Задачи этого урока - способствовать обогащению речи учащихся, формировать навыки выделения в текстах синонимов, а также творчески использовать их в конкретных речевых ситуациях, воспитывать углубленный интерес к русскому языку, развивать языковое чутье учащихся.
Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.
М. Горький.
- Цель нашего урока - посмотреть, насколько хорошо вами усвоена тема, умеете ли вы не только видеть синонимы в тексте, но и творчески использовать их в своей речи.
Как вы думаете, почему наш урок, посвященный синонимам, я решила назвать "Золотые слова"?
(Золото - в переносном значении - "о ком-чем-либо, имеющем большие достоинства".
Достоинство синонимов заключается в том, что с их помощью человек может выразить самые тонкие ощущения и оттенки мысли.)
- Эти слова М. Горького мы и запишем в качестве эпиграфа к нашему уроку. А еще слово золотой в каком переносном значении употребляется?
(Золотой - перен. - "прекрасный, замечательный".)
- Чем замечательны синонимы?
(Они могут выполнять самые разнообразные функции:
- уточнения, дополнения,
- разъяснения,
- сопоставления,
- противопоставления,
- замещения, когда необходимо избежать повторения слов.)
- Предлагаю вам небольшой лингвистический эксперимент: перед вами листочки, на которых записан ряд слов с общим значением "красный, цвета крови" и их словарные толкования. Внимательно прочитайте их, обратите внимание на отличительные особенности каждого значения.
Красный - цвета крови, один из основных цветов спектра.
Пунцовый - ярко-красный.
Пурпурный - цвета пурпура, ценной краски темно-красного цвета, употреблявшейся в древности для окрашивания тканей.
Карминный - цвета краски кармина, ярко-красный.
Алый - светло-красный.
Кровавый - цвета крови, напоминающий кровь.
Рубиновый - цвета рубина, драгоценного камня.
- А теперь, учитывая данные определения, попробуйте угадать, какое слово из приведенного ряда использовал в каждом случае писатель.
В карточках записаны предложения:
1. В старинном графине колебалось _____________ пламя вина. (М. Горький.)
2. Фасады домов пылали _____________ листьями дикого винограда. (Ф. Гладков.)
3. Кардинал в _____________ сутане стоял во весь рост - тоже спиной к молящимся. (К. Паустовский.)
4. Пот выступал у него на лбу. Все лицо становилось влажным и _____________ (П. Нилин.)
5. Она начала краснеть, уши ее стали _____________ (А. Н. Толстой.)
6. Восток бледнел, _____________ полоса зари лежала на краю сизой тучи, неподвижно застывшей на горизонте. (М. Горький.)
7. Поэму он намеревался издать в черной обертке с заглавными буквами _____________ цвета. (И. Тургенев.)
- Конечно, вы почувствовали, что далеко не всегда можно сразу выбрать подходящий синоним. Немало различных обстоятельств приходится учитывать каждый раз.
стр. 56
--------------------------------------------------------------------------------
А теперь давайте разберем первый пример - "пламя вина". Слово красный здесь не подходит, поскольку красное вино - это составное название вина; этим прилагательным нельзя передать образность. Кровавый несет зловещую окраску, а в тексте ее нет. Алый для данного случая тоже не подходит, так как вино красное, да еще в граненом графине, где цвет должен усилиться. И вот Горький вводит слово рубиновый. Вино в графине напоминает драгоценный камень рубин. Образность достигнута. А слово кровавый подходит только к тургеневскому тексту, где речь идет о "зловещем образе", который стремится придать своей книге герой повествования.
Теперь вы почувствовали, как идет поиск нужного слова, если язык располагает богатым набором синонимов? А вы можете догадаться, почему русский художник Поленов не любил писать картины летом?
(Нет такого буйства красок, как осенью.)
- Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их переливами, полутонами, так и писатель "играет" на оттенках и нюансах синонимов. Причем синонимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют в этом случае писательский труд, потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим.
Ученик читает стихотворение Л. Болеславского "Слова".
До речи родимой дотронусь -
И музыка на сто ладов!
Весеннее слово - влюбленность.
И есть еще краше - любовь.
Мне дороги рукопожатья,
Приветы и встречи вокруг.
Веселое слово - приятель,
И есть еще радостней - друг.
Бежит под зеленой косынкой
И хочет из чащи свернуть
Укромное слово - тропинка,
Но слово просторнее - путь.
В рабочем нетихнущем гуде
Я слышу, как Завтра встает,
Есть слово высокое - люди,
И есть еще выше - народ.
- Сопоставьте использованные в стихотворении синонимы. Почему в каждой паре второе слово характеризуется автором как более "радостное", более "просторное" и т.д.?
О том, как известные писатели работали с синонимами, рассказывает подготовленный ученик.
К. И. Чуковский призывал шире использовать синонимию русского языка: "Почему всегда пишут о человеке - худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой - и мало ли какие еще". Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, художественной. Для писателей использование лексических синонимов - одна из самых сложных проблем стилистики: "муки слова", о которых так много говорят писатели, поэты, заключается обычно в поисках неуловимого, ускользающего синонима. Об упорном труде художников слова при отборе синонимических средств можно судить по черновым вариантам рукописей художественных произведений: как много в них лексических замен! Автор по многу раз зачеркивает написанное, подбирая более точное слово. Например, А. С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил злобную улыбку своего противника, но потом два из них заменил синонимами:...ядовитую улыбку своего неприятеля. Это исправление сделало высказывание более точным.
Писатели любят сопоставлять синонимы, различающиеся оттенками в значениях или стилистической окраской. Например: Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом.
Непревзойденным мастером создания цветовой лексики является И. А. Бу-
стр. 57
--------------------------------------------------------------------------------
нин. В его произведениях мы можем встретить целые скопления прилагательных, которые служат в тексте произведения своеобразными эпитетами, позволяющими очень точно, образно передать тончайшие оттенки изображаемого, живописать словами, а не красками цветные картины природы. Эта особенность творческого почерка Бунина позволила Горькому сказать: "Все рассказы написаны так, будто он делает рисунки пером". Вы можете убедиться в этом, прочитав отрывок из рассказа Бунина "Воды многие".
В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.
Солнце нынче опускалось в слепящее золото. Океан все штилел. Всюду вокруг нас, по матово-стальным медленно перекатывающимся волнам, тоже текло, переливалось, блистало золото. Мы поднялись с верхней палубы еще выше, на мостик. Океан за это мгновение стал уже весь млечно-стальной с голубым налетом, и по этой безграничной млечности пошли от заката (ставшего менее слепящим, оранжево-золотым) оранжевые глянцы, меж тем как небо на востоке стало гелиотроповым, а вдоль бортов медленно изгибалась, как лилово-синие удавы, мертвая волна. Мы поспешили на самую высшую точку, на капитанскую рубку: солнце уже успело скрыться, восточное небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зеленому огненно-оранжевыми полосами, над нами же, в бездонной глубине, ткани облаков, легчайшие, как дамасский газ, окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все опять изменилось: восточный небосклон стал сине-лиловый, море под ним - густофиолетовое. И все огромней разгорались полосы на небосклоне закатном. Когда же, с быстро набегающим вечером, превратилось в фиолетовое и западное море, эти полосы раскалились, как темно-рдяное железо в горне.
- Вы видите, что насыщение текста цветовыми синонимами помогает передать и наглядно представить изменчивую картину заката солнца на море. В этом отрывке очень много слов, особенно прилагательных, которые и позволяют языковыми средствами нарисовать живую природу, окружающий и восхищающий человека мир. В отрывке из рассказа Бунина "Воды многие" встретилось прилагательное гелиотроповый. Это тоже "цветовое" слово, но какой же цвет передает оно? Оказывается, ответить на этот вопрос нелегко, и вот почему. Прилагательное гелиотроповый образовано от существительного гелиотроп, которое в русском языке имеет два значения:
1. Растение с лиловыми душистыми цветками.
2. Темно-зеленый минерал с ярко-красными крапинками.
Таким образом, прилагательное может иметь значение "зеленый" и "лиловый". Какое же из них имел в виду автор? Постарайтесь определить, а для этого нужно еще раз внимательно прочитать текст, пристально вглядываясь в каждое прилагательное. И. А. Бунин стремился запечатлеть реалию или ситуацию в ее переменном состоянии в восприятии конкретного лица.
Возвращаясь с кормы к обеду, ахнул: луна - зеленая! Посмотрел из столовой в окно, выходящее на бак: да, зеленая! Нежно-зеленая на гелиотроповом небе, среди пепельных облаков, над зеленым блеском океана! ("Воды многие").
- А теперь сами попробуйте подобрать подходящие синонимы в отрывках из произведений русских писателей.
Работа в группах
1. Вставьте в данный отрывок из романа М. А. Шолохова "Поднятая целина" синонимы, передающие запах.
В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный _____________ вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим _____________ проглянувшей из-под снега, из-под мертвой листвы земли. Тонкий многоцветный _____________ устойчиво держится над садами до глубоких потемок. А потом ветер принесет в сады со степного гребня тончайшее_____________ опаленной морозами полыни.
стр. 58
--------------------------------------------------------------------------------
2. Вставьте в данные предложения вместо точек синонимы к существительному разговор.
Листья чуть шумели над моей головой, по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый смеющийся трепет весны, не мягкое ______________ , не долгий _____________ лета, не робкое и холодное _____________ осени, а едва слышная дремотная_____________ . (И. С. Тургенев.)
3. Вставьте в данные предложения вместо точек синонимы к прилагательному старый.
Старый человек обыкновенно любит вспоминать_____________ случаи и рассказывать о_____________ обычаях, а если он жаден, то в сундуках его найдешь много ______________ Таких примеров столько теперь, сколько бывало и в _____________ времена. (Д. Фонвизин.)
4. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева "Певцы". К какому стилю речи принадлежат выделенные глаголы? Почему писатель использует разные синонимы?
- Ну что ж! - возводил вдруг Обалдуй... - Чего еще ждать? Начинать так начинать. А? Яша?
- Начинать так начинать, - одобрительно подхватил Николай Иванович.
- Начнем, пожалуй, - хладнокровно промолвил рядчик, - я готов.
- И я готов, - с волнением произнес Яков.
- Ну, начинайте, ребятки, начинайте, - пропищал Моргач.
- Начинайте! - угрюмо и резко проговорил Дикий Барин. Яков вздрогнул. Рядчик встал, осунул кушак и откашлялся.
- А кому начинать? - спросил он слегка изменившимся голосом.
- Тебе, тебе, рядчик, - залепетал Обалдуй, - тебе, братец.
По точному наблюдению П. О. Афанасьева, "синонимы служат для уточнения слов в речи, для раскрытия содержания речи с какой-либо иной, новой стороны, наконец, - для перенесения речи из одного стилистическою строя в другой".
Человеческий глаз, как отмечают специалисты, способен различать в гамме около 300 оттенков белого и черного цвета, и для многих из них в языке существуют определенные слова, синонимы. Найдите в словаре синонимические ряды к словам "белый" и "черный".
Белый (имеющий цвет молока, снега, мела и т.д.), белоснежный (усилит.), молочный, снежный, меловой, лилейный (традиц. -поэтич.), кипенный (усилит.), белокипенный.
Черный, агатовый (черный и блестящий), смоляной (обычно о волосах), угольный, вороной (о масти лошади).
На доске - оттенки белого цвета:
иссиня-, желто-, розово-, мутно-, сахаристо-, снежно-, мучнисто-, известково-, гипсово-, мраморно-, сметано-, молочно-, ватнисто-, крахмально-, рисово-, фарфорово-, рафинадно-, сливочно-, серебрено-, прозрачно-, нежно-, зеркально-, огненно-, раскалено-, сказочно-, и т.д.
белый
Нетрудно заметить, что часть прилагательных можно найти в орфографическом или толковом словаре. Кстати, как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов?
Это те слова, основное назначение которых - точнее обозначить цвет.
Другая группа слов, второй частью которых выступает прилагательное белый, является результатом индивидуального авторского видения цвета.
- Используя синонимы к слову белый, напишите миниатюру:
1. "Белая ночь опустилась, как облако".
2. Белоснежка была так мила.
3. "Идут белые снеги".
Помните: слово - одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли - добрыми и разумными.
Сочинения-миниатюры учащихся 11А класса
"Идут белые снеги"
Шел снег. Но не просто белый, а иссиня-белый, который можно увидеть только но-
стр. 59
--------------------------------------------------------------------------------
чью. Там, где падал фонарный свет, снег казался огненно-белым. На фоне темных стволов деревьев снежинки приобретали сказочный мраморно-белый оттенок. Вскоре снег закончился, все покрылось прекрасным серебристо-белым одеянием.
Сконникова Валерия.
"Белая ночь опустилась, как облако"
Стояла необыкновенная тишина. Из-за зеркально-белого света луны деревья в лесу переливались серебром. От лунного света даже небо, казалось, опускалось на поле ватнисто-белым облаком.
Гузнова Евгения.
"Белая ночь опустилась, как облако"
В июне в Петербурге день плавно переходит в сказочно-белую ночь. Солнце садится, и облака становятся раскаленно-белыми. Все вокруг озаряется огненно-белым светом. Даже темная вода Невы приобретает непривычный серебряно-белый оттенок. И белоснежные лебеди становятся фарфоровыми.
Шайкина Анна.
Белоснежка была так мила!
Белоснежка была очень хороша собой. Снежно-белый цвет ее лица подчеркивали густые черные волосы. Ах, как прелестны эти мраморно-белые плечи и руки! В ее облике все казалось нежно-белым: душа и лицо.
Мурашова Анастасия.
Белоснежка была так мила!
Как прекрасна эта девушка! Ее прозрачно-белая кожа с нежным румянцем была бесподобна. Гладкие черные волосы так хорошо оттеняли свежесть лица Белоснежки. Правильные мраморно-белые плечи и руки были настолько красивы, что, казалось, художник нарисовал их волшебной кистью. Все в ее облике дышало здоровьем, юностью и свежестью.
Царева Лилия.
--------------------------------------------------------------------------------
Литература
1. Введенская Л. А. и др. Русское слово: Факультатив. Курс "Лексика и фразеология рус. яз. (8 - 9 кл.)": Пособие для учащихся / Л. А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А Гвоздарев. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 1991.
2. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа...: Кн. для учащихся. - М., 1993.
3. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1998.
4. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклас. чтения учащихся. 8 - 10 кл. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1984.
5. Панфилов А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец N 2101 "Рус. яз. и лит.". - М., 1984.
6. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М., 1998.
7. Розенталь Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5 - 9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. - М., 1995.
8. Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. - Л., Наука, 1975.
9. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1983.
стр. 60