Развитие художественных способностей школьников на уроках литературы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. Н. Гуляков

Проблема развития художественных способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, поскольку образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого уровня творческого развития.

Под художественными способностями школьников мы понимаем способности к успешному освоению и творческому осмыслению художественной литературы, процессу духовного общения на уроках литературы, в ходе которого идет постижение учащимися ценностей и символов духовной культуры.

Развитие творческой личности происходит на уроке. Основные этапы деятельности ученика и учителя, обеспечивающие необходимые и достаточные условия развития художественных способностей в процессе анализа литературных произведений, таковы: Первый - восприятие исходной информации. Возникшие впечатления формируют эмоционально-образную среду и создают условия психологического комфорта общения.

Второй - погружение в эмоционально-образную структуру темы урока. Привлекаемые образы и работа по постижению способов их воплощения создают психологическую основу погружения в художественный мир текста (озарение, появление замысла).

Возникающая потребность в устном, а затем в письменном высказывании является не только составной частью обучения, но и сочетается с другой деятельностью: практической, игровой, творче-

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

ской. Таким образом, прежде чем приступить на уроке к работе над конкретным продуктом речи, обязательно надо позаботиться о создании ситуации обучения, о непринужденном желании вступить в нее, о появлении у школьников мотива речи, потребности что-либо сказать. Формируемая на таких уроках речевая ситуация создает условия развития художественных способностей школьников.

Третий - самовыражение личности через творчество. На этом этапе необходимо научить видеть проблему, постигать приемы создания и воплощения источников информации. Идет сложная работа по постижению образа литературного героя, изучаемой темы, явления, события, эпизода произведения. На основе конкретных привлеченных образов создается и собственный образ в воображении учащихся, определяется его место в целостной картине бытия - идет процесс духовного развития личности школьника.

Одновременно это этап внутреннего интегрирования, на основе которого появляется речь. Дети создают будущий текст, выражая собственные мысли и чувства. Происходит работа по отбору изобразительно-выразительных средств исходя из созданных образов.

Четвертый - проверка и корректировка творческой работы.

Что дают такие уроки ученикам? Происходит активизация работы в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность; эти уроки способствуют развитию сознательности в обучении, создают комфорт во взаимоотношениях, оказывают влияние на межличностные коммуникации, на развитие рефлексии, воспитывается внимательное отношение к слову, формируется духовность, а также обеспечивается выход на креативный уровень обучения.

Таким образом, сотворчество приведет к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это есть главный результат нашей работы.

Предлагаю урок-размышление "Житие Сергия Радонежского".

Житие Сергия Радонежского (фрагменты)

Цели урока: познакомить учащихся с жанром жития; охарактеризовать Сергия как патриота, способствовавшего собиранию русских земель и вдохновившего Дмитрия Донского на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига.

Оборудование: аудиозапись фрагментов концертов для хора Д. С. Бортнянского, репродукции картин М. В. Нестерова, Н. К. Рериха "Часовня Сергия", И. С. Глазунова "Канун", В. П. Криворучко "Благословение на подвиг"; выставка книг (Б. К. Зайцев "Преподобный Сергий Радонежский", "Знамя преподобного Сергия Радонежского"; Н. С. Борисов "И свеча бы не угасла..."; "Задонщина").

Эпиграф: "И свеча бы не угасла..." (Симеон Гордый).

I. Слово учителя.

Учитель. Есть имена, которые носили исторические личности, вершившие великие дела в определенную эпоху. Но есть имена, утратившие хронологическую связь с историческими событиями, переступившие границу времени. Это стало возможным потому, что дело, совершенное человеком, по своему значению далеко выходило за пределы своего века. Как считает В. О. Ключевский, оно настолько глубоко охватывало жизнь последующих поколений, что постепенно в сознании людей все временное и местное отходило на второй план и человек из исторического деятеля превращался в идеал.

Таково имя Сергия Радонежского. Ему посвящается наш сегодняшний урок, целью которого является знакомство с жизнью этого человека. Нам предстоит узнать, что он сделал для России.

Какой подвиг освятил имя Сергия? Почему мы вспоминаем о нем сегодня?

Почему эпиграфом к уроку являются слова из завещания Симеона Гордого: "И свеча бы не угасла..."?

Жития святых - рассказы о жизни, страданиях и благочестивых подвигах

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми и официально удостоенных почитания.

Житийный жанр присущ и литературе, и живописи, в частности иконописи. Житийная икона строилась по особым законам. В центре находилось изображение святого. В 12 клеймах, расположенных по краям, мастер рассказывал о жизни святого.



Жития обязательно имеют воспитательную цель. Они учат быть милосердными, помогать ближнему, любить свою родину. Может, они помогут и нам возвратить утраченные нравственные ценности.

Что роднит "Житие Сергия Радонежского" с другими житийными произведениями и что является его отличительными чертами?

II. Анализ композиции жития

III. Беседа о содержании жития

В Туле на улице Пузакова есть храм Сергия Радонежского, где находится его икона. Он считается покровителем в учебе. Возможно, это связано со случаем, произошедшим со святым в детстве. (Чтение отрывка.)

Почему жива память о Сергии? Почему и при его жизни, и после его смерти люди обращались к нему?

С необычной силой звучат в "Житии Сергия Радонежского" вечные истины - сострадание и милосердие к человеку, в которых мы так нуждаемся сегодня, когда люди страдают от равнодушия и жестокости, когда забывают о других. А Сергий, наоборот, забывал себя ради других.

История и политика вливаются в предания, ломая житийные каноны. О времени, в которое жил Сергий, хорошо сказано в главе "Выступление" книги Б. К. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский". (Чтение отрывков.)

То, что Русь находилась под монголо-татарским игом, было народным бедствием, которое принесло не только материальное, но и духовное разорение. Люди беспомощно опускали руки. Ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети. Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда. Страх смерти был унизителен, ибо превращал человека в подобие бессловесного скота.

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в себя. Не зря именно к нему пришел Дмитрий Донской испросить благословения на битву. Таков был обычай: просить божьей помощи на дело ратное.

К тому времени умер митрополит Всея Руси Алексий. Вокруг митрополичьей кафедры разгорелась борьба, которая не могла оставить Сергия равнодушным. Он скорбел о том, что Русская земля осталась без митрополита. Но гораздо больше беспокоило его приближение неотвратимой войны с Мамаем.

И вот к Сергию в обитель едет Дмитрий за благословением на страшный бой. Дмитрию в борьбе с Мамаем была нужна поддержка простого народа. Но как докричаться до него? Как заставить людей поверить в благородство своих целей, в то, что в случае неудачи он не предаст их, не бросит на произвол судьбы? Кто-то, чье слово значит для народа очень много, должен как бы поручиться за него перед Русью, породнить его с могучей силой земли.

Почему народ верил одному только Сергию?

Когда к Сергию пришел святитель Алексий с вопросом: "Что делать?" - Сергий ответил: "Помоги земле Русской!" Когда Сергия спросил крестьянин: "Что делать?" - он ответил: "Помоги земле Русской!" А что должен был и мог сказать Сергий Дмитрию Донскому? Что видел, что чувствовал святой Сер-

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

гий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? (Вблизи вой зверей да "стражи бесовские", а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери и бесы - все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Но молитва, побеждая ад, восстанавливает на земле мир человека и твари. Один медведь стал приходить к Сергию не злобы ради, а получить кусок пищи, и преподобный выносил ему кусок от своего хлеба. А когда не хватало хлеба, голодали оба - и святой, и зверь, иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, "чтобы не оскорбить зверя".)

IV. Работа с репродукциями картин М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею", "Юность преподобного Сергия" и иконы А. Рублева "Троица"

Если возможен мир человека и твари, то должен быть и мир человека с человеком. Русь должна стать единой и свободной. Идея единства Руси с особой силой звучит в рублевской "Троице". Троица - идея единого Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Сергием была основана Троице-Сергиева лавра, "дабы воззрением на Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего". Сергий Радонежский молился, чтобы этот звероподобный, разделенный ненавистью мир преисполнился любовью, а Андрей Рублев явил в красках "Троицы" эту молитву, выразившую и печаль, и надежду святого Сергия о Руси.

V. Подведение итогов урока.

"И свеча бы не угасла..." - гласит эпиграф нашего урока. Преподобный Сергий явился той свечой, которая осветила путь заскорбевшему народу. Он, народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом и восстал на поработителей.

Так что от нас с вами зависит, как долго будет гореть свеча добра, любви к людям, восхождения к нравственному совершенству, зажженная Сергием. И мы ответственны за то, чтобы эта свеча не погасла.

Пристально всматривались в облик Сергия Радонежского В. О. Ключевский, Н. К. Рерих и другие авторы, писавшие о нем (обращение к выставке книг). Каждый из них видел Сергия по-своему, подчеркивая его связь с Родиной, его роль в культуре, его высокую нравственность.

К образу Сергия Радонежского обращались и иконописцы и художники.

(Демонстрация репродукций икон и картин; Н. К. Рерих "Часовня Сергия", И. С. Глазунов "Канун", В. П. Криворучко "Благословение на подвиг".)

VI. Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопрос: "Каким я увидел Сергия Радонежского?"

Литература

Додонов В. В. Эмоция как ценность. - М., 1978.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1959.

Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий. - М., 1980.

Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. - 1998. - N 1.

Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. - М., 1997.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. - М., 1988.

стр. 17


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. Н. Гуляков, Развитие художественных способностей школьников на уроках литературы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321767&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии