История русской культуры

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Ю. С. Рябцев, С. И. Козленко

7, 8, 9 классы

Основой комплекта являются УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. Это красивые, яркие книги, с которыми будет приятно работать ребенку. Каждая книга - это значительная часть русской культуры. Ее оформление и содержание во многом определяют отношение ребенка к своей стране, его культуре. Учебное пособие 7 класса посвящено изучению истории русского крестьянского двора и царского дворца, пособие 8 класса раскрывает особенности русской дворянской усадьбы XVIII-XIX вв., учебник 9 класса посвящен культуре XX в.

Обращение к культуре быта позволяет воссоздать живые, яркие картины прошлого, что особенно важно в школьном обучении. Одно дело - рассматривать царский дворец только как памятник архитектуры, и совсем другое - попытаться представить его жизнь. Тогда богато убранные палаты наполняются толпами разодетых бояр, торжественно входит царь, принимает иностранных послов, устраивает пиры. Словно оживают многие старинные предметы быта - дворцовая утварь, одежда, посуда, парадное оружие - все то, что знакомо нам только по музейным экспозициям. Так, тема "Венчание на царство" предоставляет возможность познакомиться не только с этим уникальным средневековым обрядом, но и с архитектурой (постройки Московского Кремля), живописью (роспись палат и храмов), декоративно-прикладным искусством (коронационные регалии, парадные царские одежды). И наконец, быт в наибольшей степени отражает национально-этнические черты народа, ибо невозможно познать свое национальное "Я" без изучения бытовой культуры - костюма, жилища, трапезы, обычаев и традиций. Излишне говорить о том, какое значение имеет для воспитания любви и уважения к своей стране знание ее культуры и истории.

Отличительная особенность курса - строгая гуманистическая ориентированность. В центре внимания постоянно находится человек - крестьянин, дворянин, купец, царь, художник, архитектор, скульптор, актер, писатель, коллекционер, меценат.

Курс построен по принципу "тройного очеловечивания" художественной культуры. Это значит: художественное произведение создается человеком, повествует о человеке и предназначено для человека. Художественная культура ценна именно тем, что предполагает общение между людьми даже через века. Изучая памятники культуры - произведения живописи, скульптуры, литературы, архитектуры, прикладного искусства, - мы как бы вступаем в диалог и с их авторами, и с теми людьми, которые с ними были связаны. Слово и художественный образ делают это общение понятным каждому. В диалоге прошлого и настоящего реализуется столь необходимая связь времен. Возможно, в этом "тройном очеловечивании" и заключается особая притягательная сила культуры. Все это делает курс интегрированным, дающим учащимся универсальные знания.

Гуманитарная нацеленность курса позволяет ему органически вписаться в систему школьного образования.

стр. 85


--------------------------------------------------------------------------------

Задача дать школьникам предельно полные и строго систематические знания по истории русской культуры авторами не ставится. Важнее научить школьника понимать язык искусства, заразить его интересом к самостоятельному изучению культуры.

Дети понимают глубинный смысл, заложенный творцом и эпохой в памятник культуры. Это может быть расшифровка символики древнерусской живописи, понимание иконографии художественных образов, анализ художественных стилей и направлений в искусстве. Но самое интересное, что задания учебника предусматривают привычку детей работать руками, когда интересует не то, что сделано, а то, как сделано. Вот почему в пособиях детально изучаются такие вопросы, как конструкции и способы строительства в архитектуре, технологии изготовления иконы и фрески, секреты древних ювелиров, работа скульптора, процесс создания кинофильма. Ребята находятся в постоянном диалоге с учебной книгой. Им то предлагается вспомнить знаменитые архитектурные сооружения, прославившие Древний Египет, Грецию, Рим, то найти в облике храмов общее и особенное, то, подводя итоги темы, рассказать об устройстве русского православного храма.

Прекрасные иллюстрации учебных пособий помогут учащимся разобраться в материале. Они увидят как современное состояние храмов и зданий, так и их реконструкцию и наиболее значимые элементы. А схема и пояснения русского классического иконостаса помогут многое понять не только детям, но и взрослым.

Не забыты в пособиях и "страждущие умы". К их услугам следующие рубрики:

"А знаете ли вы, что...",

"Материал для любознательных",

"Что, где, когда, зачем и почему?...".

Этот материал не обязателен для чтения, но пройти мимо него школьнику будет трудно, настолько он кажется интересным и увлекает.

Работа с документами учебных пособий направлена на развитие природных талантов детей - догадки, смекалки, логического и образного мышления, эстетического вкуса.

Все разъяснения по работе с курсом и комплектом учитель найдет в программе и методическом пособии. Они помогут максимально приблизить многообразие содержания учебных книг к его практической работе.

стр. 86


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Ю. С. Рябцев, С. И. Козленко, История русской культуры // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322358&archive=1205324210 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии