Технология изучения эпического произведения, деятельностный подход к изучению литературы в V классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. А. Мирзоян

Что должно быть содержанием обучения? Этот вопрос, на наш взгляд, является сейчас самым важным для определения путей развития всей системы образования. Не вдаваясь в рассуждения о том, насколько нелепо в начале XXI века выглядит стремление передать ученику некий объем знаний, выдвинем тезис, отнюдь не новый, но, несмотря на многократное повторение, так и не ставший пока определяющим. Содержанием образования должны быть способы совместной деятельности учеников и учителя. Главный критерий освоенности конкретного способа деятельности - умение использовать его в новой ситуации и самостоятельно. Другими словами, мы должны научить наших учеников самостоятельно находить, обрабатывать информацию и использовать для достижения конкретных целей.

Попробуем на примере курса литературы в 5 классе показать, как может быть изменен подход к преподаванию литературы в школе и в каком направлении можно двигаться, чтобы создать новые программы и учебники. Прежде всего ответим на вопрос, чему должны учиться пятиклассники на уроках литературы.

При этом, чтобы уместиться в рамках небольшой статьи, ограничимся только той частью курса, которая касается некоторых аспектов изучения эпических произведений. Изложенная ниже логика действий не является разработкой системы уроков, - она прочерчивает лишь вектор движения по определенному алгоритму, оставляя в стороне подробности и предлагая только самые необходимые комментарии, связанные с конкретными художественными произведениями.

В конце пятого класса мы задали нашим ученикам вопрос: "Чему мы учились в течение года?" Вот что они ответили (приводим ту часть ответов, которая касается тематики статьи):

1. Пересказывать прозаическое художественное произведение.

2. Формулировать вопрос, на который отвечает сюжет произведения.

3. Определять основной конфликт.

4. Определять стадии развития сюжета, выделять кульминационный эпизод.

5. Объяснять последовательность эпизодов.

6. Обнаруживать в произведении художественные детали, эпитеты, метафоры, сравнения и объяснять их смысл.

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

7. Обнаруживать в произведении противопоставленные элементы (персонажи, художественные детали, эпизоды...).

8. Описывать диптихи.

9. Описывать картины, передающие смысл эпизода, произведения.

10. Характеризовать героев художественного произведения.

11. Сочинять сказки, басни.

Мы уверены, что всему или многому из того, чему учились наши пятиклассники, учились и большинство их сверстников. Однако, как показывает опыт, если процесс обучения происходил без сознательной и отчетливо формулируемой установки на овладение конкретными способами деятельности, ученики не смогут в конце года ответить нам на вопрос о том, чему они учились. Из этого следует, что в процессе обучения на переднем плане должно быть не изучаемое произведение или теоретическое понятие (как это происходит в современных программах по литературе), а способ деятельности, метод, который осваивается при изучении того или иного произведения.

Нетрудно заметить, что ключевым, наиболее глубоко изучаемым теоретическим понятием в пятом классе является понятие "сюжет художественного произведения". При изучении эпических произведений мы придаем первостепенное значение анализу сюжета, ведь сюжет, по словам Ю. М. Лотмана, "представляет собой мощное средство осмысления жизни", а "выделение событий - дискретных единиц сюжета - и наделение их определенным смыслом, с одной стороны, а также определенной временной, причинно-следственной или какой-либо иной упорядоченностью - с другой, составляет сущность сюжета"1.

В начале учебного года, при изучении первого эпического произведения (в нашем случае это была "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина), мы начинаем учиться пересказывать. Ученики осваивают следующий алгоритм действий2.

Чтобы пересказать содержание художественного произведения, нужно:

1. Определить, каким событием заканчивается произведение.

2. Сформулировать вопрос, на который отвечает последнее событие.

3. Отобрать и записать перечень событий, которые логически приводят к известному финалу.

4. Пользуясь записанным перечнем, пересказать произведение, ограничиваясь упоминанием только необходимых событий.

На примере сказки Пушкина выполнение данной последовательности действий может выглядеть следующим образом:

1. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея.

2. Последнее событие отвечает на вопрос: поженятся ли царевна и королевич Елисей.

3. Перечень событий, который приводит к свадьбе:

* рождение царевны и смерть матери;

* женитьба отца, появление мачехи;

* сватовство королевича Елисея; Елисей и царевна становятся женихом и невестой;

* зеркальце сообщает царице-мачехе о том, что "царевна всех милее, всех румяней и белее";

* Чернавка по приказанию царицы-мачехи уводит царевну в лес и оставляет там, но, вопреки приказанию царицы, не связав;

* Елисей отправляется на поиски невесты;

* царевна набредает на терем и поселяется у семи богатырей;

* богатыри предлагают царевне стать женой одному из них, царевна отказывается, объясняя это тем, что она уже невеста королевича Елисея;

* царица-мачеха узнает от зеркальца о том, что царевна жива, решает погубить ее, отправляется в лес и угощает царевну отравленным яблоком;

* царевна откусывает яблоко и засыпает; богатыри хоронят ее в хрустальном гробу, привинтив его к столбам;

* королевич Елисей находит царевну, ударяется о гроб "всей силой", и царевна просыпается; жених и невеста отправляются домой;

* царица, встретившись с царевной, умирает;

* молодые справляют свадьбу.

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

4. На основе созданного перечня событий пятиклассники успешно справляются с пересказом.

Пересказ произведения на данном этапе необходим, потому что помогает ученикам увидеть взаимосвязь событий. Однако пересказом сказки ее изучение, конечно, не заканчивается. Следующим шагом становится вопрос о том, что (кто) и почему "мешает" и что (кто) и почему "помогает" осуществлению последнего события сказки (или что "мешает" и что "помогает" жениху и невесте сыграть свадьбу). Далее перед читателем возникает необходимость понять, почему удается справиться с тем, что "мешает". Царица-мачеха мешает счастью царевны, потому что завидует ее красоте, а королевич Елисей любит царевну и поэтому добивается ее спасения. Дальнейшие рассуждения о силе ("и о гроб невесты милой он ударился всей силой"), которая помогла королевичу спасти царевну, напоминает нам о богатырях - главных носителях силы в сказке. Это слово - "сила" - помогает понять, что богатыри и королевич противопоставлены в сказке. Смысл этого противопоставления обнаруживается при анализе эпизода сватовства богатырей и при составлении диптихов, изображающих богатырей и королевича Елисея. Осмысление параллелизма образов богатырей и Елисея является одним из важнейших условий понимания пушкинской сказки. Как ведут себя семь богатырей перед спящей царевной? "Ждали три дня", - пишет Пушкин. Как странно! Почему они ничего не делают? Чего они ждут? А что в этот момент делает Елисей?



За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.





В картинах, которые представляются ученикам, оказываются противопоставленными пассивность, неподвижность, растерянность богатырей и энергичное, целеустремленное движение Елисея. Здесь мы позволим себе короткое отступление.

Хорошо известный прием словесного рисования давно утвердился в методике преподавания литературы. Этот прием не только развивает воображение, но и способствует осмыслению образной природы художественного произведения. Более того, старый прием, оказывается, таит в себе богатейшие возможности. Одна из них - словесное рисование диптиха, которое позволяет осмысливать такую особенность структуры художественного текста, как параллелизм, который, по словам Ю. М. Лотмана, "представляет собой двучлен, где одна его часть познается через вторую, которая выступает в отношении первой как аналог <...> Помня, что первый и второй члены не идентичны, мы приравниваем их в каком-либо определенном отношении и судим о первом по свойствам и поведению второго члена параллели". Все элементы структуры художественного текста, "на разных уровнях находятся между собой в состоянии параллелизма и, следовательно, несут определенную смысловую нагрузку"3.

Итак, уже в самом начале учебного года, осваивая определенные способы деятельности, ученики получают ответ на вопрос: "Что нужно делать, чтобы понять прочитанное? " На данном этапе ответом на этот вопрос является следующая последовательность шагов:

1. Пересказать произведение, выделив основной вопрос, на который отвечает сюжет.

2. Ответить на вопрос: что (кто) "мешает" и что (кто) "помогает" осуществлению последнего события.

3. Ответить на вопрос: как и благодаря чему преодолеваются препятствия на пути к осуществлению последнего события.

При изучении следующего эпического произведения (в нашем случае это была сказка Г. Х. Андерсена "Снежная королева") работа по заданному алгоритму продолжается. Мы еще раз обращаем внимание учеников на то, что начинать подготовку к пересказу обязательно с конца. Такое парадоксальное начало вызывает интерес, нравится ученикам, они уже понимают, что такой способ действий приводит к желаемому результату. В самом деле, чтобы увидеть неслучай-

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

ные связи, логику событий, надо посмотреть, чем "это всё" заканчивается. Тогда станет ясно, как к этому "всё шло". При изучении сказки Андерсена мы вводим понятия "сюжет", "конфликт", "завязка", "кульминация" и "развязка". Конфликт - это двигатель событий, "мотор" сюжета. Разнонаправленные силы, сталкиваясь, вступая в конфликт, определяют движение сюжета. Слова "завязка" и "развязка" указывают на то, что конфликтующие начала завязываются в узлы противоречий и что эти "узлы" стремятся к развязке. Однако развязать их, как правило, не удается - только разрубить. Эпизод, в котором конфликт достигает точки наивысшего напряжения и после которого быстро наступает развязка - это кульминация. Пользуясь нашим алгоритмом, мы определяем кульминацию как эпизод, в котором основной вопрос сюжета получает ответ.

Готовясь к пересказу сказки, ученики обнаруживают, что заканчивается сказка возвращением Кая и Герды домой. Значит, сюжет отвечает на вопрос: "Вернется ли Кай домой?"4 Пересказав сказку, мы ищем ответ на вопрос о том, кто мешает и кто помогает осуществлению последнего события сказки, и обнаруживаем, что "борьба" идет между Гердой и Снежной королевой. Далее поиски ответа на вопрос, как и благодаря чему преодолеваются препятствия на пути к осуществлению последнего события, помогают нам определить место завязки и развязки, найти кульминационный эпизод. В попытках сформулировать основной конфликт мы обсуждаем варианты: конфликт между Гердой и Снежной королевой, внутренний конфликт Кая, конфликт между сердцем и разумом... Таким образом к трем шагам на пути к осмыслению художественного произведения добавляется еще два:

1. Определить стадии развития сюжета, выделив кульминационный эпизод.

2. Определить основной конфликт.

Вооружившись полученным алгоритмом, продолжаем совершенствовать свое владение методом при изучении повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Здесь мы сталкиваемся с проблемами, когда пытаемся определить, кто мешает осуществлению последнего события повести (согласию Оксаны выйти замуж за Вакулу). Прежде чем мы найдем истинную помеху, необходимо разобраться с ролью черта, потому что именно черт, по мнению учеников, мешает счастью Вакулы. Однако, если согласиться с этим мнением, то придется считать, что эпизод усмирения черта должен разрушить все препятствия на пути Вакулы к счастью. Но этого не происходит. Вакуле мешает что-то другое. Просто Оксана не любит его. И как же преодолевается это препятствие? (Переходим к третьему шагу нашего алгоритма.) Оказывается, что препятствие разрушается едва ли не само собой, каким-то чудесным образом в ночь перед Рождеством, когда "красавица всю ночь под своим одеялом поворачивалась с правого бока на левый, с левого на правый - и не могла заснуть <...> И вся горела; и к утру влюбилась по уши в кузнеца". Так мы обнаруживаем, что событием в художественном произведении могут быть и невидимые процессы, которые происходят во внутреннем мире героя. Тот факт, что чудесное преображение Оксаны в повести Гоголя является кульминационным эпизодом, позволяет нам обратиться к уже знакомому способу осмысления противопоставленных элементов структуры произведения - словесному описанию диптихов под условным названием "Оксана до и после ночи перед Рождеством". Каждый ученик даст название своему диптиху и каждой из картин. Чтобы создать диптих, ученики должны обнаружить в тексте эпизоды, противопоставление которых свидетельствует о том, как изменилась Оксана. Речь идет о следующих эпизодах: Оксана перед зеркалом и Оксана перед Вакулой, протягивающей ей черевики. В первом эпизоде ученики без труда обнаруживают сходство Оксаны с царицей-мачехой из сказки Пушкина. Сложнее не пропустить мимо внимания выделенные ниже детали второго эпизода:

"- Ай! - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи.

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

- Погляди, какие я тебе принес черевики! - сказал Вакула. - Те самые, которые носит царица.

- Нет! Нет, мне не нужно черевиков! - говорила она, махая руками и не сводя с него очей. - Я и без черевиков... - Далее она не договорила и покраснела.

Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше".

После изучения "Ночи перед Рождеством" мы можем дополнить наш алгоритм еще одним шагом, после чего получаем следующую последовательность действий:

1. Пересказать произведение, выделив основной вопрос, на который отвечает сюжет.

2. Ответить на вопрос: что (кто) "мешает" и что (кто) "помогает" осуществлению последнего события.

3. Ответить на вопрос: как и благодаря чему преодолеваются препятствия на пути к осуществлению последнего события.

4. Определить стадии развития сюжета, выделив кульминационный эпизод.

5. Определить основной конфликт.

6. Обнаружить в произведении противопоставляемые элементы5.

При изучении повести И. Тургенева "Муму" мы последовательно совершаем все шаги предлагаемого алгоритма. Обозначим пунктирно логику наших размышлений. Вернется ли Герасим в родную деревню? Крепостная зависимость, сила которой перемещает героя в город, рабская преданность Герасима барыне мешают ему совершить решительный шаг. Но когда и почему он все-таки решается уйти? Оказывается, поворотным моментом стал тот, когда Герасим "отвернулся, зажмурился и разжал руки", в которых держал Муму. Именно в эти минуты Герасим принимает решение. Именно это событие преображает не только героя - после него изменяется и ритм повествования: "Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо и был таков". Именно этот эпизод ("Герасим топит Муму") является кульминационным. Определить основной конфликт повести можно как столкновение рабской подчиненности Герасима воле барыни с осознанием несправедливости и жестокости этой капризной воли. Герасим в начале и в конце повести - главное противопоставление, которое интересует Тургенева. Создавая диптихи (или без их помощи сравнивая фрагменты текста), мы обнаруживаем сравнения, которые использует автор, и задаемся вопросом о том, что помогло Герасиму превратиться из недоумевающего молодого, здорового быка во льва. В чем смысл той последовательности эпизодов, в которую выстраивает события своей повести Тургенев? Прямая дорога, по которой Герасим возвращается домой, сравнивается Тургеневым со стрелой. Если мы попробуем увидеть эту стрелу, мы поймем, что речь идет о стреле, которая уже выпущена из лука и летит. Основаниями для сравнения оказываются скорость движения, его решительная устремленность к ясной и желанной цели. Но ведь чтобы стрела полетела, нужно натянуть тетиву. Можно ли этот факт понимать как одно из оснований для сравнения? Да. Оказывается, весь сюжет повести И. Тургенева - это натяжение тетивы. Мы помним обо всех событиях, которые произошли в жизни Герасима, и понимаем, что с каждым новым несчастьем тетива натягивалась все сильнее и сильнее. В какой-то момент она оказалась натянутой до предела, и стрела вырвалась...

В конце учебного года, когда весь алгоритм освоен достаточно хорошо, можно предложить ученикам работу, которая станет одной из центральных в шестом классе: пересказать художественное произведение, включая в пересказ рассуждения, связанные с каждым пунктом алгоритма. Это будет наш первый шаг на пути к целостной интерпретации прочитанного.

Мы обозначили лишь один из возможных примеров технологизации процесса изучения литературы, который, конечно, требует дальнейшей серьезной разработ-

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

ки и совершенствования. Однако уже имеющийся опыт позволяет утверждать, что найденный путь продуктивен, что он приносит свои плоды, главным из кото-

рых является осознанное, отрефлектированное освоение пятиклассниками конкретных способов деятельности, помогающих понять прочитанное.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Лотман Ю. М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. I. - Таллинн, 1992. - С. 242.

2 Мы хорошо понимаем, что предлагаемый алгоритм не является универсальным. Однако на данном этапе он не только приемлем, но и продуктивен, так как помогает осмыслению сущности понятия "сюжет" и смысла изучаемых произведений.

3 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972. - С. 90, 91.

4 Формулировка основного вопроса, на который "отвечает" сюжет, дело не столь однозначное, как это может показаться на первый взгляд. Как и в случае со сказкой Пушкина (там другой вариант вопроса - "Удастся ли царице-мачехе погубить царевну?" - возможен, если считать последним событием сказки смерть царицы), в сказке Андерсена возможны варианты. Основным вопросом в "Снежной королеве" можно считать вопрос о том, удастся ли Каю освободиться от осколков зеркала, которые проникли ему в глаз и сердце. В таком случае изменится и взгляд на стадии развития сюжета.

Здесь мы вплотную приближаемся к проблеме неоднозначности смыслов и интерпретаций художественного произведения. Мы рассматриваем с учениками все возможные варианты, но на данном этапе останавливаемся подробно на одном, чтобы овладеть методом, который поможет нам при анализе любого варианта.

5 Здесь важно заметить, что этот шаг мог быть введен в алгоритм и раньше, поскольку мы учились обнаруживать противопоставляемые элементы уже при изучении сказки Пушкина (когда говорили о двух царицах, о богатырях и Елисее). Мы вводим его сейчас, потому что не хотим перегружать алгоритм в начале учебного года. И еще потому, что параллелизм в структуре художественного произведения явление многоуровневое и сложное, и приближаться к его осмыслению надо так, чтобы не упростить его. К моменту, который мы выбираем для введения этого шага в наш алгоритм, ученики уже обладают достаточным опытом обнаружения на разных уровнях текста элементов, находящихся в отношениях параллелизма.



стр. 26


Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. А. Мирзоян, Технология изучения эпического произведения, деятельностный подход к изучению литературы в V классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322541&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии