Серебряный век русской поэзии на уроках литературы (XI класс*)
Урок 5.
Кризис символизма и акмеизм
Начавшись в 1890-е гг., символизм преодолел декадентство, пережил свой расцвет на рубеже веков, но уже после 1907 г. вступил в полосу кризиса. Несмотря на огромную популярность стихов А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова, язык символов был непонятен массовому читателю. В 1912 г. Блок написал: "Никаких символизмов больше нет". Литература вступила в новую - постсимволистскую - фазу развития. Прежде чем продолжать урок, нужно вспомнить, что такое постсимволизм.
На сегодняшнем уроке речь пойдет об акмеизме (от греч. akme - высшая точка, расцвет, зрелость). В 1913 г. появилось сразу три манифеста акмеистов:
--------------------------------------------------------------------------------
* Продолжение. Начало см.: Русская словесность. - 2007. - N 5.
стр. 27
--------------------------------------------------------------------------------
А. Ахматова. Портрет работы Ю. Анненкова
* Н. С. Гумилев (1886 - 1921): "Наследие символизма и акмеизм";
* С. М. Городецкий (1884 - 1967): "Некоторые течения в современной русской поэзии";
* О. Э. Мандельштам (1891 - 1938): "Утро акмеизма".
К акмеистам в начале своей деятельности относилась также А. А. Ахматова (1889 - 1966), супруга Н. С. Гумилева.
Свою основную задачу поэты-акмеисты видели в преодолении символизма с его абстрактностью, мистикой и двоемирием. Если В. С. Соловьев писал: "Природа с красоты своей / Покрова снять не позволяет, / И ты машинами не вынудишь у ней, / Чего твой дух не угадает" ("Природа с красоты своей..."), - то Н. С. Гумилев отвечал известному философу, а вместе с ним и всем символистам:
Я не печалюсь, что с природы
Покров, ее скрывавший, снят,
Что древний лес, седые воды
Не кроют фавнов и наяд.
Не человеческою речью
Гудят пустынные ветра,
И не усталость человечью
Нам возвещают вечера.
Нет, в этих медленных, инертных
Преображеньях естества -
Залог бессмертия для смертных,
Первоначальные слова.
Поэт, лишь ты единый в силе
Постичь ужасный тот язык,
Которым сфинксы говорили
В кругу драконовых владык.
Стань ныне вещью, богом бывши,
И слово веще возгласи,
Чтоб шар земной, тебя родивший,
Вдруг дрогнул на своей оси.
("Естество")
Таким образом, символисты критиковались акмеистами за упущение реального, безземность, устремленность в иные миры. Акмеисты настаивали, что нельзя познать непознаваемое; нужно любить этот мир, эту жизнь, эту землю. Отсюда интерес ко всему человеческому, земному: "Кофейник, сахарница, блюдца, / Пять чашек с узкою каймой / На голубом подносе жмутся, / И внятен их рассказ немой" (Г. Иванов. "Кофейник, сахарница, блюдца..."). После утонченной поэзии символистов такие стихотворения действовали как струя свежего воздуха.
Если для символистов слово не было равно само себе (вспомните "Облака" В. Я. Брюсова), то акмеисты мечтали об обратном: "И станет роза розой, небо небом, / И больше ничего! <...> / Ведь, надобно признаться, было б глупо / Упрямо утверждать, что за словами / Скрывается какой-то "высший смысл" (М. Кузмин. "На составные части разлагает..."). Слово для акмеистов было самоценно, оно использовалось если не в прямом, то в приближенном к нему значении.
Среди учителей акмеистов нужно назвать И. Ф. Анненского (1855 - 1909). Сами же акмеисты к таковым причисляли Шекспира, Рабле, Вийона, Готье. Знаменательны строки последнего: "Созданье тем прекрасней, / Чем взятый материал / Бесстрастней - / Стих, мрамор иль металл" (пер. Н. Гумилева. "Искусство"),
стр. 28
--------------------------------------------------------------------------------
В. Маяковский. Портрет работы Ю. Анненкова
Получается, что акмеист - работник, зодчий, а слово - хороший материал в умелых руках мастера, возводящего здание поэзии. Не случайно О. Мандельштам писал: "Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить" ("Утро акмеизма"). Возможно, поэтому первый сборник стихотворений Мандельштама получил название "Камень".
В отличие от символистов, которые, по словам того же Мандельштама, "были плохими домоседами", акмеисты обладали обостренным чувством дома. Их произведения переполнены деталями быта: "Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина, / Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала. / Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, - / Не Елена - другая, - как долго она вышивала?" (О. Мандельштам. "Золотистого меда струя из бутылки текла..."). Однако домовитость отнюдь не означала домоседство. Н. С. Гумилев, например, необыкновенно много путешествовал, он одним из первых воспел Африку, черный континент:
Полночь сошла, непроглядная темень,
Только река от луны блестит,
А за рекой неизвестное племя,
Зажигая костры, шумит.
Завтра мы встретимся и узнаем,
Кому быть властителем этих мест;
Им помогает черный камень,
Нам - золотой нательный крест.
("Африканская ночь")
В своих стихотворениях Гумилев создал идеал мужественного человека на фоне дикой природы, "Адама нашего времени". Между прочим, одним из вариантов названия "нового" литературного направления наряду с "акмеизмом" можно было встретить "адамизм". Таким образом, поэтизировались чувства первозданного человека. В связи с этим вспоминается другое стихотворение Гумилева:
Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза - страстности эмблема,
А страстность - детище земли.
("Две розы")
Если Гумилев ассоциируется с созданным им образом "Адама" (мужественного человека, охотника, ремесленника, военного), то Ахматову правомерно назвать настоящей "Евой" акмеизма. Поэтесса не хуже своих коллег по "цеху" понимала, а главное - любила вещный мир:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
("Я научилась просто, мудро жить...")
стр. 29
--------------------------------------------------------------------------------
В. Хлебников. Автопортрет
Отличительная черта поэзии Ахматовой в том, что вещный мир в ее стихотворениях становится фоном чувств лирической героини: "В этом сером будничном платье, / На стоптанных каблуках... / Но, как прежде, жгуче объятье, / Тот же страх в огромных глазах" ("Ты письмо мое, милый, не комкай..."). "Предметом" становится жест, внешность героини: "У меня есть улыбка одна: / Так, движенье чуть видное губ. / Для тебя я ее берегу - / Ведь она мне любовью дана" ("У меня есть улыбка одна..."). У С. Я. Маршака есть строки: "Как лишний вес мешает кораблю, / Так лишние слова вредят герою. / Слова "Я вас люблю" звучат порою / Сильнее слов "Я очень вас люблю" ("Как лишний вес мешает кораблю..."). Не будет преувеличением сказать, что А. А. Ахматова как никто другой понимала смысл этих строк.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, стихотворения акмеистов вовсе не примитивны. В доказательство этого тезиса можно разобрать стихотворение О. Мандельштама "Раковина", в котором предстает образ раковины без жемчужин, на первый взгляд "ненужной", но впитавшей в себя все шумы мира и поэтому способной зазвучать. В этом образе можно увидеть портрет самих акмеистов, поэтов без особых притязаний, но от этого не менее интересных, чем символисты. Последние встретили акмеистов крайне враждебно. Они полагали, что концентрация на предметной стороне действительности опасна потерей духовных начал. Однако эти опасения были напрасны, поскольку заявленные в манифестах принципы не были в полной мере реализованы. Слишком самобытными поэтами были Гумилев, Мандельштам, Ахматова. Каждому из них предстояло пройти свой, непохожий на прочие, путь в искусстве.
Преодолев символизм в теории, акмеисты не смогли в полной мере сделать это на практике. Оба направления роднит прежде всего благодарное отношение к традициям, уважение к прошлому. О. Мандельштам писал: "Часто приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день еще не родился. Его еще не было по-настоящему" ("Слово и культура"). Подобное высказывание никогда не позволили бы себе футуристы. Но о них речь пойдет на следующем уроке.
Урок 6.
Русский футуризм в литературе и живописи
Футуризм - от латинского futurum (будущее). В 1909 г. Ф. Маринетти опубликовал первый манифест итальянского футуризма. Вскоре последователи нового литературного направления нашлись во Франции и России. Итальянские футуристы ("делатели будущего") восхваляли как залог "оздоровления" мира скорость, динамику жизни, город и даже войну - "единственную гигиену мира". "Насилие - это юность народов", - кричали сподвижники Маринетти и поддерживали фашизм Б. Муссолини. Позднее в СССР появится лозунг: "Коммунизм - это молодость мира". Возможно, что не случайно он красовался большими буквами в Москве на площади Маяковского, поэта - одного из лидеров
стр. 30
--------------------------------------------------------------------------------
И. Северянин. Портрет работы М. Синяковой
русского футуризма. Не секрет, что по своим политическим взглядам многие футуристы тяготели к "левым". Однако не все! Кроме того, в нашей стране большевики долгое время сами не признавали в лице "делателей будущего" искусства своих союзников, они называли их "декадентами". Если хотите, то в этом непризнании была одна из трагедий Маяковского, который только после смерти был назван "лучшим и талантливейшим поэтом нашей Советской эпохи" (И. В. Сталин).
Русский футуризм трудно назвать единым литературным направлением. Он дробился на мелкие, полемизирующие друг с другом группы. Среди футуристов начинал свою творческую деятельность даже Б. Л. Пастернак. Однако мы будем говорить о двух наиболее ярких группах: кубофутуристов (Д. Бурлюк, 1882 - 1967; В. Каменский, 1884 - 1961; В. Маяковский, 1893 - 1930; Велимир Хлебников, наст, имя Виктор, 1885 - 1922) и эгофутуристов (И. Северянин, наст, фамилия Лотарев, 1887 - 1941). Имена должны быть написаны на доске.
Сначала следует сказать несколько слов о кубофутуризме. Это было самое агрессивное крыло. Ненавидя все иностранное, кубофутуристы называли себя "будетлянами" или "будийцами", представителями будущего в настоящем. Отсюда постоянное стремление эпатировать, шокировать публику. Нормой литературных отношений для футуристов был скандал. Эпатаж проявлялся во всем, начиная с внешности (вызывающая одежда, рисунки на лице). "Костюмов у меня не было никогда, - вспоминал Маяковский. - Были две блузы - гнуснейшего вида. Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук. Очевидно - увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое" ("Я сам"). Очевидно, что футуристы были предшественниками современной контркультуры (хиппи, панки), на их афишах можно было прочесть: "Доители изнуренных жаб", "Пушкин - затасканная мозоль русской жизни" и т.п.
В 1910 г. вышел первый сборник стихотворений футуристов "Садок судей". Тексты были напечатаны на оборотной стороне обоев. "Обойные поэты", "клоуны", "курам на смех" - негодовали критики. В 1912 г. появился и первый манифест русских футуристов с весьма провокационным названием "Пощечина общественному вкусу", под которым подписались: Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников. К чему же они призывали?
Во-первых, порвать с прошлым, "бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности". Неудивительно, что в стихах Д. Бурлюка можно встретить и такие слова: "Пускай судьба лишь горькая издевка / Душа - кабак, а небо - рвань / ПОЭЗИЯ - ИСТРЕПАННАЯ ДЕВКА / а красота кощунственная дрянь" ("ПЛАТИ - покинем НАВСЕГДА уюты сладострастья...").
Далее кубофутуристы "приказывали" чтить права поэтов "на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово - новшест-
стр. 31
--------------------------------------------------------------------------------
С. Есенин. Портрет работы Ю. Анненкова
во)". Иначе говоря, призывали к словотворчеству, потому как поэт-футурист должен воплощать язык будущего (так называемый заумный язык, или "заумь"). На таком языке собственного изобретения А. Крученых писал: "Дыр бул щыл / убешщур / скум / вы со бу / р л эз" ("Дыр бул щыл..."). Сами футуристы утверждали, что в этих строках больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина. Их язык раскрывал "алогичность жизни", оформлял отказ от здравого смысла.
Очень важно остановиться на связях футуризма с живописью. Почти все кубофутуристы были художниками (живописцами). Они преклонялись перед новым беспредметным искусством (кубизм П. Пикассо, супрематизм К. Малевича), участвовали в знаменитых выставках ("Бубновый валет", "Ослиный хвост"). Желательно показать репродукции с выставок. Прекрасную пародию на "рождение футуризма" написал Саша Черный:
Художник в парусиновых штанах,
Однажды сев случайно на палитру,
Вскочил и заметался впопыхах:
"Где скипидар?! Давай - скорее вытру!"
Но, рассмотревши радужный каскад,
Он в трансе творческой интуитивной дрожи
Из парусины вырезал квадрат
И... учредил салон "Ослиной кожи".
Продолжая разговор о связях с живописью, можно вспомнить известный случай: когда В. Маяковского спрашивали, что он сам чувствует, читая свои стихи, поэт отвечал: "А я все вижу"! Чтобы убедиться в справедливости этих слов, обратимся к стихотворениям самого Маяковского. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Кофта фата" или "Лунная ночь" с подзаголовком "пейзаж": "Будет луна. / Есть уже / немножко. / А вот и полная повисла в воздухе. / Это бог, должно быть, / дивной / серебряной ложкой / роется в звезд ухе". Вопросы: почему стихотворение имеет подзаголовок "пейзаж"? Какую картину может нарисовать художник, прослушав это стихотворение?
После разговора о связях футуризма с живописью, который было бы неплохо сопроводить не только показом репродукций картин авангардистов, но и рисунков самих кубофутуристов, следует подчеркнуть, какую роль отводили поэты форме своих стихотворений ("лесенка" Маяковского, игнорирование правил орфографии и пунктуации). Интересно также провести эксперимент: сначала учитель читает стихотворение В. Хлебникова "Заклятие смехом":
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют
смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О рассмешищ надсмеяльных -
смех усмейных
смехачей!
О иссмейся рассмеяльно смех надсмейных
смеячей!
Смейево, Смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи
О, засмейтесь, смехачи!
- после чего смотрит на реакцию класса. Как правило, этот текст вызывает у учащихся если не смех, то, по крайней мере, улыбку, а значит "заклятие смехом" состоялось. Автор достиг своей цели.
стр. 32
--------------------------------------------------------------------------------
Разговор об эгофутуризме достаточно свести к фигуре Игоря Северянина. Этот человек был лидером изысканных и "культурных" эгофутуристов. Он основал "Академию Эгопоэзии". Единственное, что роднило кубо- и эгофутуристов - идея самовитого слова. В остальном же кубофутуристов отталкивало восславление эгоизма. В "Эпилоге "Эго-футуризм"" И. Северянин писал: "Я, гений Игорь-Северяни, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!" Скромно, не так ли? Тем не менее этот человек создал новые стихотворные жанры: "поэметта", "поэза-грандиоз" и др.
В очередной декларации "Идите к черту" (1914) было заявлено об объединении всех футуристических групп: "Мы отбросили наши случайные клички эго и кубо и объединились в единую литературную компанию футуристов". Но уже в 1915 г. Маяковский писал: "Да! футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением" ("Капля дегтя"). Последствия этого "стихийного бедствия" еще долго напоминали о себе (как минимум до конца 1920-х гг.).
Футуристов обвиняли в отвержении традиций. Но, во-первых, давайте не забывать, что отказ от традиций - тоже традиция, а во-вторых, вспомните вызывающее поведение некоторых символистов (например, В. Я. Брюсова), их жизнетворчество, многочисленные эксперименты со словом. Поведение футуристов было игрой на публику, а точнее говоря - за публику. Бросить Достоевского с парохода современности призывал поэт, хорошо знавший творчество как классиков, так и современников. Я говорю о Маяковском. Несмотря на эпатаж (одна строчка Маяковского - "Я люблю смотреть, как умирают дети..." - может составить достойную конкуренцию брюсовской - "О, закрой свои бледные ноги!"), это был поэт с душой одинокой скрипки. В подтверждение можно прочитать стихотворение Маяковского "Скрипка и немножко нервно".
В заключение темы "Серебряный век русской поэзии" необходимо сделать краткое обобщение пройденного материала; расставить акценты перед проверочной работой; сказать о том, что любая классификация (в том числе по литературным направлениям) упрощает предмет, делает его примитивным (так, за скобками нашей темы осталось творчество С. А. Есенина и других "новокрестьянских" поэтов, а также имажинистов). Говоря о литературе, мы имеем дело прежде всего с произведениями некогда живших людей, каждый из которых был интересной, а главное - неповторимой личностью. И прежде чем браться за чтение стихов того или иного автора, желательно узнать как можно больше о его биографии. Только при этом условии чтение превратится в полноценное общение с писателем.
Урок 7.
Проверочный
1-й вариант
1. Укажите хронологические границы Серебряного века.
2. Перечислите известных вам писателей Серебряного века. Кто из них писал в русле символизма?
3. Назовите "младших" символистов.
4. Почему Серебряный век называют "русским Ренессансом"?
5. Чем символ отличается от аллегории? Приведите пример символа и аллегории (на материале русской литературы).
6. Что такое "словесная живопись" (цветопись)?
7. С какой датой связывают начало русского символизма?
8. Как назывался первый сборник стихов кубофутуристов?
9. Что общего между символизмом и акмеизмом?
10. Перечислите названия известных вам стихотворений А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, В. Маяковского.
11. Как вы понимаете следующее стихотворение?
Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю...
Я все уединенное,
Неявное люблю.
Я - раб моих таинственных,
Необычайных снов...
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов...
стр. 33
--------------------------------------------------------------------------------
Как вы думаете, к какому литературному направлению его можно отнести? По возможности назовите автора (З. Н. Гиппиус. "Надпись на книге").
2-й вариант
1. Кто ввел термин Серебряный век русской поэзии?
2. Перечислите известных вам писателей Серебряного века. Кто из них писал в русле акмеизма?
3. Назовите "старших" символистов.
4. Что такое "синтез искусств"?
5. Что такое "жизнетворчество" (в чем оно проявлялось)?
6. Что такое "словесная музыка" (звукопись)?
7. Назовите философов, оказавших основное влияние на русских символистов.
8. С какой датой связано начало акмеизма?
9. Что общего между символизмом и футуризмом?
10. Перечислите названия известных вам стихотворений А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, В. Маяковского.
11. Как вы понимаете следующее стихотворение?
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Как вы думаете, к какому литературному направлению его можно отнести? По возможности назовите автора (А. А. Ахматова. "Проводила друга до передней...").
3-й вариант
1. Назовите основные литературные направления Серебряного века.
2. Перечислите известных вам писателей Серебряного века. Кто из них писал в русле футуризма?
3. Назовите кубофутуристов.
4. Что такое Вечная Женственность?
5. Чем русский символизм отличался от европейского?
6. Что такое "декадентство"?
7. Какие исторические события совпали с Серебряным веком русской поэзии?
8. Назовите первый манифест русских футуристов.
9. Почему стихотворение В. Брюсова "О, закрой свои бледные ноги!" приобрело скандальную популярность?
10. Перечислите названия известных вам стихотворений А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, В. Маяковского.
11. Как вы понимаете следующее стихотворение?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Как вы думаете, к какому литературному направлению его можно отнести? По возможности назовите автора (В. В. Маяковский. "А вы могли бы?").