Русская словесность в школах Петербурга. Петербургский опыт на страницах журнала "Русская словесность"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. М. Свирина

Наша редакция предпринимает очередную попытку издания регионального номера. Правда, в отличие от предыдущих, в этом номере, во-первых, целиком представлены статьи только одного региона, а во-вторых, регион этот - культурная столица России, а значит, и столица образования - Петербург.

Можно жить учителю, сетуя на невысокую заработную плату, на сокращение часов, на некачественные пособия, а можно - и петербургский номер, и вступительная статья Наталии Михайловны Свириной, собирателя и создателя этого номера, тому подтверждение, жить по-другому: исходить в своей повседневной работе из осознания высокой роли словесника, из того, что если нет хороших материалов, то их можно и нужно создавать самим, что материалы эти помогают раскрыться учителю, а значит, и его ученикам, что все вместе мы можем создать ситуацию успеха, ощущение радости учительского труда. Этот номер нашего журнала приоткрывает тайну петербургских словесников - просто нужно быть честным, любить то, чему ты учишь, и того, кого ты учишь, оставаться интеллигентом при встрече с откровенным и узаконенным хамством.

Наши читатели из других регионов могут возразить: им, петербуржцам, хорошо - у них культурные традиции, Эрмитаж, еще живая память о Лихачеве... А нам каково?! Но петербуржцы, петербургские словесники торовато делятся своими богатствами, о чем и свидетельствует, в частности, этот номер нашего журнала.

Александр Княжицкий

Цель, которую ставит перед собой редакция журнала "Русская словесность", создавая петербургский номер журнала, проста и естественна: показать нашим читателям особенности нынешней методической жизни одного из ведущих, если не ведущего центра преподавания русского языка, литературы, словесности, истоки и перспективы наших предметов, то "лица необщее выражение", которое отличает школы "великого города".

О прошлом петербургской - ленинградской методической школы написаны тома диссертаций, и любой учебник по истории методики нашего предмета познакомит более или менее подробно с тем арсеналом концепций, теорий и школ, что разворачивались - в далеком и недавнем - методическом прошлом Петербурга. Но впервые дается целостный журнальный срез того, что происходило, происходит, должно происходить в школах Петербурга, страны в целом.

Прошлые достижения - основа сегодняшних размышлений методистов о способах и целях преподавания литературы и русского языка в нынешней школе. Преемственность методики преподавания - это один из доминирующих принципов современной петербургской методической мысли. Сегодня в нескольких направлениях разворачивается методическая жизнь словесников в Петербурге.

Так, один из старейших ее оплотов - Академия постдипломного педагогического образования, кабинет словесности, известный любому петербургскому учителю не только потому, что там ежегодно осуществляют свою деятельность курсы усовершенствования учителей. Этот кабинет долгие годы успешно возглавлял известный методист Д. Н. Мурин, серьезный ученый, знающий, что методист - это не литературовед-неудачник, а мало того что литературовед, но литературовед, умеющий передать свои знания та-

стр. 2


--------------------------------------------------------------------------------

кой сложной аудитории, как детская. О его научных интересах свидетельствует, если можно так сказать, самая петербургская по содержанию и стилю статья номера "Петербургский литературный текст". В этом кабинете давно и успешно работают такие методисты, как Л. Д. Фураева, Л. П. Висленко, М. Г. Белова. Их усилиями выращены поколения учителей нашего города. Сейчас кабинет возглавляет М. А. Багге.

Работа сотрудников кабинета носит не только обучающий характер. Это не только лекции, семинары, мастер-классы. Каждый петербургский словесник знаком с рабочими тетрадями по литературе (с 5 по 11 класс) этих авторов (рабочие тетради Л. Д. Фураевой написаны совместно с А. Г. Нелькиным). Их рабочие тетради, кроме методических достоинств, отличает великолепное оформление, что привлекательно уже не только для учителя, но и для школьников. То, что петербургских методистов привлекает жанр рабочей тетради, на наш взгляд очень показательно: школьникам не навязывается авторское истолкование художественного произведения, как это часто случается в наших учебниках, а прокладывается путь к собственной интерпретации текста.

В Академии в 80 - 90-х гг. стал настоящим лидером кабинет инновационных технологий, где под руководством И. А. Мухиной и Л. Д. Фураевой учителя осваивали новые методики - методики мастерских, столь популярные в наше время. В этом номере публикуется статья к. п. н, доцента С. В. Федорова "Ионийскую цикаду им кузнечик заменял" об учебном материале работы таких мастерских, о технологии их проведения; продолжение статьи этого автора будет напечатано в одном из следующих номеров.

Один из легендарных методистов Петербурга - д. п. н., профессор Т. Г. Браже, также трудится в Академии. Ее книги для учителя не нуждаются в рекламе, а прошедшие у нее учебу аспиранты, такие, например, как к. п. н. Е. Д. Тенютина и к. п. н. М. Г. Боровик, - известные в Петербурге специалисты, чьи идеи реализованы в школьной практике. Мы предлагаем вашему вниманию статью М. Г. Боровик "Изучение русской литературы эпохи средневековья", посвященную одному из сложнейших разделов курса седьмого класса.

Кафедра методики преподавания литературы и русского языка РГПУ им. А. И. Герцена последние почти два десятилетия (до 2006 г.) работала под руководством д. п. н., профессора, чл. -корр. РАО В. Г. Маранцмана. Кафедра известна далеко за пределами Санкт-Петербурга как трудами самого В. Г. Маранцмана, учебно-методическими комплексами по литературе и МХК, созданными коллективом кафедры в 90-годы XX века, так и работами его учеников - бывших аспирантов и докторантов, работающих в разных городах России и за ее пределами. Немало петербургских методистов, ныне развивающих самостоятельные концепции, вышли именно из этой научной школы. В этом же старейшем педагогическом вузе работает известный методист д. п. н., профессор Г. Н. Ионин.

Центр городских предметных олимпиад в союзе с петербургским Дворцом творчества юных, располагающимся в Аничковом дворце на Невском проспекте - тоже одно из мест практической реализации петербургской методики. Ежегодное привлечение множества детей к участию в олимпиадах по литературе и русскому языку - заслуга зав. центром городских предметных олимпиад к. п. н. М. В. Румянцевой и заведующей сектором гуманитарных олимпиад Н. А. Соболевой.

На базе Центра д. п. н., профессором Н. М. Свириной ежегодно ведутся курсы по литературному развитию для старшеклассников и курсы для учителей по реализации творческих возможностей школьников на уроках литературы.

Серьезная работа ведется районными методистами. Нельзя не назвать имена Л. А. Сапегиной, методиста Приморского района, Т. В. Алексеевой и С. П. Белокуровой, методистов Красногвардейского района, Ф. А. Лейкиной, методиста Фрунзенского района.

За последние пять лет немало сделала для словесников Ассоциация гимназий

стр. 3


--------------------------------------------------------------------------------

Санкт-Петербурга, проводящая кроме уже традиционных ежегодных всероссийских конференций в марте множество открытых семинаров, круглых столов, встреч для учителей и школьников Петербурга и Ленинградской области. Так, стали традиционными Дни словесника. Тематика этих ежегодных встреч разная, но всегда актуальная для педагогов. В прошлом учебном году центральной проблемой была методика подготовки выпускной исследовательской работы по литературе, и педагоги услышали выступления д. ф. н., проф. В. М. Марковича и д. ф. н., проф. А. Д. Степанова, проф. Н. М. Свирину, к. п. н., доц. С. В. Федорова. Тема "Реферат, доклад, письменная работа как формы текущей, выпускной и олимпиадной работ по литературе: Организация процесса исследовательской работы и оформление ее результатов (система требований и методические рекомендации)". После выступлений - индивидуальные консультации и знакомство с литературой по вопросу. О широте интересов и диапазоне поисков петербургских ученых, методистов, учителей свидетельствует краткий перечень мастер-классов и семинаров, проходящих одновременно: "Проблемные аспекты комментирования символистского текста" (доктор фил. наук, и. о. зам. директора ИРЛИ, зав. группой по изданию Академического полного собрания сочинений и писем А. Блока Н. Ю. Грякалова); "Учебник литературы: проблемы и дилеммы" (д. ф. н. (СПбГУ), автор учебника по литературе для 10 классов И. Н. Сухих); "Принципы построения курса литературы в старших классах" (главный редактор газеты "Литература" издательского дома "Первое сентября" С. В. Волков); "От древности до пушкинской поры" (эл. курс для 10 гуманитарного кл.), "Стилистика и культура речи" (эл. курс для 10 - 11-го кл.) (учитель школы N 35 Л. Л. Соколова); "Новые пути на континент "Литература" (историко-литературный курс для 10 - 11-го кл.); "Развитие литературного слуха" (проф. Н. М. Свирина); "Современная литература в старших классах" (методист НМЦ Красногвардейского р-на С. П. Белокурова). Особый деловой и одновременно праздничный дух семинарам придавало то, что все встречи проходили в гостиных Аничкова дворца, где День словесника проводится уже второй раз.

Известно, какой интерес вызывают сегодня проблемы организации исследовательской деятельности в школе. Перспективы развития школы в целом и наших предметов в частности, на наш взгляд, связаны именно с вопросами использования полученных знаний, сформированных у учеников умений с компетентностными подходами к обучению. Обобщению накопленного в этом отношении опыта был посвящен городской семинар, организованный Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга. На семинаре были представлены следующие темы: "Подготовка исследовательских работ по русскому языку" (С. И. Маканина, учитель школы N 318); "Методика подготовки и осуществления исследовательской деятельности старшеклассников (10 - 11 кл.)" (проф. Н. М. Свирина); "Прагматика" и "поэтика" реферата как формы устного экзамена по литературе" (С. П. Белокурова, методист НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга); "Выбор темы, степень самостоятельности и критерии оценки исследовательских работ по литературе" (М. Г. Боровик, к. п. н., доцент СПбИГО); "Подготовка к устному экзамену по литературе: эффективные технологии" (С. Э. Берестовицкая, методист НМЦ Фрунзенского р-на, Сидоренко Е. П., учитель).

Пять лет подряд Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга проводит на базе гимназии N 405 городской семинар "Журналистика в школе". Второй год соучредителем является Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования. Эта встреча особая потому, что собираются вместе школьники и педагоги, заинтересованные такой темой. И оттого еще важен этот пятичасовой семинар, что помогает за счет нестандартных тем, методик, привлечения профессионалов, а также редакторов интересных подросткам СМИ нашего города увлечь ребят желанием научиться грамотно и интересно оформлять свой текст, учиться

стр. 4


--------------------------------------------------------------------------------

писать привлекательно и увлекательно. Программа мастер-классов последнего семинара говорит сама за себя (привожу из программы только перечень мастер-классов, занятий и практикумов): "Для пишущих стихи и прозу или интересующихся сочинительством", "Выпуск гимназической / вузовской газеты"; "Создание документального телефильма: практический опыт"; "Технология создания радиорепортажа"; "Как подать рекламу книги в школьном издании"; "Словарь редактора"; "И пальцы просятся к перу...". Мастер-класс для учащихся и учителей: "Как написать юмористическую заметку"; "Как организовать пресс-конференцию"; "Особенности работы межшкольной информационной газеты"; "Пишем и правим: Практикум для школьников"; "Информационный сюжет на телевидении: технология журналистского творчества"; "Как сделать радиопередачу на компьютере".

Семинар в двух отделениях, каждый участник успевает на два полноценных занятия. Как правило, школьники из отдельной школы, лицея, гимназии, студенты, которые стали тоже участниками этого семинара, долго изучают программу семинара, придя в гостеприимную гимназию N 405, советуются со своими учителями и организаторами встречи, а потом "рассыпаются" по всем темам, чтобы потом в своей школе обсудить как можно больше нового. Не раз бывало, что, придя на семинар первый раз с пустыми руками, к следующему году эта же школа приходит уже со своим изданием, потому уже дважды мы проводили конкурс школьных изданий.

Год от года все больше школьников разных классов - и петербуржцев, и детей из Ленинградской области - со своими учителями приезжают на эту встречу, привозя свои школьные издания, а увозя интерес к тексту и уже полученные отдельные навыки для умения складывать связный, с настроением, интересный для других устный и письменный текст.

И завершает эту череду семинаров в середине мая "Конференция победителей" - авторов школьных исследовательских работ, заслуживших первое место в своей школе, гимназии, лицее. Этот день - встреча не только старшеклассников. Здесь ежегодно встречаются городские, районные методисты, ведущие учителя, ученые, преподаватели вузов, сотрудники НИИ в качестве членов жюри. А наш предмет - литература - уже четыре года подряд лидирует по числу представленных докладов: на последней конференции работали 8 секций по литературе! С 2007 года эта конференция перестала быть только петербургской. Мы рады принять гостей - участников и их педагогов - из любых мест нашей страны, продолжая вместе замечательную традицию российского образования - поддерживать думающую молодежь в их первых школьных опытах исследований и творческих работ.

Этот небольшой абрис жизни петербургских словесников не может в полной мере отразить большой и активный опыт учителей литературы и русского языка, работающих в Петербурге. Впрочем, читатель, возможно, знаком со сборниками, собирающими этот опыт вместе: "Образ Петербурга на уроках литературы" и "Не бойся книги, школьник!". Сейчас готовятся к выходу в свет еще два сборника, один из которых посвящен методике школьной исследовательской деятельности по литературе, а другой состоит из разнообразных элективных курсов, адресованных современным школьникам по тематике и методическим подходам.

стр. 5


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. М. Свирина, Русская словесность в школах Петербурга. Петербургский опыт на страницах журнала "Русская словесность" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322430&archive=1205324210 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии