Усвоение иноязычного художественного текста часто вызывает затруднения у читающих, недостаточно владеющих языком, на котором написано произведение. Трудности объясняются плохим знанием неродного языка или давлением национальных литературных традиций и представлений (эстетическая интерференция), а также отсутствием навыков и умений анализа текста.
Прекрасный материал для того, чтобы сформировать у школьников такие умения и навыки, представляют собой произведения В. Г. Короленко, который был выдающимся мастером литературного портрета, как правило, не статичного, а изменяющегося в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, внешняя строгость и угрюмое выражение лица судьи из повести "В дурном обществе" как отражение постигших его несчастий заменяются выражением нежности и доброты при общении с дочерью и по мере понимания им своей неправоты по отношению к сыну, что помогает писателю показать честность и справедливость своего героя.
При создании портретных характеристик писатель часто использует прием противопоставления. Ученикам целесообразно дать задание сопоставить портреты двух девочек - пухленькой, румяной Сони и Маруси, напоминающей чахнущий без солнечного света цветок.
Автор специально подбирает для их характеристик социально направленные эпитеты, сравнения и метафоры, позволяющие донести до читателей такие важные для описания жизни героев философские понятия, как нищета и достаток, жизнь и смерть, счастье и несчастье и др.
Целесообразно также сопоставление литературных портретов В. Г. Короленко и других писателей, в частности Л. Н. Толстого (подчеркивание одной ведущей детали в лице героя). Например, при изучении повести "Слепой музыкант" надо обратить внимание на многократное упоминание неподвижных глаз героя и описание постоянно меняющегося выражения лица мальчика, а затем юноши, познающего мир, будучи лишенным такого важного способа восприятия, как зрение, пытающегося восполнить его отсутствие другими факторами познания: обостренным слухом, необыкновенной подвижностью рук и лица, познать окружающее с помощью тактильного и слухового восприятия.
В национальной школе большое значение имеет также аналитическое рассматривание иллюстраций к произведению в сопоставлении с чтением иллюстрируемых страниц. Например, можно сравнить портрет Петруся из повести "Слепой музыкант" с иллюстрациями к этому произведению С. Закржевской.
Основной психологический мотив, характеризующий как текст произведения, так и иллюстрацию к нему художника, - это инстинктивное влечение героя к солнцу, олицетворяющему для слепорожденного свет, которого он лишен. После выхода произведения некоторые критики его возражали против этого мотива, потому что, по их мнению, у тех, кто никогда не видел света, не может быть и стремления к нему. В. Г. Короленко возражал таким критикам, говоря, что в детских и юношеских снах часто присутствует ощущение полета, хотя наяву никто из людей не летал.
Учащимся можно задать вопрос: "Находит ли отражение смена впечатлений на лице слепого мальчика в иллюстрации к произведению?" Ученики, как правило, затрудняются ответить на этот вопрос. Только самые сообразительные из них замечают, что в статичном рисунке трудно показать меняющиеся картинки. И только сопоставление иллюстраций разных художников помогает понять это. Например, иллюстраций С. Закржевской и В. Любина, помещенных в хрестоматии под редакцией М. В. Черкезовой. Разница в восприятии художественного текста разными иллюстраторами особенно заметна, как отмечают учащиеся, в сцене воздействия на Петруся слуховых впечат-
стр. 65
--------------------------------------------------------------------------------
лений от звуков рояля. Лицо слепого выражает и напряженное внимание, и удовольствие от красивой музыки. И в этом, как отмечает В. Г. Короленко, уже видны задатки будущего артиста: "Когда из-под его руки вылетала веселая и яркая нота высокого регистра, он подымал оживленное лицо, будто провожал кверху эту звонкую летучую ноту". Читая этот отрывок из произведения, рассматривая одновременно иллюстрации к одной и той же сцене двух разных художников, ученики не без помощи учителя поймут, что каждого из них привлекли разные оттенки чувств героя и что каждый стремился изобразить эти разные оттенки чувств, передав в то же время свое личное отношение к художественному тексту, что делает любую иллюстрацию самостоятельным произведением искусства. А такое понимание, несомненно, будет способствовать эстетическому развитию учащихся.
При чтении повести В. Г. Короленко возникают и другие вопросы, имеющие большое воспитательное значение, в частности вопрос о гуманизме писателя. Обращение к таким эпизодам, как, например, встреча Петруся со слепым звонарем, озлобленным не только своим несчастьем, но тяжелой жизнью, постоянным холодом и голодом, которых не испытывал тоже слепой, но живущий в холе и окруженный любовью родных Петрусь, или эпизоды путешествия героя вместе с группой слепцов, во время которого и сам Петрусь, и читатель понимают, в чем состоит настоящий гуманизм - не оберегать обездоленного несчастьем ребенка от жизненных трудностей, а учить его самостоятельно преодолевать их. Внутренняя борьба Петруся проявляется в его внешности в сцене молодежной вечеринки, куда герой приходит вместе с Эвелиной. Сначала он напряжен, ранние морщинки отчетливо проступают на выпуклом лбу. Губы напряженно вздрагивают. На щеках густой румянец сменяется матовой бледностью. Неподвижные незрячие глаза придают лицу молодого человека мрачный оттенок.
Изменения в лице героя передаются писателем в описании восприятия происходящего Эвелиной, на мгновенье увлекшейся разговором с молодым гостем: "Она кинула быстрый взгляд в сторону Петра, и что-то кольнуло ее сердце. Он сидел неподвижный, задумчивый, вся его фигура казалась отяжелевшей и осталась в ее памяти мрачным пятном".
Осознание ответного чувства Эвелины совершенно меняет его внешность. Походка становится тише, лицо спокойнее, душевная боль стихает, уступая место другому чувству, которое формулируется словами подруги: "Ты и я, мы оба любим друг друга. Ну подумай сам: мог ли бы ты остаться здесь один, без меня?..."1.
Затем женитьба, ожидание рождения ребенка, тревожное сомнение, разрешившееся заключением доктора: "Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно". Эти слова делают переворот в душе молодого отца. Ему даже показалось на какое-то время: он стал видеть. И это ощущение моментально отражается в выражении лица героя. "В течение нескольких секунд он стоял с приподнятым кверху и просветленным лицом". Всем казалось, что человек, стоявший среди комнаты, был не тот, которого они хорошо знали, а тот, прежний, исчез, окруженный внезапно опустившейся на него тайной. Впоследствии у него в душе осталось только чувство удовлетворения и странная уверенность, что тогда он видел.
Петр нашел свое место в жизни. Он был счастлив, это счастье отражалось в выражении его лица. Это ощущение точно выразил Максим, присутствовавший на концерте племянника и бывший свидетелем его триумфа: "Да, он прозрел. На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людскую радость, и людское горе, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных".
Таков вывод писателя-гуманиста, которым заканчивается изучение творчества В. Г. Короленко, что не может не оказать глубокого воспитательного воздействия на юных читателей в любом регионе России.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Все цитаты из произведения даются по изданию: В. Г. Короленко "Слепой музыкант". - М.; Л., 1957.
стр. 66