставляем акценты, необходимые для дальнейшей работы: тема произведения, герой, тип мышления, жанр и стиль. Учащиеся говорят, что темой становится история России, героем - историческая личность, образ мысли определяет христианская нравственность.

Следующий этап работы - "Житие Александра Невского". С личностью этого героя учащиеся знакомы по курсу истории, поэтому предлагаем им ответить на вопрос: "Почему имя Александра Невского вошло в историю государства российского? " После повторения обращаемся к житию, предварительно вспомнив этимологию слова "житие", прорабатываемую на уроках русского языка. Учащиеся говорят об индоевропейском корне gi, его развитии в русском языке - жила (вена), жило (жилье), жиро (пастбище), жиръ (птица), жито (хлеб), жижа (жидкая еда), жица (волос, символ носителя жизни), жинь (процесс жизни), живонъ (живой), житие - социальная жизнь людей, деятельность человека.

Что же стало содержанием жития? Школьники отвечают, что социальная жизнь Александра Невского - его деятельность во благо государства. Само заглавие подчеркивает эту мысль - "Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра". Знакомим учащихся со вступлением, сопоставляем его с вступлением к "Поучению Владимира Мономаха". Школьники сразу определяют канонический прием самоуничижения, но не видят разницу в повествовании. Поэтому выясняем, от чьего лица ведется повествование? Семиклассники говорят, что в "Поучении" рассказ ведется от первого лица, а в житии - от третьего. Отмечаем, что в житии есть повествователь. Как же автор рассказывает о рождении героя? Учащиеся отмечают, что рождение ребенка в благочестивой семье повествователь связывает с Божьим промыслом, как бы предопределяя славную будущность героя. Каков же Александр Невский в житии? Школьники работают над портретом героя, обращают внимание на необычность описания. Учащиеся обнаруживают странный для их восприятия канон. Портрет Невского строится на сопоставлении его с библейскими персонажами: он прекрасен, как Иосиф, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, и т. д. Чему способствует такое изображение героя? Школьники считают, что отсутствию конкретного образа и созданию обобщенного, что служит его своеобразной идеализацией и приобщает Невского к нравственным идеалам Вечной книги.

Работая с текстом, выясняем, почему же король страны Римской решил завоевать землю Александрову? Мнения школьников разделяются. Одни считают, что король завидует славе Невского, другие же говорят о религиозном противостоянии католичества и православия. Какова же позиция автора по отношению к героям? Учащиеся выделяют ключевые слова, отмечают неприязнь автора к Римскому королю, который двинулся "пыхая духом ратным", пришел, "опьяненный безумием". Александром повествователь восхищается: его герой "разгорелся сердцем", упал на колени перед алтарем и молился со слезами, ибо задеты были честь и сердце русского человека. Обращаемся к словам Невского: "Не в силе Бог, а в правде". Выясняем, какое значение вкладывает герой в слово "правда". Школьники отождествляют это слово со словом "справедливость", которая была попрана вторжением иноземцев, нарушивших закон Божий - "жить, не переступая чужих границ". Далее обращаемся к видению Пелугия и выясняем его роль в повествовании. Учащиеся называют это видение пророческим, так как святые мученики Борис и Глеб приходят на помощь Невскому, что является знамением Божьей правды. Школьники уже самостоятельно делают обобщение, говорят, что видения и сон в литературе средневековья выполняют пророческую функцию и сопоставляют видение Пелугия со сном Карла в "Песне о Роланде".

К следующему уроку учащиеся готовят пересказ отрывка Невской битвы и рисунок облика Александра. Поэтому обращаемся к репродукциям икон с обликом святых, как вариант - Бориса и

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

Глеба. Каков облик святых на иконах? Каковы художественные средства, создающие их образ? Учащиеся говорят о задумчивости лиц, их мягкости, открытости и вместе с тем стойкости и мужественности. Школьники отмечают теплую цветовую гамму; вспоминаем символику цвета в древнерусской литературе, которая объясняет золотисто-коричневые тона, обращаем внимание на красную одежду святых, нашедшую отражение и в житии. Учащиеся говорят о нечетком контуре, объясняя это отсутствием конкретного индивидуализированного облика. Естественно, закономерна возникающая параллель: "Что общего в портрете Невского в житии и в обликах святых?" Школьники делают вывод об обобщенном характере облика человека средневековья, лишенном индивидуальности. Осмысляя, почему такой канон закрепился в древнерусском искусстве, учащиеся приходят к выводу о вторичности человека по отношению к Богу.

Второй урок посвящен описанию военных заслуг Александра Невского. По ходу пересказов выясняем, зачем автору понадобилось описание подвигов мужей ратных. Школьники предполагают, что сила Невского не только в нем самом, но и в людях русских. Он "возложи печать на лицы острым своим копием" шведскому королю. И "мужи" его рубились и бились, и наносили урон римлянам. Семиклассники находят в тексте примеры ратных подвигов русских мужей. Затем обращаемся к битве на Чудском озере. Какой же она показана в житии? Школьники отмечают жестокость картины, ибо треск стоял от копий, звук от сечения и не было видно льда, "покрыбо ся кровию". Выясняем, имеет ли эта картина отношение к теме подвига Александра Невского. Мнения школьников разделяются. Одни считают, что битва свидетельствует о силе духа героя, другие полагают ее описание отступлением от конкретных действий. Поясняем, что фрагменты сражений по жанру приближены к воинским повестям, задача которых рассказать о военных битвах и подвигах. Делаем вывод о том, что произведение представляет собой соединение двух жанров - жития и воинской повести.

Читаем эпизод прихода к Александру Невскому папских послов и выясняем, почему он отказался принять католичество. Александр отвергает их предложение, что свидетельствует об его искренней вере. Далее обращаемся к эпизоду смерти героя. Как герой уходит из жизни? Школьники отмечают элемент чуда, по-разному объясняя его: одни - как проявление языческого сознания (чудесная личностная история), другие - как христианскую мысль о причащении к лику святых, проводят параллель с Петром и Февронией Муромскими, смерть которых несла в себе идею божественного чуда. Затем сопоставляем "Поучение Владимира Мономаха" и "Житие Александра Невского". Учащиеся говорят о христианском мироощущении в произведениях, обращают внимание на то, что героями являются идеализированные исторические личности, темой произведения является русская история. Заканчиваем урок выставкой работ учащихся - рисунок облика Александра Невского.

"Повесть о Горе-Злочастии" - памятник древнерусской литературы XVII века. Путь изучения этого произведения - чтение и комментарий, так как в тексте - обилие незнакомых для школьников слов. После чтения проводим обобщающую беседу, работая над темой повести, художественными образами, языком произведения. Выясняем, почему у повести такое название. Учащиеся считают, что произведение рассказывает о наказании человека за то, что он нарушает евангельские заветы, в частности не прислушивается к советам родителей. Некоторые школьники даже называют источник сюжетной линии - притчу о блудном сыне. Обращаем внимание на словосочетание "Горе-Злочастие". Какие ассоциации оно вызывает? Учащиеся связывают это словосочетание с фольклором, в частности песнями и сказками, а сам образ - с народной поэтической традицией. Затем анализируем вступление. Выясняем, почему оно

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

начинается с пересказа библейского сюжета о грехопадении. Учащиеся отмечают, что такое начало придает истории Молодца обобщенный характер, однако связать его с замыслом автора они затрудняются. Поэтому задаем ряд вопросов: "Какова причина непослушания людей в библии? Как автор повести объясняет мотивы поведения своего героя?" В библейской истории виновником грехопадения становится дьявол-искуситель. В тексте повести причиной грехопадения Молодца стало "человеческое сердце немыслено и неуимчиво". Совпадают ли трактовки причин человеческого грехопадения в повести и в библейском тексте? Школьники сопоставляют тексты и приходят к выводу, что в "Повести о Горе-Злочастии" причина несчастий человека - в нем самом. Является ли свободное толкование библии явлением новым и единичным в древнерусской литературе? Учащиеся вспоминают жанр апокрифа, допускающий инотолкование. Вместе с тем попытка искать причины поступков человека в нем самом - ново для русской литературы. Это новый взгляд на человека. Далее работаем над характером персонажа, выясняя, насколько он соответствует традиционному изображению в литературе. Школьники говорят о появлении нового героя, так как ранее мы встречались лишь с историческими деятелями или святыми. Они находят точки соприкосновения образа Молодца со сказочным персонажем.

В чем же несчастье героя? Семиклассники считают, что Молодец дважды нарушил заповедь смирения и покорности: первый раз - не послушал отца, пожелав жить "как ему любо", второй - добрых людей, "похваляясь счастьем и богатством". Поэтому его спутником стало Горе-Злочастие, которое "научает" его "богато жить - убита и ограбить". О каком жанре древнерусской литературы напоминает история Молодца? Школьники сопоставляют ее с житием. Закономерен вопрос: "А чем отличается история Молодца от жития? Герой жития - святой, именно поэтому его образ идеализирован. В повести Молодец - простой человек со своими слабостями. Герой повести живет бездумно, оставляет "свои животы" в царевом кабаке, похваляется своим богатством; некоторым школьникам жалко Молодца, так как он не уверен в своих силах, часто растерян. Как же изменился канон изображения человека в литературе XVII века? В центре внимания - обычный человек, внутренне противоречивый, не являющийся нравственным образцом. Почему же происходят такие изменения в древнерусской литературе? Учащиеся говорят, что меняется система ценностей, проводят параллель между Роландом и Дон Кихотом: идеал рыцаря и доброжелательная пародия на него. В древнерусской литературе аналогично происходит переход от идеализации героя к изображению внутренних противоречий человека.

При работе над языком повести обращаем внимание на влияние народной поэтики на образную систему произведения, на былинный стих, песенную символику, отраженную в картине преследования Молодца Горем. Вводим понятие жанра светской бытовой биографической повести. Обращаем внимание на дидактическую направленность повести.

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся сделать дидактическую картину из жизни героя в технике рисованного лубка. Навык такой работы у учащихся есть (5 класс). Поэтому, напомнив им особенности работы в данной технике, обращаем внимание на цвет, идею, композицию.

Обобщение по древнерусской литературе проводим в форме работы малых групп. Каждая из групп выполняет свое задание, используя не только тексты древнерусской литературы, но и "тексты культуры" средневековья. Первая группа работает с темой, сюжетом древнерусской литературы, вторая - с героем русского и зарубежного средневековья, третья - с языком, жанрами произведений. В результате исследования изученных текстов учащиеся приходят к выводу, что тема и сюжет древнерусской и зарубежной литературы совпадают. Сюжет - мировая история и история России, а тема - смысл человеческой жизни,

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

что во многом перекликается и с зарубежной литературой средневековья. Они сопоставляют "Поучение Владимира Мономаха" и "Житие Александра Невского", в которых отражена история России, а смыслом человеческой жизни для героев становится соблюдение евангельских заповедей и служение Отечеству. Подобный пример они находят и в западной литературе. В "Песне о Роланде" сюжетом становится одна из страниц истории Франции, а темой - служение Богу, Родине, седобородому Карлу, что и составляет смысл бытия главных героев. Героическое начало объединяет эпос России и Запада. Особо подчеркивают учащиеся влияние религии на литературу. Вторая группа сопоставляет героев средневековья, школьники говорят о создании нравственных идеалов своего времени, использовании для идеализации приема гиперболы, подчеркивают героическое начало персонажей, причем аргументацией мысли служат образы Роланда и Александра Невского. Школьники отмечают, что герои раннего и позднего русского средневековья отличаются. Для доказательства этой мысли используется материал предшествующего урока. Кроме того, выдвигается идея о том, что герой Древней Руси, принимая как руководство к действию евангельские заповеди, живет чувством, как Меджнун. Об этом свидетельствуют слова Владимира Мономаха о необходимости любить ближнего своего, делать добрые дела, соблюдать христианскую мораль, заботиться о худом смерде и убогой вдовице. Чувствительным человеком предстает перед нами и Александр Невский, из глаз которого во время молитвы перед алтарем текут слезы.

Третья группа выявляет наличие в текстах древнерусской литературы книжного и разговорного стилей. Школьники приводят примеры из текстов произведений, обращают внимание на жанровое разнообразие русской и западной литературы, говорят о каноническом изображении и построении текстов.

Таким образом выстраивается работа с текстами культуры на первом этапе технологии интеграции, который мы называем работа с образцами. На уроках истории школьники знакомятся с жизнью Древней Руси. В курсе "Изобразительное искусство в контексте мировой культуры" школьники овладевают первоначальными знаниями о древнерусском искусстве - декоративно-прикладном, живописи, архитектуре. На уроках изобразительного искусства учащиеся делают эскиз канона изображения святого, рисуют образ защитника земли русской. На уроках музыки узнают об особенностях ее развития на этом временном отрезке.

Далее приступаем к этапу конструирования, которое преследует цель освоения специфического пласта древнерусской лексики: учащиеся создают свой вариант "поучения". На уроках русского языка в качестве дидактического материала используем древнерусские афоризмы. Учащиеся пишут подготовленное изложение по тексту "Поучение отца сыну", а затем - сочинение "Поучение сестры брату", или наоборот. Эта стилизация помогает лучше усвоить канонический подход к построению поучения, овладеть лексическим пластом и спецификой синтаксических конструкций древнерусской литературы. Лишь через творческую деятельность происходит погружение учащихся в тот или иной культурный пласт.

Систематическая работа по вхождению школьников в культуру должна помочь становлению школьников как субъектов культуры, способствовать созданию личностной картины мира, их самораскрытию в ходе творческой деятельности.

стр. 40


Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. Г. Боровик, Изучение русской литературы эпохи средневековья // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322613&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии