ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ II В ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА И В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. Б. ГАНЖЕНКО

XVIII век - это век Русского Просвещения. Это век Екатерины II. Это век расцвета русской культуры. Трудно перечислить все, что было сделано в этой области во второй половине XVIII века. Сделано по инициативе просвещенного монарха для утверждения и прославления абсолютной монархии.

В XVIII столетии в русском искусстве - литературе и живописи сложились две вполне определенные традиции изображения Екатерины II.

Первая традиция связана с идеализацией и возвеличиванием императрицы. Художники и поэты создают официальный, "парадный портрет" Екатерины, мудрого монарха, который проводит свои дни в трудах и заботах о благе народа.

Именно в царствование Екатерины II в России открываются первые институты и училища: Смольный институт в Петербурге, положивший начало женскому образованию в России, воспитательные дома в Москве и Петербурге, училище при Академии художеств, первое коммерческое училище и др.; под ее руководством проводится школьная реформа - впервые создаются народные училища, выпускаются первые уставы, инструкции, учебники, впервые организуется подготовка будущих учителей, вводится система общего начального образования всех сословий (за исключением крепостных крестьян). Именно годы правления Екатерины II знаменуются мощным расцветом русского художественного искусства - литературы, живописи, архитектуры, музыки. Открываются Эрмитаж - первое в России богатейшее собрание художественных коллекций (1764), первый русский университет (1755) и Академия художеств (1757).

В соответствии со второй традицией изображения Екатерины II императрица представала как обыкновенная земная женщина, не чуждая человеческим чувствам и настроениям (камерные, интимные портреты).

Первая традиция нашла отражение в произведениях художников П. А. Антропова и Д. Г. Левицкого, поэтов Г. Р. Державина и А. П. Сумарокова.

В русском живописном искусстве XVIII века происходит расцвет портретной живописи, ведущим жанром становится парадный портрет. Два крупнейших русских портретиста XVIII века - А. П. Антропов и Д. Г. Левицкий - посвятили свои полотна Екатерине II.

Наиболее ярко образ Екатерины II в соответствии с первой традицией предстает в известном "Портрете Екатерины II-Законодательницы в храме Богини Правосудия", выполненном знаменитым русским художником XVIII века Д. Г. Левицким (1783).

Идею этого портрета породил век просветительства. Портрет Д. Г. Левицкого создан на основе аллегории. Художник представил Екатерину жрицей богини правосудия Фемиды. Как объяснял сам художник, он хотел изобразить Екатерину "законодательницей", жрицей Фемиды, богини Правосудия. Императрица сжигает снотворные маки на алтаре Отечества, принося ему в

стр. 89


--------------------------------------------------------------------------------

жертву свои сон и покой. У подножия алтаря лежат книги справедливых законов, вдали видно море с кораблями - намек на завоевание Крыма. Эта аллегория - воплощение идеи "просветителей" об "истинном монархе", который сам прежде всего должен был быть первым гражданином Отечества. Это произведение художника - в чистом виде "парадный портрет". Никаких царственных регалий на Екатерине нет: вместо императорской короны она увенчана лавровым венком, украшающим гражданскую корону. Екатерина, по замыслу Левицкого, - это идеальная правительница, просвещенная государыня, служительница правосудия и закона. Живописность, роскошь красок, пышная, парадная обстановка также подчеркивают "парадность" портрета Екатерины II, в которой художник видит лишь государственного деятеля.

В литературе классицизма с его доминирующими высокими жанрами оды, трагедии и ораторской речи героями были преимущественно цари, политические деятели и полководцы. Поэты-классицисты "рисовали" в своих произведениях парадный портрет Екатерины II, изображая не конкретного человека, а свою мечту об идеальном, просвещенном государе, мудром, справедливом, пекущемся о людях монархе - таковой им казалась Екатерина в первые годы после восшествия на престол. Произведениям этих поэтов присущи торжественный, иногда даже вычурный стиль, восторженное, "коленопреклоненное", абстрактное, лишенное конкретного изображения описание императрицы, уподобленной богам. Так, М. М. Херасков в торжественной оде Екатерине II (1763) упоминает "богини лик прекрасный"; "Вознеси богине славу / Выше солнца наконец!" - восклицает А. П. Сумароков в своей "Оде государыне императрице Екатерине Второй на день ее тезоименитства 1762 года ноября 24 дня".

В произведениях этих поэтов мы не встретим описания внешности Екатерины II, ее нравственного облика, характерных качеств; в своих произведениях авторы славословят императрицу, откровенно выражают свое восторженное отношение к ней:



...Горят и верностью пылают,
Пылают наши к ней сердца;
Уста молитвы воссылают
Ко трону Господа Творца:
"Благославляй Екатерину!"1





Две торжественные оды посвятил Екатерине II один из наиболее крупных представителей русской литературы середины XVIII века А. П. Сумароков (1717 - 1777).

В "Оде государыне императрице Екатерине Второй на день ее тезоименитства 1762 года ноября 24 дня" поэт называет Екатерину "премудрой", "красой держав, красой корон", сравнивает ее с богинями мудрости и справедливости - Минервой и Астреей.

В другой своей "Оде государыне императрице Екатерине Второй на день ее рождения 1768 года апреля 21 дня" Сумароков представляет Екатерину как идеального монарха, разумного, мыслящего, "души необычайной":



Мыслит так о славе трона:
Мне обширная страна
К исправлению закона
От небес поручена.

Я во дни моей державы
Не ищу иной забавы
Кроме счастия людей.
Все, что можно, в них исправлю,
Пользу им и честь оставлю
Диадеме я своей...

Мне сие в трудах отрада,
Сей хочу я плеск примать,
Что в России все мне чада,
Что в России всем я мать...





Несколько произведений посвятил Екатерине II Г. Р. Державин - "Видение мурзы", "Фелица" и "Изображение Фелицы".

В оде Р. Г. Державина "Видение мурзы" (1790) дан образ Екатерины II, очень похожий по смыслу, стилистике на популярный в XVIII веке портрет Екатерины II-Законодательницы, выполненный художником Д. Г. Левицким. "Это - живописная ода, - отмечает Г. В. Жидков, - эффектно задуманная и мастерски выполненная. Недаром образ, созданный здесь Левицким, лег в основу строф "Видение Мурзы" Г. Р. Державина. "Видение" "чудесно", которое "узрел" автор, представляет собой не что иное, как очень обстоятельное и красивое описание холста Левицкого"2.

Между живописью Левицкого и поэзией Державина очень много общего - многокрасочность стихов и живописи, аллегория.

стр. 90


--------------------------------------------------------------------------------

Портрет словесный почти в точности соответствует портрету живописному:



Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена,
Сошла - и жрицей очутилась
Или богиней предо мной...
...На жертвенном она жару,
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству...3





Поэт очень точно воспроизводит содержание картины, придерживается ее цветовой гаммы: описывает "серебряную волну" наряда, "сафировые" очи, детально воспроизводит ленту Владимирского ордена:



Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял на персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру...4





Оде Державина, как и его современникам-поэтам, присущи тот же возвышенный стиль, то же уподобление Екатерины богине (трижды), ангелу ("Мой бог! Мой ангел во плоти!", - восклицает поэт); он называет Екатерину "венценосной добродетелью" и, отмечая, что дела императрицы "суть красоты", выражает трепетное отношение творца к созданному им образу:



Как славу, как луну поставлю
Твой образ будущим векам;
Превознесу тебя, прославлю;
Тобой бессмертен буду сам5.





Вторая традиция изображения Екатерины II в живописном искусстве нашла выражение в произведениях русских художников Е. П. Чемесова и В. Л. Боровиковского, некоторых иностранных художников - Фосойэ и Дикинсона, в литературе - у уже упомянутого поэта Г. Р. Державина.

Самым талантливым и характерным является портрет Екатерины II кисти Владимира Лукича Боровиковского (1757 - 1825).

Боровиковский отказался от традиции изображать Екатерину в виде "богоподобной" царицы, величественной "земной богини" (как, например, Левицкий). Художник старался избежать парадности, официальности в этом по жанру "парадном" портрете. Его заслугой является то, что он представил Екатерину II как простого обыкновенного человека. Он изображает императрицу в домашнем платье во время прогулки в парке со своей любимой левреткой. Ее туалет подчеркнуто прост, скромен, отсутствуют всякие парадные регалии, атрибуты царской власти (скипетр, корона, держава и пр.). Гостеприимным жестом радушной хозяйки она приглашает полюбоваться своей усадьбой. Здесь нет пышных, ярких красок, как на портрете Д. Г. Левицкого: голубовато-холодный колорит портрета так же скромен и благороден, как и сам образ императрицы. Простоте и человечности образа Екатерины II способствуют скромная красочная гамма (переливающиеся оттенки серебристо-голубых и зеленых тонов), изображение окружающей обстановки: зеленая купа деревьев справа и сзади образует глухой тон, на котором спокойно вырисовывается светлая фигурка; левее открывается вид на зеркальное озеро с замыкающей даль Чесменской колонной. Скромная поза, спокойное лицо с умными проницательными глазами и легкой полуулыбкой, отсутствие торжественного, пышного одеяния и парадного интерьера - все это отличает изображение Екатерины II в портрете В. Л. Боровиковского от портрета другого выдающегося художника XVIII века Д. Г. Левицкого. Недаром многие литературоведы отмечают, что портрет Екатерины кисти Боровиковского близок к тому "домашнему" образу императрицы, который дал Пушкин в повести "Капитанская дочка".

Стремление "очеловечить" образ императрицы в конце XVIII века проявляется и в литературе, в частности в творчестве Г. Р. Державина - его оде "Фелица" (1782). Новаторство Державина проявилось в том, что он изображает Екатерину уже не "богиней", а человеком на троне. Государыня предстает в образе героини сказки, сочиненной императрицей, Фелицы. Фелица, т.е. Екатерина, ведет себя как простые смертные: она ходит пешком, ест, читает, пишет, даже шутит:



Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом...6





Литература и искусство разрабатывали образ идеального монарха, "просвещенной монархини", и это нашло отражение в

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

оде Р. Г. Державина. Поэтому еще более выигрышным для создаваемого Державиным образа идеального образа государыни становится перечисление ее повседневных забот, направленных на увеличение благосостояния нации:



Фелицы слава, слава Бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил;
...Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет,
Добро лишь для добра творит.
...Развязывая ум и руки,
Велит любить торги, науки
И счастье дома находить7.





В отличие от "парадных" описаний Екатерины Державин отмечает и черты внутреннего облика Екатерины: ее скромность, чувство долга, проницательность, снисходительность к человеческим слабостям и недостаткам:



Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь.
Ты знаешь прямо цену их...8





Екатерина II в оде Державина "нимало не горда", "любезна и в делах, и в шутках", "приятна в дружбе", "великодушна", потому он называет ее "ангелом кротким", "мирным".

Таким образом, Г. Р. Державин, показывая достоинства императрицы, ее таланты и способности, вместе с тем стремился показать, что в основе положительных качеств Екатерины II как правительницы лежат ее чисто человеческие свойства.

В литературе и живописи XVIII века мечта об идеальном правителе воплотилась в образе реального монарха, реального человека - императрицы Екатерины II. Чем должен быть великий правитель великой державы? Мудрым и сильным, отважным и гордым? А может быть, человечным, скромным, не чуждым человеческих слабостей? Эти два взгляда на государственного деятеля сосуществовали в то время в творчестве поэтов и художников, в сознании их современников. Эти два взгляда сосуществуют и сегодня.

Изображение Екатерины II в романе Пушкина "Капитанская дочка", как уже давно отметили ученые, соответствует второй традиции изображения императрицы в литературе и живописи XVIII века; в частности, исследователи отмечают тесную связь образа Екатерины в эпизоде повести с портретом В. Л. Боровиковского "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке".

Еще в 1937 года Виктор Шкловский тонко заметил: "Пушкин дает Екатерину по портрету Боровиковского. Портрет относится к 1781 году, был обновлен в памяти гравюрой Уткина в 1827 году. Эта гравюра ко времени написания "Капитанской дочки" была у всех в памяти. На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ее ног собака; за Екатериной деревья и памятник Румянцеву. Лицо императрицы полно и румяно"9. Аналогичные мысли высказывает и талантливый литературовед Ю. М. Лотман в своих исследованиях о Пушкине10:

"В исследовательской литературе с большой тонкостью указывалось на связь изображения императрицы в повести с известным портретом Боровиковского"11.

А. С. Пушкин ценит в историческом деятеле, монархе способность проявлять "человеческую самостоятельность" (Ю. М. Лотман), человеческую простоту.

Представляется важным сделать некоторое отступление, касающееся личных качеств Екатерины II. Как отмечают историки, она была личностью незаурядной: умна, проницательна, достаточно образована. За семнадцать лет, прошедших с момента ее приезда в Россию до восшествия на престол, она старательно изучала страну, в которой ей было предопределено жить и царствовать, - ее историю, обычаи и традиции, культуру; достаточно вспомнить упорное самообразование Екатерины до прихода к власти - старательное изучение неродного для нее русского языка, усердное чтение книг - первоначально французских романов, а затем трудов философов-просветителей, историков, сочинений известных юристов и экономистов. Завоевывая репутацию будущей русской государыни, Екатерина проявила недюжинный ум, понимание людей, способность нравиться им, умение на-

стр. 92


--------------------------------------------------------------------------------

ходить единомышленников и внушать им доверие. Интерес представляют "Автобиографические записки" Екатерины II, которые проливают свет на личность и деятельность императрицы. "Записки" были написаны ею по-французски, изданы в 1859 году в Лондоне А. И. Герценом. И, хотя нельзя не согласиться с мнением многих критиков о том, что в этих "Записках" императрица не была вполне искренней (еще в раннем детстве жизнь научила ее хитрить и притворяться), тем не менее они дают представление о Екатерине, привлекающей к себе многих художников и поэтов. В этом плане нам особенно интересен один из фрагментов "Записок" - "Нравственные идеалы Екатерины II", позволяющий, с определенной степенью коррекции, углубить наше представление о неординарной личности Екатерины II:

"Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания... Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали.

Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя...

Молю Провидение, да напечатлеет оно эти немногие слова в моем сердце и в сердцах тех, которые их прочтут после меня"12.

Эти черты духовного облика Екатерины нашли отражение в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". В образе Екатерины II воплотилась мечта гениального русского писателя о подлинно человеческих отношениях. Именно то, что "в Екатерине II, по повести Пушкина, наряду с императрицею живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, - подчеркивает Ю. М. Лотман, - позволило ей проявить человечность. "Императрица не может его (Гринева) простить, - говорит Екатерина II Маше Мироновой. Однако она - не только императрица, но и человек, и это спасает героя"13.

Исследователи, рассматривая связи литературы и живописи, справедливо отмечают "...Если живописный портрет - это всегда как бы остановленное во времени мгновение, то словесный портрет характеризует человека "в действиях" и "поступках, относящихся к разным моментам его биографии и творчества"14.

В эпизоде, который условно можно назвать "Встреча Маши Мироновой с Екатериной II", Пушкин лаконично и вместе с тем выразительно описывает внешность Екатерины, ее поведение, особенности характера, стиль разговора и манеру общения.

В повести Пушкина, как и на портрете Боровиковского, перед нами предстает дама средних лет ("лет сорока", - пишет автор), в домашнем наряде - "в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке", гуляющая по саду с собачкой. Пушкин вводит в эпизод описание пейзажа, которое близко тому пейзажному фону, на котором изображена Екатерина II в картине Боровиковского: пожелтевшие липы, кустарники, широкое озеро, прекрасный луг, "где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева". У Екатерины "полное и румяное" лицо, "приятное и спокойное", выражающее "нежность и спокойствие", с голубыми глазами и легкой улыбкой. Писатель подчеркивает приятный и ласковый голос императрицы, ее привлекающую симпатии манеру общения и разговора: она первая прервала молчание, разговорилась с Машей; говорила ласково, с улыбкой, "подняла и поцеловала", "обласкала бедную сироту", обещала позаботиться о ее будущем. Пушкин раскрывает особенности характера Екатерины, подчеркивает неоднозначность ее образа: она может быть строгой, холодной, когда дело касается ее врагов, вспыльчивой при виде несогласия, противоречия ее словам и мнению (как она "вспыхнула", когда Маша не согласилась с тем, что Гринев "безнравственный и вредный негодяй", примкнувший к Пугачеву!). Вместе с тем в ней доминируют, и это подчеркивает Пушкин, такие черты характера, как отзывчивость, милосердие, умение быть благодарной ("...я в долгу перед дочерью капитана Миронова... Я беру на себя устроить ваше состояние"). Писатель отмечает простоту Екатерины II (императрица вняла сироте, дочери простого коменданта

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

далекой крепости), ее готовность помочь бедной девушке и Гриневу, внимательность (внимательно выслушала Машу, поняла ее, отправила домой не пешком, а в придворной карете). В этом эпизоде повести Пушкин открыто выражает свое отношение к Екатерине: "...голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую", "Все привлекало сердце и внушало доверенность", - пишет он. Самый стиль описания, спокойная манера повествования, лексика, избираемая писателем, подчеркивают его отношение к Екатерине II: не единожды употреблены такие слова, как "улыбка" (трижды), "приятный" (голос, лицо), "ласковый" (голос), "ласково" (обратилась), "обласкав" (бедную сироту).

Некоторые исследователи считали, что такое изображение Екатерины II - человеческое, а не "условно одическое" (Ю. М. Лотман), связано со стремлением "снизить" ее образ, более того, "разоблачить" ее как недостойную своего государственного предназначения правительницу. Представляется более справедливой точка зрения Ю. М. Лотмана, который убежден в том, что в Екатерине II воплощена пушкинская мечта о подлинно человеческих отношениях, способности монарха подняться над жестоким веком, "сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей"15.

Подобное изображение Екатерины II в повести "Капитанская дочка" связано с мировоззрением позднего Пушкина, который считал важнейшими качествами монарха умение быть милостивым, милосердным (не случайно, что тема милосердия - одна из основных в творчестве Пушкина последних лет: поэт полагал одной из самых своих главных духовных заслуг то, что он "милость к падшим призывал" (стихотворение "Памятник"), а также быть простым в отношениях с людьми (человеческая простота, по его мнению, составляет основу величия, об этом он говорит в стихотворении "Полководец"). В основе изображения А. С. Пушкиным образа Екатерины II в повести лежит мечта гениального русского писателя о таком государственном строе, который был бы основан на человеческих отношениях, и о такой политике, которая, как точно определяет Ю. М. Лотман, "возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность"16.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Сумароков А. П. Ода государыне императрице Екатерине Второй на день ее тезоименитства 1762 года ноября 24 дня //А. П. Сумароков. Стихотворения. - Л., 1953. - С. 68.

2 Жидков Г. В., Левицкий Д. Г. // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников / Под ред. А. И. Леонова. Восемнадцатый век. - М., 1952. - С. 86.

3 Державин Г. Р. Видение мурзы //Стихотворения. - М., 1982. - С. 48.

4 Там же.

5 Там же. - С. 51.

6 Державин Г. Р. Фелица // Г. Р. Державин. Стихотворения. - М., 1982. - С. 35 - 36.

7 Там же. - С. 40 - 41.

8 Там же. - С. 38.

9 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. - М., 1953. - С. 64.

10 Лотман Ю. М. Идейная структура "Капитанской дочки" // Пушкин. - СПб., 2003; Избранные статьи в трех томах. Т II. Статьи по истории русской литературы XVIII - первой половины XIX века. - Таллинн, 1992.

11 Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. II. Статьи по истории русской литературы XVIII - первой половины XIX века. - Таллинн, 1992. - С. 427

12 Нравственные идеалы Екатерины II // Записки императрицы Екатерины II. - СПб., 1907. - С. 655.

13 Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. II. Статьи по истории русской литературы XVIII - первой половины XIX века. - Таллинн, 1992. - С. 427.

14 Барахов В. С. Искусство литературного портрета (к постановке проблемы) // Литература и живопись. - Л., 1982. - С. 157.

15 Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. II. Статьи по истории русской литературы XVIII - первой половины XIX века. - Таллинн, 1992. - С. 427.

16 Там же. - С. 426.



стр. 94


Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. Б. ГАНЖЕНКО, ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ II В ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА И В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321673&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии