УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. И. КНЯЖИЦКИЙ

Это не урок музыки, это не урок изобразительного искусства и тем более, наверное, не урок литературы... Это и не склейка фрагментов уроков по отдельным предметам - немножко от урока музыки, немножко от урока изобразительного искусства, немножко от урока литературы. Это всем понятно и не ставится под сомнение. Хотя...

Все зависит от учителя

Если урок по теме "Моцарт" в курсе МХК ведет учитель музыки, то урок этот мало чем отличается от такого же урока в курсе музыки. Та же участь уготовлена Рембрандту на уроках изобразительного искусства и МХК, если его ведет специалист, учитель, которому в институте читали курс истории искусства. Понятно, что то же - с Шекспиром на уроках литературы и МХК. И так далее. Учитель-профессионал всегда перетянет одеяло на себя в борьбе с самим собою - дилетантом.

Хорошо, если учитель, по складу личности, по любознательности, просто потому, что так воспитан с детства, идет в библиотеку, на концерт, в галерею. А то ведут, часто насильно, учителя МХК, человека, общение с которым убеждает в том, что он к этой самой культуре имеет весьма отдаленное отношение, на курсы повышения квалификации, где ему скороговоркой рассказывают о музыке, изобразительном искусстве, литературе, эстетике, философии, истории религий и так далее, и так далее. И все это за пресловутые 72 часа!

Идти от специфики урока

Я считаю, что идти нужно не от необозримого материала, а от самого урока МХК, его специфики, его методики. Учитель как учитель должен идти от методики, от целей урока, а значит, от целесообразности его структуры, отбора и организации материала, вопросов, предполагаемых ответов, изобразительного, иллюстративного ряда. Образование самого учителя таким образом становится сопутствующим, постоянным, планомерным. Просто оно, это образование, при подготовке к уроку МХК носит зачастую совсем иной характер, чем при подготовке, например, учителя литературы к уроку литературы. Учитель каждый раз проделывает путь от конкретной темы к азам предмета, к постижению его основ. Так, например, в изучении творчества целого ряда художников учитель МХК обращается к понятию перспективы, к взаимоотношениям изображения и зрителя, к отличиям перспективы и обратной перспективы, особенностям композиции, к тому, что в мировоззренческом отношении стоит за этими искусствоведческими понятиями. И таким образом освоение учителем фундаментальных, ключевых понятий пронизывает историю мировой художественной культуры.

Кто поможет учителю МХК

Необходимо сказать, что без помощи издательств, компетентных авторов, методических служб учителю не справиться. Как основание курса мировой художественной культуры для школы нужны книги, включающие в себя ответы на вопросы "чему учить?" и "как учить?". Другими словами, учитель МХК сегодня не сможет обойтись без совершенно особой методички: это методичка с развернутой в сторону содержания частью, где дается серьезный, обоснованный рассказ о тех или иных явлениях и лицах из истории культуры. Я думаю, что в программах по МХК в разделах, посвященных библиографии, следует выделить самое необходимое из фундаментальных трудов по истории культуры, тех трудов, на которых основывается современный взгляд

стр. 85


--------------------------------------------------------------------------------

на конкретные проблемы, эпохи больших стилей, творчество художников, представлявших такие эпохи. Эти разделы станут содержанием хрестоматий, где учителя смогут услышать живые голоса наиболее серьезных ученых - историков, искусствоведов, философов. Таким образом может быть подведен фундамент под конкретную методику. И очень важно, чтобы такие хрестоматии были рассчитаны на реальное время подготовки к уроку, чтобы отдельные понятия и термины были точно прокомментированы, чтобы они были приведены в систему, чтобы постоянно прослеживалась связь с учебным процессом.

Но если своеобразие предметной методики задается своеобразием предметного материала, то в первую очередь следует выяснить, в чем заключается это своеобразие, в чем его отличие от материала близких областей знания, от материала близких предметов.

Отличие мировой художественной культуры от истории искусства

Если вы перелистаете современные программы и учебники по МХК, то обнаружите (в лучшем случае!), что перед вами программы и учебники по истории искусства. Разве "художественная культура" и "искусство" - это синонимы? Уточнение понятия "мировая художественная культура" требует нескольких очень серьезных оговорок.

"Художественная культура" включает в себя все то, в чем в большей или меньшей степени воплотился эстетический идеал времени. И надо сказать, очень часто бывает трудно провести границу между предметами материальной и духовной культуры.

Поэт из стихотворения Пушкина "Поэт и толпа", обращаясь к народу, упрекал его за примитивный прагматизм: "Но камень сей ведь бог, так что же, / Печной горшок тебе дороже, / Ты пищу в нем себе варишь". Печной горшок, амфора, пряжка сегодня не менее ценные экспонаты художественного музея, чем статуи богов. И еще неизвестно, что было, если так можно сказать, утилитарнее - печной горшок или защищавшая от напастей, помогавшая во всех благих делах, откликавшаяся на все прагматические просьбы статуя бога. А идеально удобные здания Корбюзье или братьев Весниных - это явления материальной или духовной культуры?

удивительные шестидесятые прошлого века, может быть, не менее ярко, чем в скульптурах Эрнста Неизвестного или полотнах Бориса Неменского, проявились в неправильной формы журнальных столиках на тоненьких ножках, наносивших сокрушительный удар по симметричности, громоздкой роскоши интерьеров сталинского времени. Итак, материал предмета МХК - значительно шире, чем это обычно представляется сегодня.

Методика преподавания

Методика преподавания мировой художественной культуры постоянно обнаруживает, что мы имеем дело с чем-то большим, чем учебный предмет. Мы имеем дело с образом жизни, с пространством, гораздо более информационно насыщенным и нацеленным, чем обычное повседневное наше пространство, - с музеем, выставкой, концертным залом, театром, памятником, со всем тем, что открывает безграничную перспективу культуры. Здесь не просто внеурочное дополняет урочное, здесь без внеурочного урочное теряет всякий смысл.

И наконец: методику преподавания мировой художественной культуры обусловливает интегративный характер предмета. Он постоянно сопряжен со всеми предметами гуманитарного и эстетического циклов. При полноценном преподавании МХК необходимо избежать прямого или частичного дублирования материала. Уроки МХК в этом случае берут на себя существенную часть информационного компонента изобразительного искусства и музыки, возвращая этим предметам творческое, деятельностное начало, возможность больше урочного времени уделять рисованию, лепке, моделированию, музицированию в самых разных их формах.

(Окончание следует.)

стр. 86


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. И. КНЯЖИЦКИЙ, УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321581&archive=1205324210 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии