ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТУРА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. И. ДАНИЛОВА

От истоков до современности

Продолжаем представлять, как и обещали, ныне действующие программы и учебники по мировой художественной культуре.

Споры о качестве учебной литературы, а особенно ее многообразии продолжаются уже не один год. И психологи, и учителя глубоко убеждены в том, что учебников по каждому предмету должно быть несколько. Ведь каждый учитель индивидуален, так же как и индивидуальны его ученики, как неординарен любой человек. Какой должна быть современная учебная книга? Что нужно сегодняшнему школьнику и преподавателю? Как добиться самых высоких результатов при обучении, дать ученикам хорошие знания, заложить крепкий фундамент на будущее? Представляем нашу авторскую линию учебников по предмету "Мировая художественная культура". Учебники написаны в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.

Школьный предмет "Мировая художественная культура" занимает особое место в общей системе гуманитарного образования. Будучи единственным интегративным предметом среди других школьных дисциплин, он в большей степени позволяет обобщать и систематизировать полученные знания, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностной ориентации и вкусов учащихся.

Безусловно, далеко не все школьники в будущем станут поэтами, художниками, музыкантами, но каждый из них непременно будет читателем, зрителем и слушателем. К этому их должна приобщить школа. Роль учебников по "Мировой художественной культуре" в этом отношении трудно переоценить. Учебник по МХК, так же как и учитель, может и должен стать настоящим посредником между учеником и величайшими произведениями мировой художественной культуры.

Учебники по мировой художественной культуре для 10 - 11 классов профильного уровня являются составной частью авторской линии, в которую входят: учебники 5 - 6 и 7 - 8 классов; авторские программы курсов или образовательных модулей для основной школы; программы для школ и классов гуманитарного профиля старшей школы; тематическое и поурочное планирование к учебникам 10 - 11 классов; ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебникам МХК для 10 - 11 классов; библиотека электронных наглядных пособий для 10 - 11 классов.

Учебники по мировой художественной культуре для старшей школы (10 - 11 классы) знакомят учащихся с основными культурно-историческими эпохами и их выдающимися творцами от истоков возникновения искусства до современности.

Особое внимание в учебниках уделяется основным этапам развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение.

В учебниках широко представлены наиболее значимые шедевры художественной культуры в различных видах искусства (архитектуре и живописи, скульптуре и музыке, литературе и театре). Большое внимание уделено определению роли и места человека в развитии художественной культуры: многовековая история искусства здесь рассматривается через призму вечных поисков духовной красоты и идеала.

Избранный исторический путь изучения мировой художественной культуры позволяет учащимся:

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития;

выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства;

увидеть "прорастание" древних пластов художественной культуры в искусстве настоящего времени;

понять закономерности смены культурно-исторических эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира;

обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки.

Учебники содержат два уровня изучения предмета - базовый и профильный. Включение необходимого объема базовых знаний и понятий по мировой художественной культуре открывает возможность планирования и освоения материала на профильном уровне (маркирован в тексте специальным знаком), предполагающем более детальное и углубленное изучение курса. На базовом уровне материал может быть минимизирован и рекомендован учащимся для самостоятельного ознакомления (написания докладов, сочинений, эссе, рефератов, подготовки устных выступлений и сообщений на обзорных и обобщающих уроках по курсу). Таким образом, наличие в учебнике разделов для профильного изучения не перегружает, а наоборот, качественно насыщает курс, делая его более емким и многоаспектным.

Распределение учебного времени при изучении курса мировой художественной культуры в старшей школе опирается на Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Вместе с тем оно может быть откорректировано образовательным учреждением в зависимости от направления подготовки учащихся.

Методический аппарат учебников представлен следующими разделами:

"Вопросы и задания к теме",

"Творческая мастерская",

"Советуем послушать и посмотреть",

"Темы рефератов, докладов или сообщений",

"Книги для дополнительного чтения".

Система вопросов и заданий, имеющая двухуровневую структуру, позволяет закрепить и обобщить изученный материал. Вопросы и задания, предназначенные для профильного изучения (также маркированы специальным знаком), отличаются повышенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала.

Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характера, здесь представлены задания для проблемного осмысления изученной темы, требующие соотнесения художественных фактов с культурно-исторической эпохой. Среди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного автора или творческого объединения нескольких художников. Немало вопросов, связанных с пониманием роли и места художника-творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, специфики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культурно-исторических эпох, стилей и направлений. Специальную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовленных учащихся предлагаются специальные задания, предполагающие дискуссионное обсуждение проблемы.

Раздел "Творческая мастерская" призван реализовать поисково-исследовательскую, проектную, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

К наиболее приоритетным автор относит концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

В разделе "Приложение" приводятся примерные рекомендации для творческой работы учащихся. Среди них такие, как "Что можно рассказать о произведении архитектуры", "Как можно анализировать произведение живописи", "Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры", "Как можно охарактеризовать произведение музыки", "Примерный план анализа лирического стихотворения", "Как написать сочинение-эссе", "Как сделать рецензию на театральный спектакль (оперу, балет, кинофильм)", "Как подготовиться к семинару или диспуту", "Как подготовить школьный вечер", "Как оформить выставку или стенд", "Как написать реферат, доклад или сообщение".

Раздел "Советуем послушать или посмотреть" поможет сориентировать учителя при отборе аудиовизуальных средств обучения в процессе подготовки к уроку. Учащимся он предоставит необходимую информацию о наиболее значимых произведениях искусства, которые желательно послушать или посмотреть.

Раздел "Темы рефератов, докладов или сообщений" предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический раздел курса содержит перечни тем различного уровня сложности. Учащимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и художественными предпочтениями.

Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историческом контексте. Следует подчеркнуть, что темы повышенного уровня сложности на самом деле формируют некую "планку" требований к усвоению материала, мобилизуют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.

Распределение материала в соответствии с жанром работы (доклад, сообщение, реферат, эссе, отзыв, сочинение, рецензия) осуществляется учителем по согласованию с учащимися. Выполнению этой задачи способствует раздел "Книги для дополнительного чтения", являющийся обязательной частью каждой из монографических тем учебника. Приводимые в нем ресурсы Интернета позволят учащимся более оперативно решать поставленные задачи.

стр. 84


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. И. ДАНИЛОВА, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТУРА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321549&archive=1205324210 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии